Игры по автоматизациизвукопроизношения с элементами драматизации. Консультация для воспитателей логопедических групп.
консультация по логопедии на тему

Гринь Анна Борисовна

Учитывая, что игра - ведущая деятельность для дошкольника, при автоматизации поставленного звука важно максимально использовать игровые приемы и наглядность.  Театрализованным играм принадлежит особая роль в совершенствовании речевых навыков. Благодаря использованию  игр с элементами драматизации процесс автоматизации звуков проходит в доступной и привлекательной для детей форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игры по автоматизации звукопроизношения с элементами драматизации».

Консультация для воспитателей.

Составила: ЛОГОПЕД МЕНЬШОВА  А.Б.

              Игра, являясь ведущим типом деятельности дошкольника, определяет основополагающее направление в коррекции речи ребенка. В процессе создания и реализации игрового замысла находят своё отражение и представления детей об окружающем мире, и их отношение к той или иной проблемной ситуации. Овладение навыками мимической, пантомимической, речевой выразительности способствует развитию творческого потенциала детей и повышению уровня их социальной адаптации.

       Как показывают практические наблюдения, театрализованным играм принадлежит особая роль в повышении совершенствовании речевых навыков, развитии психических процессов, повышении эмоциональной активности.

Театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

В театрализованной игре дети имитируют движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность рече-двигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения.  

          Напомню, что игра – драматизация представляет собой разновидность театрализованной сюжетно – ролевой, режиссёрской игры и сохраняет типичные признаки сюжетно – ролевой игры: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения.

  Игра – драматизация очень разнообразна и представлена различными по своему содержанию целями, задачами и формами,  которые выбираются с учетом  возраста  детей. В играх-драматизациях решаются следующие задачи:

1. Воспитательно-образовательные: 

обогащение знаниями, умениями, навыками;

развитие психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления);

развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициатива, воображение;

формирование норм поведения;

воспитание морально-волевых качеств личности.

2. Коррекционные:

закрепление навыков правильной, речи;

усвоение богатства родного языка;

усвоение элементов речевого общения (жестов, мимики, интонации);

активизация и пополнение словаря;

совершенствование грамматического строя речи;

развитие тонкой моторики рук.

         При коррекционной работе по звукопроизношению для ребенка наиболее сложным и наименее интересным оказывается автоматизация звука. Часто  ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. У него снижается интерес к занятиям.

Игры с элементами драматизации  помогают в коррекционном воздействии, активизируют слуховое и зрительное восприятие, внимание, память и являются необходимым условием увлекательной деятельности детей.

Рассмотрим некоторые примеры таких игр.

 1.  Логопедическая гимнастика     (упражнения на развитие дыхания и мимику)

У детей – маски-шапочки: зайчик, Мишка, лисичка, петушок. Дети по очереди  идут по тропе, имитируя движения животных и произнося соответствующие звуки :

1. «Зайчик»                        На звуке (Ф) – тихий, резкий выдох.

2. Мишка -                        Выдох на звуке (Ы) нижней диафрагмой.

3. «Лисичка улыбается»   -   Длинный, высокий, протяжный звук (И).

4. «Сердитая собака» - Выдох сильный, резкий  на звуке (В).

5. «Петушок» - пропеть на одном дыхании - кукареку

2. Автоматизируем слоги со звукам С. Произносим звук и делаем соответствующие движения руками.

 «Строим заборчик»: са – са – са ;  су – су – су  и т. д.

А теперь забор деревянный: «Отбираем плохие доски» (убрать лишний слог):

 са – су – ба

 сы - сы - ка

су-су-ма

«Забиваем гвозди в забор»:

 ас – са – ос

 ус – сы – ыс

3.Автоматизация звука З. 

«Пилим бревна»   Два ребенка «поднимают бревно», берут пилу и пилят, произнося характерный звук, изменяя длительность по указанию логопеда.

4. Автоматизация звука Ж.

«Мухи в паутине»  Несколько детей стоят в кругу, изображают паутину. У одного ребенка – крылья, он – муха.  «Муха»  летает вне круга, по сигналу логопеда  попадает в паутину, жужжит. Дети уменьшают круг, «муха»  жужжит активнее.

5. Автоматизация звука Ж.

Одна группа детей изображает цветы. Им педагог надевает веночки из цветов. Другая группа пчелы, которые собирают с цветов мед. Пчелы летают вокруг цветов и жужжат. По сигналу они летят в улей. Затем дети меняются

6. Драматизация сказки “Комар и Комарик”.

Летят навстречу друг другу Комар и Комарик (помахать руками и пальчиками). Летят и зудят свои песенки.

Комар: “З-З-З” Комарик: “ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ”  Поприветствовали друг друга и полетели в разные стороны.

7. Игра «Бабочки»

Бабочки очень любят летать, но особенно они любят летать над полянкой. Бабочка летает, по команде логопеда садится на цветы, произносит СА-СА-СА.

8. Игра "ВЕСЕЛАЯ  ПОЛЯНКА"

Правила игры: Перед началом игры мы с детьми договариваемся о том, кто будет изображать комара, кто пчёлку, кто змею, кто листочек, кто дятла и т. д. Количество персонажей зависит от Вашей звуковой фантазии. Но обратите внимание: дети часто путают звуки С - 3; Ш - Ж; Ш - Щ и т.п. А в этой игре, изображая подряд змею (Щ) и листочек Ш-ш-ш, комара З-з-з и жука Ж-ж-ж и других персонажей, ребенок вынужден очень внимательно относиться к звукам и употреблять только нужный. Так в игре приходит сложный навык дифференциации, т.е. различения звуков.

9. Игры для автоматизации звуков в словах и фразах.

    Лягушки:  ( чередование звуков С Ш)

Дети Улыбаются, качая головой  вправо-влево.Разводят руки в стороны.

Делают «пружинку».

поднимают руки вверх и встряхивают кистями.

Считалкой выбирают двух лягушек.

Логопед:

Что за крики у пруда:

Лягушки:

 «Квасу,  квасу нам сюда!

 Ква-ква-квасу,  простокваши,

Надоела нам вода».

Литература:

Баскакина И.В., Лынская М.И. Логопедические игры. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звуков, М.: Айрис-Пресс, 2009.

Коноваленко Парные звонкие глухие согласные Г - К. Альбом графических, фонематических и лексикограмматических упражнений для детей 6 . 9 лет. Выпуск 4

Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей

Нищева Н.В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции звукопроизношения.

Перегудова Т. С, Османова Г. А. "Вводим звуки в речь" Картотека для автоматизации звуков [С], [З], [Ц]

Синицына И.Ю. Буду чисто говорить Логопедическое пособие в стихах. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.

Шинкарёва, Л. Н. Игры для автоматизации и дифференциации звуков у детей дошкольного возраста / Л. Н. Шинкарёва. — 2-е изд. — Мозырь : ООО ИД «Белый Ветер», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей логопедических групп.

Тема:   Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте. Использование  специальных символов в играх по формированию звукового анализа и синтеза....

Консультации для воспитателей логопедической группы

В данной работе представлен материал по обучению воспитателей  артикуляционной гимнастике, а также по другим разделам: обучению грамоте, грамматическому строю, связной речи, произношению....

консультация для воспитателей логопедических групп

«Сюжетно-ролевая игра,как средство формирования связной речии социального развития дошкольников»...

Консультация для воспитателей логопедической группы "Речевая среда в группе".

В статье  раскрывается понятие  "речевой режим  в  группе",  представлены  требования  к  речи  воспитателя....

Консультация для воспитателей логопедической группы " О приемственности в коррекционной работе логопед и воспитателя"

В консультации проводится анализ  совместной работы логопеда и воспитателя в группе для детей с общим недоразвитием речи. Выделяется первоочередные и второстепенные задачи коррекционной рабо...

Консультация для воспитателей логопедических групп: " Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе логопедической группы.

Консультация для педагогов :"Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе логопедической группы."...