Ступеньки к познанию родного языка. Конспект занятия
план-конспект занятия по логопедии на тему

Виды работ по профилактике дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста. Для детей 6 - 7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_zan.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

открытого занятия

Ступеньки к познанию родного языка

(виды работ по профилактике дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста).

Подготовительная группа.

Учитель-логопед Мартюшева

Любовь Георгиевна.


Цели:

1. Развитие фонематического слуха, фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза слов.

2. Расширение словарного запаса детей, развитие речи.

3. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.

4. Развитие пространственно-временных отношений.

5. Закрепление знаний о звуке, букве, слоге, слове, словосочетании, предложении. Учить различать эти единицы русского языка.

6. Прививать любовь к русской речи, к поэзии.

7. Воспитывать эстетические чувства.

Оборудование:

мяч, карточки с буквами разного шрифта, трафареты букв; таблицы, картинки, счетные палочки, фишки для звуковой схемы слова; репродукции картин художников; карточки со слогами, карточки со словами; аудиокассета с записями фрагментов "Лунной сонаты" Бетховена, "Лебединого озера" Чайковского, репродукции картин Врубеля "Царевна-лебедь", Куинджи "Лунная ночь на Днепре", Шишкина "Рожь"; таблички со знаками ., !, ?; слоговые таблицы.

I. Организационный момент.

1. Приветствие к гостям.

Логоритмика:  Пусть каждый день и каждый час

Нам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у нас,

А сердце умным будет.

2. Какое сегодня число?

3. Соседи числа, месяца, года, дня недели, времени года.

4. Звуковая цепочка. Игра с мячом.

II. Объявление темы.

Дети садятся на коврик, мягкие подушки.

- Послушайте стихотворение, ответьте на вопрос: "Что красивей всего?"

Да, вот так вопрос: «Что красивей всего?»

Ответить я сам не сумел на него.

И вот я решил послушать ответы

Других обитателей нашей планеты.

Деревья и Травы сказали в ответ:

- Да что же прекрасней, чем солнечный свет?!

- Да что же прекрасней ночной темноты?! -

Откликнулись совы, сычи и кроты...

- Леса! - отвечали мне Волк и Лиса.

Орёл свысока процедил: - Небеса!

- По-моему, море! - ответил Дельфин.

- Мой хвост, без сомнения! - крикнул Павлин.

Спрошу Мотылька - отвечает: - Цветок!

Спрошу у Цветка - говорит: - Мотылёк!

Кто славит поля, кто - полярные льды,

Кто - горы, кто - степь, кто - мерцанье звезды...

А мне показалось, что все они правы.

Все: Звери и Птицы, Деревья и Травы...

И я не отвечу, увы, ничего

На трудный вопрос: «Что красивей всего?»

Ответы детей.

- Красивой может быть и человеческая речь.

Какой наш родной язык? (Русский).

Сегодня мы с вами вспомним все основные ступеньки к познанию родного языка и постараемся подняться как можно выше.

Демонстрируются карточки. Все дети читают, хором отвечают:

Звук. Буква. Слог. Слово. Словосочетание. Предложение. Текст.

III. Игры со звуками.

1. Назвать гласный звук в слове.

Логоритмика:    Этот звук легко поется,

Этот звук, как песня, льется,

Называть мы будем гласным,

Будем красить цветом красным.

А, О, У, И, Ы, Э.

2. Какое слово задумано?

По первым звукам слов угадать новое слово.

3. Звуковая схема слова (с фишками красного, синего, зеленого цветов).

IV. Игры с буквами.

Логоритмика:  Кто вечно хнычет и скучает,

Тот ничего не замечает,

Кто ничего не замечает,

Тот ничего не изучает,

Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает.

1. Какая буква сломалась?

2. Зеркальные буквы.

3. Умные ручки (буквы из мешочка).

4. Какие буквы спрятались? (с песочными часами, за 1 минуту).

V. Игры со слогами.

1. "В слове слог договори, будь внимательным, смотри."

ма - ... , ру - ... , но - ... , за - ... .

2. Буду я сейчас водить,

Слово вслух произносить.

Слово нужно повторить

И на части разделить.

3. Прямые и обратные слоги.

Придумать слова со слогами:

ма - ам , ут - ту , ра - ар , ан - на , ас - са

4. Поменять слоги местами.

Какое слово задумано?

VI. Игры со словами.

1. Какая буква пропала? (д . м ,  гла . )

2. Слово рассыпалось. Буквы разного шрифта.

3. Предлоги В, НА.

4. Сложные слова.

Логоритмика: "У лукоморья дуб зеленый ..."

Прослушать стихотворение. Какие слова составлены неверно? Заменить части слов и назвать правильные слова.

Кто мне скажет,

Где бы мог

Поселиться осьмирог?

Кто покажет носонога?

Про него я слышал много.

Пусть мне кто-нибудь найдет

Настоящий вертоход.

Я не видел паролета,

Но взглянуть давно охота.

Объясните мне толково,

Кто такие труболовы?

Подскажите,

Где на свете

Рыбочиста можно встретить?

И последний мой вопрос,

что такое ледокос,

И в какое время года

Наступают сеноходы?

5. Изографы.

VII. Игры со словосочетаниеми

1. Игра "Дразнилка" (согласование существительных с числительными)

2. В мире музыка звучит.

Ночью - поздно, утром - рано,

Звуки музыки - охрана

И от зла надежный щит.

Что общего между произведениями:

- Бетховена "Лунная соната" и Куинджи "Лунная ночь на Днепре"?

- Чайковского "Лебединое озеро" (фрагмент из балета) и Врубеля "Царевна-Лебедь"?

Сочетания:

лебединое озеро

лебединая шея

лебединая верность

лебединая песня

3. Волшебный дождик (Игра на согласование существительных с прилагательными)

VIII. Игры с предложением.

1. Знаки  . ! ?

Интонацией показать, какой знак достался (детям раздаются таблички со знаками).

Логоритмика:  Если мысль закончил ты,

Записал на строчку -

Не забудь, в конце поставь

Кругленькую точку.

Чувства сыплются наружу,

Восхищение в словах,

Торжество, тревога, ужас -

Восклицательный здесь знак!

С почемучкой дружишь ты?

Значит, и в тетрадке

Знак вопроса смело ставь -

Будет все в порядке!

2. Задай интересный вопрос, не повторяя слов соседа.

3. Составить предложение по словам и картинкам.

Даны таблички с фамилиями художников и названиями их работ, а также репродукции картин. Правильно подобрать и сказать предложение по образцу:

Левитан написал картину "Март".

(Кустодиев "Купчиха за чаем",

Верещагин "Апофеоз войны",

Васнецов "Кощей Бессмертный",

Рафаэль "Сикстинская Мадонна",

Суриков "Взятие снежного городка",

Хальс "Цыганка",

Саврасов "Грачи прилетели",

Перов "Тройка",

Федотов "Сватовство майора",

Серов "Девочка с персиками",

Айвазовский "Ледяные горы").

IX. Игра с текстом.

Пингвины - жители пустыни.

Ужата очень любят дыни.

Шоферы знают толк в малине.

Ребята ползают в трясине.

Верблюды плавают на льдине.

Медведи возятся в машине.

Неспешно ходит черепаха.

Колючий лев в траве таится.

Могучий ёж не знает страха,

за ним охотится лисица.

Нет ни склада тут, ни лада ...

переставьте всё, как надо!

На фланелеграфе выкладываются таблички с отдельными словами. Переставить их так, чтобы смысловая связь была в каждой фразе восстановлена.

X. Подведение итогов.

Чем занимались на занятии?

XI. Сюрпризный момент.

За каждое выполненное задание - конверт с буквой. Из всех букв выложить:

ДО СВИДАНИЯ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Загадки родного леса» Конспект занятия в средней группе.Образовательная область Познание.

Цель:Познакомить  детей с представителями живой природы:насекомыми,дикими животными,растительностью.Задачи:Ввести понятие лекарственные растения:мать-и-мачеха,цветы липы,лист подорожника и т.д.Фо...

«Загадки родного леса» Конспект занятия в средней группе.Образовательная область Познание.

Цель:Познакомить  детей с представителями живой природы:насекомыми,дикими животными,растительностью.Задачи:Ввести понятие лекарственные растения:мать-и-мачеха,цветы липы,лист подорожника и т.д.Фо...

Природа родного края Конспект занятия в старшей группе

Цель: Закрепить знания детей о растительном мире родного края. Стремиться вызвать у детей чувство благодарности за то, что мир прекрасен.Учить использовать растительный мир с умом. Пока...

МОЙ РОДНОЙ ГОРОД (конспект занятий в старшей группе)

Программное содержание:1.     Уточнить с детьми информацию о родном городе (какие красивые места в нем есть, какой транспорт в нем ходит, кто в нем живет и трудится).2....

«Мой родной край». Конспект занятия по патриотическому воспитанию (первая младшая группа)

Татьяна Саенко«Мой родной край». Конспект занятия по патриотическому воспитанию (первая младшая группа)Цель: воспитание у детей I младшей группы нравственно-патриотических чувств.Зада...

Родной Язык конспект"Бала белән күбәләк"

ТЕХНОЛОГИК КАРТАТуган телдә сөйләм үстерү өлкәсеТема. “Бала белән күбәләк” зурлар төркеме...