природные ресурсы родного края. Конспект занятия "Знакомство с камешками, углем и мелом"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Знакомство со свойствами и  качествами угля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ.

Тема: «Знакомство с камешками, углем и мелом».

Цель: Развитие познавательной активности детей методом детского экспериментирования в процессе знакомства с камнями, углем, мелом.

Программное содержание:

1.Развивать интерес к камням. Закрепить умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый и др). Закрепить представление о том, что камни бывают речными и горные (речные имеют неровную округлую, гладккую форму, иногда неострые углы; горные камни всегда разную форму, имеют острые углы), что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог.

2.Познакомить со свойствами каменного угля, что это – полезное ископаемое, для чего его используют. Закреплять умение обследовать предметы, называть их свойства и особенности. Поддерживать интерес к экспериментированию.

3.Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.

4.Формирование речевой активности у детей, обогащение словаря.

Материалы: Образцы речных и горных камней. Кусочек дерева, гвозди, молоток. Посылка с каменным углем и камушками, уголек - кукла. Подносы с камушками, каменным углем и деревом, емкости с водой и палочки (по количеству детей), салфетки, клеенки..

Ход занятия:

Все ребята встали вкруг,

Ты- мой друг, и я твой-друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята в детский сад пришла посылка. Вот она! Как проверить, действительно ли она предназначено нам?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, по адресу. Кто знает адрес нашего детского сада? Кто помнит номер нашего детского сада? (г. Кемерово ул. Веры Волошиной д.25А д/с №202 «Сказка» группа «Почемучки») Значит, посылка предназначена нам. Смотрите, здесь записка. Давайте ее прочитаем и узнаем, кто нам прислал посылку (читает).

« Здравствуйте ребята. Меня зовут Хозяйка медной горы. Мы с вами уже знакомы. Я приготовила для вас подарок. Но открыть посылку вы сможете только тогда, когда отгадаете загадку..»

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий -

в ладошке лежать.

Тяжелый, большой -

одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Дети. Это камень. Это разные камни.

Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли мы отгадали загадку (открывает посылку). Посылка открылась. Значит, мы с вами правильно отгадали загадку. Смотрите, в посылке камни. Давайте теперь о камнях и побеседуем.

Воспитатель: Мы с вами уже говорили о камнях. Какие, по-вашему, бывают камешки? (Ответы) Правильно морские и речные.

Воспитатель: Найдите на подносе морские камни и положите их перед собой на салфетку. Посмотрите на камни, и скажите: какие они? Какой формы, цвета, какая у них поверхность, какие края?

Дети: Камни гладкие, разной формы - овальные и круглые, твердые, холодные, красивые, разного цвета.

Воспитатель: Почему они такие? (Ответы.) Да, такими гладкими их сделали морские волны. В морской солёной воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает их края, и они становятся гладкими-гладкими - без единого уголка. А теперь найдите речные камушки и положите их рядом с морскими. Потрогайте их. Что можете сказать про речные камни? Какие они?

Дети: Камни гладкие, разной формы – неровные овальные и круглые, есть уголки, хоть и  неострые твердые, холодные, разного цвета.

Воспитатель: Да, такими гладкими их сделала речная вода. Но в речная вода не соленая и она не может сточить углы.

Воспитатель: А теперь посмотрите на эти камушки камни и положите их перед собой на салфетку. Это камни горы. Они откалываются от скал гор и падают к подножию горы, вниз. Посмотрите на камни, и скажите: какие они? Какой формы, цвета, какая у них поверхность, какие края?

Дети: Шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами.

Воспитатель: Ребята слово шершавые для вас новое, давайте повторим его несколько раз, все вместе, (дети повторяют вместе с воспитателем). 

Воспитатель: Так чем же речные камни отличаются от горных? (Ответы?) Возьмите камень в руку и сожмите крепко-крепко. Изменил он форму? Верно, нет. Почему? (Он твердый)

 Давайте попробуем  им порисовать. Камень не оставляет след, значит им нельзя рисовать.

Как вы думаете, он тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева. И попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево.) А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. (Забивает - не получается, предлагает двум-трем детям попробовать сделать то же) Давайте я еще раз попробую. Что получается? (Гвоздь гнется, но не вбивается.) Ну что, смогли мы забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? (Ответы) Какой можно сделать вывод?

Дети. Камень тверже дерева.

Воспитатель: А как камень и дерево будут себя вести в воде? Перед вами сосуд с водой, попробуйте опустить дерево в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает) Давайте осторожно опустим камень в воду Что произошло с ним? (Камень тонет) Почему? (Он тяжелее воды) А почему плавает дерево? (Оно легче воды) Обратите внимание на камень, который лежит в воде.

Воспитатель:  Как вы думаете, он растворяется или нет? Как это можно проверить? (Помешать воду палочкой). 

– Меняет ли цвет вода? Так растворяется камень или нет?

Дети: Не растворяется.

Достаньте его. Какой он? (Мокрый) Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом. Мокрый камень темнее)

Где можно увидеть камни? Верно, в реке, в море, на дороге. Как вы думаете, нужен ли камень человеку? Использует ли человек для своих нужд камень? Как? (Ответы-предположения)

Физминутка.
Стоит гора высокая, поднимают руки вверх 
Стоит гора широкая.
Её ветер обдувает,
обмахивают кистями рук
Её дождик поливает, встряхивают кистями рук. 
Стоит гора, страдает.
Камешки теряет.
Часть детей отделяется от горы, 
Катятся, катятся
 
камешки прочь.
Отодвигается в сторону: приседают. 
Раскатись камешки, и с той поры
Ничего не осталось

От нашей горы! Двумя руками показывают на опустевшее место.
Воспитатель: У нас в посылке еще остался камешек, Может быть кто-то знает, что это за камушек? (дети дают ответы, выясняется, что камушек - уголь).

- Ой, камушек ожил и что-то хочет сказать (педагог делает вид, что слушает камушек).

Уголёк.
Я – чудесный уголёк.
Чёрный у меня бочок.
Ярко я в печи горю,
Людям всем тепло дарю!

Воспитатель: Вот он какой, каменный уголь (показывает). У вас на столах подносы. Найдите на них каменный уголь.

Воспитатель:  Какого цвета уголь? (Он чёрный

Воспитатель:  Уголь твёрдый или мягкий? Он твердый. Как вы поняли, что каменный уголь твёрдый?

– Пробовали надавить на него или сжать в руке (модель выставить). (Твердый)

Воспитатель: Как вы думаете, каменный уголь прочный? (Ответы детей выслушать). Давайте проверим. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдёт (ударяю по куску каменного угля молотком – он рассыпался на несколько мелких кусочков).

– Какой вывод можно сделать? (Хрупкий, легко ломается, много мелких кусочков)

Дети: Камень прочнее, чем уголь (выставить модель). (Камень без изменений)

Воспитатель: Посмотрите на свои руки, что можно сказать про уголь? Он пачкается .

Давайте попробуем  им порисовать. Уголь оставляет след, значит им иожно рисовать.

Положите уголь и вытрите руки салфеткой. (Пачкает руки)

Воспитатель:  Как вы думаете, что произойдёт, если мы опустим каменный уголь в воду? Давайте опустим его в сосуд с водой. Что происходит? (По воде идут круги, появились пузырьки, вода мутнеет) Во всех камнях есть воздух, в пористых - его больше. И при опускании в воду воздух вытесняется ею - появляются пузырьки. Уголь утонул. Почему? (Каменный уголь тяжелый) Как вы думаете, он растворяется или нет? Как можно проверить? (Помешать воду палочкой) Меняет ли цвет вода? Так растворяется или нет каменный уголь? (Не растворяется) Запомните - каменный уголь нерастворим ни в одной из жидкостей.

– Что вас больше всего порадовало во время работы?
– Какие слова вы бы хотели сказать угольку?

Вывод:

 Уголь чёрный, он твёрдый, но при ударе рассыпается на мелкие куски, он пачкается, он бугристый как дерево, уголь тяжёлый, не растворяется в воде и других жидкостях.

Воспитатель:  Уголь находится глубоко под землёй. Ребята, наша земля хранит множество самых настоящих богатств и сокровищ. Их называют "полезными природными ископаемыми". Почему природные богатства называют "полезными ископаемыми?"

Ответы детей : Ископаемые - потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные - потому что они приносят большую пользу людям.

Уголь находится глубоко в земле, его находят, достают из земли – добывают, поэтому уголь – ископаемое.

Нужен ли человеку каменный уголь? Для каких целей? Он хорошо горит и дает много тепла, поэтому используется в качестве топлива на фабриках, заводах и железных дорогах, для получения электроэнергии. Применяется при выплавке чугуна и стали. Из каменного угля получают краски и лаки и многое другое. Значит он полезен, поэтому это – полезное ископаемое

Воспитатель: Дети мы сегодня познакомились, углем и камешками. Давайте поблагодарим Хозяйку медной горы. И скажем нашему угольку до свиданья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе приобщения дошкольника к природному наследию родного края.

В настоящее время экологическая проблема в масштабе человеческой цивилизации представлена настолько актуально, что практически все eё основные аспекты уже осмыслены  в ряде наук. Тем не мен...

«Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста на основе природных условий родного края».

·      Меркурьева С.А. – воспитатель I квалификационная категория;·      Родители;·      Дети подготовительной группы «Вишенк...

Консультация для воспитателей «Содержание и средства формирования у детей-дошкольников представлений о природном мире Родного края»

Подготовлено воспитателем Осиповой Натальей Анатольевной, МБДОУ "Детский сад №60 "Заинька" г. Тамбов      Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Поч...

«Экологическое образование детей среднего дошкольного возраста посредством приобщения к природному миру родного края»

Управление образования, молодежной политики и спортаАдминистрации Шелеховского муниципального районаМУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШЕЛЕХОВСКОГО РАЙОНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБР...

Статья по теме "Использование потенциала ИКТ в формировании представлений об объектах природного мира родного края у детей младшего дошкольного возраста"

Основы экологической культуры личности закладываются в период дошкольного детства. Родная природа является не только естественной первичной жизненной средой для каждого человека, с момента его рождени...

«Взаимодействие инструктора по плаванью с воспитателем в рамках ознакомления дошкольников с водными ресурсами родного края»

Разностороннее развитие дошкольников в процессе формирования у них навыков плавания на основе интеграции образовательных областей....