Немаловажное значение в работе по развитию мелкой моторики рук имеют пальчиковые игры, которые достаточно сложны для 4-летнего ребенка. В пальчиковых играх и упражнениях отрабатываются статические и динамические движения. В пальчиковых играх активно используется игровая мотивация, значительно повышающая интерес детей к учебным мероприятиям, а также эффективность самих игр. Пальчиковые игры включаются в сказки, рассказики, стихотворные формы. В этом случае пальчиковые упражнения напоминают своеобразные инсценировки. При этом говорит взрослый, а дети только действуют пальчиками. Ребенку трудно в этом возрасте сопровождать сложные для него упражнения словами. Пальчиковые игры условно разделяются на три группы. Деление на группы связано не со степенью сложности упражнений, а с использованием различной наглядности и атрибутики. 1-я группа - пальчиковые игры без предметов; 2-я группа – пальчиковые игры с использованием атрибутики; 3-я группа пальчиковые игры с предметами. Пальчиковые игры без предметов В игровых упражнениях данной группы особо важное значение получает игровая мотивация, так как именно она является привлекательным моментом, побуждающим ребенка действовать своими пальчиками. Здесь педагог рассказывает детям маленькие сказочки (можно с продолжением); сопровождает действия пальчиков стихами, содержащими указания, что надо делать детям. Все пальчиковые упражнения выполняются детьми при непосредственном участии педагогов (взрослых). Например: - 1. Игра «Кто построил птичке домик».
Воспитатель рассказывает | Воспитатель и дети показывают | На опушке леса стояло высокое дерево. Большие толстые ветки дерева раскинулись в разные стороны. Однажды к этому дереву прилетел дятел. Сел он на самую длинную ветку и стал по ней стучать. Сначала дятел стучал тихо, боясь разбудить лес своим стуком. А потом решил постучать погромче, чтобы лучше прослушать старое больное дерево. Скоро в дереве появилось дупло. Прилетела к дуплу птичка-невеличка, крылышками машет, кружит над дуплом. Понравилось птичке дупло. Решила она свить здесь гнездо. | Локоть левой руки упирается на поверхность стола, рука поднята вверх. Пальцы напряжены и расставлены в стороны. Большой и указательный пальцы правой руки соединены в виде длинного клюва и напряжены. Они ударяют по среднему пальцу левой руки. Пальцы правой руки, сложенные в виде клюва, ударяют по другим пальцам левой руки с разной силой: то слабо — тихо, то сильнее — громче. Пальцы обеих рук плотно переплетаются, ладони образуют круглый домик. Кисти рук внутренней стороной направлены к туловищу, большие пальцы крепко сцеплены, а остальные пальцы ритмично движутся, как в полете крылья у птицы. |
В последующей работе педагоги могут повторять эту сказку без изменений, но постепенно ее содержание следует расширять новыми сюжетами и соответственно новыми движениями кисти и пальцев рук. 2. Игра «Скакалка». Ц е л ь. Тренировать большие пальцы рук. Игровое упражнение выполняется в положении сидя на стульчиках или стоя. Исходная позиция: руки опущены вниз, ладони сжаты в кулачки, большие пальцы вытянуты и производят круговые движения (с напряжением). Дети крутят «скакалочку» сначала в одну сторону, потом в другую. Воспитатель сопровождает игру четверостишием: Как у нашей Алочки Новая скакалочка. Вертит быстро Алочка Ручки у скакалочки. 3. Упражнение «Брызги». Ц е л ь. Упражнять кисти рук в быстрой смене тонуса (кулачок - напряжение мускулатуры, стряхивание - расслабление мышц). Исходная позиция: руки сжаты в кулачки; указательные, средние, безымянные пальцы и мизинцы обеих рук прижаты к ладоням большими пальцами. При выполнении упражнения дети с силой выпрямляют пальцы, как бы стряхивая капли воды с мокрых пальцев, и снова сжимают в кулачки. Упражнение выполняется энергично. Можно использовать стихи, которые выразительно читает педагог. Ах, как жарко во дворе! Брызги вправо, Скучно нашей детворе. Брызги влево. Без воды и без купанья — Мокрым стало наше тело. Это просто наказанье. Даже песика Трезора Мы не будем унывать, Вымочили брызги скоро. Будем мы с водой играть. И веселый наш Трезор Убежал в соседний двор. (JI. Тимощук.) 4. Упражнение «Циркуль». Ц е л ь. Развивать амплитуду движения кисти руки. Упражнение выполняется сидя за столом. Дети ставят большой палец на гладкую поверхность стола - это основа циркуля. Остальные пальцы попеременно выполняют функцию карандаша, двигающегося то влево, то вправо по окружности. 5. Упражнение «Складной ножичек». Ц е л ь. Развивать подвижность суставов указательного пальца ведущей руки. Ребенок ставит указательный палец на край стола (как бы перпендикулярно плоскости стола). Первая фаланга осторожно сгибается и ложится на стол. Вторая фаланга при этом находится перпендикулярно первой, а третья фаланга ложится на первую. Упражнение можно выполнять под счет раз-два. 6. Упражнение «Мальчик-осьминог». Ц е л ь. Развивать содружество движения пальцев рук. Пальцы в полусогнутом (растопыренном) виде устанавливаются на твердой поверхности и двигаются в двух направлениях: сначала от себя, потом к себе. Движения пальцев имитируют игру на пианино (последовательное прикосновение пальцев к поверхности) с одновременным продвижением вперед-назад. Упражнение сопровождается чтением стихотворения: Это — мальчик-осьминог, У него так много ног. Успевает он везде: И в учебе, и в труде, Потому что осьминожка — Это просто многоножка. (Л. Тимощук.) 7. Упражнение «Урожай». Ц е л ь. Упражнять в умении чередовать напряжение с расслаблением. Большой и указательный пальцы правой руки соединены с одноименными пальцами левой руки. Остальные пальцы на обеих руках согнуты и прижаты к ладоням. Расслабленные пальцы (большие и указательные) образуют контур репки. Затем пальцы напрягаются, образуя контур свеклы. При максимальном напряжении пальцы образуют контур моркови. При выполнении упражнения необходимо чередовать напряжение с расслаблением (репка - свекла - морковка - свекла - репка и т. п.). Выполнение упражнения можно сопровождать следующими стихами: Вырастала репка Желтая и крепкая. Перед домом свекла Смотрит прямо в окна. И морковки урожай, Сладкой, сочной, собирай. (Л. Тимощук.) Для многократного выполнения упражнения можно использовать стишок, позволяющий педагогу контролировать количество выполненных упражнений (попеременное чтение левого и правого столбиков). Эй, ребята, не зевай! Собираем урожай! С этой грядки — репку, Здесь возьмем морковку, С этой грядки — свеклу, За морковкой — свеклу, Здесь возьмем морковку. А теперь — и репку, Положили? И опять Что сидит так крепко. Начинаем собирать. Положили? И опять начинаем собирать... (Т. Гризик.) Повторив упражнение необходимое количество раз, педагог заканчивает его следующими словами: Хоть и пальчики устали, Урожай мы весь собрали. Пальчиковые игры с использованием атрибутики В пальчиковых играх второй группы используется различная атрибутика, которая повышает интерес детей к их проигрыванию. Педагогам рекомендуется использовать в качестве атрибутов перчатки (лучше детские), на каждом пальчике которых вышиваются глазки, носик, ротик. Наряду с перчатками используются пробки от флаконов с приклеенными или нарисованными лицами человечков, мордочками животных. Детям нравится надевать на пальчики вырезанные головки или прикреплять фигурки к пальцам с помощью бельевой резинки. 1. Игра «Пальчики знакомятся». Ц е л ь. Развивать ловкость пальцев рук. В этой игре дети знакомятся с названиями пальцев. В процессе игры дети надевают на пальчики разноцветные колпачки, сделанные из цветной бумаги (сшитые из ткани, связанные из разноцветных ниток). Каждый цвет соответствует определенному названию пальца. Например: красный колпачок надевается на большой палец, синий - на указательный, желтый - на средний, зеленый - на безымянный, белый - на мизинец. Начиная игру, педагог показывает детям палец, называет его и после этого надевает на него колпачок. Педагог говорит: «Давайте познакомимся с удивительным народцем - пальчиками. Пальчики есть у всех: у вас, у меня. У всех пальчиков есть свои имена. Давайте с ними знакомиться. Это -- Большой палец (педагог показывает свой палец). Найдите у себя свои большие пальцы: на одной и на другой руке. Это - Указательный палец» и т. д. Так педагог знакомит детей со всеми пальцами и их названиями. Затем он рассказывает: «Все пальчики любят наряжаться. У каждого есть свой колпачок: у Большого пальчика - красный колпачок (педагог и дети надевают красные колпачки на свои большие пальцы; причем сначала можно предложить детям нарядить пальчики только на одной (ведущей) руке); у Указательного пальчика - синий колпачок» и т. д. Нарядив пальчики в колпачки, педагог может предложить детям разные игровые упражнения, с помощью которых закрепляются названия пальчиков и, конечно, развивается мелкая моторика: а) «Пальчики ложились спать и снимали свои колпачки: Большой палец снял свой красный колпачок, Указательный палец снял свой синий колпачок» и т. д. (Пальчики другой руки не помогают.) Дети снимают по словесному указанию педагога колпачки и выставляют их перед собой на столе. Когда последний колпачок снят, педагог предлагает детям уложить пальчики в кроватку - в кулачок (большой палец сверху). Педагог продолжает: «Утром пальчики проснулись, потянулись (кулачок раскрывается, пальчики растопыриваются) и стали делать зарядку: раз-два, раз-два... (на раз - пальчики собираются в кулачок; на два - кулачок раскрывается). Сделав зарядку, стали пальчики наряжаться в свои колпачки. Большой пальчик надел... (педагог делает паузу, предоставляя возможность ответить детям) красный колпачок. Указательный пальчик надел... синий колпачок» и т. д. б) «Пальчики были очень вежливым народцем. Как завидят кого, обязательно поздороваются и раскланяются. Вот так здоровался Большой палец, так здоровался Указательный палец» и т. д. (Педагог сгибает каждый палец в отдельности.) Дети повторяют за педагогом. Примечание. Во всех вариантах упражнения сначала работает правая рука, затем - левая, а потом - обе руки. 2. Игра «Физкультурник». Ц е л ь. Развивать ловкость и дифференцированность движений рук. На основания среднего и безымянного пальцев (3-я фаланга) надевают головку (фигурку) человечка на резинке. Средний и безымянный пальцы - это ножки, указательный палец и мизинец - руки. Большой прижат к ладони. Педагог выразительно читает стихотворение Л. Тимощук, а дети в соответствии с текстом выполняют движения. Физкультурник на дорожке Пальчики-ножки шагают по столу. Тренирует свои ножки. Высоко их поднимает, Бодро, весело шагает. Руки в стороны развел Человечек остановился, развел руки И тихонечко пошел. и тихонечко пошел по столу. Руки вниз, затем вперед. Руки — указательный палец и Прыгнул, сделал поворот. мизинец — ребенок старается поднять Физкультурой заниматься вперед. Любит маленький народ. Человечек снова шагает по столу. Пальчиковые игры с предметами Пальчиковые игры с предметами привлекательны для детей 4—5 лет именно самими предметами. Они отличаются от пальчиковых игр с атрибутами тем, что предметы в первых играх необходимы, без них невозможно провести игру или упражнение. Атрибутика во вторых играх - желательный, но не обязательный компонент; эти игры вполне можно провести и без атрибутики. 1. Упражнение «Горошина». Ц е л ь. Развивать ловкость, содружество движений и переключаемость. Ребенок выбирает в чашечке горошину и выполняет следующие манипуляции: а) кладет горошину на одну ладонь и раскатывает ее другой; б) берет горошину в щепоть и катает ее между пальцами; в) катает горошину двумя пальцами (указательным и большим) под слова педагога: Мы горошину в двух пальцах помнем, О горошине зеленой мы споем. (Л. Тимощук.) г) кладет горошину на стол и катает ее по столу одним указательным пальцем. Педагог сопровождает движения словами: Катись, горошина, за окошко, Катись, горошина, к нам в лукошко. Ты катись, горошина, по столу, Развлекай, горошина, детвору. (Л. Тимощук.) 2. Упражнение «Лыжник». Ц е л ь. Упражнять в умении удерживать предмет, который скользит по гладкой поверхности, подушечками пальцев. Упражнение выполняется на гладкой поверхности стола, на которой находятся предметы, условно изображающие различные объекты (дерево, сугроб, горка и др.). Воспитатель дает ребенку две плоские счетные палочки. Указательный палец и мизинец - это ноги лыжника, которые стоят на лыжах (счетных палочках). При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони. Ребенок, не отрывая пальцы от палочек, скользящими движениями ведет лыжника по разным маршрутам, задаваемым педагогом. Маршрут можно задавать в стихотворной форме: Мы на лыжах шли-шли Мы на лыжах шли-шли, И до дерева дошли. До сугроба мы дошли. Дерево мы обошли Мы сугроб обошли И дальше пошли. И дальше пошли... Примечание. Если ребенку на первых порах трудно выполнять упражнение для указательного пальца и мизинца, замените мизинец на средний палец. 3. Упражнение «Вертушка» (с карандашом). Ц е л ь. Развивать координацию движений. Ребенок держит карандаш двумя пальцами: большим и указательным. Затем он начинает плавно вращать карандаш по часовой стрелке и против часовой стрелки, помогая себе при этом средним пальцем. 4. Упражнение «Поставь точку». Ц е л ь. Развивать ловкость пальцев рук, быструю смену тонуса мускулатуры. Ребенок держит мягкий карандаш за верхушку двумя пальцами: большим и указательным. Карандаш ставится перпендикулярно листу бумаги на строчку. Ребенок ставит точку и, не отрывая карандаша от листа бумаги, начинает скользить пальцами вниз на 1,5—2 см к грифелю (поднимает карандаш —> ставит точку —> пальцы скользят вниз и т. д.). 5. Упражнение «Змейка». Ц е л ь. Развивать содружество движений и моторную ловкость. Ребенок берет карандаш за верхушку тремя пальцами - щепотью. Вращая карандаш по часовой стрелке, ребенок начинает опускать пальцы (щепоть) вниз (карандаш извивается, как змейка). Карандаш при этом проходит между большим и указательным пальцами. Упражнение выполняется сначала в воздухе, а затем с упором в лист бумаги. |