Пальчиковые игры
учебно-методический материал по логопедии на тему

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovye_igry.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Немаловажное значение в работе по развитию мелкой моторики рук имеют пальчиковые игры, которые достаточно сложны для 4-летнего ребенка. В пальчиковых играх и упражнениях отрабатываются статические и динамические движения.

В пальчиковых играх активно используется игровая мотивация, значительно повышающая интерес детей к учебным мероприятиям, а также эффективность самих игр.

Пальчиковые игры включаются в сказки, рассказики, стихотворные формы. В этом случае пальчиковые упражнения напоминают своеобразные инсценировки. При этом говорит взрослый, а дети только действуют пальчиками. Ребенку трудно в этом возрасте сопровождать сложные для него упражнения словами.

Пальчиковые игры условно разделяются на три группы. Деление на группы связано не со степенью сложности упражнений, а с использованием различной наглядности и атрибутики.

1-я группа  - пальчиковые игры без предметов;

2-я группа – пальчиковые игры с использованием атрибутики;

3-я группа пальчиковые игры с предметами.

 

Пальчиковые игры без предметов

В игровых упражнениях данной группы особо важное значение получает игровая мотивация, так как именно она является привлекательным моментом, побуждающим ребенка действовать своими пальчиками. Здесь педагог рассказывает детям маленькие сказочки (можно с продолжением); сопровождает действия пальчиков стихами, содержащими указания, что надо делать детям. Все пальчиковые упражнения выполняются детьми при непосредственном участии педагогов (взрослых).

Например:

  1. 1. Игра «Кто построил птичке домик».

Воспитатель рассказывает

Воспитатель и дети показывают

 

На опушке леса стояло высокое дерево.

Большие толстые ветки дерева раскинулись в разные стороны.

Однажды к этому дереву прилетел дятел. Сел он на самую длинную ветку и стал по ней стучать.

Сначала дятел стучал тихо, боясь разбудить лес своим стуком. А потом решил постучать погромче, чтобы лучше прослушать старое больное дерево.

Скоро в дереве появилось дупло.

Прилетела к дуплу птичка-невеличка, крылышками машет, кружит над дуплом.

Понравилось птичке дупло. Решила она свить здесь гнездо.

 

Локоть левой руки упирается на поверхность стола, рука поднята вверх.

Пальцы напряжены и расставлены в стороны.

Большой и указательный пальцы правой руки соединены в виде длинного клюва и напряжены. Они ударяют по среднему пальцу левой руки.

Пальцы правой руки, сложенные в виде клюва, ударяют по другим пальцам левой руки с разной силой: то слабо — тихо, то сильнее — громче.

 

Пальцы обеих рук плотно переплетаются, ладони образуют круглый домик.

Кисти рук внутренней стороной направлены к туловищу, большие пальцы крепко сцеплены, а остальные пальцы ритмично движутся, как в полете крылья у птицы.

 

 

В последующей работе педагоги могут повторять эту сказку без изменений, но постепенно ее содержание следует расширять новыми сюжетами и соответственно новыми движениями кисти и пальцев рук.

 

2. Игра «Скакалка».

Ц е л ь. Тренировать большие пальцы рук.

Игровое упражнение выполняется в положении сидя на стульчиках или стоя. Исходная позиция: руки опущены вниз, ладони сжаты в кулачки, большие пальцы вытянуты и производят круговые движения (с напряжением). Дети крутят «скакалочку» сначала в одну сторону, потом в другую. Воспитатель сопровождает игру четверостишием:

Как у нашей Алочки

Новая скакалочка.

Вертит быстро Алочка

Ручки у скакалочки.

 

3.  Упражнение  «Брызги».

Ц е л ь. Упражнять кисти рук в быстрой смене тонуса (кулачок -  напряжение мускулатуры, стряхивание -  расслабление мышц).

Исходная позиция: руки сжаты в кулачки; указательные, средние, безымянные пальцы и мизинцы обеих рук прижаты к ладоням большими пальцами. При выполнении упражнения дети с силой выпрямляют пальцы, как бы стряхивая капли воды с мокрых пальцев, и снова сжимают в кулачки. Упражнение выполняется энергично. Можно использовать стихи, которые выразительно читает педагог.

Ах, как жарко во дворе!              Брызги вправо,

Скучно нашей детворе.               Брызги влево.

Без воды и без купанья —          Мокрым стало наше тело.

Это просто наказанье.                 Даже песика Трезора

Мы не будем унывать,                Вымочили брызги скоро.

Будем мы с водой играть.           И веселый наш Трезор

Убежал в соседний двор.

(JI. Тимощук.)

4.  Упражнение «Циркуль».

Ц е л ь. Развивать амплитуду движения кисти руки.

Упражнение выполняется сидя за столом. Дети ставят большой палец на гладкую поверхность стола - это основа циркуля. Остальные пальцы попеременно выполняют функцию карандаша, двигающегося то влево, то вправо по окружности.

 

5.  Упражнение  «Складной ножичек».

Ц е л ь. Развивать подвижность суставов указательного пальца ведущей руки.

Ребенок ставит указательный палец на край стола (как бы перпендикулярно плоскости стола). Первая фаланга осторожно сгибается и ложится на стол. Вторая фаланга при этом находится перпендикулярно первой, а третья фаланга ложится на первую. Упражнение можно выполнять под счет раз-два.

 

6.  Упражнение  «Мальчик-осьминог».

Ц е л ь. Развивать содружество движения пальцев рук.

Пальцы в полусогнутом (растопыренном) виде устанавливаются на твердой поверхности и двигаются в двух направлениях: сначала от себя, потом к себе. Движения пальцев имитируют игру на пианино (последовательное прикосновение пальцев к поверхности) с одновременным продвижением вперед-назад.

Упражнение сопровождается чтением стихотворения:

 

Это — мальчик-осьминог,

У него так много ног.

Успевает он везде:

И в учебе, и в труде,

Потому что осьминожка —

Это просто многоножка.

(Л. Тимощук.)

 

7.  Упражнение  «Урожай».

Ц е л ь. Упражнять в умении чередовать напряжение с расслаблением.

Большой и указательный пальцы правой руки соединены с одноименными пальцами левой руки. Остальные пальцы на обеих руках согнуты и прижаты к ладоням.

Расслабленные пальцы (большие и указательные) образуют контур репки. Затем пальцы напрягаются, образуя контур свеклы. При максимальном напряжении пальцы образуют контур моркови.

При выполнении упражнения необходимо чередовать напряжение с расслаблением (репка -  свекла -  морковка - свекла  - репка и т. п.).

Выполнение упражнения можно сопровождать следующими стихами:

 

Вырастала репка

Желтая и крепкая.

Перед домом свекла

Смотрит прямо в окна.

И морковки урожай,

Сладкой, сочной, собирай.

(Л. Тимощук.)

 

Для многократного выполнения упражнения можно использовать стишок, позволяющий педагогу контролировать количество выполненных упражнений (попеременное чтение левого и правого столбиков).

 

Эй, ребята, не зевай!

Собираем урожай!

С этой грядки — репку,                 Здесь возьмем морковку,

С этой грядки — свеклу,                За морковкой — свеклу,

Здесь возьмем морковку.               А теперь — и репку,

Положили? И опять                       Что сидит так крепко.

Начинаем собирать.                       Положили? И опять

начинаем собирать...

(Т. Гризик.)

 

Повторив упражнение необходимое количество раз, педагог заканчивает его следующими словами:

Хоть и пальчики устали,

Урожай мы весь собрали.

 

Пальчиковые игры с использованием атрибутики

В пальчиковых играх второй группы используется различная атрибутика, которая повышает интерес детей к их проигрыванию. Педагогам рекомендуется использовать в качестве атрибутов перчатки (лучше детские), на каждом пальчике которых вышиваются глазки, носик, ротик. Наряду с перчатками используются пробки от флаконов с приклеенными или нарисованными лицами человечков, мордочками животных. Детям нравится надевать на пальчики вырезанные головки или прикреплять фигурки к пальцам с помощью бельевой резинки.

 

1. Игра «Пальчики знакомятся».

Ц е л ь. Развивать ловкость пальцев рук.

В этой игре дети знакомятся с названиями пальцев. В процессе игры дети надевают на пальчики разноцветные колпачки, сделанные из цветной бумаги (сшитые из ткани, связанные из разноцветных ниток). Каждый цвет соответствует определенному названию пальца. Например: красный колпачок надевается на большой палец, синий - на указательный, желтый - на средний, зеленый - на безымянный, белый - на мизинец.

Начиная игру, педагог показывает детям палец, называет его и после этого надевает на него колпачок.

Педагог говорит:   «Давайте познакомимся с удивительным народцем - пальчиками. Пальчики есть у всех: у вас, у меня. У всех пальчиков есть свои имена. Давайте с ними знакомиться.

Это -- Большой палец (педагог показывает свой палец). Найдите у себя свои большие пальцы: на одной и на другой руке. Это - Указательный палец» и т. д.

Так педагог знакомит детей со всеми пальцами и их названиями.

Затем он рассказывает: «Все пальчики любят наряжаться. У каждого есть свой колпачок: у Большого пальчика - красный колпачок (педагог и дети надевают красные колпачки на свои большие пальцы; причем сначала можно предложить детям нарядить пальчики только на одной (ведущей) руке); у Указательного пальчика - синий колпачок» и т. д.

Нарядив пальчики в колпачки, педагог может предложить детям разные игровые упражнения, с помощью которых закрепляются названия пальчиков и, конечно, развивается мелкая моторика:

а) «Пальчики ложились спать и снимали свои колпачки: Большой палец снял свой красный колпачок, Указательный палец снял свой синий колпачок» и т. д. (Пальчики другой  руки не помогают.)

Дети снимают по словесному указанию педагога колпачки и выставляют их перед собой на столе. Когда последний колпачок снят, педагог предлагает детям уложить пальчики в кроватку - в кулачок (большой палец сверху).

Педагог продолжает: «Утром пальчики проснулись, потянулись (кулачок раскрывается, пальчики растопыриваются) и стали делать зарядку: раз-два, раз-два... (на раз - пальчики собираются в кулачок; на два - кулачок раскрывается). Сделав зарядку, стали пальчики наряжаться в свои колпачки. Большой пальчик надел... (педагог делает паузу, предоставляя возможность ответить детям) красный колпачок. Указательный пальчик надел... синий колпачок» и т. д.

б) «Пальчики были очень вежливым народцем. Как завидят кого, обязательно поздороваются и раскланяются. Вот так здоровался Большой палец, так здоровался Указательный палец» и т. д. (Педагог сгибает каждый палец в отдельности.) Дети повторяют за педагогом.

Примечание. Во всех вариантах упражнения сначала работает правая рука, затем - левая, а потом - обе руки.

 

2. Игра «Физкультурник».

Ц е л ь. Развивать ловкость и дифференцированность движений рук.

На основания среднего и безымянного пальцев (3-я фаланга) надевают головку (фигурку) человечка на резинке. Средний и безымянный пальцы - это ножки, указательный палец и мизинец - руки. Большой прижат к ладони.

Педагог выразительно читает стихотворение Л. Тимощук, а дети в соответствии с текстом выполняют движения.

Физкультурник на дорожке          Пальчики-ножки шагают по столу.

Тренирует свои ножки.

Высоко их поднимает,

Бодро, весело шагает.

 

Руки в стороны развел                   Человечек остановился, развел руки

И тихонечко пошел.                       и тихонечко пошел по столу.

Руки вниз, затем вперед.                Руки — указательный палец и

Прыгнул, сделал поворот.             мизинец — ребенок старается поднять

Физкультурой заниматься             вперед.

Любит маленький народ.              Человечек снова шагает по столу.

 

Пальчиковые игры с предметами

Пальчиковые игры с  предметами  привлекательны для детей 4—5 лет именно самими предметами. Они отличаются от пальчиковых игр с атрибутами тем, что предметы в первых играх необходимы, без них невозможно провести игру или упражнение. Атрибутика во вторых играх - желательный, но не обязательный компонент; эти игры вполне можно провести и без атрибутики.

 

1.   Упражнение  «Горошина».

Ц е л ь. Развивать ловкость, содружество движений и переключаемость.

Ребенок выбирает в чашечке горошину и выполняет следующие манипуляции:

а)  кладет горошину на одну ладонь и раскатывает ее другой;

б)  берет горошину в щепоть и катает ее между пальцами;

в)  катает горошину двумя пальцами (указательным и большим) под слова педагога:

Мы горошину в двух пальцах помнем,

О горошине зеленой мы споем.

(Л. Тимощук.)

 

г)  кладет горошину на стол и катает ее по столу одним указательным пальцем.   Педагог сопровождает движения словами:

Катись, горошина, за окошко,

Катись, горошина, к нам в лукошко.

Ты катись, горошина, по столу,

Развлекай, горошина, детвору.

(Л. Тимощук.)

 

2.  Упражнение  «Лыжник».

Ц е л ь. Упражнять в умении удерживать предмет, который скользит по гладкой поверхности, подушечками пальцев.

Упражнение выполняется на гладкой поверхности стола, на которой находятся предметы, условно изображающие различные объекты (дерево, сугроб, горка и др.).

Воспитатель дает ребенку две плоские счетные палочки. Указательный палец и мизинец - это ноги лыжника, которые стоят на лыжах (счетных палочках). При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони.

Ребенок, не отрывая пальцы от палочек, скользящими движениями ведет лыжника по разным маршрутам, задаваемым педагогом.

Маршрут можно задавать в стихотворной форме:

Мы на лыжах шли-шли            Мы на лыжах шли-шли,

И до дерева дошли.                   До сугроба мы дошли.

Дерево мы обошли                    Мы сугроб обошли

И дальше пошли.                       И дальше пошли...

 

Примечание. Если ребенку на первых порах трудно выполнять упражнение для указательного пальца и мизинца, замените мизинец на средний палец.

 

3. Упражнение «Вертушка» (с карандашом).

Ц е л ь. Развивать координацию движений. Ребенок держит карандаш двумя пальцами:  большим и указательным. Затем он начинает плавно вращать карандаш по часовой стрелке и против часовой стрелки, помогая себе при этом средним пальцем.

 

4.  Упражнение  «Поставь точку».

Ц е л ь. Развивать ловкость пальцев рук, быструю смену тонуса мускулатуры.

Ребенок держит мягкий карандаш за верхушку двумя пальцами: большим и указательным. Карандаш ставится перпендикулярно листу бумаги на строчку.

Ребенок ставит точку и, не отрывая карандаша от листа бумаги, начинает скользить пальцами вниз на 1,5—2 см к грифелю (поднимает карандаш —> ставит точку —> пальцы скользят вниз и т. д.).

 

5.  Упражнение  «Змейка».

Ц е л ь. Развивать содружество движений и моторную ловкость.

Ребенок берет карандаш за верхушку тремя пальцами - щепотью. Вращая карандаш по часовой стрелке, ребенок начинает опускать пальцы (щепоть) вниз (карандаш извивается, как змейка). Карандаш при этом проходит между большим и указательным пальцами. Упражнение выполняется сначала в воздухе, а затем с упором в лист бумаги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.

Как правильно  проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....

Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"

Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...