Главные вкладки

    Сенсорная алалия
    статья по логопедии (старшая группа) по теме

    Попова Анна Семеновна

    Сенсорная алалия.

              Данная форма меньше описана в специальной литературе, т.к. ее трудно диагностировать и она встречается не так часто, как моторная алалия.

              Тругот и Кайданова занимались изучением сенсорной алалии. Их определение данной проблемы таково – это такое нарушение речи, при котором не формируется восприятие речи; вызвано поражением центральных отделов коры головного мозга (локальные поражения), которое приводит к нарушению фонематического слуха.

              При исследовании у таких детей состояния физического слуха выявлено, что у 1/3 имеется снижение восприятия высоких частот. Данное снижение физического слуха не может препятствовать овладению звучащей речью.

              Фонематический слух страдает в различной степени:

              - тяжелая степень – ребенок не реагирует на звучащую речь, так как она не является для него сигналом; первоначально производит впечатление ребенка со сниженным слухом, что является диагностическим моментом – следует провести тщательное исследование состояния физического слуха у данного ребенка для исключения нарушения слуха.

              Дифференциальные методы диагностики сенсорной алалии и снижения слуха разработаны очень плохо, однако имеются практические наблюдения:

    -          при сенсорной алалии голос звонкий, модулированный, полетный, при снижении слуха голос «ватный», глухой, немодулированный;

    -          при сенсорной алалии отмечается неравномерность слухового восприятия (восприятии неречевых шумов) в течении дня;

    -          при сенсорной алалии отмечается явление гипераккузии – восприимчивость к громким звукам, вплоть до болезненных ощущений, такой ребенок не сможет учиться в спецшколе для глухих или слабослышащих детей, так при использовании звукоусиливающей аппаратуры будет испытывать дискомфорт.

    -          специфическое накопление словаря при сенсорной алалии: сенсорный алалик за 2 месяца пребывания в стационаре накапливает 4—6, максимум 12 слов, могут эти слова и теряться вследствие амнезии, если не закреплены в собственной речи;

    -          при сенсорной алалии поражены центральный отделы слухового анализатора, а при снижении слух – периферические;

    -          отмечается так же такая форма как сенсорная тугоухость – снижение физического и фонематического слуха.

    -          средняя степень – ребенок реагирует на речь, как на специфический раздражитель, например, поворотом голов в сторону говорящего, распознает обиходные слова; трудности проявляются, когда ребенок оказывается в ситуации не диалогического, а монологического общения, когда невозможно опираться при понимании речи на жесты и мимику собеседника, так же такой ребенок испытывает затруднения, когда слова похожи по звуковому абрис (например, кошка – окошко – лукошко), когда речь произносится в быстром темпе (в этом случае из-за общей замедленности всех процессов он не успевает декодировать ее); у такого ребенка отмечаются особенности экспрессивной речи – эхолалии (основаны на имитативной способности ребенка); логорея – в ней присутствуют, собранные в речи окружающих кусочки фраз, отдельные слова или их части.

    -          Легкая степень – не дифференцируются фонетические слова – паронимы (это отражается на письме), затрудняются при расшифровке грамматических форм слова.

    Работа по проблеме:

    В.К. Орфинская «Дифференциальные методы логопедческой работы при разных формах алалии и афазии» и Т.П. Горюнова сборник «Нарушение речи у дошкольников».

    Основные разделы перспективного плана при работе с сенсорными алаликами.

    Следует отметить, что такие дети обычно попадают в стационар после длительного пребывания дома.

    1.      адаптационный этап (ребенок привыкает к новым условиям, новым голосам; логопед много общается с таким ребенком);

    2.      развитие слухового внимания на ограниченном лексическом материале (научить ребенка узнавать по слову предмет, установить связь слова и предмета);

    3.      развитие слухового восприятия (научить ребенка определять направление шума (используются музыкальные игрушки); опознавание предмета по характерному для него шуму (бытовые предметы, музыкальные игрушки);

    4.      работа над семантикой слова

    научить соотносить слово с нужным предметом (так как ребенок плохо понимает инструкцию, то его можно уже с 4-х лет начинать обучать грамоте, на основании знаний, в частности, глобального чтения, на которых и строится вся работа, в том числе и словарная), постепенно слова, которые ребенок в состоянии прочитать, включаются в контекст, в словосочетания, короткие предложения; сложность заключается  том, что сенсорные алалик может сейчас показать предмет на предъявленное слово, а через минуту не сделать этого; наличие способности к повторению, к эхолалии, можно использовать для отраженного повторения фраз. Над речевым фонематическим слухом мы будем работать в последнюю очередь.

    Таким образом при работе с сенсорным алаликом мы в любом случае будем пользоваться методом обходного пути;

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sensornaya_alaliya.docx185.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сенсорная алалия.

            Данная форма меньше описана в специальной литературе, т.к. ее трудно диагностировать и она встречается не так часто, как моторная алалия.

            Тругот и Кайданова занимались изучением сенсорной алалии. Их определение данной проблемы таково – это такое нарушение речи, при котором не формируется восприятие речи; вызвано поражением центральных отделов коры головного мозга (локальные поражения), которое приводит к нарушению фонематического слуха.

            При исследовании у таких детей состояния физического слуха выявлено, что у 1/3 имеется снижение восприятия высоких частот. Данное снижение физического слуха не может препятствовать овладению звучащей речью.

            Фонематический слух страдает в различной степени:

            - тяжелая степень – ребенок не реагирует на звучащую речь, так как она не является для него сигналом; первоначально производит впечатление ребенка со сниженным слухом, что является диагностическим моментом – следует провести тщательное исследование состояния физического слуха у данного ребенка для исключения нарушения слуха.

            Дифференциальные методы диагностики сенсорной алалии и снижения слуха разработаны очень плохо, однако имеются практические наблюдения:

    • при сенсорной алалии голос звонкий, модулированный, полетный, при снижении слуха голос «ватный», глухой, немодулированный;
    • при сенсорной алалии отмечается неравномерность слухового восприятия (восприятии неречевых шумов) в течении дня;
    • при сенсорной алалии отмечается явление гипераккузии – восприимчивость к громким звукам, вплоть до болезненных ощущений, такой ребенок не сможет учиться в спецшколе для глухих или слабослышащих детей, так при использовании звукоусиливающей аппаратуры будет испытывать дискомфорт.
    • специфическое накопление словаря при сенсорной алалии: сенсорный алалик за 2 месяца пребывания в стационаре накапливает 4—6, максимум 12 слов, могут эти слова и теряться вследствие амнезии, если не закреплены в собственной речи;
    • при сенсорной алалии поражены центральный отделы слухового анализатора, а при снижении слух – периферические;
    • отмечается так же такая форма как сенсорная тугоухость – снижение физического и фонематического слуха.
    • средняя степень – ребенок реагирует на речь, как на специфический раздражитель, например, поворотом голов в сторону говорящего, распознает обиходные слова; трудности проявляются, когда ребенок оказывается в ситуации не диалогического, а монологического общения, когда невозможно опираться при понимании речи на жесты и мимику собеседника, так же такой ребенок испытывает затруднения, когда слова похожи по звуковому абрис (например, кошка – окошко – лукошко), когда речь произносится в быстром темпе (в этом случае из-за общей замедленности всех процессов он не успевает декодировать ее); у такого ребенка отмечаются особенности экспрессивной речи – эхолалии (основаны на имитативной способности ребенка); логорея – в ней присутствуют, собранные в речи окружающих кусочки фраз, отдельные слова или их части.
    • Легкая степень – не дифференцируются фонетические слова – паронимы (это отражается на письме), затрудняются при расшифровке грамматических форм слова.

    Работа по проблеме:

    В.К. Орфинская «Дифференциальные методы логопедческой работы при разных формах алалии и афазии» и Т.П. Горюнова сборник «Нарушение речи у дошкольников».

    Основные разделы перспективного плана при работе с сенсорными алаликами.

    Следует отметить, что такие дети обычно попадают в стационар после длительного пребывания дома.

    1. адаптационный этап (ребенок привыкает к новым условиям, новым голосам; логопед много общается с таким ребенком);
    2. развитие слухового внимания на ограниченном лексическом материале (научить ребенка узнавать по слову предмет, установить связь слова и предмета);
    3. развитие слухового восприятия (научить ребенка определять направление шума (используются музыкальные игрушки); опознавание предмета по характерному для него шуму (бытовые предметы, музыкальные игрушки);
    4. работа над семантикой слова

    научить соотносить слово с нужным предметом (так как ребенок плохо понимает инструкцию, то его можно уже с 4-х лет начинать обучать грамоте, на основании знаний, в частности, глобального чтения, на которых и строится вся работа, в том числе и словарная), постепенно слова, которые ребенок в состоянии прочитать, включаются в контекст, в словосочетания, короткие предложения; сложность заключается  том, что сенсорные алалик может сейчас показать предмет на предъявленное слово, а через минуту не сделать этого; наличие способности к повторению, к эхолалии, можно использовать для отраженного повторения фраз. Над речевым фонематическим слухом мы будем работать в последнюю очередь.

    Таким образом при работе с сенсорным алаликом мы в любом случае будем пользоваться методом обходного пути;

    Воробьева В.К.

    Курс лекций по предмету «Алалия»

    лекции, 2004 – 2005 гг.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья по логопедии по теме:Неречевая симптоматика детей с сенсорной алалией

    У детей с сенсорной алалией выявляются: неврологическая симптоматика, нарушения двигательной сферы, нарушения высших психических функций, трудности поведения....

    Дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии.

    Дифференциальная диагностика  моторной и сенсорной алалии. Таблица....

    Взаимодействие с родителями. «Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с сенсорной алалией (из опыта учителя-логопеда)»

    МАСТЕР - КЛАССВзаимодействие с родителями.«Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с сенсорной алалией (из опыта учителя-логопеда)»3 мая 2016 года учитель-логопед старшей группы Матвиенко Е.Н. б...

    Сенсорная алалия

    Алалия не является простой задержкой развития речи. Динамическое изучение речи алалика обнаруживает своеобразие путей ее развития и специфические трудности, имеющие место на всех этапах этого развития...

    Особенности работы над стихотворным текстом у детей с сенсорной алалией

    Статья посвящена методикам, при помощи которых дети с сенсорной алалией, а также дети с РАС способны лучше понимать и усваивать стихотворные тексты в процессе занятий с учителем-дефектологом....

    "Моторная и сенсорная алалия"

    quot;Моторная и сенсорная алалия"...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С МОТОРНОЙ И СЕНСОРНОЙ АЛАЛИЯМИ

    Алали́я (от др.-греч. ἀ- — отрицательная частица и λαλιά — речь) — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; тяжелые степени алалии выражаются у де...