статья " Использование ИКТ по формированию звукопроизносительной стороны речи у детей 5-7 лет с ОНР"
статья по логопедии на тему

Рашкинене Наталья Владимировна

Данная статья содержит опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР  по формированию звукорпоизносительной стороны речи с использованием ИКТ.Может быть полезна учителям-логопедам и педагогам ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование ИКТ в формировании  звукопроизносительной стороны речи у детей 5-7 лет с ОНР »

Н.В.Рашкинене

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад « Солнышко» № 5 г. Малоярославец

Он педагог, учитель и психолог,

Филолог он и он языковед,

Он воспитатель, доктор, дефектолог,

Актер, оратор - это ЛОГОПЕД.

Исследователь, методист, новатор,

Он диагност, корректор и эксперт,

И консультант, и наблюдатель -

Специалист разносторонний - ЛОГОПЕД.

            Л – Любящий людей

 О – оптимист.

    Г – Грамотный,

        О – образованный

                                  П – профессионал, принимаемый

                            Е – единодушно, единогласно

                                                      Д – детьми. Дарящий душевное добро детям!

В профессию логопеда я пришла уже состоявшимся педагогом – воспитателем детского сада. За спиной 24 года работы с детьми в детском саду № 5 « Солнышко». Учить ребёнка правильной, красивой речи, учить весело и увлечённо, дать возможность поверить в свои силы, понять, что любой ребёнок талантлив и успешен – вот основная задача творческого педагога. В настоящее время возросло количество детей с речевыми нарушениями, которые требуют пристального внимания со стороны педагогов и родителей.

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного, в связи с этим в практике работы дошкольных учреждений все более актуальным становится использование информационно-коммуникационных технологий. Применение ИКТ в коррекционно — образовательной работе учитывает закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи. Внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе, поэтому современный педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

 В рамках введения  ФГОС приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и информационно-коммуникационной.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение.

Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Проблемой ИКТ в ДОУ занимались ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования (Духанина Л.Н., Волосовец Т.В., Веракса Н.Е., Дорофеева Э.М., Комарова Т.С., Алиева Т.И., Комарова И.И., Белая К.Ю. и др.) высказывающие свою позицию «за» и «против» ИКТ. Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А.В. Запорожца исследователями под руководством Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой.

ИКТ активно входят в нашу жизнь, становятся необходимыми и важными атрибутами не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей и опирается на следующие дидактические принципы:

1) системности и последовательности;

  1. доступности;
  2. дифференцированного подхода;
  3. научности;
  4. наглядности, разнообразия методов;
  5. связи теории с практикой;
  6. сознательности и активности в обучении;
  7. учет особенности индивидуального развития детей;
  8. принцип динамического изучения (базируется на концепции

Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития

объективной оценки результатов деятельности ребёнка.

При использовании ИКТ на логопедических занятиях применяется следующий принцип:

10.) принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений.

Классификация ИКТ по области методического назначения.

  1. Обучающие – сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивает необходимый уровень усвоения.
  2. Тренажёры – предназначены для отработки разного вида умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала.
  3. Информационно-поисковые и справочные - сообщают сведения, формируют умения и навыки по систематизации информации.
  4. Демонстрационные - визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения.
  5. Лабораторные – позволяют проводить удаленные эксперименты на реальном оборудовании.
  6. Моделирующие – позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения.
  7. Расчетные – автоматизируют различные расчеты и другие рутинные операции.
  8. Игровые – предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучающихся реализуется в игровой форме.

В логопедической работе ИКТ применяется в диагностике, на фронтальных, индивидуальных занятиях, в работе с педагогами и родителями, при обмене опытом.

Для сопровождения индивидуального маршрута ребенка проведена диагностика на начало учебного года.

В индивидуальной работе используются различные компьютерные программы направленные на:
- устранение речевых недостатков;
-  развитие психических процессов дошкольников.

На фронтальных занятиях целесообразнее использовать мультимедийное оборудование:

  • экран,
  • CD,DVD проигрыватели,
  • медиапроектор.

 С родителями применяем современные формы работы с использованием ИКТ:

  • Общение учителя-логопеда по электронной почте.
  • Использование сайта детского сада.
  • Дистанционное общение ( через скайп-видеозвонок).
  • Создание буклетов, памяток, обработанных на компьютерном оборудовании.
  • Электронные носители информации ( флешкарты, DVD, CD – диски, переносные накопители).

Использование информационных технологий на формирование  звукопроизносительной стороны речи у детей 6-7 лет с ОНР позволяют работать над системной коррекцией, над всеми компонентами речи: звукопроизношением; просодическими компонентами речи; фонематическим анализом и синтезом, фонематическими представлениями; лексико – грамматическими средствами языка;

артикуляционной моторикой; мелкой моторикой; связной речью.

Итоговая диагностика на конец года показала значительные улучшения речевого развития у детей с ОНР.

Таким образом, использование разнообразных форм и методов работы с детьми 5-7 лет с ОНР дают положительные результаты:

  • вызывает повышенный интерес и положительный эмоциональный настрой у детей;
  • активизирует восприятие, познавательную и мыслительную деятельность дошкольников;
  • тренирует память, внимание и воображение; способствует общему развитию ребенка;
  • ускоряет процесс постановки и автоматизации звуков, у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определённых звуков, слогов, слов;
  • помогает детям с недоразвитием речи осмыслить, усвоить такие понятия, как «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;
  • способствует формированию навыка звукобуквенного и слогового анализа, синтеза слова, овладению навыками чтения;
  • уменьшает утомляемость, дольше сохраняет работоспособность;
  • повышает мотивацию к преодолению речевых  нарушений.

На свете есть много различных профессий,

И в каждой есть прелесть своя.

Но нет благородней, нужней и чудесней

Чем та, кем работаю я!

Литература.

  1. Гаркуша Ю. Ф., Манина Е. В., Черлина Н.А. «Новые информационные технологии в логопедической работе», журнал «Логопедия» №2, «Сфера» - 2004, рубрика – Новое в логопедии, 12 марта 2004 г.
  2. Кузьмина Е.В. « Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы», журнал «Логопед», №5 – 2008, с 4.
  3. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
  4. Интернет-ресурсы: http://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-ispolzovanie-ikt-v-dou.html
  5. Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/07/08/ispolzovanie-ikt-v-dou


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста в онтогенезе

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...

Конспект занятия по формированию звукопроизносительной стороны речи в старшей логопедической группе. Тема: "Звук (п)".

Этот конспект будет полезен тем логопедам, которые используют в своей работе символы звуков Т. А. Ткаченко....

Использование пиктограмм в работе по формированию звукопроизносительной стороны речи на этапе текстовой автоматизации звуков речи у детей с ОНР.

рассказ-пиктограмма для автоматизации звука "Л" в тексте.  Логопед читает текст справа, направляя взгляд ребенка на картинки -пиктограммы по тексту. Ребенок слушает  и запоминает, привязывая...

Формирование звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе

Знание закономерностей развития звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе позволяет грамотно выстаивать коррекционно-развивающую работу с детьми раннего и дошкольного возраста....

Конспект подгруппового занятия по формированию звукопроизносительной стороны речи. Звук [Р]

В данном материале представлен опыт работы по формированию звукопроизношения у старших дошкольников с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича, направленных  на мотивацию ребёнка и совершен...