статья " Использование ИКТ по формированию звукопроизносительной стороны речи у детей 5-7 лет с ОНР"
статья по логопедии на тему
Данная статья содержит опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по формированию звукорпоизносительной стороны речи с использованием ИКТ.Может быть полезна учителям-логопедам и педагогам ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_v_formirovanii_zvukoproiznositelnoy_storony_rechi_u_detey_5.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование ИКТ в формировании звукопроизносительной стороны речи у детей 5-7 лет с ОНР »
Н.В.Рашкинене
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад « Солнышко» № 5 г. Малоярославец
Он педагог, учитель и психолог,
Филолог он и он языковед,
Он воспитатель, доктор, дефектолог,
Актер, оратор - это ЛОГОПЕД.
Исследователь, методист, новатор,
Он диагност, корректор и эксперт,
И консультант, и наблюдатель -
Специалист разносторонний - ЛОГОПЕД.
Л – Любящий людей
О – оптимист.
Г – Грамотный,
О – образованный
П – профессионал, принимаемый
Е – единодушно, единогласно
Д – детьми. Дарящий душевное добро детям!
В профессию логопеда я пришла уже состоявшимся педагогом – воспитателем детского сада. За спиной 24 года работы с детьми в детском саду № 5 « Солнышко». Учить ребёнка правильной, красивой речи, учить весело и увлечённо, дать возможность поверить в свои силы, понять, что любой ребёнок талантлив и успешен – вот основная задача творческого педагога. В настоящее время возросло количество детей с речевыми нарушениями, которые требуют пристального внимания со стороны педагогов и родителей.
Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного, в связи с этим в практике работы дошкольных учреждений все более актуальным становится использование информационно-коммуникационных технологий. Применение ИКТ в коррекционно — образовательной работе учитывает закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи. Внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе, поэтому современный педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
В рамках введения ФГОС приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и информационно-коммуникационной.
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение.
Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Проблемой ИКТ в ДОУ занимались ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования (Духанина Л.Н., Волосовец Т.В., Веракса Н.Е., Дорофеева Э.М., Комарова Т.С., Алиева Т.И., Комарова И.И., Белая К.Ю. и др.) высказывающие свою позицию «за» и «против» ИКТ. Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А.В. Запорожца исследователями под руководством Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой.
ИКТ активно входят в нашу жизнь, становятся необходимыми и важными атрибутами не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей и опирается на следующие дидактические принципы:
1) системности и последовательности;
- доступности;
- дифференцированного подхода;
- научности;
- наглядности, разнообразия методов;
- связи теории с практикой;
- сознательности и активности в обучении;
- учет особенности индивидуального развития детей;
- принцип динамического изучения (базируется на концепции
Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития
объективной оценки результатов деятельности ребёнка.
При использовании ИКТ на логопедических занятиях применяется следующий принцип:
10.) принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений.
Классификация ИКТ по области методического назначения.
- Обучающие – сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивает необходимый уровень усвоения.
- Тренажёры – предназначены для отработки разного вида умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала.
- Информационно-поисковые и справочные - сообщают сведения, формируют умения и навыки по систематизации информации.
- Демонстрационные - визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения.
- Лабораторные – позволяют проводить удаленные эксперименты на реальном оборудовании.
- Моделирующие – позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения.
- Расчетные – автоматизируют различные расчеты и другие рутинные операции.
- Игровые – предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучающихся реализуется в игровой форме.
В логопедической работе ИКТ применяется в диагностике, на фронтальных, индивидуальных занятиях, в работе с педагогами и родителями, при обмене опытом.
Для сопровождения индивидуального маршрута ребенка проведена диагностика на начало учебного года.
В индивидуальной работе используются различные компьютерные программы направленные на:
- устранение речевых недостатков;
- развитие психических процессов дошкольников.
На фронтальных занятиях целесообразнее использовать мультимедийное оборудование:
- экран,
- CD,DVD проигрыватели,
- медиапроектор.
С родителями применяем современные формы работы с использованием ИКТ:
- Общение учителя-логопеда по электронной почте.
- Использование сайта детского сада.
- Дистанционное общение ( через скайп-видеозвонок).
- Создание буклетов, памяток, обработанных на компьютерном оборудовании.
- Электронные носители информации ( флешкарты, DVD, CD – диски, переносные накопители).
Использование информационных технологий на формирование звукопроизносительной стороны речи у детей 6-7 лет с ОНР позволяют работать над системной коррекцией, над всеми компонентами речи: звукопроизношением; просодическими компонентами речи; фонематическим анализом и синтезом, фонематическими представлениями; лексико – грамматическими средствами языка;
артикуляционной моторикой; мелкой моторикой; связной речью.
Итоговая диагностика на конец года показала значительные улучшения речевого развития у детей с ОНР.
Таким образом, использование разнообразных форм и методов работы с детьми 5-7 лет с ОНР дают положительные результаты:
- вызывает повышенный интерес и положительный эмоциональный настрой у детей;
- активизирует восприятие, познавательную и мыслительную деятельность дошкольников;
- тренирует память, внимание и воображение; способствует общему развитию ребенка;
- ускоряет процесс постановки и автоматизации звуков, у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определённых звуков, слогов, слов;
- помогает детям с недоразвитием речи осмыслить, усвоить такие понятия, как «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;
- способствует формированию навыка звукобуквенного и слогового анализа, синтеза слова, овладению навыками чтения;
- уменьшает утомляемость, дольше сохраняет работоспособность;
- повышает мотивацию к преодолению речевых нарушений.
На свете есть много различных профессий,
И в каждой есть прелесть своя.
Но нет благородней, нужней и чудесней
Чем та, кем работаю я!
Литература.
- Гаркуша Ю. Ф., Манина Е. В., Черлина Н.А. «Новые информационные технологии в логопедической работе», журнал «Логопедия» №2, «Сфера» - 2004, рубрика – Новое в логопедии, 12 марта 2004 г.
- Кузьмина Е.В. « Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы», журнал «Логопед», №5 – 2008, с 4.
- Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
- Интернет-ресурсы: http://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-ispolzovanie-ikt-v-dou.html
- Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/07/08/ispolzovanie-ikt-v-dou
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста в онтогенезе
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...
Конспект занятия по формированию звукопроизносительной стороны речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: Звуки "П - ПЬ"
Дифференциация звуков "П - ПЬ"...
Конспект занятия по формированию звукопроизносительной стороны речи в старшей логопедической группе. Тема: "Звук (п)".
Этот конспект будет полезен тем логопедам, которые используют в своей работе символы звуков Т. А. Ткаченко....
Использование пиктограмм в работе по формированию звукопроизносительной стороны речи на этапе текстовой автоматизации звуков речи у детей с ОНР.
рассказ-пиктограмма для автоматизации звука "Л" в тексте. Логопед читает текст справа, направляя взгляд ребенка на картинки -пиктограммы по тексту. Ребенок слушает и запоминает, привязывая...
индивидуальный план по теме самообразования «Формирование звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»
Индивидуальный план по самообразованию...
Формирование звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе
Знание закономерностей развития звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе позволяет грамотно выстаивать коррекционно-развивающую работу с детьми раннего и дошкольного возраста....
Конспект подгруппового занятия по формированию звукопроизносительной стороны речи. Звук [Р]
В данном материале представлен опыт работы по формированию звукопроизношения у старших дошкольников с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича, направленных на мотивацию ребёнка и совершен...