перспективное планирование на год по развитию речи
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) на тему

БЕЛЬКОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

перспективное планирование на год по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan.leksika.doc202 КБ

Предварительный просмотр:

МЕСЯЦ

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

СЛОВАРЬ

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Се

нтябрь

1-я неделя

«Мой детский сад, моя группа»

Ознакомительная экскурсия по детскому саду, обратить внимание детей на помещения: групповые комнаты, музыкальный зал, физкультурный зал, кухня, различные кабинеты. Объяснить детям предназначение кабинетов и рассказать об обязанностях специалистов, работающих в них. После провести беседу по теме: «детский сад», познакомить с И.О. работников 1. Активизация предметного словаря: помещение, кабинет, участок, специалист, группа, зал., повар, завхоз, логопед, воспитатель, мед. Сестра, врач, физ. Руководитель, муз. Руководитель, старший воспитатель, психолог, заведующая.

2. Активизация словаря признаков:  старшая, физкультурный, медицинский, логопедический и т.д.

Глагольный словарь: работать, заниматься, играть, собирать, мыть, воспитывать, стирать ДОУ.

Согласование прилагательных и существительных в роде, числе.

Халат белый.

Образование уменьшительно-ласкательных  существительных

Отраженное произношение простых предложений с предлогом «на»: лекарство стоит на столе. Обратить внимание детей на правильное употребление глаголов. Учить детей вслушиваться в речь. Н-р: машина сидит на столе? А как правильно? (стоит).

Обучение умению отгадывать загадки.

Обучение составлению рассказа по схеме (с опорой на картину):

Кто это? (врач)

Чем он занимается?

Где он работает?

Развитие речевого внимания, памяти: ( с опорой на предмет, картинку): сколько слов я сказала?

«скади, что слышиш«угадай за спиной какого ребенка звучит колокольчик»

Развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика «лесенка», «наша группа» шнуровка, логопедический конструктор, выкладывание дорожки и т.д.

Развитие общей моторики

2-я неделя

«Я и моя семья»

3-я неделя

«Ранняя осень»

ЛЕКСИКА: закрепить с детьми основные признаки осени: похолодание, изменение цвета травы и листьев, листопад, хмурое небо, тучи, холодные дожди, ветра, сбор урожая, перелет птиц.

ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ:

1. осень, туча, лужа, листопад, холод, сбор, урожай;

2. Холодный, осенний, мелкий, сухой, багряный, желтый, красный;

3. Желтеть, увядать, опадать, наступать, приходить, засыхать, моросить, замерзать;

4. Холодно, ветрено, ненастно, дождливо.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: учить детей объяснять понятия: золотая осень, теплые края, листопад.

Сентябрь – «запевало осени», «златоцвет»

Какие дни называют «бабьим летом»?

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ГРАММАТИКА: образование формы мн ч сущ-х в И и Р падежах: много чего …? (деревьев);

Лист-листья – листьев и т.д.

Образование уменьшительно-ласкательной формы сущ-х:

Лист, а ласково?...(листик, листочек);куст – кустик.

Образование относ. прил-х: с какого дерева этот лист? (с березы). Значит он какой? (березовый); с осины – осиновый

Подбор антонимов, синонимов, паронимов

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Развитие речевого внимания и памяти: учить детей вслушиваться в обращенную речь (закройте глазки и представьте себе…)

Составление простых нераспространенных предложений с помощью вопросов: кто? Что? Что делает (-ют)?

Доскажи словечко! Дождь (что делает?) … (идет).

Составление рассказа- сравнения (осень-лето, осень-весна и т.д.)

Обучение детей умению отгадывать загадки.

Заучивание стихотворения об осени и осенних явлениях.

Развитие мелкой моторики: обведение по контуру, раскрашивание, пальчиковые игры.

Развитие памяти, внимания:

«найди такое же…», «что изменилось?»

Развитие общей моторики.

4-я                    неделя

«ОвощиОгород»

. Выучить с детьми названия овощей. Овощи растут на грядках в огороде.  Грядки постоянно поливают, рыхлят, полют. Из овощей готовят суп, салат ;солят, сушат, маринуют. Овощи очень полезны для человека, т.к. в них много витаминов.

  1. огород, урожай, грядка, мешок, куль, корзина, удобрение, вредитель, назв.овощей, овощерезка, картофелечистка
  2. красный, зеленый, желтый, спелый, вкусный, сладкий, горький, полезный, большой, маленький, крупный, длинный, короткий, круглый, овальный.
  3. расти, зреть, поливать, удобрять, ухаживать. Обрызгивать, убирать, копать, рвать, заготавливать.

Октябрь – «листопад», «в октябре семь погод на дворе»

Образовывать формы мн.ч. сущ-х в И.п. иР.п.:

-Репа, а они? …(репы). А много?

Кабачок – кабачки – кабачков и т.д.

Уменьш.-ласкат. Сущ-е:

Огурец – огурчик

Согласование прил.с сущ-ми: зеленый … (огурец)

Согласование числительных и существительных:

Ж.р.,м.р:

Один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров и т.д.

Подбор антонимов, синонимов, паронимов

Составление простых предложений, простых распространенных предложений:

Это чья тыква?... ( Это моя тыква)

Овощи (в огороде растут овощи)

Чем похожи кабачок и огурец? (кабачок и огурец оба овальные, овощи)

Составление сложноподчиненных предложений с союзом «а»:

Чем отличаются кабачок и огурец? (кабачок белый, а огурец зеленый и т.д.)

Отгадывание загадок, составление описательного рассказа – загадки по данной теме:

Развитие зрительного внимания: зашумленные картинки, собери по форме

Развитие памяти, логического мышления: 4-й лишний, классификация

Развитие общей моторики: посадим огород.

Развитие мелкой моторики: определи на ощупь, творческая мастерская,

Пальч.гимнастика «засол капусты»

Развитие тактильного восприятия: «чудесный мешочек»

5-я неделя

«Фрукты.Сад»

Закрепить знания детей о том,  что фрукты и ягоды растут в саду. Выучить с детьми названия фруктов. Отметить сходство и различие фруктов и овощей. Фрукты поспевают на деревьях, кустарниках. Деревья в саду удобряют, обрызгивают средством от вредителей, белят известью стволы. Ягоды, фрукты сушат, из них варят компот, кисель, варенье. Фрукты и ягоды очень полезны для человека, т.к. в них много витаминов.

  1. сад, дерево, ствол, ветка, корень, садовник, яблоко, груша, абрикос, персик, слива, вишня, черешня, виноград, лимон, мандарин. Апельсин, виноград, гранат., желе, повидло, сок.
  2. румяный, душистый, ароматный, кислый, гладкий, шероховатый.
  3. вкусно, кисло, сладко
  4. многозначность: косточка, кисть.  

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом: лимон – лимончик

Составление пр.распр. предложений с заданным словом: «персик» (Мама купила персиков).

Употребление глаголов с приставками: собирать, убирать, забирать

Употребление предлогов «до», «между», «за».

 

Отгадывание загадок. Составление описательного рассказа.

 Сравнительно – описательный рассказ.

Пальчиковая гимнастика: «апельсин»; «собираем ягоды»; «пальчик…»

Развитие мелкой моторики: «волшебный мешочек»; «обведи по трафарету»

Октябрь

1-я неделя

«Сад, огород. Овощи, фрукты»

Познакомить детей с особенностями осеннего леса, с изменением внешнего вида леса с приходом осени .деревья сбрасывают листву, трава вянет, желтеет.  У каждого дерева своя форма листьев. Рассматривание засушенных листьев. Научить детей отличать кустарник от дерева, хвойные деревья от лиственных.

  1. растение, листва, окрас сосна, ель, кедр, пихта, береза, осина, лиственница, черемуха, шиповник, дуб, клен,
  2. поздний, хвойный, лиственное, колючий, высокий, низкий
  3. сбрасывать, менять,
  4. многозначность: листья, иголки, шишка

Образование уменьш.ласк. формы существительных

Образование формы мн.ч. в И.п. и Р.п.

Липа-липы-лип

Согласование числит.и сущ-х: одна береза, две березы,  и т.д. (береза, дерево, дуб)

Образование притяж. Прилагательных от сущ.ед.ч., мн.ч., м.р

Чей лист?(-тья) … (кленовый, кленовые)

Развитие речевого внимания и памяти

Вслушивание в рифмованную речь

Заучивание стихотворений о лесе

Составление рассказов-описания деревьев

Отгадывание загадок

 

Развитие мелкой моторики, общей моторики

Развитие памяти, внимания, мышления

4-я неделя

«Наше тело»

Учить детей показывать и называть основные части тела; объяснить детям , что человек глазами смотрит и видит, ушами слушает и слышит, носом нюхает и обоняет, руками трогает и ощущает, ногами ходит, бегает, прыгает

Человек может находиться в разных эмоциональных состояниях: быть злым, добрым, веселым, грустным, счастливым и т.д.

Примечание: обговорить с детьми эмоциональное состояние каждого из них и показать, как оно проявляется на теле (в мимике, осанке, жестах)

  1. голова, (волос, ухо, лицо, глаз, бровь, ресница, лоб, подбородок, веко, нос, ноздря, рот, губа, зуб, язык), шея, туловище (грудь, живот), рука ( плечо, локоть, кисть, ладонь, кулак), нога ( бедро, голень, ступня, колено), рост, тело, вес, мизинец.
  2. стоять, ходить, сидеть, бегать, прыгать, лежать, брать, держать, нюхать, видеть, моргать, жевать, морщить, слышать, хмурить,
  3. густой. Редкий, полный, худой, карий, печальный, указательный, безымянный, печальный, удивленный. Обиженный
  4. вперед, назад, вверх, вниз, вправо, влево

Образование мн.ч. сущ-х в И.п., Р.п.:

Волос – волосы – волос

Глаз – глаза – глаз

Мн.ч сущ-х в Р.п.:

-назовите парные части тела:

Пара глаз

Пара пяток

Пара щек

Уменьш-ласкат сущ-е:

Подбородки –подбородочки

Лицо –личико

Сущ –е в превосходной степени:

Зуб – зубиище

Согласование сущ, прил, числ в роде, числе, падеже:

Одна рука -  один лоб -  одно лицо

Распространение сущ-ми  ед.ч. и мн.ч.:

- Доскажи словечко! Глаза, нос, рот – это части … (чего?) (лица)

Примечание: после дополнения предложения дети хором повторяют его дважды, не нарушая в нем последовательности слов. Добиваться точного воспроизведения предложения. При первичном повторе целого  предложения  м/использовать подсказку в виде жеста.

Отгадывание загадок

Примечание:  требовать объяснение отгадки

Учить объяснять значение выражений с переносным смыслом:

Золотые руки,

Доброе сердце,

Злой язык

Заучивание стихотворения

Развитие внимания и памяти детей:

«4-й лишний»

«что общего у человека и стола?»

Развитие мелкой моторики,

 общей моторики: речевая подвижная игра «Части тела» «найдем хозяина»

Пальчиковые гимн., считалки

Пальчиковая гимнастика

Ноябрь

1-я неделя

«Одежда»

Уточнить знания детей об основных видах одежды. Учить детей правильно называть и показывать предметы одежды, их основные части. Объяснить, что одежда необходима человеку для защиты его тела от холода, ветра, жары, грязи. У животных и птиц есть шерсть, перья, защищающие их тело, а у человека нет. Поэтому люди придумали для себя одежду. В создании одежды участвуют люди разных профессий. Ткачи из ниток ткут ткань на ткацких станках. Модельеры придумывают и рисуют (моделируют) разную одежду. Портные шьют ее из разной ткани, меха, кожи. Портные работают на швейной фабрике, в ателье на специальных швейных машинах. Для шитья одежды нужны: иголки, нитки, ножницы, наперсток, мел, пуговицы, застежки, замки.

  1. одежда, мода, ткач, портной, выкройка, модельер, пальто, шуба, куртка, полушубок, плащ, комбинезон, костюм, брюки, рубашка, пиджак, шорты, сарафан, платье, блуза, юбка, халат, свитер, джемпер, жилет, рейтузы, чулки, гольфы, носки, колготы, трусы, плавки, шерсть, мех, драп, вельвет, трикотаж, ситец, шелк, кожа, воротник, манжет, карман, молния, пуговица, пояс, капюшон
  2. нижняя, верхняя, спортивная, пляжная, детская, мужская, женская, весенне-осенняя, зимняя, летняя, нарядная, опрятная, глаженная, теплая, легкая, удобная, модная
  3. шить, вязать, моделировать, одевать, надевать, снимать, застегивать, расстегивать, завязывать, ухаживать, штопать, зашивать, стирать, гладить.

Образование прил от сущ:

Платье из шерсти …? (шерстяное)

Согласование прил и сущ:

Образование уменьш-ласкат прил и сущ:

Новая кофта – новенькая кофточка ( с суффиксами: -очк-, -чик-, -ик-, -ок-, -ишк-)

Образование мн.ч. сущ в Р.п. от сущ ед.ч. И.п.:

В магазине много … (чего?) юбок, маек, трусов

Примечание: ребенок должен произносить предложение целиком, с опорой на 2-3 картинки.

Образование притяжательных прилагательных:

Это чье платье? Это Танино платье.

Примечание: важно использовать слова разного рода и числа. Следить за окончанием прилагательных.

Подбор антонимов, синонимов, паронимов

Учить прав. употребл. предлогов: (в, на, к, под, с, из, из-под)

Платье висит…вешалке.

Учить образовывать префиксальные глаголы:

 - Послушайте, сколько много похожих слов можно придумать к слову «шить»:

Шить – зашивать, пришивать, вышивать, перешивать, подшивать, ушивать, шить.

Подол юбки надо … (подшивать) и т.д.

Составление описательного рассказа

Отгадывание загадок

Составление рассказа по совершаемым действиям (комментированное одевание и раздевание куклы).

Развитие речевого внимания и памяти детей:

«чего не стало»

«4-й лишний»

Развитие мелкой моторики, общей моторики «раскрась платье»

«швейная мастерская»

Пальчиковая гимнастика

«гномики - прачки»

2-я неделя

«Головные уборы»

«одежду для головы» люби назвали головные уборы.

  1. головной убор, шапка, кепка, берет, платок, косынка, шляпа, пилотка, фуражка, ткань, мех, шерсть, драп, вельвет, кожа, козырек, поля (у шляпы),

ноябрь – «чернотроп», в ноябре «серебряная осень»

Образование прил от сущ:

Шапка из шерсти …? (шерстяная)

Согласование прил и сущ:

Образование уменьш-ласкат прил и сущ:

Новая кепка – новенькая кепочка ( с суффиксами: -очк-, -чик-, -ик-, -ок-, -ишк-)

Образование мн.ч. сущ в Р.п. от сущ ед.ч. И.п.:

В магазине много … (чего?) шляп, платков, фуражек

Примечание: ребенок должен произносить предложение целиком, с опорой на 2-3 картинки.

Образование притяжательных прилагательных:

Это чей берет? Это Танин берет.

Примечание: важно использовать слова разного рода и числа. Следить за окончанием прилагательных.

Составление описательного рассказа

Отгадывание загадок

Составление рассказа по совершаемым действиям (комментированное одевание и раздевание куклы).

Развитие речевого внимания и памяти детей:

«Чей, чья, чье?»

«4-й лишний»

Развитие мелкой моторики, общей моторики «раскрась головной убор»

«Что из чего сделано?»

Пальчиковая гимнастика

«новые кроссовки»

3-я неделя

«Посуда»

Уточнить представления и закрепить знания детей о посуде. Объяснить, что словом «посуда» называют предметы, придуманные и сделанные человеком специально для приготовления, хранения и принятия пищи. Посуду изготавливают на фабриках, заводах из разных материалов:  глины, металла, стекла, фарфора, дерева, фаянса и т.д.дети должны хорошо различать виды посуды, показывать и называть не только предметы посуды, но и их части.

  1. посуда, сервис, сервировка, чайная, кофейная, чашка, блюдце, чайник, кофейник, сахарница, молочник, конфетница,; столовая посуда – тарелка , столовый прибор (ложка, вилка, нож), супница, хлебница, масленка, солонка,перечница, соусница, салатник, рюмка, бокал; кухонная – кастрюля, сковорода, миска, таз, кувшин, банка, бутылка, кружка, стакан, дуршлаг, самовар, ; части посуды: ручка, носик, донышко, стенки, горлышко, крышка.
  2. металлическая, эмалированная, стеклянная, хрустальная, пластмассовая; острый, чистый, тупой,; глубокая, мелкая, большая, хрупкая, бьющаяся, повседневная, праздничная,
  3. наливать, выливать, разливать, проливать, вливать, переливать, готовить, беречь, сервировать, чистить, разбивать.

Образование мн.ч. сущ-х в И.п., Р.п.:

Стакан – стаканы – стаканов

Согласование прил и сущ:

Образование уменьш-ласкат прил и сущ:

Чашка – чашечка

Образование прил от сущ:

посуда из глины …? (глиняная)

Образование уменьш-ласкат сущ:

кувшин – кувшинчик ( с суффиксами: -очк-, -чик-, -ечк-, -к-, -чек-)

подбор родственных слов

молоко – молочный, молочная, молочные, молочник

Подбор антонимов, синонимов, паронимов

Составление предложений и слов, данных в начальной форме: папа, точить, нож, кухонный. (папа точит кухонный нож)

Составление описательного рассказа

Отгадывание загадок

ЧТЕНИЕ К. ЧУКОВСКОГО «ФЕДОРИНО ГОРЕ», «МУХА - ЦОКОТУХА»,

ПЕРЕСКАЗ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ЛИСА И ЖУРАВЛЬ» С ЦЕЛЬЮ  закрепления и активизации словаря по теме.

Развитие речевого внимания и памяти детей:

«один-много»

«4-й лишний»

Развитие мелкой моторики, общей моторики «роспись посуды для кукол»

«Что из чего сделано?»

Пальчиковая гимнастика

4-я неделя

«Домашние  птицы»

Домашние  птицы отличаются от диких тем, что живут рядом  с жилищем человека. Человек выращивает их для своей пользы.  Домашние птицы не летают так, как дикие. Они не добывают себе корм и не строят жилье. В 

се условия для них создает человек.      Дети должны уметь рассказывать о пользе каждой птицы, знать, что есть специальные фермы, где выращивают домашних птиц. Дома для птиц – птичники.  С птицефермы полученные продукты (мясо, яйцо) везут на рынок, в магазин и продают людям. Дети должны знать повадки домашних птиц, их голоса, уметь выделять общие и отличительные признаки, знать основные части тела птицы.

  1. птицы, курица, петух, цыпленок, утка, селезень, утенок, гусь, гусыня, гусенок, индюшка, индюшонок, птичник, птичница, хозяйка, курятник., шея, лапы, хвост, гребень., корм, наседка, перепонка, клюв, крыло,  несушка, двор.
  2. гогочет, кудахчет, вышагивает, переваливается, плавает, нестись, высиживать, вылупляться, оберегать, кукарекать, кудахтать, пищать, шипеть, крякать.
  3. домашний, водоплавающий, летающий, пестрый. Пушистый, разноцветный

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Согласование прил и сущ:

Образование уменьш-ласкат прил и сущ:

подбор родственных слов

Образование мн.ч. сущ в Р.п. от сущ ед.ч. И.п.:

Образование притяжательных прилагательных:

Загадки описания

Описательные рассказы

Составление рассказа по картине «птичий двор»

Составление рассказа по набору слов

Сравнительные рассказы

Заучивание стихотворения

Развитие речевого внимания и памяти детей:

«Угадай кто это?»

«кто разговаривает?»

«у кого кто?»

«исправь ошибку»

Развитие мелкой моторики, общей моторики

 «кто как передвигается?»

Пальчиковая гимнастика

«гусь»

Декабрь

1-я неделя

«Дикие птицы»

Уточнить знания детей о диких птицах, об их образе жизни, об их повадках. Закрепить названия диких птиц нашего края. Учить различать их между собой по внешнему виду (размер, окрас). Дикие птиц – перелетные. Зимующие. Перелетные птицы – это птицы, перелетающие содного места обитания на другое. Зимующие – это перелетные птицы, которые зимуют в данной местности.

Дикие птицы приносят большую пользу окружающей природе и человеку: они уничтожают вредных насекомых, спасая от них лес, поля, сады, огороды и радуют нас своим пением. Люди. В свою очередь, помогают диким птицам в зимние холода. Они делают для птиц кормушки, кладут в них корм (семечки, крошки, зерно) и развешивают на деревья.

  1. названия птиц, части тела птиц
  2. поют, кричат, щебечут, каркают, выводят, клюют. Голодают, курлыкают, кукуют, чирикать, воркорвать, ухать
  3. драчливый, перелетные, зимующие, пролетные. Взъерошенный, пестрый, певчий. Шустрый.

Декабрь – «хмурень»

Образование существительных в разных падежах

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных

Образование притяжательных прилагательных

Образование сложных прилагательных

Подбор антонимов, синонимов, паронимов

Составление предложенй из слов, данных в неопределенной форме с использованием префиксальных глаголов

Составление рассказа описания по плану

Отгадывание загадок

Развитие зрительного и слухового внимания

Развитие логического мышления.

Формирование общей и мелкой моторики

Физминутка «совушка-сова»

2

неделя

3 неделя

4 неделя

«Зима – время года»

«Зимние забавы»

«Новый год»

Уточнить и закрепить представление детей об основных  признаках зимы. Солнце светит, но не греет. Холодно. Ветрено. Морозно. Идет снег. Метет метель, вьюга. Вся земля покрыта снегом. Деревья и кустарники «надели белые шапки и шубы». Вода в реках и озерах замерзла, превратилась в лед. Птицам холодно и голодно, они добывают себе корм. Люди носят теплую одежду.

Примечание: «Зима – время года» - благодатная тема для развития и обогащения словаря детей словами с переносным значением:

Вьюга злится; ветер бушует; воет; метель метет; лес уснул; деревья надели шапки и шубы и т.д.

У детей зимой много забав. Они катаются на лыжах, коньках, санках, играют  в снежки, делают из снега различные постройки.

Зимой встречают Новый год. К детям на праздник приходит Дед Мороз и Снегурочка с подарками. Дети должны знать и называть зимние месяцы по порядку.

  1. зима, снег, лед, холод, мороз, иней, снежинка, хлопья (снега),  пурга, метель, вьюга, снегопад, кормушка, забава, Дед Мороз, Снегурочка, костюм, елка, игрушки, украшения, снегопад, пороша, наст, сугроб, гололед, буран.
  2. пушистый, глубокий, морозный, искристый, хрупкий, блестящий, рыхлый, мягкий, северный, пасмурный, ясный
  3. падать, кружить, мести, вьюжить,  

Обогащать пассивный словарь детей признаками предметов: -Что я задумала? Пушистый, белый, мягкий, липкий, холодный (снег)

Предложить детям самим загадать загадки.

Обогащать словарь детей родственными словами:

Лед – льды, ледяной, ледянки, гололед, ледышки, ледник

Развивать речемыслительную деятельность детей, учить составлять сложные предложения:

Чем похожи лед и снег? Лед и снег холодные, состоят из воды, таят, это осадки. (атмосферные)

Чем отличаются?  Лед плотный, а снег рассыпчатый. Лед бесцветный, а снег белый. Лед тяжелее, чем снег.

Т.о сравнить: лед – зеркало, лед – стекло, снег – вата.

Образование ум – ласкат.сущ-х:

Ветер – ветерок – ветерочек

Подбор признаков к предмету:

Снег какой? (белый, пушистый, хрупкий, мягкий, блестящий, рыхлый, искристый, глубокий ).

 

Пересказ сказки «снегурочка».

Загадки – описания.

Составление деформированных предложений:

У. зайца, следы, сосны.

Выделение родственных слов из предложения.

Составление рассказа о зиме по сюжетной картине.

Заучивание стихотворений - поздравлений

Развитие зрительного внимания, памяти.

Развитие логического мышления.

Формирование языкового чутья:

объяснение пословиц, крылатых выражений.

Развитие мелкой моторики, общей моторики.

Замерзать, подкармливать, дуть, выть, праздновать, наряжаться, дарить, украшать, лепить, скользить, заметать, взбираться, хрустеть, кружиться, блестеть, искриться

 Употребление предлогов.

Образование глаголов с помощью приставок.

Январь

2 неделя

«Дикие животные зимой»

Уточнить знания детей о диких животных, об их образе жизни, повадках. Закрепить названия животных и их детенышей, кто как голос подает, названия их жилища, чем питаются.

  1. животные. Лес, звери, белка, еж, медведь, заяц, лиса, берлога, логово, нора, дупло, морда. Хвост. Уши, туловище, лапа, когти, клыки, щетина, пасть.
  2. млекопитающий, хищный, травоядный, огромный, бурый, толстопятый
  3. прыгает, скачет, дрожит, грызет, рыщет, охотится, рычит, прыгает, нападает.

Январь – «лютень», «зимой тулуп всякому люб»

Согласование существительных и прилагательных.

Образование уменьшительно – ласкательных существительных.

Образование существительных множественного числа, обозначающих детенышей животных.

        

Согласование числительных с существительными.

Образование сравнительной степени прилагательных:

У лисы мех мягкий, а у зайца еще мягче.

Предложно-падежное управление:

У кого кто? Кто с кем?

Употребление предлогов

Составление рассказа описания о звере по плану.

Составление рассказа-сравнения.

Составление рассказа по набору слов.

«как звери готовятся к зиме»

Составление загадок-описания.

Разучивание стихов, загадок о животных.

Развитие зрительного и слухового внимания:

Узнай предмет по контуру; узнай предмет по его части.

Развитие логического мышления:

Отгадывание загадок. 4-й лишний

Развитие мимики, моторики: показ повадок животных. Стихотворения с движениями «Звериная зарядка».

Упражнения на координацию движений, под песню.

Двигательные упражнения «лесные жители»

3-я неделя

«Домашние животные»

Уточнить знания детей о домашних животных, об их образе жизни, повадках. Закрепить названия животных и их детенышей, кто как голос подает, названия их жилища, чем питаются. Учить животных домашних отличать от диких, объясняя что животные называются домашними, потому, что живут рядом с домом человека. А человек о них заботится: строит жилье, кормит, поит, ухаживает, выращивает их для своей пользы. От животных человек получает молочные и мясные продукты, одежду, обувь.

  1. польза, названия д.животных, хлев, конюшня. Стойло, коровник, свинарник, овчарня, стадо, пастух, ферма, село, деревня,сено, корм, вымя, копыта, рога, хвост.
  2. мычать,клевать, кормить, мычать, нестись, шипеть, щипать, крякать, высиживать, ржать, лакать, блеять.
  3. крупный, мелкий, пестрый, желтый, важный, короткохвостый, суетливая, неугомонная

Согласование существительных и прилагательных.

Образование уменьшительно – ласкательных существительных.

Образование существительных множественного числа, обозначающих детенышей животных.

        

Согласование числительных с существительными.

Образование сравнительной степени прилагательных:

У лисы мех мягкий, а у зайца еще мягче.

Предложно-падежное управление:

У кого кто? Кто скем?

Подбор антонимов, синонимов, паронимов

 Употребление предлогов

Составление рассказа описания о звере по плану.

Составление рассказа-сравнения.

Составление рассказа по набору слов.

«как звери готовятся к зиме»

Составление загадок-описания.

Разучивание стихов, загадок о животных.

Развитие зрительного и слухового внимания:

Узнай предмет по контуру; узнай предмет по его части.

Развитие логического мышления:

Отгадывание загадок. 4-й лишний

Развитие мимики, моторики: показ повадок животных. Стихотворения с движениями «Звериная зарядка».

Упражнения на координацию движений, под песню.

Двигательные упражнения «лесные жители»

4-я неделя

«Профессии»

Уточнить представления детей о профессиях людей. Объяснить, какие какие действия выполняет человек той или иной профессии.

  1. профессия, работа, труд, врач, повар, учитель, воспитатель, логопед, экскурсовод, почтальон, продавец, парикмахер, уборщица, библиотекарь, названия всех профессий.
  2. нужный, полезный, важный, срочный, тяжелый, интересный, редкий, аккуратный, старательный, внимательный, вежливый.
  3. заниматься, работать, трудиться, уметь, делать, выполнять.

Активизировать предметный словарь детей:

Стеклит – стекольщик

Словарь действий:

Учитель – учит

Образование глаголов с помощью приставок

Употребление имен существительных в дательном падеже:

Что это? (ножницы). Кому они нужны для работы? (парикмахеру, портнихе)

Употреблению глаголов 3л.ед.ч., в прош. времени:

-Рабочий день завершился. Что делал маляр? (красил, белил)

Согласование существительных в роде, числе, падеже.

образование притяжательных прилагательных.

Формирование слоговой структуры на предложениях типа:

Часовщик чинит часы.

Составление рассказа описания по схеме.

Составление рассказа «Кем я хочу стать?» по плану.

Отгадывание загадок.

Развитие логического мышления:

Кому какое орудие труда?

Что не так?

4-й лишний

Развитие общей моторики: подвижные игры по теме.

Развитие мелкой моторики.

Февраль

1-я  неделя

2-я неделя

« Транспорт»

Уточнить знания детей обо сех средствах передвижения и особенностях их устройства. Учить детей объяснять понятия транспорт, техника.  Транспорт – это машины, которые перевозят людей и грузы (автобус, трамвай, троллейбус, автомобиль т.д.)

Учить называть основные части автомобиля, профессии людей, работающих на транспорте и технике.

Дети должны уметь объяснить правила поведения в транспорте.

  1. транспорт, техника, названия транспорта, шоссе, рельсы, бензин, гараж, кабина, салон, иллюминатор, пропеллер, шасси.
  2. ж/дорожный, воздушный, водный, наземный, подземный, дорожный, пассажирский, грузовой, быстрый, аварийный
  3. ехать, лететь, плыть, возить, причаливать, прицепляться, садиться, переходить, грузить, мчаться, нестись, тормозить.
  4. быстро, медленно
  5. машина – автомобиль; шофер – водитель.

Февраль – «снеговей». «Масленица – праздник встречи с солнышком».

Подбор антонимов, синонимов, паронимов

Подбор признаков к предмету

Узнавание предмета по признакам

Образование существительных в разных  падежах:

В порту много кораблей. Давайте подойдем к этому автобусу. Путешествовать можно самолетами. Важные грузы перевозят на судах.

Согласование сущ-х в роде, числе, падеже.

Употребление предлогов.

Образование предлогов с помощью приставок.

Употребление префиксального глагола –ехать- в предложении:

-доскажи словечко! От дома машина отъедет, а к дому…? (подъедет)

Учить составлять предложения из слов, данных в начальной форме:

Дорога, автомобиль, ехать, по.

Отгадывание загадок.

Составление рассказа описания по плану

Развитие логического мышления, решение логических задач.

развитие зрительного и слухового внимания

Развитие общей моторики, развитие мелкой моторики.

3-я неделя

«День защитника Отечества»

Беседа об этом празднике – кто такие защитники Отечества, кого поздравляют в этот день. Познакомить  с некоторыми видами военной техники (по иллюстрациям в журналах, книгах) рассказать о военных профессиях .

  1. Армия, Отчизна, Отечество, танкисты, артиллеристы, летчики, моряки, танкисты,  десантники, солдат, защитник и т.д.
  2. отважный, храбрый, смелый, сильный,
  3. шагать, защищать, стрелять, плыть, нырять, летать.

Научить ребенка словам поздравления.

Образование существительных в разных падежах

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных

Образование притяжательных прилагательных

Образование сложных прилагательных

Подбор антонимов, синонимов, паронимов

Употребление префиксального глагола –ехать- в предложении:

-доскажи словечко! От дома машина отъедет, а к дому…? (подъедет)

Учить составлять предложения из слов, данных в начальной форме:

Дорога, автомобиль, ехать, по. Отгадывание загадок.

Составление рассказа описания по плану

развитие зрительного и слухового внимания

Развитие общей моторики, развитие мелкой моторики. Развитие логического мышления, решение логических задач 

4-я неделя

«Зима.

Обобщ

ение»

Обзорная беседа «Зима». Зимние месяцы -  декабрь, январь, февраль. Дни зимой еще короче, чем осенью. Солнце редко выглядывает из-за туч. День за днем снегопады: хлопья снега быстро летят  из низких туч и заволакивают все вокруг белой пеленой. Снег укрывает землю пушистым покрывалом. Лес становится похожим на белый резной терем. Часто метут метели, кружат снежные вихри вьюги, бегут по земле поземки. Реки, озера и пруды покрыты толстым льдом. Иногда бывают оттепели, сугробы темнеют и оседают, с крыш свисает ледяная бахрома сосулек.. деревья и кусты стоят без листьев. В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебираются поближе к жилью людей. Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег.

Образование существительных в разных падежах

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных

Образование притяжательных прилагательных

Образование сложных прилагательных

Подбор антонимов, синонимов, паронимов

Составление рассказа о времени года с опорой на план:

1.зимние месяцы

2.приметы зимы

3.животный мир

4.зимние забавы детей

Заучивание и выразительное чтение стихотворения на выбор.

Отгадывание загадок.

развитие зрительного и слухового внимания

Развитие общей моторики, развитие мелкой моторики. Развитие логического мышления, решение логических задач

Март

1-я неделя

2-я неделя

«Семья. Мамин праздник.»

Дети должны знать родственные связи, полное имя своих родителей, бабушек, дедушек и свое собственное; различать понятия: «имя», «отчество», «фамилия»; на

зывать свой домашний адрес, обязанности всех членов семьи, их профессии, и места работы.

  1. семья, родственник, имя, отчество, фамилия, папа, мама, дедушка, бабушка, сын. Дочь, муж, жена, внук, брат, сестра, адрес, обязанность, забота, радость, страх.
  2. родиться, расти, любить, заботиться, нянчить,
  3. младший, старший, старый, молодой, большой, маленький, дружная, ласковая
  4. весело, дружно

рассказать о празднике 8-е марта, кого поздравляют в этот день, почему называют «мамин день». Научить ребенка словам поздравления.

Март – «утро весны, утро года», «солнечник»

Образование однокоренных слов

Образование существительных в разных падежах

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных

Образование притяжательных прилагательных

Развитие монологической речи, навыков диалогической речи.

Загадки-описания,

Сравнительно – описательные рассказы

(составление рассказа по картине «семья», рассказа из личного опыта «моя семья», обязанности членов моей семьи)

Д/З:  генеалогическое дерево семьи совместно с родителями

развитие зрительного и слухового внимания

Развитие общей моторики, развитие мелкой моторики. Развитие логического мышления, решение логических задач

3-я неделя

 

«Весна – время года»

  Дети должны знать, что весна – это время года, она наступает после зимы. Весенние месяцы – март, апрель, май. признаки  весны: потепление, таяние снега и изменение его цвета (ранней весной); появление листьев, первых весенних цветов; цветение деревьев, возвращение перелетных птиц, пробуждение животных от спячки. Весной начинаются работы в саду и огороде.

Весной солнце поднимается все выше, светит ярче. С крыш свисают сосульки и начинают таять, звенит весенняя капель, на полянах и пригорках появляются проталины. Заканчивается зимняя спячка зверей, просыпаются после долгой зимы насекомые. Возвращаются из теплых краев на родину перелетные птицы.

  1. весенние явления и признаки, проталины, сосульки, ручьи, оттепель, капель.
  2. бегут, журчат, шумят.
  3. тепло, свежо, солнечно

Образование существительных в разных падежах

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных

Образование притяжательных прилагательных

Образование сложных прилагательных

Подбор антонимов, синонимов, паронимов

Составление рассказов о весне.

Сравнительные рассказы

Заучивание и выразительное чтение стихотворения на выбор.

Отгадывание загадок.

Развитие зрительного внимания, памяти.

Развитие логического мышления.

Формирование языкового чутья:

объяснение пословиц, крылатых выражений.

Развитие мелкой моторики, общей моторики

4-я неделя

«Перелетные птицы»

Перелетные птицы – это птицы, перелетающие с одного места обитания на другое. Познакомить с этими птицами: скворец, ласточка, журавль, соловей, стриж, жаворонок, грач и т. д.

  1. птица, птенец, часть тела, голова, шея, туловище, крыло, хвост, клюв, нога, лапа, коготь, оперение, гнездо, яйцо, кормушка
  2. перелетный, птичий, зимующий,
  3. зимовать, возвращаться, вить гнезда, , откладывать, высиживать.
  4. «предвестники весны»

Образование существительных в разных падежах

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных

Образование притяжательных прилагательных

Образование сложных прилагательных

Подбор антонимов, синонимов, паронимов

Составление предложений из слов, данных в неопределенной форме с использованием префиксальных глаголов

Составление рассказа описания по плану

Отгадывание загадок

Пересказ рассказа А. ПЛЕЩЕЕВ «Предвестники весны»

Развитие зрительного и слухового внимания

Развитие логического мышления.

«Подскажи словечко

Кто лишний?

Улетает – не улетает?»

Формирование общей и мелкой моторики

Физминутка «совушка-сова»

Апрель

1-я неделя

2-я неделя

«Наш дом, квартира. мебель»

Дети должны знать, что дом, в котором живут люди, называется «жилой дом». Дома бывают разные: одноэтажные – многоэтажные, деревянные, кирпичные, каменные, панельные., знать и называть разные комнаты в квартире, их назначение; должны знать , что словом  «мебель» называют разные предметы, необходимые в жизни человека для сидения, лежания, размещения разных вещей. Мебель бывает кухонная. Спальная, дачная; детская, школьная; мягкая, жесткая

  1. .толок, пол, дверь, стена. Лифт.  Лестничная клетка. крыльцо, подъезд, замок, прихожая, ванная, гостиная, спальня, детская, кухня, кладовая, крыша, подоконник, форточка, рама, названия мебели
  2. проживать, заселять, находиться, подниматься, спускаться, въезжать, переезжать,
  3. на,в,  за, из, из-под, с, под, перед, между.
  4. круглый, квадратный, прямоугольный. Раскладной, журнальный,

Апрель – месяц «живой воды», ледолом.

Образование формы множественного числа сущ-х в Р.п.

Образование ум.-ласк. Существительных

Образование глаголов при помощи приставок

Подбор определений к сущ.

Согласование сущ., прил., числ., в роде, числе, падеже.

Распространение предложений сущ-ми в П.п.

Составление описательного рассказа – «Наша квартира» с помощью наводящих вопросов

Употребление предлогов в предложении

Составление описательного рассказа по плану

Развитие зрительного и слухового внимания

Развитие логического мышления.

«Подскажи словечко

Кто лишний?

Улетает – не улетает?»

Формирование общей и мелкой моторики

Lllll

            3-я

неделя

«Наш город. Наша улица.»

Уточнить представление детей о родном городе: название города, его основные достопримечательности (памятники, парки, красивые здания, набережная и др.). сравнить город и деревню, выделить основные признаки города: многоэтажные дома, широкие улицы с тротуарами, большое уличное движение, много людей. В городе много разных учреждений: школы, университеты, больницы, музеи, цирк, фабрики, заводы.

Люди любят и берегут свой город, поддерживают чистоту улиц, сажают деревья, цветы, с уважением относятся друг к другу, соблюдают правила дорожного движения.

Учить детей рассказывать о своем городе, улице,  хорошо знать домашний адрес.

  1. город, улица, дом, здание, детский сад, школа, университет, театр, кинотеатр, музей, цирк, ресторан, магазин, кафе, больница, аптека, фабрика, банк, вокзал, аэропорт, дорога, тротуар, светофор, река, набережная. Сквер, фонтан, памятник, транспорт , правила уличного движения.
  2. большой, широкий, шумный, тихий, современный. Старый, красивый, низкий, высокий, центральный, прямой, кривой, узкий, длинный, общественный, дорожный, пешеходный(переход), подземный переход
  3. жить, ходить, ехать, гулять, отдыхать, сажать. Поддерживать, соблюдать, уважать, любить, заботиться, беречь

Образование формы мн.ч. существительных Р.п. от сущ-х ед. ч.  И.п.:

В городе много …?(домов, улиц, зданий)

Активизировать словарь определений:

-улица широкая, а наоборот? (узкая)

Упражнение в словообразовании:

Дом – домик, домишко, домище.

Употребление предлогов : в, из, со, с. Над, у. к. под, в предложении:

Бабушка вышла … аптеки (из)

Составление рассказа описания родного города, улицы по открыткам с видами города

Отгадывание загадок: упала дощечка через речку соединила берега (мост)

«Город, в котором я живу.» произвольный рассказ ребенка

Нарисовать картину «дома на моей улице»

Пальчиковые упражнения: «Дом и ворота»

Развитие зрительного и слухового внимания

Развитие логического мышления.

«Подскажи словечко

Кто лишний?

4-я неделя

«Комнатные растения»

Познакомить детей  комнатными растениями в натуре, рассмотреть их, обратить внимание на их внешний вид, особенности строения, характерные признаки. Объяснить как нужно ухаживать за растениями,  (поливать, поворачивать к солнцу, рыхлить, мыть листья). Выучить названия некоторых растений, объяснить почему люди держат дома растения, рассказать, как некоторые растения реагируют на изменение погоды., меняют внешний вид утром и вечером.

Наблюдение и уход в уголке «живой природы».

Образование формы множественного числа сущ-х в Р.п.

Образование ум.-ласк. Существительных

Образование глаголов при помощи приставок

Подбор определений к сущ.

Согласование сущ., прил., числ., в роде, числе, падеже.

Описательно – сравнительный рассказ (кактус и алоэ)

Рассказ «какие растения есть у меня дома»

Развитие зрительного и слухового внимания

Развитие логического мышления.

«Подскажи словечко

Кто лишний?

Май

1-я неделя

«Рыбы»

Рассказать детям о видах рыб: аквариумные, морские, пресноводные. Познакомить с особенностями проживания, строения, дыхания рыб.

  1. названия рыб, рыболов, рыбак, голова, туловище, хвост, чешуя, плавник

Объяснение крылатых выражений «Молчит, как рыба»

Май – «цветень, песенник», сердце весны

Подбор родственных слов:

Рыба-рыбкак-рыбак-рыбный.

Образование притяжат. Прилагательных:

«назови, чей плавник, чей хвост, голова. туловище»

Согласов. Сущ-х с числительными:

«сосчитай рыбок»

Понимание значений глаголов с приставками:

Рыбка всю реку …? (переплыла)

Прочитать и обсудить сказку «О рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина

Отгадывание загадок

Заучивание скороговорки, стихотворения:

Развитие мелкой моторики: «Рисование аквариума»

Развитие зрительного внимания, памяти.

Развитие логического мышления.

Формирование языкового чутья:

объяснение пословиц, крылатых выражений.

2-я неделя

«День победы»

9 мая мы отмечаем  «ДЕНЬ ПОБЕДЫ» нашего народа в войне с фашистской Германией. Вспоминаем воинов, защищающих Отечество.

 На Красной площади в Москве в этот день проходит праздничный парад. Ветеранам и участникам войны мы дарим цветы и подарки, слушаем их рассказы о сражении с врагом, о подвигах и мужестве наших солдат. Вспомнить, кто из ближайших родственников детей принимал участие в Великой Отечественной Войне.

Образование ум.-ласк. Существительных

Образование глаголов при помощи приставок

Подбор определений к сущ.

Согласование сущ., прил., числ., в роде, числе, падеже.

Заучивание скороговорки, стихотворения

Составление рассказа о героях

Рисование картины, на военную тематику.

3-я неделя,4-я неделя

«Май. Цветы, деревья, насекомые»

Уточнить знания детей об основных признаках мая.:

Теплая погода. Яркое солнце, зеленые деревья, кусты, трава, яркие красивые цветы.

В мае у людей много забот. Надо поле вспахать и засеять, в саду деревья окопать, сухие сучки и ветки подрезать, в огороде грядки приготовить и посеять лук, морковь, свеклу. А на клумбах посадить красивые цветы.

Образование формы мн.ч. сущ-х в Р.п.

Образование уменьш-ласкат. Формы

Образование притяж. прил.

Обучение умению объяснять значение слов и выражений с переносным смыслом: подорожник, колокольчик, «ползет как черепаха», «трудолюбивый как пчела»

Отгадывание загадок, загадки описания

Рассказы описания о цветке, рыбе, насекомом, лесе.

Развитие зрительного внимания, памяти.

Развитие логического мышления.

Формирование языкового чутья:

объяснение пословиц, крылатых выражений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование в подготовительной группе: Развитие речи

Перспективный план по программе "Детство" для подготовительной группы...

Перспективное планирование игр – занятий по развитию речи детей 3-4 лет, имеющих ОНР, посредством театрализованной деятельности.

Система введения детей в театр и использования театрализованной игры как средства речевого и общего развития  воспитанников....

Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в средней группе на учебный год

Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в средней группе на учебный год....

Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в младшей группе на учебный год

Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в младшей группе на учебный год....

Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой по программе О.С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» в младшей группе на 2017 – 2018 учебный год

Перспективное планирование образовательной деятельности с детьми составлено для реализации парциальной программы О.С.Ушаковой «Развитие речи дошкольников».Основными задачами программы явля...

Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой по программе О.С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» в подготовительной группе на 2017 – 2018 учебный год

Перспективное планирование образовательной деятельности с детьми составлено для реализации парциальной программы О.С.Ушаковой «Развитие речи дошкольников».Основными задачами программы явля...

Перспективное планирование по теме самообразования: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Развитие речи ребенка посредством развития мелкой моторики рук мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением....