коррекционно-логопедической организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе/ Лексическая тема «Дикие животные»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Кривошеева Людмила Павловна
по образовательной области "Познание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_dikie_zhivotnye.docx37.88 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Свободного

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад № 7 города Свободного

Конспект

 коррекционно-логопедической  организованной образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе

по образовательной области

«Познание»

Лексическая тема «Дикие животные»

Разработала: учитель-логопед

МДОАУ д/с № 7 г. Свободного

Кривошеева Людмила Павловна

высшая квалификационная категория

г. Свободный

 2014

Конспект

 коррекционно-логопедической  организованной образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе

Лексическая тема «Дикие животные»

Области интеграции: коммуникация, познание, социализация, здоровье.

Цели:

  1. Закрепление и уточнение знаний детей о диких животных.
  2. Автоматизация и дифференциация звуков: «Ш»-«С», «Ж»-«З», «Л»-«В» в словах и предложениях.

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Продолжать работу с детьми по обогащению словарного запаса и над лексико-граммотическим строем речи. Упражнять в образовании существительных в творительном падеже и в родительном падеже  во множественном числе.
  2. Закрепить выполнение комплекса артикуляционной гимнастики для постановки звука «Р».
  3. Закрепить произношение звука «Л» и шипящих звуков, а также их дифференциацию со свистящими звуками в словах, предложениях и связной речи.
  4. Продолжать развивать у детей фонематический слух: уметь находить картинки с заданным звуком, определять позицию звука в слове.
  5. Учить детей согласовывать движения со словами при выполнении упражнений для развития мелкой   моторики.

Развивающие задачи:

  1. Развивать у детей выразительную связную речь, навыки позитивного коммуникативного общения между собой и с окружающими.
  2. Развивать познавательную активность, интерес к жизни диких животных и другим обитателям леса.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитание бережного отношения к природе и  диким животных.

Форма: обобщающая беседа с использованием ИКТ.

Оборудование:

- осенние листочки (из картона) с наклеенными картинками со звуками «Ш», «С», «Ч»;

1

- серия  картинок «Дикие животные с детёнышами»;

- слайды презентации «Дикие животные».

Ожидаемый результат:

  1. Дети  с интересом рассматривают слайды «Дикие животные», правильно подбирают слова – определения для их описания.
  2. Быстро и активно участвуют в викторине «Вопросы – ответы».
  3. Правильно находят листочки с картинками с заданным звуком, и позицию звука в слове.
  4. Выразительно читают стихи, чётко проговаривая поставленные звуки.
  5. Согласовывают движения со словами при выполнении упражнений для развития мелкой моторики рук.

Формы реализации:

  1. Вводная беседа о диких животных.
  2. Обращение к личному опыту детей, выполнение физкультминутки-считалочки «Зверинец».
  3. Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики для постановки звуки «Р».
  4. Беседа по слайдам презентации «Дикие животные» на мультимедиа.
  5. Чтение  стихов и чистоговорок о диких животных.
  6. Лексико-грамматические игры и упражнения. Викторина «Вопросы – ответы».
  7. Физкультминутка «Осенний букет».
  8. Упражнение «Найди нужный листок».
  9. Загадки о диких животных.
  10.  Рефлексия.

Предварительная работа:

  1. Беседы, рассматривание картинок и слайдов о диких животных.
  2. Заучивание чистоговорок для автоматизации и дифференциации звуков: «Медведь и пчёлы», «Белка и мишка», «Лоси», «Медвежата» Э. Котляр.
  3. Разучивание упражнений для развития мелкой моторики: «Осенний букет»,  «Зверинец»,

Содержание организованной образовательной деятельности:

  1. Организационный момент: дети стоят в кругу.

Логопед: дети, я рада  всех вас видеть и здоровыми, с хорошим настроением, мне очень хочется, чтобы хорошее настроение  у вас сохранилось на весь день. К нам пришли гости,  поздоровайтесь с ними.

2

  1. Введение в тему:

Логопед: сегодня мы с вами поговорим о диких животных, почему они называются дикими?

Дети: потому что эти животные живут в лесу и за ними не ухаживает человек.

Логопед: правильно, а почему другие животные называются домашними?

Дети:  Потому что они живут около человека, и он за ними ухаживает.

  1. Основная часть:

 (Обращение к личному опыту)

Вспомните, пожалуйста, о том, как вы ходили с родителями в приезжий зверинец посмотреть на разных зверей. Назовите, каких диких животных вы там видели?

Логопед: а сейчас мы расскажем считалку и сосчитаем зверей.

.

Считалочка «Зверинец»

Мы расскажем вам считалку,

Раз, два, три, четыре, пять.

Вот зверинец к нам приехал,

В нём зверей не сосчитать!

Волки, зайцы и куницы.

Лоси, рыжие лисицы,

Вот медведь, енот, тюлень,

Быстрый, северный олень.

Полосатый тигр, барсук,

Рысь и шустрый бурундук,

Здесь и белка и кабан.

Всё! Пора нам по домам!

(Л. Кривошеева)

Логопед: дети, а как дикие звери издают звуки?

Дети: рычат, воют, скулят.

Логопед: правильно, чтобы нам научиться  подражать голосам животных – «рычать» нужно уметь произносить звук «Р». Послушайте, как это делаю я: Р-Р-Р… А для этого мы с вами выполним гимнастику для язычка.

3

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звука «Р»

  1.  «Барабанщики»;
  2. «Вкусное варенье»;
  3. «Индюк»;
  4. «Пощелкай язычком»;
  5. «Грибок»;
  6. «Гармошка».

(дети выполняют артикуляционную гимнастику).

Логопед: А сейчас рассмотрим и назовём диких животных наших лесов и расскажем о них стихотворения.

Показ слайдов презентации «Дикие животные» на мультимедиа.

  1. Вступление (слайды №1, № 2)
  2. Белка (слайд № 3)

Логопед: опишите белку, какая она? 

Дети: белка – маленькая, рыженькая, быстрая, ловкая, с пушистым хвостом.

Логопед: вспомним и расскажем стихотворение про белку и мишку, правильно говорим звуки «Л», «Ш».

«Белка и мишка»

Белка с ветки в свой домишко

Перетаскивала шишку.

Белка шишку уронила,

Прямо в мишку угодила.

Застонал, заохал мишка,

На носу вскочила шишка.

  1. Лиса (слайд № 4)

Описание: хитрая, рыжая, пушистая, быстрая, ловкая.

  1. Медведь (слайд № 5)

Описание: большой, косолапый, неуклюжий, лохматый, бурый.

Чистоговорка «Медведь и пчёлы»

(автоматизация звука «Л»)

Ол-ол-ол, в лесу было много пчёл,

Ол-ол-ол, мёд в лесу медведь нашёл,

Ил-ил-ил, зовут мишку - Михаил,

Ыл-ыл-ыл, мёд у пчёл медведь добыл.

Ил-ил-ил, сильно пчёл он разозлил,

Ыл-ыл-ыл, громко мишка вдруг завыл!

4

Ал-ал-ал, рой на мишку вдруг напал,

Ал-ал-ал, быстро мишка убежал.

(Л. Кривошеева)

Пальчиковая физкультминутка

«Медвежата и ежата»

Не знали медвежата,

(руки разводим в стороны)

Что колются ежата,

(расставив пальцы, кисти рук держим горизонтально)

И давай с ежатами

Играть с медвежатами.

(руки в «замок» и наклоняем вправо-влево)

Вдруг медвежата в слёзы:

(трём глаза руками)

- Ёжики-занозы!

(грозим пальцем)

Испугались ёжики:

Несут щипцы и ножики

(пальцами показываем щипцы)

И давай по штучке

Вынимать колючки.

                     (двумя пальцами «вынимаем колючки»)    (Е. Котляр)  

  1. Заяц (слайд № 6)

Описание: маленький, трусливый, пушистый, быстрый, летом – серый, зимой – белый.

Белый цвет

Белый снег, белый мел.

Белый заяц тоже бел,

А вот белка не бела,

Даже белой не была.

  1. Олень (слайд №7)

Описание: большой, гордый, быстрый, сильный, храбрый, с ветвистыми большими рогами.

  1. Рысь (слайд № 8)

Описание: хищная, пушистая, ловкая, похожа на кошку.

5

  1. Волк (слайд № 9)

Описание: злой, голодный, хищный, быстрый, похож на собаку.

Лоси и волки

Между ёлок, между сосен,

По сугробам ходят лоси.

Топчут снег пушистый,

Белый, серебристый.

Волки за лосями ходят,

Глаз с лосей они не сводят,

У пушистой ёлки встали злые волки.

Сам вожак к лосям подкрался,

Только без зубов остался!

Лоси ведь рогаты,

Лезешь волк, куда ты?

Игра «Найди лишнее животное?» - (слайд № 10)

Логопед: а сейчас мы вспомним, как называются жилища  некоторых животных?

Дети: берлога, логово, дупло, нора (слайды № 11 - 15)

Логопед: дети, вы много рассказали о диких животных, давайте поиграем в игры.

Лексико-граммотические игры и упражнения:

Викторина «Вопросы – ответы»

Логопед: сейчас я вам буду задавать вопросы о животных и их детёнышах, а вы должны быстро отвечать одним словом.

  1. «Кто кем будет?»

Например:

Логопед: когда вырастит, кем будет ежонок?

Ребенок: ежом.

(Показ логопедом картинок взрослого животного и детёнышей).

(Игра проводится  в быстром темпе).

  1.  «Один – много»

Например:

Логопед: один тигрёнок, а много?

Ребенок: тигрят.

(Игра проводится в быстром темпе).

  1. «Назови семью животного»

Например:

Логопед: назовите семью тигра.

6

Дети: тигр, тигрица, тигрята.

Логопед: молодцы, вы быстро и правильно отвечали на вопросы.

Дети, представьте себе, что мы с вами пошли погулять в осенний лес, под ногами шуршат опавшие листья «Ш-Ш-Ш…». Давайте соберем осенний букет и подарим его маме.

Пальчиковая физкультминутка

«Осенний букет»

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибаем и считаем пальцы на руке)

Будем листья собирать.

(наклоняемся, «собираем листья»)

Листья рябины, листья берёзы,

(поочерёдно загибаем пальцы)

Листья липы, листья клёна.

Листья дуба мы соберём,

(две руки вместе, вытянуть вперед)

Маме букет мы принесём.

(шагаем на месте)

Упражнение «Найди нужный листок»

Логопед:  представьте, что мы собрали не простые осенние листочки в лесу, а с картинками, в названии которых есть звуки «Ш», «С».

В начале,  вы должны найти картинки, в которых есть звук «Ш», а затем со звуком «С». А затем определить, где находится этот звук в слове (в начале, середине или конце слова).

Логопед: а сейчас отгадаем загадки о диких животных.

Загадки

Кто зимой холодной,

Ходит злой и голодный?  

(Волк)

В сосне дупло, в дупле тепло,

а кто в дупле, живет в тепле?

(Белка)

Не дерево, а с сучками, с рогами.

(Лось)

Под соснами, под ёлками,

Бежит мешок с иголками.

(Ёжик)

7

Есть ветвистые рога,

Лёгкой поступью нога,

По лесу скользит как тень,

Это кто? … лесной (олень).

Летом - серый, зимой - белый.

Кто это?    (Заяц)

  1. Заключительная часть:

Рефлексия

Логопед: дети, что вы сегодня нового узнали о диких животных? Какие игры вам понравились? Что ещё вы хотели бы узнать о животных?

(Ответы детей).

Логопед: мне понравилось, что вы много знаете о диких животных и их детенышах. Старались правильно и быстро отвечать на вопросы, четко говорили все звуки в словах, красиво рассказывали стихотворения и считалочки.

8

Список использованной литературы

  1. Епифанова, О.Е. Автоматизация звука «Л». – Волгоград.:  изд. ООО «Экстремум», 2006. – стр.192.
  2. Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.:  изд. ГНОМ и Д, 2001. – стр. 136.
  3. Морозова, А.И., Пушкарёва, М.А. Развитие речевого восприятия. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – М.: изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – стр. 88.
  4. Смирнова, Л.Н., Овчинникова, С.Н. Логопедия в детском саду. -  М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2009. – стр. 88.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие в подготовительной к школе группе на тему "Дикие животные наших лесов"

Цель:  Активизация и расширение словаря по теме, закрепление названий жилищ и семей диких животных...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе: «Знакомство с диким животным – волк».

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе: «Знакомство с диким животным – волк».  Цели:1.Продолжать  знакомить детей...

Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в подготовительной к школе группе по теме "Дикие животные наших лесов"

Планирование воспитательно- образовательной работы в подготовительной группе №14 «Смешарики» на неделю.Тема недели:«Дикие животные наших лесов».Цель: Создание условий для расши...

Конспект занятия в подготовительной школе группе. Лексическая тема «Дикие животные зимой»

Конспект занятия в подготовительной школе группе. Лексическая тема «Дикие животные зимой»...