Артикуляционная гимнастика
консультация по логопедии по теме

Комарова Валерия Николаевна

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности для органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyatsionnaya_gimnastika.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

 СТАТИЧЕСКИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

1. «Лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.

2. «Птенчики» - рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

3. «Чашечка» - рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Удерживать язык в таком положении 10-15 сек.

4. «Иголочка», «Стрелочка», «Жало» - рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд.

5. «Трубочка» - высунуть широкий язык, боковые края загнать вверх. Подуть в получившуюся трубочку.

ДИНАМИЧЕСКИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ПРАЖНЕНИЯ.

1. «Лошадка» - присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Щелкать медленно и сильно. Тянуть подъязычную связку. Продолжать 10-15 раз.

2. «Грибок» - раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 8-10 раз.

 (в отличие от упраж. «Лошадка», язык не отрывается от нёба).

3. «Качели» - высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно, то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Продолжать 10 раз.

4. «Вкусное варенье» - высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Проделать 10-15 раз.

5. «Змейка» - рот широко открыт, язык сильно высунуть вперёд и убирать вглубь рта. Двигать языком в медленном темпе 10-15 раз.

6. «Часики», «Маятник» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта. Проделать 15-20 раз.

7. «Катушка» - рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается в глубь рта.

8. «Маляр» - рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой,

 ведем от верхних резцов до мягкого нёба.  

           

         

КОМПЛЕКС ДЛЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ.

1. «Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить

на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.

2. На раз – язык на нижней губе, на два – за нижние зубы упирается.

3.Высокий «мостик» - кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгибается, опустить.

4.Губы как при «улыбке», кончик языка чистит зубки.

5.Язык стучит в нижние зубки, а мы не выпускаем.

6. «Кто дальше загонит мяч» - улыбнуться, положить широкий

передний край        языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «Ф» сдуть ватку на противоположный край стола.

                      КОМПЛЕКС ДЛЯ РОТАЦИЗМА.

1. «Маляр» - рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.

2. «Чьи зубы чище?» - кончик языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

3. «Лошадка» - присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Щелкать медленно и сильно. Тянуть подъязычную связку. Продолжать 10-15 раз.

4. «Барабанщики» - улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком

языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук

«Д»: Д-ДД.        

5. «Гармошка» - рот раскрыт, язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

6. «Грибок» - раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 8-10 раз.

 (в отличие от упражнения «Лошадка», язык не отрывается от нёба).

7. «Автомат» - рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчётливо произнося «т-т-т». Убыстрять темп.

8. «Пулемёт» - напряженным кончиком языка постучать в сомкнутые зубы, отчётливо и многократно произнося «д-д-д».

                     

ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС.

1. Открыть рот и подержать открытым (а-а-а-а), закрыть.

2. «Заборчик» - губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.

3. «Хоботок» - губы вытянуты вперёд трубочкой.

4. «Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.

5. «Иголочка» - рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд.

Чередовать «Лопатка» - «Иголочка».

6. «Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.

7. «Качели» - движение языка: нос – подбородок.

                   КОМПЛЕКС ДЛЯ ШИПЯЩИХ.

1. «Вкусное варенье» - высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Проделать 10-15 раз.

2. «Приклей конфетку» - учить удерживать язык вверху. Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка поместить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к нёбу за верхними резцами.

3. «Гармошка» - раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 8-10 раз.

 (в отличие от упражнения «Лошадка», язык не отрывается от нёба).

4. «Чашечка» - рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Удерживать язык в таком положении 10-15 сек.

5. «Фокус» - улыбнуться приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть вверх ватку, положенную на кончик носа.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...