Развивайте речь дошкольника
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

Буракова Валентина Сергеевна

Вашему ребенку пошел пятый год. Вы замечаете, как много новых слов и даже целых выражений появилось в его речи, сколько он узнал, запомнил. Вас радует, как живо и разнообразно он стремится выразить свою мысль, в речи стали появляться не только простые, но и сложные предложения. Ребенок чище и внятнее произносит звуки, которые еще совсем недавно не мог выговорить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayte_rech_doshkolnika.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

Развивайте речь дошкольника

Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни…

                     К.Д. Ушинский

Вашему ребенку пошел пятый год. Вы замечаете, как много новых слов и даже целых выражений появилось в его речи, сколько он узнал, запомнил. Вас радует, как живо и разнообразно он стремится выразить свою мысль, в речи стали появляться не только простые, но и сложные предложения. Ребенок чище и внятнее произносит звуки, которые еще совсем недавно не мог выговорить.

Но вслушайтесь в речь сына, дочери. И вы заметите, сколь скудны еще познания о живой и неживой природе, о событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно им еще выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат. Не хватает слов и для передачи смысла знакомой сказки, рассказа. Можно обнаружить, что существительные ребенок заменяет местоимениями (он пошел, потом она сказала, он упал), нарушает порядок слов в предложении (Что ли мы пойдем в магазин?) и т.п. Типичны затруднения детей и в употреблении склонений и спряжений, особенно с таких сложных случаях, как хотеть – хотят, ходить – ходят, цыпленок – цыплята, котенок – котята – котят (котенков) и т.п. Уровень развития детей даже одного возраста различен. Как быть, если ребенку с трудом дается произношение таких трудных звуков, как с, ш, ж, р, л? Специалисты считают, что к пяти годам дети должны произносить четко все звуки речи. А ваш ребенок – исключение из этого правила. Как тут быть? Одними замечаниями «говори правильно», «говори вот так» дело не поправить. С такими дошкольниками нужно специально заниматься. Следует обратиться в поликлинику к логопеду. Он даст совет, проведет с ребенком цикл занятий или порекомендует поместить его в логопедическую группу детского сада. Все это надо сделать своевременно, иначе, начав учиться в школе, ребенок, имеющий недостатки в произношении звуков, будет делать ошибки при письме. Он может страдать от сознания своего несходства со сверстниками, ощущать свою неполноценность.

В повседневном общении с ребенком обогащайте его словарь. Ненавязчиво, без принуждения можете многому научить. Допустим, мать, разговаривая с дочерью, говорит ей: «У нас есть девочка, волосы у нее светлые, глаза серые, одета в голубое платье, белые гольфы, тапочки. Кто же это?» Оля задумалась, но, заметив лукавинки в маминых глазах, поняла, что речь идет о ней. «А теперь ты загадай мне свою загадку», предложила мать. «О чем загадать?» - спросила девочка. «О чем хочешь». Оля попыталась загадать «ответную» загадку о маме, но это у нее не получилось. Потом она бросила взгляд на лежащий рядом на полу мяч и сказала: «Красный, круглый, большой. Им играют». – «Упругий, резиновый, скачет по полу», - добавила мать.

Дети не сразу начинают понимать смысл даже простой загадки. Игры на описание самых разных предметов, находящихся в доме, на улице, становятся подготовительным этапом в понимании смысла, заложенного в загадках, оказываются прекрасным средством обогащения словаря детей. Например, в играх «Кто больше назовет», «Кто больше скажет о предмете», «Что из чего сделано» и другие (их можно придумывать вместе с ребенком) требуется не только назвать предмет, вещь, игрушку, явление, но как можно полнее описать, перечислить признаки и качества, детали, заметить цвет и его оттенки (небо синее, голубое, темно-синее, черное).

Игра будет интересной, если играющий взрослый наравне с ребенком по очереди описывает находящиеся вокруг предметы, усложняя раз за разом игры подобного типа («Что бывает легким, тяжелым, узким, широким, длинным, круглым, квадратным» и т.д.). Правомерен вопрос матери, отца: «Где найти время для занятий с ребенком?» Проведение такого рода игр-загадок не потребует дополнительного времени. Играть модно по дороге в детский сад и обратно, вечером в кухне во время приготовления ужина, во время прогулки, одевания, раздевания.

Детей затрудняет обобщение, классификация предметов. Для закрепления названия овощей, фруктов, их качества, цвета, величины, вкуса можно в течение 7-10 минут поиграть в игру «Чудесный мешочек». Заранее позаботьтесь о том, чтобы игра получилась интересной, порадовала ребенка. Сшейте яркий полотняный мешочек, затягивающийся шнуром (пригодится он не один раз). Положите незаметно в него средней величины мытые свежие овощи: лук, огурец, свеклу, морковь, картофель, помидор – или фрукты: яблоко, грушу, айву, сливу, что-то еще. Можно положить предметы и на тарелку, накрыв их салфеткой, чтобы не было видно.

Ребенку скажите: «Посмотри, какой у меня красивый мешочек. Он – не простой, чудесный. В нем что-то есть, а что – узнай сам. Сначала пощупай мешочек снаружи, скажи, что нашел, потом достань (также на ощупь, не глядя в мешок). Доставай по одному. Что ты достал? Какого цвета? Какой формы? Потрогай, скажи, гладкий или шероховатый, попробуй (отрезаете кусочек). Какой на вкус?» Например, ребенок достал помидор. Что о нем можно сказать? Он красный, круглый, гладкий, сочный, кислый, сладкий. Если ребенок затрудняется, подскажите ему. «Где растет помидор? (Выложите овощи на стол.) Как одним словом назвать все это?»

Можно загадать ребенку загадки: «Без окон, без дверей – полна горница людей». Почему так говорится, что это за люди, где они живут? «Сидит девица в темнице, а коса на улице». Что это? Произнесите слова, выделяя звук «р» (морррковь, огурррец, помидоррр), попросите ребенка повторить так же.

Подобные игры модно проводить и с кукольной посудой (положить в мешочек блюдце, чашку, ложку), с мелкими игрушками (например, куклу-голыша, ванночку, маленького мишку, зайца и т.п.)

Круг таких игр можно расширить. Например, «Угадай, что где растет»  (в поле, в лесу, в парке, на лугу, в саду, в огороде). Во время прогулки познакомьте ребенка с названиями деревьев – сосна, ель, береза, липа, клен. Предложите малышу: «Спрячься за сосну, а теперь  за березу. Сравни сосну и березу: чем похожи, чем отличаются. Как одним словом назвать их?»

Используйте подходящие ситуации для того, чтобы поиграть, поговорить с ребенком, развивайте речь. Например, прогуливаясь вместе по лесу, загадайте ему несколько загадок: «Зимой и летом одним цветом»; «Белая скатерть все поле покрыла». Обратите внимание его на то, что хотя в загадке немного слов, но как точно подмечены в ней особенности предмета или явления, о котором в ней говорится.

Приведите пословицы и поговорки. Например: «Чем дальше в лес, тем больше дров»; «Поспешишь – людей насмешишь», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» и т.п. Язык их образен, лаконичен, музыкален, богат разнообразными звуковыми сочетаниями. Разучивайте с детьми потешки, поговорки, пословицы, скороговорки и при случае используйте их в разговорах с ребенком.