Использование ТСО и ИКТ в работе с детьми, имеющими нарушения речи (авт. Ступаченко В.Г., Федяшина Т.Н.)
консультация по логопедии на тему

Ступаченко Вера Григорьевна
В настоящее время в дошкольной педагогике большое внимание уделяется использованию технических средств обучения и информационных технологий в процессе обучения и воспитания детей. Это связано с развитием науки, появлением более совершенных электронных устройств и   широкого доступа к интернету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл isp_ikt_s_onr.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

В.Г. Ступаченко, учитель-логопед,

Т.Н.Федяшина, воспитатель

Использование ТСО  и ИКТ  в работе с детьми, имеющими нарушения речи

        В настоящее время в дошкольной педагогике большое внимание уделяется использованию технических средств обучения и информационных технологий в процессе обучения и воспитания детей. Это связано с развитием науки, появлением более совершенных электронных устройств и   широкого доступа к интернету.

        Технические средства обучения — это устройства, помогающие педагогу в наглядной форме донести информацию до воспитанников, оптимизировать процесс запоминания и применения знаний, контролировать эффективность обучения, презентовать результаты  воспитательной работы родителям. Существуют следующие виды ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры и комбинированные.

        Материальное оснащение МБДОУ «Детский сад №1» соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольным образовательным учреждениям и постоянно  пополняется. В музыкальном зале для проведения занятий находятся телевизор, аудио-центр, DVD – проигрыватель и электронное пианино. В двух группах установлены телевизоры, в каждой группе есть DVD и CD - проигрыватели. Специалисты ДОУ используют персональные компьютеры для работы с детьми и обработки  информации, полученной в ходе диагностики.        

        Современные технические средства обучения и информационные компьютерные технологии применяются: во время занятия, при его подготовке, в проектной деятельности и в работе с родителями.

        Использование ИКТ в образовательном процессе помогает сделать процесс передачи знаний более динамичным, внести элемент разнообразия и в доступной игровой форме пополнить знания детей.

        В настоящее время воспитателями групп для детей с нарушениями речи и учителями-логопедами МБДОУ «Детский сад №1»  собраны медиатеки, содержащие презентации Power Point к занятиям по развитию речи (по лексическим темам), формированию элементарных математических навыков, обучению грамоте (для закрепления образа буквы, элементарных навыков чтения) и ознакомлению с окружающим. Учителя-логопеды в работе применяют так же обучающие диски (DVD c видео-уроками  (приложение к книги «Домашний логопед», Д.В. Кожевникова, П.П.Кожевников, изд. «Наука и техника», 2009; DVD с аудио- и видеопрограммами (приложение к книге «Лечение нарушения произношения у детей и взрослых», А.А.Блудов, Н.В. Белова, изд. «Наука и техника», Диск содержит  программу «Dizartria.NET» ,2009).  

        Применение звукозаписывающих и воспроизводящих устройств педагогом на индивидуальном занятии помогает воспитаннику услышать со стороны, как он произносит тот или иной звук и сравнить не только с образцом произнесения звука учителем – логопедом или воспитателем, но и с образцом на аудио-носителе.

          Воспитатели групп для детей с нарушениями речи могут воспользоваться в вечерних индивидуальных занятиях по заданию учителя - логопеда заранее приготовленными презентациями по автоматизации поставленных звуков, что сокращает период овладения детьми новыми звуками с «трудной» артикуляцией.

        Яркие, красочные, разнообразные иллюстрации, сменяющийся ряд слайдов и видео привлекают внимание детей, помогают развивать зрительное восприятие и память, а интересные, продуманные задания  способствуют развитию их логического мышления. Всё это важно в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, большая часть которых имеют сопутствующий диагноз задержки психического развития.  В группах  для детей с нарушениями речи  MБДОУ « Детский сад №1»из 24 детей с ОНР 14детей  имеют ЗПР (58%).

        Педагоги  использую ИКТ и ТСО на различных этапах занятия: чтобы сделать ярким организационное начало занятия, поддержать видеорядом и звуковым сопровождением динамическую паузу, эффектно подвести итог занятия, наглядно обобщив всё сказанное и сделанное, предложить детям самостоятельно переходить от одного слайда с заданием к другому. Включение ТСО способствует решению таких задач, как пополнение словарного запаса (связывает зрительный образ со звучащим словом), закрепление навыков звуко-буквенного анализа слова (показывает соотношение звука и буквы сменяющимися символами), формирование элементарных навыков чтения («озвучивает» слоги),  развитие навыков связной речи (связывает логической последовательностью  переключаемые картинки) и т.д.

        Интересными по структуре, подаче и насыщенности картинным и речевым материалом, являются авторские презентации педагогов, охватывающие все этапы занятия.

        Большое значение имеет продуманность подачи материала, отбор четких картинок, использование качественных носителей визуальной, аудиоинформации и комбинированной информации  без зашумления.

        При проведении занятий нельзя забывать и соблюдение правил безопасности и принципов здоровьесбережения регламентирующих время и частоту  просмотров (в младшей и средней группах - не более 20 мин., в старшей и подготовительной - не более 30 мин, не более 2 раз в день), технические характеристики экрана (по диагонали 59 - 69 см., высота их установки должна составлять 1 - 1,3 м.), расстояние до экрана (не ближе 2 - 3 м и не дальше 5 - 5,5 м). Недопустимо проводить занятия с компьютером во время, отведённое для прогулок и дневного отдыха.

        Занятия с использованием ТСО планируются таким образом, чтобы применение технических средств не превышало общую длительность занятия и не приводило к утомлению детей с учётом индивидуальных психо – физиологических особенностей детей.

Применение  ТСО и ИКТ помогло разнообразить и сделать более интересными встречи с родителями воспитанников. Так на  родительских собраниях  были уже неоднократно применены презентации к консультациям, а так же осуществлён выход в интернет для знакомства с сайтом детского сада и страничкой старшей группы №6 «Пчёлки» для детей с нарушениями речи. На этой страничке родители могут познакомиться с различным консультативным материалом, типовыми заданиями, применяемыми на занятиях по развитию речи, фотографиями интересных моментов в жизни группы. Традиционным элементом встречи с родителями стал просмотр «электронного» альбома группы, содержащий, в форме презентации, фото занятий, прогулок и  различных мероприятий: утренников, конкурсов и соревнований.

Педагоги активно пользуются  персональными страничками на профессиональных сайтах в интернете в ходе  подготовки к занятию,  для самообразования, обмена опыта с коллегами и размещения  консультации родителям.

        Практическое использование технических средств обучения и информационных компьютерных технологий показало свою эффективность и стало неотъемлемой частью образовательного и  воспитательного процесса, средством оптимизации взаимодействия с родителями.