Опыт работы по теме: "Развитие коммуникативной компетентности дошкольников логопатов".
опыты и эксперименты по логопедии (старшая группа) на тему

Главной задачей ДОУ становится формирование у детей универсальных умений и способностей - ключевых компетенций: социальной, коммуникативной, информативной, когнитивной, общекультурной, специальной. Этим компетенциям придается особое значение не только в российском образовании. Освоив их, ребенок впоследствии может адаптироваться в мировом сообществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме:

«Развитие коммуникативной компетентности дошкольников-логопатов»

Луниной Л. К., учителя-логопеда

МБДОУ ЦРР детского сада № 3 «Ромашка»

В организации работы с детьми-логопатами можно выделить два противоречия. С одной стороны - занятия с логопедом в утренние часы и дома с родителями необходима. С другой стороны - такая деятельность не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков речи предполагает ежедневный кропотливый труд, требует усидчивости и следования указаниям взрослого. Так как произвольное внимание детей не достаточно развито, ребенку трудно выполнять задания, которые предлагает ему взрослый. Дети часто занимаются, потому что «так надо», «так велят», «чтобы не ругали».

К особенностям коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с речевыми проблемами относятся:

  • наличие развернутой фразовой речи с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики;
  • характерно неточное понимание и употребление обобщенных понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значениями;
  • словарный запас ниже, чем у детей без речевой патологии;
  • трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры;
  • недостаточная дифференциация звуков на слух;
  • низкая речевая активность и недостаточная критичность к своему дефекту;
  • нарушение фонематического восприятия;
  • снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи), незаинтересованность в контактах, неумение ориентироваться в ситуации общения и негативизм.

Главной целью моей работы считаю создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развитие у них мотивации устранения своих речевых дефектов. Исходя из этого, мною были выделены следующие задачи:

  • Объединить усилия всех участников педагогического процесса для обогащения содержания работы по развитию речи детей и коррекции её нарушений;
  • Разнообразить мотивационный спектр необходимости исправления своих речевых дефектов;
  • Обеспечить понимание детьми способов коррекции речи;
  • Развивать познавательные способности воспитанников, произвольную регуляцию их деятельности и эмоционально-личностной сферы;

Разработка новых технологий интегрированного подхода к подбору содержания логопедической работы весьма актуальна. Мы с педагогами ДОУ  попытались решить вопрос, как сделать обучение и воспитание  детей-логопатов интересным,  развивающим, обучающим. На мини-педсовете при обсуждении данной проблемы мы пришли к выводу, что для развития и совершенствования речи важным фактором является наша слаженная и взаимодополняющая педагогическая  деятельность. Тогда же была разработана модель взаимодействия всех педагогов ДОУ с целью преодоления проблем современной коррекционной педагогики и психологии:

  1. Недостатки речевого развития (монологической и диалогической речи) и коммуникативных способностей.
  2. Несовершенство развития психических качеств личности (памяти, воображения, мышления и т.д.) и в связи с этим нестабильность эмоционального настроя, излишняя напряжённость, избыток конфликтных ситуаций.
  3. Негативные проявления характера – пассивность или упрямство, импульсивность или замкнутость.
  4. Отсутствие культуры общения и взаимоотношения.
  5. Недостаточность социального опыта и знаний об окружающем мире.
  6. Несоответствие изобразительных умений, технических навыков и эстетического вкуса детским потребностям.

Задачи логопеда на логопедическом пункте определяются  исходя из цели:

  • Осуществлять диагностику речевого развития детей.
  • Определять уровень сформированности компонентов речи детей.
  • Наметить подгрупповые и индивидуальные планы коррекции и компенсации речевых дефектов с учётом их структуры и степени тяжести.
  • Способствовать развитию детей для успешного освоения ими образовательной программы ДОУ.
  • Предупреждать нарушения устной и письменной речи;
  • Взаимодействовать с ПМПк и ПМПК.
  • Распространять логопедические знания среди педагогов и родителей.

Уместно упомянуть и о необходимости формирования у детей универсальных умений и способностей – ключевых компетенций.

Новый подход к оценке качества образования связан в федеральной концепции модернизации образования с формированием ключевых компетенций, соответствии с основными положениями, выработанными Советом Европы.

Поэтому главной задачей дошкольного образовательного учреждения становится формирование у детей универсальных умений и способностей – ключевых компетенций: социальной, коммуникативной, информативной, когнитивной, общекультурной, специальной. Этим компетенциям придается особое значение не только в российском образовании. Освоив их, ребенок впоследствии может легко адаптироваться в мировом сообществе.

Понятие «ключевые компетенции» было введено в начале 1990-х гг. В отечественной педагогике в последнее время это понятие используется достаточно широко, особенно в контексте проблем, связанных с концепцией модернизации образования, а также в контексте оценки качества образования.

В понятие современные ключевые компетенции многие учёные вкладывают следующий смысл – это личное достояние ребенка, поэтому наиболее успешное формирование компетенций может происходить только в личностно-ориентированном образовательном процессе. Несмотря на разницу в определениях понятия ключевые компетенции многие учёные утверждают, что это совокупность или универсальная система знаний, умений, навыков, способностей, вошедшая в личностный опыт, которая обеспечивает качество или успех в деятельности при решении тех или иных жизненных проблем или ситуаций. Формирование компетенций происходит средствами содержания образования.

Перечень ключевых образовательных компетенций в дошкольном возрасте определяется на основе главных целей, стоящих в сфере дошкольного образования, структурного представления социального и субъективного опыта личности, а также основных видов деятельности ребенка, позволяющих ему овладеть социальным опытом, получать жизненно важные навыки в практической деятельности.

Коммуникативная компетенция – включает овладение способами передачи информации, умениями слушать и понимать другого. Несмотря на разницу определений коммуникативной компетенции их объединяет то, в состав компетенции включаются знания, умения, способности, обеспечивающие эффективность общения в любых его формах и способности, которые помогают устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

А успех будет зависеть от способности субъекта мобилизовать в процессе общения свои знания, умения, навыки, способы деятельности при решении тех или иных проблем.

Информационная компетенция – направлена на формирование умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер и др.).

Данная компетенция обеспечивает формирование способов получения ребенком информации из разных источников и ее хранения, навыки деятельности ребенка по отношению к информации, содержащейся в окружающем мире и образовательных областях.

Социальная компетенция – включает способы взаимодействия с окружающими людьми, сотрудничество в групповом общении, навыки работы в группе, способность брать на себя ответственность, регулировать конфликты.

Когнитивная компетенция – это совокупность компетенций ребенка в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, аналитической и другой деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами. Сюда входят навыки самостоятельной работы с информацией; применение полученных знаний для решения новых познавательных и практических задач, знания и умения самостоятельной постановки цели, организации планирования, анализа, рефлексии, самооценки познавательной деятельности.

Ребенок по отношению к изучаемым объектам овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

В рамках данной компетенции ребенок овладевает навыками решения проблемы, самостоятельного конструирования знаний.

Общекультурная компетенция – означает осведомленность ребенка в вопросах особенностей национальной и общечеловеческой культуры (духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций); ребенок обладает способами организации в бытовой и культурно-досуговой сферах.

Компетенция личностного самосовершенствования направлена на самореализацию ребенка в деятельности и овладение способами саморегуляции, саморазвития, самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетентности выступает сам ребенок. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии личностных качеств, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся забота о собственном здоровье и безопасности жизнедеятельности, внутренняя экологическая культура.

По мнению Е. В. Бондаревской, развертывание содержания образования вокруг ключевых компетенций, их включение в содержание – это и есть путь перехода от обезличенных, отчужденных от учеников «значений» к личностным смыслам, то есть пристрастному, ценностному отношению к знаниям.

В итоге у ребенка развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых, до социальных.

В настоящее время ведется разработка программ по дошкольному воспитанию, учитывающих содержание образования с точки зрения вклада в формирование ключевых компетенций. Это Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста (под ред. Л. А. Парамоновой), где выделена социальная компетентность на протяжении всех возрастных этапов и условия ее формирования. Значительный вклад в разработку данной проблемы внесли авторы программы «Истоки», разработанной в центре «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца под руководством С. Л. Новосёловой.

Мне хотелось бы подробнее остановиться на направлениях своей работы:

  • Формирование ключевых образовательных компетенций детей;
  • Углублённая работа по формированию коммуникативной компетенции детей-логопатов;
  • Обогащение предметно-развивающей среды;
  • Диагностика речевой культуры воспитанников (импровизации на темы знакомых сказок, творческая интерпретация знакомых сюжетов пересказ сказок от лица их разных героев, передача эмоционального состояния героев с помощью интонационно-образной речи);
  • Использование дидактических развивающих речевых игр;
  • Внедрение в образовательный процесс мультимедийных презентаций;
  • Организация речевых праздников-конкурсов;
  • Организация взаимодействия с педагогами ДОУ и родителями воспитанников;

Особое внимание уделяю формированию у детей коммуникативной компетенции, которая включает знание особенностей русского языка в целом и разговорной речи в частности, овладение способами передачи информации, умениями слушать и понимать другого. Успех ребёнка  зависит от его способности использовать в процессе общения свои знания, умения, навыки, способы деятельности во время обсуждения литературного произведения, заучивания стихотворения или репетиции предложенной ему на празднике роли.  

Коммуникативная компетентность дошкольника во многом определяется развитием речи. Речь – одна из важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, она играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся нерешительными, замкнутыми, стеснительными и даже агрессивными в общении с другими.

Для успешности общения детям необходимо овладеть культурой речи. Мы работаем над её развитием, используя разнообразные средства:

  • Задания для развития логики речи (понимание смысла произведения и рассказ о его основной идее, умение словесно охарактеризовать главных и второстепенных героев)
  • Творческая интерпретация эпизодов произведений, используя слова и фразы из текста
  • Словесные игры на развитие творческой фантазии (пересказ произведений от лица разных персонажей)
  • Тренинги на использование языковых и интонационно-образных средств выразительности речи

 У детей с речевыми проблемами нарушена как звуковая сторона речи, так и понятийная, включающая нарушения лексического запаса слов и грамматического строя. Словарь ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно не полноценен.   Дети  используют и понимают более простые средства невербального общения (мимика, взгляды), характерные для детей раннего возраста, тогда как сверстники с нормой речевого развития пользуются в процессе общения преимущественно жестами. Поэтому в систему коррекционной работы включаю различные игры, упражнения, тренинги, через которые дети учились бы различным средствам невербальной коммуникации и определять разные эмоциональные состояния людей.

Артикуляционная гимнастика в её  традиционном виде является для детей скучной и непонятной, поэтому в своей работе я применяю игровые и  театрализованные упражнения на развитие речевого аппарата, оживление сказочных персонажей, элементы психогимнастики. Когда дети начинают правильно  выполнять  артикуляционные упражнения, можно с ними начать придумывать сказки.

Данная работа обязательно включает в себя развитие связной речи:

  • Придумывание и обыгрывание предложенных ситуаций;
  • Составление повествовательных рассказов о жизни ребёнка, его важных событиях в детском саду и дома;
  • Составление описательных рассказов о предметах и явлениях окружающей действительности;
  • Драматизация литературных произведений;
  • Пересказ сказок от лица героя;

Невозможно интересно рассказывать, не владея лексико-грамматическим строем речи:

  • Активизация и обогащение словаря (игровые упражнения «Перечисли знакомые профессии», «Экскурсия по городу», «Чьи инструменты мы нашли?», «Поможем садовнику» и др.);
  • Игровые задания сказочным персонажам («Найди хозяев разных колёс из сказки В. Сутеева», «Расскажи Мальвине о дорожных знаках»);
  • Дидактические игры с участием кукольных персонажей «Исправь ошибки Мишутки», «Научи Чебурашку говорить правильно», «Помоги Незнайке»;
  • Знакомство с этимологическим смыслом слов и выражений (игры-исследования «Почему мы так говорим?»)

Большую помощь детям и взрослым оказывает педагог-психолог с помощью тренингов и игровых ситуаций, в которых ребёнок может почувствовать себя главным или второстепенным действующим лицом, положительным или отрицательным персонажем, стать на время животным или растением. Совместно с воспитателями группы и педагогами-специалистами проводится всесторонняя работа над эмоционально-образным развитием детей. С помощью психогимнастики, метода эмпатии и других средств дети учатся вживаться в иные образы, испытывать новые для себя чувства и эмоции.

Уместно вспомнить теперь о социальной компетенции. Для достижения лучших результатов воспитатели стараются разнообразить свою деятельность с детьми, используя активные методы и приёмы их развития. Моя роль в данном случае состоит в том, чтобы ни дети, ни взрослые не забывали о работе над чистотой и красотой разговорной речи.

Для формирования социальной компетенции детей организуют в группе коллективные творческие дела, в процессе которых помогаем им грамотно и вежливо формулировать обращения с просьбой или советом. Для формирования данной компетенции организуем в группе длительную проектную деятельность с участием ребят и их родителей, всех окружающих их сотрудников.

Кроме того, в группе с успехом проходят сюжетно-ролевые игры, в процессе которых каждый из детей исполняет определённую роль. Дети учатся распределять между собой роли и обязанности, преодолевать конфликтные ситуации, закрепляют правила поведения и общения.

Хотелось обратить внимание на нравственный аспект групповой театрализованной деятельности. Она позволяет наиболее эффективно формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что для дошкольников каждое литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, и не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Таким образом, данное направление коррекционно-образовательной работы оказывает позитивное влияние на детей.

Условность театра близка дошкольникам. Они привыкли к ней в своих играх, поэтому дети быстро включаются в игру, встречая на занятиях знакомых персонажей: отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности, помогают героям.

И всё же, работая со старшими дошкольниками, следует помнить о формировании информационной компетенции. Данная компетенция обеспечивает формирование способов получения ребенком информации из разных источников и ее хранения, навыки деятельности ребенка по отношению к информации, содержащейся в окружающем мире. Очень эффективны в данном случае домашние задания.

Работая в тесном контакте с педагогами-специалистами ДОУ, обсуждаю с ними возможные домашние задания детям. Это позволяет максимально активизировать родителей для совместного взаимодействия, регулировать степень нагрузки и возрастные возможности детей. Воспитатель группы предлагает детям дома вместе с родителями выбрать сказку на заданную тему, воспитатель ИЗО поручает детям нарисовать эскизы костюмов сказочных персонажей, музыкальный руководитель может привлечь семьи воспитанников к поиску музыкальных фонограмм для готовящегося праздника.

Благодаря такой всесторонней работе дети успешно овладевают родной речью, начинают ценить богатство русского языка.

Чрезвычайно полезны разнообразные пальчиковые гимнастики, которые нужны не только для развития мелкой моторики пальцев. Они способствуют развитию координации движений, сочетанию двигательной и речевой деятельности. Очень эффективны пальчиковые гимнастики с помощью пальчиковых кукол, физминутки-инсценировки и занятия ритмопластикой и психогимнастикой.

Так дети овладевают и общекультурной компетенцией, которая означает осведомленность ребенка в вопросах особенностей национальной и общечеловеческой культуры. В работе стараемся использовать литературные и музыкальные произведения народов России и мира, оживляя знакомство с ними показом картин и иллюстраций.

Близкую ребятам игровую деятельность мы включаем во все виды работы с детьми: развитие речи, музыкальные и физкультурные занятия, математика, изодеятельность, в процессе которых используем разнообразные образовательные технологии: дифференцированного обучения, игровые технологии (одушевление персонажей, сюрпризные моменты, образную медитацию, игротерапию), творческие технологии (придумывание новых игр, сказок, историй, имитация движений животных), технологии активного обучения (драматизации, познавательные игры), технологию поэтапного обучения и многие другие.

Много возможностей даёт нам музыка. Поэтому музыкальный руководитель – наш непременный союзник и помощник на праздниках и в повседневной жизни. Музыкальное развитие детей неразрывно связано и с развитием их речевых возможностей. Ребята импровизируют под музыку разного характера и обсуждают создаваемые образы, подбирают  музыку для усиления их выразительности и объясняют свой выбор. Стало традицией использовать аудио- и видеозаписи, компьютерные тематические программы.

Многие проблемы по преодолению трудностей, характерных для детей - логопатов, мы решаем на занятиях художественно-продуктивной деятельности, которая имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение. Эту работу осуществляет педагог-специалист и воспитатель группы. Рост изобразительных умений и творческих способностей  происходит благодаря опоре на эффективные принципы дидактики:

  • деятельностный подход при овладении новой информацией;
  • доступность и наглядность предлагаемых заданий
  • значимость мотивации предстоящей деятельности;
  • функциональность и адресность получаемых продуктов деятельности;
  • планирование этапов деятельности путём их совместного обговаривания (на начальном этапе) и внутреннего проговаривания;

С удовольствием и увлечением дети создают рисунки к знакомым литературным произведениям и рассказывают об используемых изобразительных средствах, рисуют пейзажи и портреты, объясняя затем свой замысел, готовят афиши и пригласительные билеты на групповые праздники. Во время такой работы ребята быстрее и полнее усваивают речевые обороты и языковые элементы, если в качестве наглядной опоры используется естественная обстановка и реальные объекты (изобразительный материал, оборудование и инструменты и т.д.) Таким образом, мы продолжаем формировать их социальную компетенцию. 

Важна для будущего школьника и когнитивная компетенция. Например, дети подбирают наиболее подходящие изобразительные средства для воплощения той или иной идеи или технические приёмы изготовления атрибутов для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций и сценок на праздниках: для изображения снега очень подошёл бы пух домашних птиц, но его потом трудно будет убрать – лучше применить крутящийся зеркальный шар с фонариком; богатырский шлем делали из металлических колец, но это трудоёмкий процесс – лучше связать кольчугу и шлем из толстых ниток и покрасить их серебряной краской. Изучив возможные варианты изготовления масок, ребята выбирают наиболее удачный способ, учитывая их негативные влияния: может закрывать рот и зрителям будет плохо слышно, Баба Яга то очень злая, то притворяется доброй – нужно, чтобы лицо было открыто, и была видна её мимика и т.д.

В процессе продуктивной деятельности ребёнок одновременно задействует многие анализаторы, что не может не влиять на развитие их речи. Особую значимость имеет развитие мелкой моторики пальцев в процессе резания ножницами или обрывания бумаги, плетения из мягкой проволоки или раскатывания солёного теста. Общеизвестно, что развитие общей и мелкой моторики способствует речевому развитию детей.

В процессе комплексной работы ребята познают основы коллективной творческой деятельности, которая выражается в проявлении инициативы и  творческой активности во всех видах работы, умении согласовывать свои действия с партнёрами, использовании различных форм диалогической речи. У них начинают закладываться основы компетенции личностного самосовершенствования, направленной на самореализацию ребенка в деятельности.  Это происходит непрерывно: на занятиях и в повседневной жизни, в детском саду и за его пределами – во время  экскурсий в театр или в музей. К счастью, мы видим свои удачи, так как наши воспитанники способны самостоятельно организовывать свою жизнь: игры, взаимоотношения. С этими приобретениями они идут в школу.

Оказалось, что в процессе самостоятельной деятельности детей возрастают возможности их речевого развития. Самовыражение в творчестве заставляет ребят объяснять свой замысел, сравнивать результаты своей работы:

  • Выбор более простого или сложного способа выполнения задания;
  • Подобрать подходящие предметы для ролевой игры;
  • Сравнительный анализ способов решения заданной задачи;
  • Обсуждение достоинств и недостатков поступка товарища;

Сочетание освоенных детьми ключевых компетенций в процессе художественно-продуктивной деятельности позволило обогатить пространственную среду группы.

Радостно и разнообразно мы подводим итоги учебного года: выставки детских рисунков и фотовернисажи, выставки детского и семейного творчества, семейные чаепития и театральные посиделки, конкурс рассказов «Наши прогулки» и альбомов «Мы занимаемся».

Работая в данном направлении в течение нескольких лет, можем с уверенностью утверждать об успешности наших методических находок. Об этом говорят педагогические срезы, промежуточная и итоговая диагностика речевого развития детей, результаты анкетирования родителей.