Упражнения по развитию просодики
картотека по логопедии по теме

Алехина Анастасия Михайловна

При работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи с клиническим проявлением дизартрии, можно увидеть, что ярко наблюдается несформированность как фонетической, так и просодической сторон речи. Под просодией следует понимать голосовые характеристики (высота, сила, длительность, тембр) и мелодико-интонационную сторону речи (темп, паузация, ритм). И так как эта проблема требует поиска путей оптимизации развивающей среды с учётом типологических и индивидуальных особенностей их развития, то при работе можно использовать следующие игры и упражнения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения по развитию просодики:

По развитию дыхания:

  1. «Погреем ладошку». Руки, согнутые в локтях, ладони впереди на расстоянии 15-20 см ото рта. Дуть тёплым воздухом на ладони.
  2. Произнесение на одном выдохе слогов с разными гласными (ха-хи-хо).
  3. «Сдуй шарик». Стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны - получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой - шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи - шарик сдулся.
  4. «Насос». Взрослый показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох. Необходимо следить, чтобы во время игры дети не перенапрягались.
  5. «Заморозим подбородок». Втянуть нижнюю  губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку, выполнять молча и на одном выдохе.    

По развитию ритмической организации высказывания:

  1. Логопед воспроизводит серию ударов по столу карандащом, с короткими и длинными паузами, а затем просит повторить ребёнка за ним.
  2.  «Кулачки». Вытянуть руки вперед. Сопровождаем проговаривание скороговорки, сжиманием кистей рук в кулачки. Ритм сжимания соответствует ритму произношения скороговорки. (На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.)
  3. «Хлопки». Прохлопать ритм скороговорки. (Мама мыла Милу мылом.)
  4. «Ритмические импровизации». Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются.
  5. «Перемена ритма». По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.

По развитию темповой организации высказывания:

  1. Произнести слоговые ряды с разным темпом: На “з, зь” - (зы – зэ – за – зо – зу – зы), (зи – зе – зя – зё – зю – зи).
  2. Медленное проговаривание скороговорок. ( Ехал грека через реку, видит грека в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку грека цап.)
  3. «Часы».

     Тик-так, тик-так.
Часы большие так идут.
(Хлопают и говорят медленно.)
Тики-таки, тики-таки-
Маленькие так бегут.
(Хлопают и говорят быстро.)

  1. Произнести в разном темпе.

     Сидел воробей на сосне,

Заснул и свалился во сне.

 Если б он не свалился во сне,

До сих пор бы сидел на сосне.

  1. Придумывание предложений и проговаривание их в разном темпе (одно предложение быстро, другое медленно).

По развитию интонационной выразительности речи:

  1. Прочитайте предложения. Подумайте, как нужно расставить логические ударения. Какие слова в предложениях помогли правильно это сделать?

Вы сегодня приедете или кто другой?

Вы сегодня приедете или завтра?

Вы сегодня приедете или не приедете?

  1. Развитие умения сказать фразу с различной интонацией вопросительной, восклицательной, повествовательной. (Сегодня 11 ноября.)
  2. Определение картинки символа, соответствующей высказыванию. (Какое сегодня число?)
  3. Хлопни в ладоши тогда, когда услышишь вопросительную интонацию.
  4. Развивать умение выделять ударный звук в слове.

По развитию голоса:

  1. Прочитайте тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса:

Была тишина, тишина, тишина.

Вдруг грохотом грома сменилась она!

И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? —

Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.

Наверно, сейчас барабанить он станет.

Уже барабанит! Уже барабанит!

  1. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.

  1. Прочитайте стихотворение в заданном темпе:

Еле-еле, еле-еле - - -(медленный темп)
Завертелись карусели. - - -(медленный темп)
А потом, потом, потом - - -(средний темп)
Все бегом, бегом, бегом! - - -(быстрый темп)
Все быстрей, быстрей, бегом, - - -(очень быстрый темп)
Карусель кругом, кругом! - - -(очень быстрый темп)
Тише, тише, не спешите - - -(средний темп)
Карусель остановите. - - -(средний темп)
Раз, два, раз, два - - -(медленный темп)
Вот и кончилась игра. - - -(медленный темп)

  1. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: "Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали... быстро ехали... быстро ехали".      

  1. Усиление и ослабление голоса от беззвучной артикуляции до громкого произнесения.