Комплексы упражнений по развитию артикуляции, моторики, просодики
картотека по логопедии (подготовительная группа)
Комплексы упражнений по развитию артикуляции,моторики, просодики
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексы упражнений по развитию артикуляции, моторики, просодики
Подготовила:
воспитатель, Матвеева В.В.
Создать практический комплекс упражнений для развития речевых и двигательных навыков, включающий задания по следующим направлениям:
- Артикуляционная гимнастика
- Развитие мелкой и общей моторики
- Работа над просодическими компонентами речи
Требования к выполнению:
Для каждого упражнения должны быть сформулированы название, цель и речевая инструкция. По каждому направлению не менее 5 упражнений.
При выполнении задания особое внимание уделите практической направленности материалов и возможности их применения в реальных условиях работы с детьми.
Артикуляционная гимнастика:
- Упражнение «Змейка».
Цель - автоматизация звука в словах с помощью наглядности.
Речевая инструкция: Логопед говорит начало слова, а ребёнок произносит только последний звук и складывает змейку, «сворачивает в клубок». Например, слова: «каранда...(Ш)», «малы...(Ш)», «ланды...(Ш)».
- Упражнение «Лошадка».
Цель - вырабатывать подъём языка, подготавливая его к выработке вибрации, а также растягивать подъязычную связку (уздечку) с целью укрепления мышц языка.
Речевая инструкция:
- Улыбнуться, показать зубы.
- Приоткрыть рот и пощёлкать (поцокать) кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
- Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
- Кончик языка надо поднимать прямо, цокать за верхними зубами.
- Упражнение выполняется сначала в медленном темпе, потом быстрее («лошадка поскакала быстрее»).
- Во время выполнения всего упражнения удерживать губы в «улыбке».
Упражнение можно выполнять под счёт или под прочтение взрослым одного из стихотворений.
Важно следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной, работает только язык, а кончик языка не подворачивался вовнутрь.
- Упражнение «Чистим зубки».
Цель - подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к произношению свистящих («З», «Зь», «С», «Сь») и шипящих («Ж», «Ш», «Щ», «Ч») звуков, а также звуков «Р», «Рь» и «Л», «Ль».
Речевая инструкция:
- Улыбнуться.
- Открыть рот.
- Кончиком языка «почистить» за нижними зубами (влево, вправо).
- Кончиком языка «почистить» за верхними зубами (влево, вправо).
При выполнении упражнения можно использовать, например, такие слова: «Зубки надо чистить дважды, каждое утро и вечер каждый».
- Упражнение «Бегемот».
Цель - развитие интонационной выразительности речи, силы и высоты звука.
Речевая инструкция: (ребёнок создаёт образ грозного бегемота, который стережёт своё болото):
Раздаётся из болота: «Ааааааа!»
Грозный голос бегемота: «Ааааа!»
Он болото стережёт: «Аааа!»
Грозным голосом поёт: «Ааааа!»
- Упражнение «Буря».
Цель - развить длительный, сильный и плавный выдох.
Речевая инструкция:
- Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами.
- Сильно выдувать воздух, заставляя вибрировать губы и язык.
Развитие мелкой моторики:
- Упражнение «Чудесный мешочек».
Цель - развитие тактильного восприятия плоскостных, объёмных фигур и предметов, а также мелкой моторики рук и речи.
Речевая инструкция: определить на ощупь резиновые игрушки.
- Упражнение «Сухой бассейн».
Цель - развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук.
Речевая инструкция: найти фигурки птиц на ощупь в коробке с фасолью.
- Упражнение «Собери картинку».
Цель - научить дошкольников визуально сравнивать, правильно соединять детали в единое целое, определять форму и расцветку изображённых объектов.
Речевая инструкция: разрезные картинки из 4–6 частей.
- Упражнение «Угощение для животных».
Цель - формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков.
Речевая инструкция: лепим из пластилина (косточка, сосиски, морковка и т. д.).
- Упражнение «Подарок для мышек и мышат».
Цель - развитие мелкой моторики рук и пальцев.
Речевая инструкция: сортируем семечек тыквы и подсолнуха.
Развитие общей моторики:
- Упражнение «Лодочка».
Цель – регуляция мышечного тонуса.
Речевая инструкция: Нужно лечь на спину, вытянуть руки над головой. По команде одновременно поднимать прямые ноги, руки и голову. Затем выполнять аналогичное упражнение, лёжа на животе.
- Упражнение «Кулачки».
Цель - развитие координации и моторики.
Речевая инструкция: Нужно согнуть руки в локтях и начать сжимать и разжимать кисти рук, постепенно увеличивая темп. Выполнять до максимальной усталости кистей. После этого руки расслабляются и встряхиваются.
- Упражнение «Песенка стрекозы».
Цель - развитие координации движений и упражнение в ритмичной, выразительной речи.
Речевая инструкция: Дети повторяют за взрослым стихотворение, сопровождая слова движениями.
- Упражнение «Ходунки».
Цель - развитие ловкости, координации движений, выносливости, равновесия, профилактика плоскостопия.
Речевая инструкция: способствуем развитию равновесия, ловкости, координировать движения рук и ног.
- Упражнение «Мебель».
Цель – развитие самостоятельности, усидчивости, воображения, сосредоточенности и способности к планированию и моторики пальцев рук.
Речевая инструкция: Выкладывание из палочек стола и стула.
Работа над просодическими компонентами речи:
- Упражнение «Свеча».
Цель – удлинение речевого выдоха.
Речевая инструкция: представить, что пальцы — это свечи, «задуть свечи», дуя на пальцы. Нужно добиться, чтобы дыхания хватило на все 10 «свечей» (пальцев).
- Упражнение «Фраза».
Цель – удлинение речевого выдоха.
Речевая инструкция: сделав полный вдох, произнести фразу на одном выдохе с постепенным увеличением количества слов.
- Упражнение «Заучивание скороговорок».
Цель – развитие темпа речи.
Речевая инструкция: Заучивание скороговорок и произнесение их сначала в медленном, а затем в быстром темпе.
- Упражнение «Скажи и покажи».
Цель – развитие интонационной выразительности.
Речевая инструкция: по картинкам предлагается назвать слова-антонимы, сопровождая речь выразительными жестами и мимикой: весёлый — грустный, злой — добрый, удивлённый — равнодушный и др.
- Упражнение «Голос».
Цель – расширение диапазона голоса.
Речевая инструкция: пропевание изолированных звуков с изменением высоты голоса (низкий — высокий) или громкости (громко — тихо).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка"Игры и комплекс упражнений по развитию мелкой моторики рук"
комплекс игр и игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук,будет интересна всем педагогам дошкольного образования....

Комплекс упражнений для развития мелкой моторики
Степень развития мелкой моторики у ребёнка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти спосою...

Комплекс упражнений по развитию артикуляционной моторики для детей 2-4 лет
Артикуляторная гимнастика для детей 2-4 лет....

Комплексы упражнений по развитию мелкой моторики рук с помощью кинезиологии
Кинезиология - это увлекательная наука о движении человека, научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях. Также кинезиология активно используется при развитии...
Комплекс упражнений на развитие мелкой моторики рук
Разработка комплекса по развитию мелкой моторики рук....

ПРМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Цель: развивать у дошкольников мелкую моторику рук для развития речи Задачи: - развивать быстро...

Комплексы упражнений на развитие мелкой моторики пальцев рук
Подбор упражнений для мелкой моторики пальцев рук, по тематическим темам недели....
