Песочная терапия как средство развития ребёнка.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Митенкова Татьяна Владимировна

Логопед, используя игры с песком, может сделать традиционную работу по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной и продуктивной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Песочная терапия - игра с песком как способ развития ребенка.

   Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит. Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

   Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

      Взрослым необходимо играть в песок вместе с ребенком. Положив ладони на песок, нужно рассказать ему о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Пусть ребенок попробует сам рассказать о том, что он чувствует. Сделайте отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок), «пройдитесь» по песку каждым пальчиком поочередно. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи.

   Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.

   Игры с песком:

  • способствуют расширению словарного запаса дошкольников;
  • помогают освоить навыки звукослогового анализа и синтеза;
  • позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
  • способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
  • помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма;
  • совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
  • развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику рук;
  • снимают мышечную напряжённость;
  • помогают ребёнку чувствовать себя  защищённым в окружающей его среде;
  • развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации).

   Использованием песка в рамках непосредственно образовательной деятельности, а также совместной партнерской деятельности с детьми даёт большой эффект.

   Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

   Во-вторых, развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта".

   В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), и, конечно же, речь и моторика.

   А также совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

   Перед тем, как начать играть, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко.

                                        Вредных нет детей в стране —

                                        Ведь не место им в песке!

                                        Здесь нельзя кусаться, драться

                                        И в глаза песком кидаться!

                                        Стран чужих не разорять!

                                        Песок — мирная страна.

                                        Можно строить и чудить,          

                                        Можно много сотворить:

                                        Горы, реки и моря,

                                        Чтобы жизнь вокруг была.

                                        Дети, поняли меня?

                                        Или надо повторить?!

                                        Чтоб запомнить и дружить!

   Как должен вести себя учитель-логопед, практикующий работу с песком? Для специалиста действуют три правила.

- Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины, — все это входит в понятие присоединения.

- Искренняя заинтересованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.

- Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм учителя-логопеда, других педагогов могут защитить ребенка от психической травмы.

   Логопед, используя игры с песком, может сделать традиционную работу по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной и продуктивной.

Консультация для воспитателей на тему:

Песочная терапия

как средство развития речи дошкольников.

                                                         

                                                                                                  Подготовила и провела:

                                                                                                  Митенкова  Т.В.,

                                                                                                  учитель- логопед МБДОУ № 81