Конспект НОД для детей старшей логопедической группы "Звук и буква М".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Гринь Анна Борисовна

Предложенное занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Занятие  построено с опорой на зрительные символы, что помогает детям овладеть звуковым анализом и синтезом. В игровой форме уточняются понятия "гласные звуки", формируется понятие "согласные звуки", развивается память, речь. Развитию активности, заинтересованности способствует наглядность, быстрая смена деятельности, переключение внимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе для детей с ОНР

Тема: «Звук и буква М»

Цели:

  1. Учить произносить звук «М», выделять его среди других звуков в слогах и словах.
  2. Закрепить понятие «гласные звуки».
  3. Формировать понятие «согласный звук».
  4. Познакомить с буквой «М».
  5. Развивать фонематическое восприятие, память, артикуляционный аппарат, общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, графические навыки.

Оборудование: зеркала, предметные картинки, синий кружочек (символ звука «М»), буква М, изображение фей Фонетики и Графики, игрушка Мышаня, магнитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

 Фея Фонетика предлагает детям выполнить гимнастику, чтобы звуки получались красиво.  (упражнение повторяется 2-3 раза).

  •  «Чистим зубки» — облизывать верхние и нижние зубы.
  • «Маляр» —движения языком вперед — назад по нёбу.
  • «Футбол» —попеременно касаться языком щек изнутри.

2.  Предложить детям назвать слово, которое начинается со звука «А» («О», «У», «Э», «И»). Как произносим гласные звуки? (поем свободно, ничего не мешает):

Если гласный говорят-

 нет во рту у нас преград!

3. Упражнение «Рассказ феи Фонетики».

-Однажды я гуляла и встретила на лугу быка. Он громко мычал: «М-м-м-м». Этот звук мне очень понравился. Я подумала: «Как красиво произнести звук «М»?» - и придумала. Надо без напряжения сомкнуть губы, помычать и выпустить звук, разжав губы.  Итак, Что происходит с губами? (Губы смыкаются, губы чуть-чуть сердятся. Воздух выходит через нос или через рот? (Через нос). Предложить детям спеть звук «М». Подвести к выводу о том, что звук «М» петь нельзя, его можно длительно произносить. Скажите ему: «Действительно, звук "м" можно долго тянуть и даже песенку можно «промычать», но посмотри, как крепко закрыт у тебя ротик, когда ты произносишь этот звук, губы мешают ему выйти изо рта». Такие звуки, которые нельзя петь, называются согласными.  

Если согласный сказать надо -  

Во рту возникает у нас  преграда.

Значит звук [М] – Согласный.  А теперь я скажу вам тайну согласных звуков: они бывают Звонкие – их произносят с голосом. Глухие – произносят без голоса.

А теперь давайте проверим «Голосок «спит» или “просыпается” когда произносим М? Положите пальчик на горлышко, говорим М – Горлышко дрожит, голосок просыпается, звук  произносим с голосом. М-звонкий согласный. 

4. Закрепление правильного произношения звука [м] в звукоподражаниях. Выполняем инструкцию.

 «Покормим птенчика».

Широко откроем рот, мама птичка

 нам червячка несёт –АМ!

«Телёнок и корова».

Вот коровка: «Му-у, му-у!» (грубым голосом)

Вторит ей телёнок,

Маленький ребёнок:

«Му-у, му-у!» (тоненьким голоском)

Запомните! Звук «М» - согласный, звонкий.

5 . Игра «Произнеси «М», когда увидишь символ». Обозначаем его синим кружком!

Логопед поднимает синий кружочек - дети произносят звук «М», прячет — замолкают.

6. Упражнение «Сколько звуков?». К нам пришел Мышаня. Он хочет посчитать с вами звуки в словах.

  • Послушайте: «АМ» - сколько звуков я произнесла? (2.)

Какой первый звук? выкладывает красный кружочек (выложить на доску) Какой второй звук? выкладывает синий кружочек. Что получилось?  (Так же слоги УМ, ОМ, ) только дети выкладывают кружочки. А теперь потруднее: Послушайте: «МА» - сколько звуков я произнесла? (2.)

  • Какой первый звук? Какой второй звук? Выложить, прочитать. (Так же слоги МЫ.)

Физкультминутка: 

  • Ам-ам-ам, молока котенку дам.                 Дети идут на месте
  • Ом-ом-ом, под корягой лежит сом.            Наклоны вперед
  • Эм-эм-эм, на трубе играет Сэм.               Повороты в стороны
  • И 2 раз все  вместе.

7. Упражнение «Где слышится звук „М"?».. А теперь поможем Мышане определить, где в слове слышится звук.

Предложить детям назвать изображения на предметных картинках и определить позицию звука в словах: мак, масло, маска, мальчик, мыло, майка, муха, мушка, моль, ком, дом, сом, дым. Положить синий кружок в соответствующую клетку звуковой решетки.

8. Игра «Поправь Мышаню». Предложить детям исправить предложения Мышани:

Машина ехать по дорога.

Марина пить малиновый морс.

Максим есть мандарины.

Маня пить молоко.

Мама купить масло.

Малина расти в лес.

9. Упражнение «Буква М». Фея  Графика передала детям карточки с буквой М.

Познакомить с изображением буквы М и вспомнить с помощью маркера, что такое буква.

На что похожа буква?  (ответы детей)

  • Предложить детям обвести букву М на карточке  указательным пальцем ведущей руки.
  • Написать одну строчку букв М, м в тетради логопедических заданий.

10. Итог занятия. С каким звуком мы играли? Что понравилось?

Литература:

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков. – Москва, ВЛАДОС, 2002.

Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.— СПб.: Детство-Пресс 2007.- 704 с.

         Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. — 240 с.