Методическая разработка "Игры с детьми билингвами".
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Калинова Ирина Николаевна

  1. В данной методической разработке обосновывается необходимость учитывать проблему двуязычия при работе с детьми, актуальность проблемы, связанной с обучением и воспитанием двуязычных детей в детском саду.

  2. Приведен ряд игр и практических приемов, которые учитель-логопед или родитель могут использовать в своей практике при работе с двуязычными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_igry_s_detmi_bilingvami.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Игры с детьми-билингвами

в старшей речевой группе детского сада»

В 1928г. выдающийся советский психолог Л.С.Выготский писал, что вопрос о многоязычии в детском возрасте выдвигается не только как один из самых сложных и запутанных в современной теоретической психологии, но и как проблема исключительной практической важности.

Современная действительность показывает, что и в XXI веке проблема, о которой писал Лев Выготский, актуальна по-прежнему. Мало того, все больше и больше практикующих учителей-логопедов в детских садах работают с двуязычными детьми. Мне в своей практике довелось достаточно много поработать с двуязычными детьми, для которых азербайджанский, армянский, турецкий, молдавский или грузинский языки были изначально родными, а после приезда их родителей в Россию и русский язык стал для них родным. Учитель-логопед должен стремиться создать такую психологическую атмосферу в группе, чтобы двуязычные дети с удовольствием шли на учебно-игровые занятия, работали раскрепощенно, не боялись дать неверный ответ или не ответить вовсе — все ошибки логопед исправляет доброжелательно и терпеливо.

Хочу поделиться некоторыми практическими приемами и играми, которые я обязательно использую в своей работе с детьми-билингвами.

  1. Прежде всего, обратим внимание на игры-эксперименты, в которых дети, используя свои органы чувств как анализаторы первичной обонятельной, визуальной, слуховой или тактильной информации, обогащают свой язык качественными прилагательными, обозначающими качества или свойства предмета: температуру, размер, форму или цвет (горячий, холодный, синий, ребристый, тяжелый, круглый), относительными прилагательными, обозначающими, в том числе, материал, из которых сделан предмет (стеклянный, деревянный, глиняный). Во время этих игр в активный словарь ребенка включаются также глаголы (шуршать, греметь, шипеть, стучать), наречия (тихо, громко, быстро), а кроме этого они учатся распознавать и формировать однокоренные слова (холод-холодать-холодильник). Игры-эксперименты помогают усвоению пространственных представлений (правый-левый, вверху-внизу).
  2. Предлагаются игры типа «Расхвали и назови», в которых учитель-логопед дает детям различные предметы, а они описывают их отличительные свойства (хвалят) и называют предмет. Для этих игр необходимы наборы предметов на различные лексические темы: «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Игрушки» и др. На примере игры «Овощи» — детям раздается по одному овощу, и теперь им предстоит описать предмет по его размеру, форме, цвету, твердости, поверхности, вкусу. Именно в процессе таких игр происходит быстрое формирование навыков словоизменения и словообразования, ребенок учится высказываться простыми и распространенными предложениями, сложносочиненными предложениями с разными союзами.
  3. Игры-эксперименты полезны, кроме того, для развития мелкой моторики и тактильных ощущений — в том числе, игры с шариками, бусинками, горохом, гречкой фасолью или песком. Ребятам, к примеру, очень нравится возиться с наборами шариков — большая емкость (контейнер, мешок) наполняется разноцветными пластмассовыми шариками и детям предлагается достать один из них и описать его свойства — размер и цвет. Добавив в набор предметы другой формы и из других материалов (например, кубики, палочки, звездочки из дерева, поролона или резины), можно усложнить задачу, предлагая одному ребенку задать свойства (круглый и деревянный), а второму ребенку на ощупь, не глядя в емкость, достать предмет с заданными свойствами.
  4. Еще одна игра на тактильные ощущения — с разноцветными стеклянными бусинками и песком. Педагог предлагает детям вспомнить, чем занимались гномы из сказки братьев Гримм «Белоснежка»: «Они в подземелье добывали самоцветы. Давайте поможем гномикам! В этом песке закопаны бусинки-самоцветы — соберем их». В песке можно закопать бусины разного размера, фактуры поверхности, цвета, можно предложить детям нанизать добытые бусины на нитку, бусины можно искать в  крупе, горохе, фасоли и т. п. Помощь можно оказать и Золушке, если в емкость насыпать одновременно мелкие и крупные семена, например горох и фасоль, и предложить детям достать из емкости только крупные.
  5. В зависимости от текущей лексической темы, логопед каждую неделю может предложить детям занятие «Речь с движением». Наверняка у каждого логопеда в кабинете есть подборки для таких занятий. Важнейшими характеристиками, свойственными речи, являются ее темп и ритмичность. Равномерный повторяющийся послоговый ритм речи по своей сути родственен ритмичной природе ходьбы, дыхания и сердцебиения. При нарушении речи у детей может обнаружиться и отставание в двигательном развитии. Поэтому, работая с детьми с нарушениями речи, целесообразно проводить упражнения, связывающие воедино ритмическую природу речи и движения ребенка — воздействием на движение мы воздействуем и на речь. Назовем для примера некоторые из знакомых нам форм логоритмических занятий:
  • чтение стихов, сопровождаемое жестами и ритмическими движениями, поясняющими содержание.
  • аналогичные упражнения с исполнением песен.
  • активные мимические упражнения с произнесением соответствующих звуков.
  • пальчиковые игры «Музыкальные инструменты» — изображение пальчиками и руками игры на инструменте с одновременной имитацией звуков игры (пианино, гитара, барабан, труба и т. д.).
  • игры-миниспектакли на темы известных сказок, роли героев распределяются среди детей, ход спектакля сопровождается показом действий и движений героев.  
  1. Большое внимание требуется уделять развитию фонематического слуха. Для этого можно сыграть с детьми в «Ловишки». Учитель-логопед произносит слова или читает текст, а детям предлагается хлопнуть в ладоши на определенный звук — поймать звук среди других звуков, или звук в слове среди других слов.
  2. Интересными для детей являются игры на оглушение согласных в конце слов. Например, игра «Послушай и повтори», логопед для объяснения правил игры произносит пару слов «клубы-клуб», а затем задает следующие слова и предлагает детям подобрать второе соответствующее слово самостоятельно: «сады-сад», «сапоги-сапог», «этажи-этаж». Подойдет и другая игра «Найди картинку» - ребенку предлагается выбрать картинку «где лук, а где луг», «где стог сена, а где сток воды», «у девочки коса, а на лугу коза» и т. д. Обратите внимание ребенка на то, как ему легко удалось изменить значение слова, лишь слегка изменив звук. Усвоив правила этой игры, ребенок потом с удовольствием ищет такие пары слов самостоятельно.
  3. Подобная игра «Послушай и подбери второе слово» направлена на то, чтобы дети могли по аналогии самостоятельно подобрать к первому слову второе: «дом-том», «тело-дело», «день-тень», «трава-дрова» и т. д.
  4. Хорошей тренировкой является игра «Найди потерявшийся звук», здесь все просто: «...ым (дым)», «...алеко», «...арелка», «...уман», «пла...ок» и др. слова. Или игра «Звукоград» — дети подбирают картинки на определенный звук и «селят» их в домики, где эти звуки живут.
  5. Из игр, направленных на развитие грамматического строя для различных лексических тем можно назвать игры «Один-Много», «Назови ласково», «А ну-ка, сосчитай!» и др.
  6. При работе с двуязычными детьми очень полезно и важно использовать литературное богатство русского языка: сказки, стихи, пословицы-поговорки и чистоговорки. Тем самым обогащается пассивный и активный словари ребенка. Как пример приведу отгадывание загадок и нахождение картинок-отгадок: «Я на дереве сижу, червяка найти хочу. Хоть и скрылся под корой — все равно он будет мой! (Дятел)».
  7. Способность ребенка к словообразованию развивают игры на подбор и добавление слова, например «Мама готовит борщ из свеклы, капусты, морковки, … (картошки)». Или «Бабушка варит варенье из малины (какое), из клубники (какое), из сливы (какое)?»

Учителю логопеду требуется учитывать индивидуальные особенности и проявления нарушений каждого двуязычного ребенка, здесь нужны особая гибкость, индивидуальные методы и подход, терпение и доброжелательное отношение, как к детям, так и к их родителям. Часто появляется необходимость прибегать к помощи дефектолога, психолога.

В заключение вспомним слова Н.В.Гоголя:

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи.»

                Использованная литература: 

  1. Ефименкова Л.Н. «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия», выпуск 1 DOC. Издательство: Книголюб. 2008 год.
  2. Ткаченко Т.А. «Коррекция нарушений слоговой структуры слова», Москва, 2005 г.
  3. Кирьянова В.А. «шпаргалка для логопеда», СПб, 2008г.

2014г.

Санкт-Петербург