Информационно - творческий проект "В мире гласных звуков и букв"
проект по логопедии (старшая группа) на тему

Кондрашова Юлия Викторовна

 

Этот проект значим для всех его участников:

Дети: получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.

Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: получение новые знания, повышение компетентности в вопросе подготовки ребенка к школе, расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glasnye_zvuki_i_bukvy_proekt.docx34.16 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад №38 п.Молочный

Информационно - творческий проект

"В мире  гласных звуков и букв"

Руководители проекта

Учитель – логопед

Кондрашова Юлия Викторовна

Участники проекта:

Дети, родители, воспитатели

старшей  группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Содержание проекта 

"В мире  гласных звуков и букв"

Тип проекта: Информационно - творческий

По содержанию: ребенок, семья, доу.

По числу участников проекта: групповой

По времени проведения:  краткосрочный 1,5 мес.

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Состав проектной группы:

Руководитель проекта – учитель-логопед Кондрашова Юлия Викторовна.

Участники  - дети старшей логопедической группы, родители, воспитатели.

Сроки реализации проекта: 1 октября 2013 – 15 ноября 2013 уч.г.

Цель проекта:

  • Развивать устойчивый познавательный интерес
  • Создать условия для расширения представления о гласных звуках и буквах
  • Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в логокоррекционной работе.

Задачи:

1. Закреплять знания о гласных звуках, особенностью их артикуляции, формировать понятие гласный звук, умение правильно их произносить.

2. Продолжать знакомить с символами, которые обозначают гласные звуки.

3.Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, воображение.

4. Закрепить зрительные образы гласных букв.

5. Проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук – буква».

6. Развивать фонематический слух и речевое дыхание.

7.Развивать коммуникативные способности детей, формировать эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность.

8.Развивать творческие способности.

Этот проект значим для всех его участников:

Дети: получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.

Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: получение новые знания, повышение компетентности в вопросе подготовки ребенка к школе, расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания.

План реализации проекта

Подготовительный этап.

Срок реализации: 1 неделя

Мероприятие

Ответственные

1

Определение целей и задач проектной деятельности.

учитель-логопед.

2

Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.

учитель-логопед.

3

Проведение диагностирования детей, на определение актуальности проекта.

Воспитатель,

учитель-логопед.

4

Создание  наглядно-дидактического материала.

учитель-логопед.

5

Информирование родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми и педагогами по изготовлению наглядного материала, дидактических игр.

Воспитатель,

учитель-логопед,

6

Составление плана основного этапа.

Воспитатель,

учитель-логопед.

Основной этап

Срок реализации: 4 недели.

Мероприятие

Участники

Ответственные

1

Проведение НОД по обучению грамоте.

Дети.

Воспитатель.

Учитель-логопед.

2

Создание презентаций средствами PowerPoint для индивидуальных и итоговых занятий.

Дети.

Воспитатель

 Учитель-логопед.

 

3

Проведение логопятиминуток..

Дети.

Учитель-логопед.

воспитатель

4

Проведение занятий по логоритмике

Дети

Муз.руководитель, учитель - логопед

5

Изготовление наглядно-информационного материала для родителей.

Родители.

учитель-логопед.

6

Конкурсы «Сделай букву сам»

Родители, дети.

Воспитатель.

7

Художественное творчество: «Рисуем весёлые гласные звуки и буквы»

 дети

педагог по ИЗО

Заключительный этап

Срок реализации: 1 неделя

Мероприятие

Участники

Ответственные

1

Обобщающая игровая НОД «Сказка о звуках и буквах»

Родители, дети

Воспитатель, учитель-логопед

Создание методических пособий «Весёлые гласные звуки и буквы» для родителей и воспитателей.

Учитель-логопед.

Учитель-логопед.

2

Выпуск книжки-самоделки "В мире гласных звуков и букв"

Дети

Родители.

Воспитатель, учитель-логопед.

3

Итоговое  обобщающие занятие Придумываем сказку  "В стране гласных звуков и букв"

Дети

Учитель логопед

4

 Оформление выставки " Буквы гласные мы знаем без труда их различаем"

Дети, родители.

Учитель логопед.

Воспитатль

3

Диагностирование детей, обработка результатов диагностики. Соотношение целей   и результатов проекта.

Дети.

Учитель-логопед.

4

Подготовка фото отчета о проделанной работе.

 Дети

Воспитатель, учитель-логопед.

5

Презентация проекта (педсовет).

 

Воспитатель, учитель-логопед.

Описание хода реализации проекта

В ходе реализации программных задач по грамматическому развитию я знакомила детей старшей логопедической группы с гласными буквами и звуками. Дети часто задавали вопросы: "Что такое звук и буква,  чем они отличаются друг от друга". Дети с тяжёлыми нарушения речи часто путают эти понятия,  с трудом запоминают  графические образы букв,  в результате совместно с этими детьми и их родителями  мы решили изготовить книжки самоделки, которые помогут детям лучшим образом запомнить трудный материал.

Так и возникла идея проведения информационно-творческого проекта " В мире гласных звуков и букв», целью которого стало повышение интереса детей к изучению букв и звуков.

В ходе основного этапа  дети в игровой форме знакомились с гласными буквами родного языка, знакомство ребенка с буквами  происходила как с добрыми родными существами. Каждая буква в сознании ребенка связывалась  с наглядными образами, ( у- улитка, а- крыша волшебного домика и.т.д) поэтому легко запоминалась как сама буква так и звук. Эмоциональная  окраска образов помогла детям быстро запомнить графическое изображение букв так как для детей с речевыми проблемами пространственная ориентировка на листе бумаги даётся с большими трудностями. Дети  научились читать слияния гласных ау, уа, эиа, и.т.д. Так же с большим успехом прошло освоение звукового анализа слов, дети научились определять позицию гласных звуков в словах (начало, середина,  конец слова.) На занятиях по обучению грамоте активно использовались инновационные логопедические компьютерные программы "Трудный звук", "Учимся говорит правильно"   что повысило познавательную мотивацию,  активность,  у детей понизилась тревожность.

Во время основного этапа был проведён конкурс "Сделай букву сам" основными задачами данного мероприятия послужило сотрудничество с родителями, закрепление образа буквы, проявление творческих способностей детей.

На занятии по ИЗО дети рисовали "Весёлые гласные буквы" основной целью явилось - развитие чувства прекрасного, эстетических нравственных качеств, формирование навыков фантазийного преобразования буквы  в весёлых "человечков" которые по замыслу занятия дружат между собой и поют "волшебные песенки".

Во время заключительного этапа дети совместно с родителями  нарисовали 6 гласных звуков русского языка а, о, у , и, ы, э. В ходе  совместной деятельности участники проявили творческие способности: раскрашивали, вырезали  и наклеивали картинки в названиях которых  присутствует звук с которым работает ребёнок,   придумывали причудливые рисунки на кого или что похожа буква. Дети нарисовали очень много сказочных персонажей, затем итогом работы детей стала придуманная сказка о букве и звуке, где воспитанники проявили креативность, фантазию, самостоятельность в процессе составления текстов сказочного содержания. Всё это дети оформили в книжки под названием  "В мире гласных звуков и букв" сделанные своими руками.

Итогом всей проектной работы с детьми коррекционной группы послужила выставка работ " Буквы гласные мы знаем без труда их различаем", рисунки, поделки, аппликации по теме, объёмные гласные буквы  выполненные в разных техниках (аппликация,  лепка из пластилина, солёного теста, аппликации из песка).

 Мною был приготовлен фото отчёт проектной деятельности для родителей "Наши весёлые занятия", где каждый родитель смог увидеть своего ребёнка и порадоваться результатом совместной  творческой деятельности.

В результате совместной творческой работы появились следующие

 продукты проекта: 

Для детей:

-Рисунки, поделки.

-Коллективно придуманная сказка о шести гласных буквах и звуках.

-Книжки самоделки. "В мире гласных звуков и букв"

-Выставка детских работ " Буквы гласные мы знаем без труда их различаем"

-Выступление на итоговом  игровом занятии.

Для педагогов:

-презентация проекта.

Для родителей

-развитие навыков взаимодействия с ребенком.

 Результаты   проекта  "В мире гласных звуков и букв":

-У детей сформировалось чёткое  представление о гласных буквах и звуках;

-Родителей стали активно  сотрудничать с ДОУ по коррекционно-логопедическому направлению;

-Повысилась заинтересованность, активность, творческого участия родителей в жизни своих детей.

Список литературы:

1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. - СПб.; «Детство- Пресс», 2005

3. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.

4. Жуковская Н. В, Учим буквы. Решаем ребусы. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М.: Гном-Пресс, 1999.

6. Кравченко И.В. Игры и упражнения со звуками и словами. – М.: Издательство «Гном-Пресс» , 1998

7. Полякова Л. Л., Цуканова С. П. Говори, читай… Занимательное пособие для дошкольников. – Пермь, 2000..

 «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011.

8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. М.Школьная Пресса 2002.

9. Логопедические тетради на звуки. – Киров.: ИП. Бурдина С.В.

10. Серия «Говорим правильно». «Гласные и согласные» - Киров.: ИП. Бурдина С.В.

11. Серия «Говорим правильно». «Делим слова на слоги» - Киров: ИП. Бурдина С.В.

12. Серия «Говорим правильно». Слова и звуки. – Киров: ИП. Бурдина С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

информационно-творческий проект в старшей группе детского сада «Праздник Пасха»

Дети подготовительной группы в большинстве случаев уже понимают различные православные праздники. На занятиях по изобразительной деятельности была тема «Пасхальное яйцо», организовали подготовку...

Информационно-творческий проект "Откуда вы, матрёшечки?"

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА - Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений....

Проект " Планета гласных звуков и букв"

В данном проект показан эффективный  способ коррекционной работы с  детьми старшего дошкольного возраста с ТНР,  и  метода  творческого сотрудничества с родителями  и пед...

ПРОЕКТ «В МИРЕ ЗВУКОВ И БУКВ».

Главная задача педагогов и родителей дошкольника – сформировать предпосылки к овладению грамотой. И начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать выделять...

Педагогический долгосрочный проект «В мире звуков и букв»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «ТОПОЛЕК» №1      Педагогический проект«В мире звуков и букв»...

ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема проекта: «Волшебный мир театра».

После беседы с детьми, выяснилось, что многие ребята еще ни разу не были в театре. Они не представляют, что это такое, кто там работает, для чего он нужен.Те ребята, кто был в театре с родителями, с в...

Практико-ориентированный проект «Волшебная страна звуков и букв » в коррекции речевого развития детей с ТНР в условиях ФГОС.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования  определили новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет. К 7 ...