Конспект индивидуального логопедического занятия - дифференциация [З - Ж]
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Кучерова Юлия Викторовна

Индивидуальное догопедическое занятие по дифференциации звуков [З - Ж] в слогах и словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_individualnogo_nod.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [З-Ж]

Этап: Дифференциация звуков [З - Ж] в слогах и словах.

     Коррекционно-образовательные цели: Закрепить правильную артикуляцию и изолированное произнесение звуков [З - Ж], учить различать звуки [Ж - З] по артикуляционным и акустическим признакам. Продолжать учить правильно произносить и дифференцировать звуки [Ж - З] в слогах и словах. Учить определять и дифференцировать наличие звуков [З - Ж] в словах. Активизация заполненного словаря.

     Коррекционно-развивающие цели: Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия, памяти, мышления, ловкости, артикуляционной, тонкой и общей моторики, развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

     Коррекционно-воспитательные цели: Формирование положительной установки на участие в занятии. Воспитание усидчивости, доброжелательности, самостоятельности, заинтересованности в правильном произнесении звуков.

     Оборудование: зеркало, ноутбук с презентацией «Животные» (заяц, змея, зубр, жук, жираф, жаба, журавль), предметные картинки (комарик, жук, желуди, жаба, жираф, заяц, зонт, зубы, замок, журнал), две ромашки с изображениями (лыжи, ежи, ножницы, мороженое, жираф, желуди, журнал, жаба; ваза, зонт, забор, замок, стрекоза, коза, заяц, роза), мячик.

Ход НОД.

  1. Организационный момент.

ЛОГОПЕД: Здравствуй! Сегодня мне позвонили из зоопарка и сказали, что некоторые звери сбежали и заблудились. Нас попросили помочь найти зверей. Кто же пропал? Отгадай. Помоги им попасть домой.              

УПРАЖНЕНИЕ: «Угадай домик» (Объявление темы занятия. Создание положительного эмоционального фона. Активизация заполненного словаря.)                                                                                                                     На столе перед ребёнком стоит ноутбук (презентация «Животные» с изображениями на экране следующих животных: заяц, змея, зубр, жук, жираф, жаба, журавль ).                                                                                          Ребёнок нажимает на «мышку» и называет животное, появившееся на экране.                                                                                                                                ЛОГОПЕД: Названия каких животных начинаются со звука [З]? Они живут в домике справа. Названия каких животных начинаются со звука [Ж]? Они живут в домике слева.                                                                              Ребёнок называет животных и самостоятельно передвигает каждого к его домику.

2. Основная часть.                                                                                                              ИГРА: «Утро» (Артикуляционная гимнастика, закрепление правильной артикуляции и изолированного произнесения звуков [З - Ж], различение звуков [Ж - З] по артикуляционным и акустическим признакам.)                                                                                                              Скажи, в каком домике живёт ЖУК? Утром ЖУК проснулся в своём домике, открыл окошечко (упр. «Окошечко»), достал из шкафа чашечку (упр. «Чашечка») и налил в неё чай. Чай горячий, ЖУК подул на чашечку (изолированное произнесение звука [Ж]). Обрати внимание, когда ты жужжишь, кончик языка находится вверху, горлышко работает. И тут в гости к ЖУКУ прилетел КОМАРИК. Позвени как комарик (изолированное произнесение звука [З]). Обрати внимание, когда ты звенишь, кончик языка находится внизу за зубами, горлышко работает.

ИГРА «Жук и комарик» (Автоматизация и дифференциация звуков [Ж - З] в слогах . Развитие мелкой моторики.)                                                                                                                   Стали они петь песни. ЖУК стучит на барабане и поёт: Жа-жа-жа-жа, жу-жу-жу-жу, жи-жи-жи-жи (Ребёнок стучит пальчиками по «барабану» и проговаривает в такт слоговые цепочки.) А КОМАРИК играет на пианино и поёт: За-за-за-за, зу-зу-зу-зу, зы-зы-зы-зы (Ребёнок играет пальчиками на «пианино» и проговаривает в такт слоговые цепочки.) А вместе у них получается: жа – за, же – зэ, жи – зы, жо – зо, жу – зу.

ИГРА «Вспомни» ( Определение и различение звуков [З - Ж] в словах.  Развитие слухового внимания и восприятия, памяти.)                                                                                         ЛОГОПЕД: Захотели ЖУК и КОМАРИК поиграть в слова. Повтори за мной слова (живот, ножи, жакет, чижи, ежи, зубы, зоопарк, замок, забор, зонт) и скажи, какие из них произнёс ЖУК, а теперь назови слова, которые произнёс КОМАРИК .                                                            Ребёнок повторяет за логопедом слова, а затем самостоятельно вспоминает и произносит слова с опорой на картинки.

ИГРА С МЯЧОМ «Закончи слово» (Развитие навыка слогового синтеза. Развитие общей моторики и ловкости.)                                                                              Стали они загадывать загадки. Помоги ЖУКУ отгадать слова, закончи слова слогом ЖА:  кра…., ко…., са…., лу…. А теперь помоги КОМАРИКУ отгадать слова, закончи слова слогом ЗА: ва…., ро…., берё…., ко….    Ребёнок ловит мяч, бросает его обратно и договаривает слова.                                                   Молодец! Справился с заданием.

ИГРА «Ромашка» (Определение и различение звуков [З - Ж] в словах.  Развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, развитие мелкой моторики.)                                                                                                  Задумали ЖУК и КОМАРИК поиграть в «Ромашку». ЖУК выкладывает «Ромашку» из лепестков, на которых нарисованы предметы, в названиях которых есть звук [Ж], а КОМАРИК выкладывает «Ромашку» из лепестков, на которых нарисованы предметы, в названиях которых есть звук [З]. Помоги им выложить «Ромашки». (Слова: лыжи, ежи, ножницы, мороженое, жираф, желуди, журнал, жаба; ваза, зонт, забор, замок, стрекоза, коза, заяц, роза.)

ИГРА «Четвёртый лишний» (Определение и различение звуков [З - Ж] в словах.  Развитие зрительного внимания и восприятия, мышления.)                                                                                          ЖУК выбрал себе 4 картинки, но одна из них лишняя. Какая и почему?  КОМАРИК тоже выбрал себе 4 картинки, но одна из них лишняя. Какая и почему? (Картинки: желуди, жаба, жираф, заяц; зонт, зубы, замок, журнал.)

ИГРА «Подскажи словечко» (Развитие слухового внимания, мышления.)                                                                                                                          ЖУК И КОМАРИК наигрались, устали. И КОМАРИК полетел домой, а по дороге домой он сочинял стихи. Послушай, что он сочинил, и подскажи ему последние слова:                                                                                                            Нам мигает иногда                                                                                                                                                                                                          В небе жёлтая ………. (звезда).                                                                                     Под рукою зонт держи!                                                                                                                                                                        Каждый день идут ………. ( дожди).                                                                              Это может быть бизон,                                                                                                 Затоптал в саду ………. (газон).                                                                                      Врач бежит как на пожар,                                                                                                     У ребёнка сильный ………. (жар).                                                              

  1. Итог занятия.

Жук и комарик наигрались и легли отдохнуть в своих домиках. Ты сегодня им хорошо помогал! А какие звуки помогали тебе, ЖУКУ и КОМАРИКУ сегодня на занятии?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия. Дифференциация [ш]-[с]

Конспект индивидуального логопедического занятия. Дифференциация [ш]-[c] Цель: Закрепить навык правильного произношения звуков [ш]-[c], учить дифференцировать звуки [ш]-[c] в слогах, словах, во ф...

Конспект индивидуального логопедического занятия : «Дифференциация звуков /ш-с/ в словах».

Целями данного занятия являются: учить различать /ш/- /с/ в словах; закреплять произношение звука /ш/; развитие артикуляционной моторики; развитие речевого дыхания;  развитие мелкой моторики...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Дифференциация звуков р-л"

Конспект индивидуального логопедического занятия "Дифференциация р-л" с использованием мультимедийной презентации...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]»

Дифференциация звуков  [р] -[л] в слогах, словах и предложениях...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Дифференциация зкуов \с\, \сь\.

Индивидуальное логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста. Цель занятия:дифференциация (различение ззвуков)  \с\, \сь/ в слогах и словах....

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков р, л»

Тема: «Дифференциация [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях»Цель: автоматизировать звук [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно- образовательные...