Конспект логопедического индивидуального занятия «Автоматизация звука р в слогах и словах»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Чугунова Наталья Николаевна

«Автоматизация звука р в слогах и словах» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического индивидуального занятия

Тема занятия: «Автоматизация звука р в слогах и словах»

Задачи:

- образовательные: уточнить  артикуляцию и правильное изолированное про-изнесение звука [р]; продолжать учить правильно произносить звук [р] в слогах

и словах; упражнять в определении наличия и места звука [р] в словах; продолжать учить подбирать слова-антонимы; упражнять в согласовании существительных с числитель¬ными 2 и 5;

-коррекционные:  развивать внимание, мышление, пространственную ориен¬тировку, мелкую моторику;

-воспитательные: воспитывать трудолюбие, усидчивость.

Оборудование: карта «Острова в океане»; предметные картинки: парус¬ник, крокодил, обезьяны, пират; набор картинок «Угощение»; набор «Кокосы» (кружки из картона с картинками на одной из сторон); сундучок или шкатулка с конфетами

Ход занятия:

I.  Организационный момент.

        Логопед. Сегодня мы отправляемся на поиски сокровищ. А помогать в поисках будет звук, который слышится в словах рыба, матрос, морской, шторм, корабль. Ты догадался, что это за звук?

Ребенок. Р-р-р.

  II Основная часть:

1.Логопед. Но прежде чем отправиться в путь, нам нужно построить лодку. Берем длинные, гибкие доски для построй¬ки (упражнение «Качели»). Проверяем доски на прочность (упражнение «Индюк»). Сколачиваем их прочными гвоздя¬ми (упражнение «Барабанщик»). Нужно не забыть поставить парус, иначе мы не поплывем (упражнение «Парус», при его выполнении к воздушной струе добавляется голос). Замеча¬тельная лодка у нас получилась! Посмотри-ка, ветер усилива¬ется! Можно готовиться к отплытию.

2.Теперь поднимем якорь. Цепь тяжелая, гремит громко: р-р-р. Давай столкнем нашу лодку на воду. Камни перевора¬чиваются, стучат по дну лодки: р-р-р. Ребенок, повторяя за логопедом, произносит звук [р]. Вот мы уже плывем. Но где же нам искать сокровища? У меня есть карта. Мы можем побывать на каждом из этих островов и поискать там сокровища

3. Берем курс на первый остров!

Ребенок карандашом ведет линию к одному из островов — проклады¬вает курс.

Волны плещутся за бортом, раскачивают нашу лодку.

Пра — про — пры.        Бро — бра — брэ.

Гры — грэ — гро.        Тра — тру — тры.

Кру — кро — кра.        Фрэ — фра — фро.

Дро — дру — дрэ.        Вры — вро — вра.

4.        Первый остров оказался необитаемым, плывем к следу¬ющему.

А на втором острове живет зубастый, голодный ... кроко¬дил. Давай накормим его из наших запасов. У нас есть пи¬рожки. Угощай крокодила: дай один пирожок, два пирожка, пять пирожков. А теперь накорми его грушами, ватрушками, персиками, бутербродами.

Ребенок за логопедом называет слова вместе с числительными 2 и 5.

5.        Отправляемся к третьему острову. Жители этого острова

разбежались. Что они сделали? Они решили, что к ним при¬ближается огромный корабль. А как можно назвать нашу лод¬ку? (Парусник). Давай расскажем жителям острова, что есть

у корабля. А если в слове есть звук [р], повтори это слово

погромче, чтобы все слышали. Слушай внимательно: корпус,

палуба, рубка, каюта, иллюминатор, трап, штурвал, шлюп¬ка, труба, труба, мостик.

Ребенок повторяет слова со звуком [р].

А что же есть у нашего парусника? (Корпус, парус.)

Теперь жители не перепутают парусник с ... кораблем, а корабль с ... парусником.

6. К какому острову мы отправляемся? (К четвертому.)

На этом острове живут одни обезьяны. Они запасают кокосы

и раскладывают их по кучкам. Кокосы не простые, а с кар¬тинками. В первой кучке кокосы, если звук [р] в начале сло¬ва, во второй — в середине, а в третьей — в конце. Помоги

обезьянам разложить кокосы.

Ребенок выполняет.

7.        Пора продолжать поиски сокровищ. Впереди по курсу сле¬дующий остров. И кто же встречает нас на берегу? (Пират.)

Он не молодой, а ... старый. Не плохой, а ... хороший. Не злой, а ... добрый.

Не сердитый, а ... радостный.

Не растрепанный, а ... аккуратный.

Не ленивый, а ... трудолюбивый.

Не глупый, а ... мудрый.

8.        Пират по секрету сказал, что сокровища зарыты на пос¬леднем острове. Ты путь по карте уже проложил? Отправля¬емся туда.

Сначала нужно найти место, где зарыт сундук с чем?.. (С сокровищами.) Сделай шаг вправо, два шага вперед.

Ребенок двигается по «острову» — кабинету, следуя командам логопеда.

Теперь сундук нужно «откопать», а для этого найти лишние слова. Слушай внимательно.

Корабль, парусник, катер, вертолет.

Карандаш, тетрадь, ручка, фломастер.

Крыжовник, брусника, груша, смородина.

Ребенок называет лишнее слово в каждой группе слов.

А вот и сундук. Что нужно с ним сделать? (Открыть.) Что же там за сокровище?

Ребенок открывает сундучок, в нем конфеты.

Наверное, это проделки старого пирата. Решил, что конфеты — настоящее сокровище.

III итог занятия

Логопед. Пора возвращаться домой, ведь путь был дол¬гим и трудным. Конфетами угостишь друзей и расскажешь им о своем приключении. А какой звук помогал тебе сегодня в поисках сокровищ?

Ребенок. Р-р-р.