Конспект НОД (индивидуальное занятие). Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях. «Как мишка Тошка друзей нашел»
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Свиридова Надежда Ивановна

Конспект содержит материал для проведения индивидуальной работы по автоматизации звука Ш.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_sh._individualnoe_zanyatie.docx294.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Солнышко»,

ГО «Поселок «Агинское», Забайкальский край

Учитель-логопед: Свиридова.Н.И

Индивидуальное логопедическое занятие.

Тема: Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях. «Как мишка Тошка друзей нашел»                                                                                                                                                                                                                                                                   

Цель: Формировать правильное произношение звука [ш] в слогах, словах, предложениях.

Коррекционно-образовательные задачи:

Уточнить артикуляционные и акустические признаки звука. Упражнять в правильном произношении слов со звуком [ш], определении наличия звука в словах, позиции звука.  Активизировать словарь по теме «Фрукты». Упражнять в отгадывании предмета по его описанию, согласованию числительных с существительным «груша».

Коррекционно-развивающие задачи:

Способствовать развитию фонематического слуха, зрительного восприятия и внимания.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Формировать навыки самоконтроля. Создать ситуацию успеха. Воспитывать доброе отношение к окружающим, желание помогать.

Материал: Шкатулочка; Игрушки- мишка, паучок, сорока, еж,  2 матрешки, гномик, машина; 3 кубика-кирпичика, голубая ткань, деревья, домик для матрешек, столик с кукольной посудой, волшебная палочка,  индивидуальное зеркало, набор цифр; счетный материал- 5 груш; предметные картинки- желтое яблоко, желтая груша, банан; рисунок паутины с контурным изображением чашки, ложки, матрешки, шара (наложением); конвертики с наклеенными предметными картинками- бабушка, подушка, пушка, шкаф, карандаш, ромашка, лопата, тарелка, самолет;  схемы для показа позиции звука в словах и предметные картинки- шуба, машина, ландыш, мешок, шапка, мышка; предметные парные картинки: шапка-шапочка, штаны-штанишки, рубаха-рубашка, книга-книжка; игра «4-ый лишний» и на обороте- разрезная картинка «грузовая машина».

НОД:

1. Орг.момент. Посмотри, кто пришел к нам на занятие? Это мишка Тошка. Кто это? Послушай- мишка, Тошка. Какой одинаковый звук услышали в этих словах? (ш).Сегодня мы продолжим учиться правильно произносить этот звук. Посмотри в зеркало. Произнеси звук ш. Что происходит с языком, губами , зубами во время произнесения звука? (губы вытягиваются трубочкой, зубы сближены, между ними небольшое расстояние, язык в форме чашечки поднимается вверх). Воздух теплый.

2. Бродил мишка по лесу, и было ему скучно. Чем бы заняться? Увидел - летит сорока Маша. Как зовут сороку?

- Почему ты грустишь?

- Скучно мне, не знаю, чем заняться. И друзей у меня совсем нет.

-  Не грусти. Ты найдешь друзей, главное никого не обижать, лучше помогай всем, кого ты встретишь в этом лесу. Давай ты будешь мне помогать. Я - почтальон. Разношу письма. Нужно отобрать только те конверты, на которых есть картинка со звуком ш. Мишка просит тебя помочь ему. Поможем Тошке?

3. Пошел Тошка дальше. И чуть не угодил в паутину. Ее сплел паук Шнюк. Она очень красивая. Помоги пауку разобраться с узорами. Что ты видишь, какие рисунки можно разглядеть? Какие картинки спрятались в паутинке? (чашка, ложка, матрешка, шар)

4. Идет мишка дальше, видит Еж  Паша собирает подарки для матрешек, у них день рождения. Что ты видишь. Что это? (банан, яблоко, груша). Каким одним словом назовем все эти предметы? (фрукты). Какой же фрукт выбрал еж? Послушай и угадай - спелая, сочная, желтая, ароматная, сладкая (груша). Я буду показывать цифры, а ты называть, сколько груш возьмет ежик (1 груша, 2 груши, 3,4,5,6..)

Поможем ежику и мишке отнести груши? Покажем, как шли медведь и ежик.

5. Физминутка.

                          Большие ноги шли по дороге.

        Маленькие ножки бежали по дорожке.

6. Но тут река. Нужно построить мост. Для этого определи, где находится звук ш в словах.

Соединить рисунки со схемами слов.

Молодец. Построй мост из кубиков.

7. Перешли по мостику. Куда же нам дальше идти? Дорогу найдем, если подберем слова наоборот.

Маленький –большой       Узкий – широкий            Плохой –хороший

8. А тут нас встречает гномик Антошка. Он любит все маленькое и все предметы у него маленькие.

Антошка просит уменьшить предметы с помощью волшебной палочки.

Шапка -шапочка        штаны-штанишки

Рубаха - рубашка        книга-книжка

А вот и дом матрешек.

9. Пальчиковая гимнастика (2 раза):

 Дуйте в дудки, бейте в ложки,

В гости к нам пришли матрешки

Ложки деревянные, матрешки - румяные

2 матрешки – 1 большая, другая - поменьше.

Что матрешкам подарил еж? (груши). А что подарил Тошка? (шкатулку).  Но она не открывается. Составь предложения по картинкам со словами Маша и Паша.

Маша шьет штаны. Маша надевает шарф. Маша читает книжку. Паша катает мишку и зайца  на машине. Паша складывает игрушки в коробку. Мышка моет лапки. Бабушка надевает платок.

Открой шкатулку. Что там? (картинки на звук ш). Назови картинки. Какой  звук часто  встречался? (ш)

10. Посидели гости, попили чай с тортом, поиграли, потанцевали. Мишка собрался домой, но очень устал, не может идти пешком. Что делать? Если мы выполним задание, появится машина.

Игра «4-ый лишний». Объясни свой выбор.

Из частей собирается разрезная картинка Машина. Назови части машины? Какая это машина- грузовая или легковая? Сможет мишка поехать на ней? Почему? Давай произнесем волшебные слова и увидишь, что произойдет.

Ша-ша-ша - машина хороша. (2 раза)

А теперь закрой глаза. (педагог меняет картинку на игрушечную машинку) Вот и машина. Пока, мишка. Попрощайся с мишкой.

Вот так мишка прогулялся по лесу, нашел много новых друзей .

11. Рефлексия. Какой звук мы учились произносить? Назови слова со звуком ш. Назови новых друзей мишки Тошки.

Этап: Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах.

Цели:

образовательные:

Уточнить артикуляцию звуков С и Ш, выделяя сходство и различия.

Добиваться чёткой дифференциации звуков на основе  биоэнергопластики  и опоры на звуковые символы на слух и в произношении.

Закрепить знания о характеристике звуков.

Правильно соотносить звуки с соответствующими буквами.

Учить детей отгадывать загадки. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

коррекционные:

Развивать фонематический слух и анализ.

Работать над развитием полноты зрительных, слуховых и кинестетических ощущений.

Предупреждение дисграфических ошибок.

Развивать мелкую моторику рук.

воспитательные:

Воспитывать умение понимать учебную задачу.

Воспитание устойчивого интереса к логопедическим  занятиям .

Оборудование: инд. зеркала, схемы звуков, картинки настроения.

План  занятия .

I. Орг. момент.

II. Артикуляция звуков.

III.Артикуляционная гимнастика с элементами  биоэнергопластики .

IV Физминутка и дыхательная гимнастика.

V.Сравнение букв

VI. Дифференциация изолированно, в слогах.

VII. Физминутка.

VIII. Дифференциация в словах.

IX. Итог занятия.

X. Домашнее задание

XI. Оценка деятельности учащихся.

Ход занятия

Орг. момент.

- Чем мы занимаемся на логопедических занятиях?

- Звуки чётко произносим,

 Слушаем внимательно.

 Буквы правильно читаем,

 Пишем их старательно.

К нам в гости пришёл Пушистик :

Пушистик вас приветствует и хочет подружиться.

Определите третий звук в его имени.

Определите пятый звук в его имени.

Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки и буквы С и Ш.

II. Артикуляция звуков.

а) как свистит свисток:  с - с - с.

Уклад органов артикуляции с опорой на профиль артикуляции и зеркала:

Губы в улыбке, зубы сближены, кончик широкого языка опущен вниз и упирается в нижние резцы, холодный воздух плавно выходит через рот, звук произносится твёрдо, "голосовой моторчик" не работает.

Распластай язык пошире,

 Кончик к нижним зубкам ближе.

 Посредине языка струйку воздуха пускай,

 Улыбнись и просвисти, ССС произнеси.

Характеристика звука С: свистящий, долгий, твёрдый, глухой согласный звук.

б) как шипит змея: ш - ш - ш.

Уклад органов артикуляции с опорой на профиль артикуляции и зеркала:

Губы вытянуты вперёд и округлены, язык в форме чашечки поднят вверх, но не касается нёба и образует щель, тёплый воздух плавно выходит через рот, звук произносится твёрдо, "голосовой моторчик" не работает.

Чтобы звук красивым вышел,

 Шире язычок и выше.

 Сделаем из язычка чашечку, подняв бока.

 Эту чашку по бокам к верхним мы прижмём зубам.

 Вот теперь над чашкой можно дуть красиво, осторожно.

 Чтобы ветерок бежал, чтобы "Ш" как шёлк шуршал.

Характеристика звука Ш: шипящий, долгий, твёрдый, глухой согласный звук.

Сравнение артикуляции с опорой на картинки-символы:

Различия и сходство.

Найти различия в укладах артикуляции обоих звуков:разное положение губ, разное положение языка:

С - ,

Ш - ,

разная по температуре воздушная струя: С - холодная, Ш - тёплая.

Найти сходство в укладах артикуляции обоих звуков: воздух плавно выходит через рот, звуки произносятся твёрдо, "голосовой моторчик" не работает.

III. Артикуляционная гимнастика с элементами  биоэнергопластики .

а) для губ:

"Улыбка"

Ладонь сжата в кулак (пальцами вверх). Под счёт 1 - пальчики расправляются (расставлены в стороны, как лучики солнышка) и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счёт 2 - ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

"Рупор"

Ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему. Под счёт 1 - пальчики расправляются, образуя большой круг и удерживаются одновременно с "Рупором" 5 сек., на счёт 2 - ладонь сжимается в щепоть. И так далее.

б) для языка:

"Чашечка"

Под счёт 1 - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение "Чашечки" и удерживаются одновременно с "Чашечкой" 5 сек., на счёт 2 - ладонь выпрямляется. И так далее.

"Горка" Под счёт 1 - согнутая ладонь опущена и удерживается вместе с "Горкой" 5 сек., на счёт 2 - ладонь выпрямляется. И так далее.

IV Физминутка.

Совушка - сова.

 Совушка - сова большая голова.

 На суку сидит, во все стороны глядит.

Дыхательная гимнастика.

А теперь мы не спеша

 Будем правильно дышать.

 Раз, два, три, четыре, пять!

 Все умеем мы считать,

 Отдыхать умеем тоже.

 Руки за спину положим,

 Голову поднимем выше

 И легко, легко подышем.

(Вдох через нос, долгий выдох через рот.)

V. Сравнение букв

Обозначить звуки соответствующими буквами: С и Ш, С и , с и   .

Сравнить буквы: есть ли одинаковые элементы?

VI. Дифференциация изолированно, в слогах.

1) Логопед произносит звуки с и ш : то поочерёдно, то несколько раз подряд один и тот же звук.

а) Ребёнок изображает, как свистит в свисток, поднося руку ко рту (ссс), то делает зигзагообразное движение кистью руки от себя, как будто ползёт змея (шшш).

б) Ребёнок показывает на схемы звуков:  или

2) Повторить за логопедом слоги с опорой на схемы звуков:

са, шо, ши, су, сэ, аш, ос, ис, уш, эш.

VII. Физминутка.

Упражнение для мелкой моторики рук: "Стол".

Стол стоит на толстой ножке,

 Сверху крышка, как ладошка.

(Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок кладётся ладошка.)

VIII. Дифференциация в словах.

Логопед называет слова со звуком с или ш (шум, сын, шаг, мышь, нос, пояс, душ и др.)

Услышав заданный звук и определив его, ребёнок повторяет слово, показывая соответствующую схему: или .

2) Игра "Четвёртый - лишний".

Назвать картинки, определить наличие звуков С или Ш. Какая картинка лишняя и почему?

а)

б)

в)

IX. Итог занятия.

Какие звуки мы учились сегодня различать?

Чем отличаются эти звуки?

X. Домашнее задание (в напечатанном виде вклеивается в тетрадь).

1) Выучить упражнение для мелкой моторики рук "Стол". Определить, в каких словах есть звук С, а в каких звук Ш?

Стол стоит на толстой ножке,

Сверху крышка, как ладошка.

(Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок кладётся ладошка.)

2) Прочитать и отгадать загадки, определить, какой звук: с или ш есть в словах-отгадках:

Всю ночь летает, мышей добывает,

 А станет светло - спать летит в дупло.

 Мохнатенькая, усатенькая,

 Ест, пьёт, песенки поёт.

3) Нарисовать кошку и сову из геометрических фигур по образцу:

XI. Оценка деятельности учащихся.

- Пушистику очень понравилось как вы занимались. А вам понравились задания Пушистика?

- А сейчас раскрасьте то изображение Пушистика, которое соответствует вашему настроению.

Используемая литература.

Ткаченко Т.А. Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников. // Дошкольное воспитание 1989 №3 с. 36-40

Зайцева И.Ю. "Влияние  занятий   биоэнергопластикой  на речевое развитие дошколбников". Фестиваль "Открытый урок" 2009

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».Направление:- Познавательно-речевое развитие- Социально-личностное развитиеВедущая образовате...

Конспект фронтального логопедического занятия "Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте"

Задачи: 1. Образовательные:- уточнить представления ребёнка о звуке [Р].2. Коррекционно-развивающие: закрепление правильного произношения звука р;анализ звукового состава слова;развитие слухового восп...

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивидуального занятия рекомедован для автоматизации звука [C] для детей 5-6 лет...

Конспект коррекционного индивидуального занятия. Автоматизация звука ( Л ) в слогах, словах и предложениях.

Цель: Автоматизация четкого и правильного произношения звука [Л] в самостоятельной речи.Задачи:Коррекционно-образовательные:закрепить правильное произношение звука Л в слогах, словах и предложенияхКор...

Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука ш в слогах, словах, предложениях".

Автоматизировать звук [Ш] в слогах, словах, предложениях; закрепить навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; формировать умение образовывать множественное...