Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука "Р" в слогах, словах, предложениях.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Конспект логопедического занятия по ФГОС. " Автоматизация звука "Р" в слогах, словах, предложениях"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nnod.docx44.27 КБ

Предварительный просмотр:

Организация непосредственно образовательной  деятельности детей в подготовительной группе

по теме «Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях».

Автор конспекта непрерывной непосредственно образовательной  деятельности  (далее – ННОД):

Алёнина Татьяна Владимировна учитель-логопед I квалификационной категории

МКДОУ Половинского детского сада №1 Краснозерского района Новосибирской области

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие

Развивающая предметно-пространственная среда темы ННОД: групповая комната, зеркала, салфетки, игрушки Крош, Нюша, бутылка с картой, письмо, макеты «Острова в океане», игра «Собери яблоки», игра «Угости крокодила», игра «Собери кокосы», игра «Что есть у корабля»,  картинки  «пираты», «смайлики», сундук с сокровищами, карандаши.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Образовательные

задачи

 Содержание ННОД

Образовательная область, вид деятельности

Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

Планируемый результат

Развитие интереса и познавательной мотивации

Развитие общения, взаимодействие ребёнка со взрослым

- Здравствуйте, ребята! К нам сегодня пришли гости, давайте улыбнемся гостям, улыбнемся друг другу.

(бутылку выбросило волнами на берег дети обращают внимание на нее)

- Посмотрите что это?

- В ней что-то есть. Как вы думаете, что там может быть?

(послушать варианты ответов детей)

- Вы хотите узнать, что в бутылке? Как это можно сделать?

- Открыть бутылку.

 - Здесь лежит какая-то карта и письмо.

- Как вы думаете, что это за карта?

(послушать варианты ответов детей)

- Карта порвана. Как же нам быть?

-Необходимо собрать части и рассмотреть ее.

- Что здесь изображено?

(Дети располагаются вокруг стола и собирают карту по частям, рассматривают её, обсуждают).

- А ведь в бутылке было ещё что-то.

Письмо: «Помогите! Спасите! Нас похитили пираты и спрятали на острове!

- Что же нам делать?

(выслушать варианты ответов детей)

-Но путь наш будет долог и труден, и нам надо будет выполнить немало разных заданий. Вы готовы?

- На чем можно отправиться на поиски?

Дети: Корабль…

- А где нам взять  корабль?

Дети: Построить…

Познавательное развитие

(Коммуникативная)

Решение проблемных ситуаций

Слово педагога, речь детей,

бутылка с картой, письмо.

Сформирована мотивация детей на предстоящую деятельность, обеспечено общение и  взаимодействие ребёнка со взрослым

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Образовательные

задачи

Содержание ННОД

Образовательная область, вид деятельности

Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

Планируемые результаты

Формирование правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звука [р].Развитие воображения.

Развитие умения характеризовать звук [р] по артикуляционным и акустическим признакам, развитие связной, грамматически правильной речи.

закрепление правильного изолированного произношения звука [р].

Приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений.

 Развитие правильного произношения звука [р] в слогах,

приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений, крупной моторики рук.

Развитие правильного произношения звука [р] в словах, развитие умения определять наличие звука [р] в слове, формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие мелкой моторики рук, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками.

Приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений.

Развитие  правильного произношение звука [р] в словах,

Развитие  умения определять место звука [р]  в слове, формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками.

Приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений.

Развитие правильного произношения звука [р] в словах, развитие умения определять наличие звука [р] в слове, формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений.

Развитие правильного произношения звука [р] в предложениях, развитие связной, грамматически правильной речи(согласование существительных с числительными 2 и 5), развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками.

Приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений.

Развитие правильного произношения звука [р] в скороговорках, развитие звуковой культуры речи.

Приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений.

Приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений

1. Артикуляционная гимнастика.

-Давайте строить вместе. Берем длинные, гибкие доски для постройки (упражнение «Качели»). Проверяем доски на прочность (упражнение «Индюк»). Сколачиваем их прочными гвоздями (упражнение «Барабанщик»). Нужно не забыть поставить парус, иначе мы не поплывем (упражнение «Парус»). Замечательная лодка у нас получилась! Посмотри-ка, ветер усиливается! Можно готовиться к отплытию. А помогать вам будет звук, который слышится в словах рыба, матрос, морской, шторм, корабль)

Дети: Р

2.Характеристика звука [Р] по артикуляционным и акустическим признакам.

- Какой звук нам будет помогать в поисках ?

Дети. Р-р-р.

 (Произношение звука хором и индивидуально)

  • Какое положение занимают губы? (улыбаются).
  • Зубы? (разомкнуты).
  • Язык? (дрожит за верхними передними зубами).
  • Струя воздуха? (прерывистая).

- Дайте характеристику звука [р] (согласный, потому что при его произнесении воздух встречает преграду, твердый, звонкий, обозначается синим кружком).

- Можно готовиться к отплытию.

Теперь поднимем якорь. Цепь тяжелая, гремит громко: р-р-р. Давай столкнем нашу лодку на воду. Камни переворачиваются, стучат по дну лодки: р-р-р. (Дети, повторяя за логопедом, произносят звук [р]).

Вот мы уже плывем.

Парусник плывет вперед

Нас на остров привезет

(Дети имитируют плавание)

3. Проговаривание слоговых цепочек со звуком [Р].

(рассматривают направление по карте)

Берем курс на первый остров!

Волны плещутся за бортом, раскачивают нашу лодку.

Пра — пра — пра.        

Бро — бро — бро.

Грэ — грэ — грэ.        

Тру — тру — тру.

4. Определение наличия звука [Р] в слове .

- Что же мы видим на первом острове?

 - Мы видим   яблоню.  

- Давайте поможем яблоне - снимем тяжелые яблоки. В одну корзинку положим яблоки с картинками со звуком [р], в другую без звука [р].

(дети выполняют вместе с логопедом)

- Плывем на следующий остров.(рассматриваем карту)

Парусник плывет вперед

Нас на остров привезет.

5.Определение положения звука [Р] в слове.

- На этом острове живут одни обезьяны. Они запасают кокосы и раскладывают их по кучкам. Кокосы не простые, а с картинками. В первой кучке кокосы, где звук [р] на картинке в начале слова, во второй — в середине, а в третьей — в конце. Давайте поможем обезьянам разложить кокосы.

Ребенок проговаривает слова и раскладывает картинки на три группы.

- Задание выполнено плывем дальше?(дети рассматривают карту)

Парусник плывет вперед

Нас на остров привезет.

(дети имитируют плавание)

6.Отражённое и самостоятельное проговаривание слов и фраз, содержащих звук [р].

- Жители этого острова разбежались. Что они сделали?

- Они решили, что к ним приближается огромный корабль. А как можно назвать нашу лодку? (Парусник). Давайте расскажем жителям острова, что есть у большого корабля. А если в слове есть звук [р], повтори это слово погромче, чтобы все слышали. Слушай внимательно: корпус, палуба, рубка, каюта, иллюминатор, трап, штурвал, шлюпка, труба.

(Дети повторят слова со звуком [р])

А что же есть у нашего парусника? (Корпус, парус.)

Теперь жители не перепутают парусник с ... кораблем, а корабль с ... парусником.

Задание выполнено плывем дальше? (смотрим направление по карте).

Отправляемся к четвертому острову.

Парусник плывет вперед

Нас на остров привезет.        

(дети имитируют плавание)

7.Согласование существительных с числительными «два», «пять» .

А на четвертом острове живет зубастый, голодный ... крокодил. Давайте накормим его из наших запасов. У нас есть пирожки. Угощайте крокодила: дайте один пирожок, два пирожка, пять пирожков.

А теперь накормим его грушами, ватрушками, персиками, бутербродами.

(Дети называет слова вместе с числительными 2 и 5)

Я дам крокодилу пять груш…

Крокодила мы накормили, плывем дальше? (смотрим направление по карте).

- Отправляемся к пятому острову.

Парусник плывет вперед

Нас на остров привезет.

(дети имитируют плавание)

8. Вспомнить скороговорки со звуком [р].

- Этот остров захватили пираты. Пираты нам скажут, где находятся пленные, если мы расскажем скороговорки со звуком [р].

Дети рассказывают скороговорки.

Пират по секрету сказал, чтобы найти пленников нужно сделать два шага влево, три вправо...

Дети находят Кроша и сундук с сокровищами за ширмой.

Возвращаемся домой по короткому пути.

Парусник плывет вперед

Нас домой он привезет.

(дети имитируют плавание)

Речевое развитие, двигательная

Речевое развитие, коммуникативная

 

Речевое развитие, коммуникативная

Физическое развитие,

двигательная

Речевое развитие, коммуникативная, двигательная

Речевое развитие, коммуникативная, двигательная, игровая

Физическое развитие,

двигательная

Речевое развитие, коммуникативная

Физическое развитие,

двигательная

Речевое развитие, коммуникативная, игровая

Физическое развитие,

двигательная

Речевое развитие, коммуникативная, игровая

Физическое развитие,

двигательная

Речевое развитие, коммуникативная

Физическое развитие,

двигательная

Физическое развитие,

двигательная

Артикуляционные упражнения

Ситуативный разговор

Речевой тренинг

Двигательная пауза с элементами логоритмики

Речевой тренинг с элементами логоритмики

игровое упражнение,

речевой тренинг, пальчиковая гимнастика

Двигательная пауза с элементами логоритмики

Игровая ситуация

двигательная пауза с элементами логоритмики

Игровое упражнение

Двигательная пауза с элементами логоритмики

Игровое упражнение

Речевые тренинги

Двигательная пауза с элементами логоритмики

Речевые тренинги

Игровое упражнение

Двигательная пауза

Слово педагога, речь детей зеркала, салфетки.

Слово педагога, речь детей,  обследовательские действия

Слово педагога, речь детей

Слово педагога, речь детей, двигательные действия

Слово педагога, речь детей, двигательные действия, «Карта путешествия», музыка «шум моря»

Слово педагога, речь детей, дидактическая игра «Собери яблоки»,

«Карта путешествия»

Слово педагога, речь детей, двигательные действия, музыка «шум моря»

Слово педагога, речь детей, игра «Разложи кокосы», «Остров» «Карта путешествия»

Слово педагога, речь детей, двигательные действия, музыка «шум моря»

Слово педагога, речь детей, картинки «части корабля», «Остров»

«Карта путешествия»

Слово педагога, речь детей, двигательные действия, музыка «шум моря»

Слово педагога, речь детей, дидактическая игра «Угости крокодила», «Остров»,

«Карта путешествия»

Слово педагога, речь детей, двигательные действия, музыка «шум моря»

Слово педагога, речь детей, «Остров», картинки «пираты», «Карта путешествия»

Крош, Нюша, сундук с сокровищами,

двигательные действия.

Слово педагога, речь детей, двигательные действия, музыка «шум моря»

У ребенка формируются правильные движения артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звука [р], у ребенка  развивается воображение.

У  ребенка развивается умение характеризовать звук [р] по артикуляционным и акустическим признакам,

ребенок владеет устной речью,  может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения.

ребенок правильно произносит изолированный звук [р].

У ребенка развивается координация речи с движением.

У ребенка сформировано правильное произношение звука [р] в слогах, У ребенка развивается крупная моторка, он подвижен, может контролировать свои движения и управлять ими.

У ребенка развивается умение определять наличие звука [р]  в слове, у ребенка развивается правильное произношение звука [р] в словах,  у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослым, участвует в совместных играх, у ребенка развивается мелкая моторика рук.

У ребенка развивается координация речи с движением.

У ребенка развивается правильное произношение звука [р] в словах,

у ребенка развивается умение определять место звука [р]  в слове,  у ребенка складываются предпосылки грамотности, Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослым.

У ребенка развивается координация речи с движением.

 Ребенок может выделять звуки в словах,  у ребенка складываются предпосылки грамотности, 

У ребенка развивается фонематический слух.

У ребенка развивается координация речи с движением.

У ребенка развивается правильное произношение звука [р] в предложениях,  у ребенка развивается  умение согласовывать существительные с числительными 2 и 5., ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослым, участвует в совместных играх, владеет устной речью.

У ребенка развивается координация речи с движением.

У ребенка развивается правильное произношение звука [р] в скороговорках, ребенок может использовать речь для выражения своих мыслей.  

Ребенок может контролировать свои движения и управлять ими.

У ребенка развивается координация речи с движением

Заключительная  часть (рефлексивный этап)

Образовательные

задачи

Содержание ННОД

Образовательная область, вид деятельности

Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

Планируемые результаты

Развитие общения, взаимодействие ребёнка со взрослым;

Саморегуляция собственной деятельности

Саморегуляция собственной деятельности

«Что мы с вами сегодня делали?» «Зачем мы все это делали?»

«Какой звук учились произносить?»

«Какое задание было самым интересным ? А какое -  было самым трудным?»

  «Какое сейчас у вас настроение?» (нарисовать своё настроение на смайлике)

Речевое развитие,

коммуникативная,

Художественно-эстетическое развитие,

конструирование

Ситуативный разговор

рисование

Слово педагога,

речь детей,

картинки «смайлики», карандаши.

Общение, взаимодействие ребёнка со взрослым и со сверстниками; самооценка собственной деятельности.

самооценка собственной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического подгруппового занятия по теме "Автоматизация звука [P] в прямых и обратных слогах, словах, предложениях."

Подгрупповое занятие по логопедии по теме " Автоматизация звука [ P] в прямых и обратных слогах, словах, предложениях" проводится с использованием инновационных технологий ( ппроектор). На экран вывод...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивиудального логопедического занятия предназначен для детей 5-6 лет....

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия. Цель: Автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, предложениях....

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях» с применением биоэнергопластики...