Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука [З'] в слогах, словах, предложениях"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Абалмазова Людмила Владимировна

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Зь в слогах, словах, предложениях, для детей страшего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_avtomatizatsiya_zvuka_z.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Автоматизация звука [З'] в слогах, словах, предложениях.

Цели:

1. Образовательные:

а) закрепление знаний о механизме организации звука и его акустических особенностях;

б) закрепление звука в отражённом повторении за логопедом и самостоятельно;

в) обогащение словаря словами со звуком ЗЬ, закрепление знаний о животных.

2. Коррекционные:

а) закрепление условно-рефлекторных связей на данный звук;

б) развитие фонетического слуха, фонематического восприятия;

в) формирование навыков звуко-слогового анализа;

г) развитие моторики артикуляционного аппарата, пальцевой моторики;

д) закрепление звука в изолированном виде, в слогах, в разных позициях слов, развитие связной речи.

3. Воспитательные.

- воспитание трудолюбия, аккуратности;

- поддержание интереса к занятиям;

- воспитание доброжелательности, чувства товарищества;

  • воспитание контроля за правильным произношением звука в собственной речи и речи товарищей.

Этапы занятия

Содержание занятия

Организационный момент. Постановка целей занятия (объявление темы)

 

 

 

 

3. Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ориентация в пространстве

4.Анализ артикуляции по плану

 

Характеристика звука

 

 

6. Закрепление изолированного звука и произношение в слогах, чистоговорках

 

 

 

 

7. Связь звука и буквы

Профилактика оптической дисграфии

 

 

8. Развитие фонематических процессов - определение наличия звука З в слове и места звука в начале и середине слова.

Работа со звуковыми линейками.

 

9. Закрепление звука в словах. Игры со словами.

 

10. Звуко-слоговой анализ трёхсложного слова со стечением согласного в середине: КОРЗИНА

11. Закрепление звука в играх, загадках, стихах, предложениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. рефлексия

Приветствие. На этом занятии мы продолжим знакомство со звуком из группы свистящих и поучимся его произносить. А поможет узнать о каком звуке пойдёт речь загадка.

Полосатые лошадки, словно школьные тетрадки

В жаркой Африке живут. (зебры)

  • С какого звука начинается это слово? (Со звука ЗЬ, он звучит мягко) Вот сегодня мы с вами будем работать над произношением мягкого звука ЗЬ в слогах, словах, предложениях и стихах.

Давайте приготовим к работе наше лицо, язычок и губы. (зеркала, картинки)

1)Массаж: Давай начнем с массажа лица, повторяйте за мной мои действия. Погреем ладоши, подушечки пальцев и погладим по лбу (2-3 раза), от переносицы к крыльям носа и дальше к мочкам уха (2-3 раза), над губой (2-3раза), по подбородку (2-3 раза).

2) Артикуляционная разминка: упражнение “Лягушка”-“Хоботок”, “Массаж язычка от кончика языка к серединке зубами”, “Лопаточка”, “Чистим нижние зубки изнутри”, “Блинчик”, “Язык-силач”, “Горочка”, “Лодочка (с выдохом)”, “Выгибает кошка спинку”, “Покатаем зубки с горочки”

3) Разминка для кистей и пальцев рук. Упражнения – “Перчатки”, “Колечки”, “Флажок”, “Пальчик – пальчик”, “Цепочки” (по 2 упражнения).

4) Голосовые и дыхательные упражнения:

- задувание на зимних зайчиков из бумаги

- поём песенку гласных (слитно), затем по отдельности (тихо – нормально – громко)

Игра “Назови соседей” (на наборном полотне стоят картинки в 2 ряда – даются инструкции – назови картинку, которая стоит слева от…, справа …, между…, под, над)

З – губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, между зубами небольшая щель, спинка языка горочкой, посередине желобок, по которому проходит воздушная струя – холодная и узкая, голосовые складки работают (звук звонкий) – контроль ладонью на горлышко)

З – согласный, звонкий, бывает твёрдым и мягким (это зависит от последующего гласного). Он является парным согласным к звуку С по звонкости-глухости.

Сегодня мы будем учиться произносить мягкий звук ЗЬ.

На что похожи по звучанию звуки З, ЗЬ? (песенку большого и маленького комара)

Произнесение изолированного звука хором и индивидуально.

Мягкий звук ЗЬ дружит с гласными Я Ё Ю Е И и Ь (он стоит перед ними, и они указывают на его мягкость).

Слоговые таблицы, слоговые дорожки:

ЗЯ – ЗЮ – ЗИ ЗЁ – ЗЮ – ЗЕ ЗЯ – ЗЕ – ЗИ ЗЮ – ЗЁ – ЗЯ

АЗИ – ОЗИ – УЗИ ЫЗЕ – УЗЕ – АЗЕ УЗЮ – АЗЁ – ЫЗЕ…

Зе – зе – зе – подарок розе зе – зе – зе – сено дай козе

Зя – зя – зя – сосульки есть нельзя зи – зи – зи – корзинку привези

Мы уже знаем, на что похожа буква З? (завитки, комарик, цифра 3, змея…) На прошлом занятии мы слепили контур буквы З из пластилина на картоне. Сегодня мы украсим буковку рисинками, горошинками, фасолью.

В какую сторону развёрнуты полукольца буквы? ( в левую)

  • ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Звук, который мы изучаем, может слышаться звонко только в начале и середине слова, в конце слова наш звук ЗЬ будет слышаться как СЬ.

а) Я называю слова, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук З : ЗИМА ЗЕМЛЯ КЕФИР ЗЕФИР ЗЯБЛИК НОСКИ ПОСЁЛОК КОЗЁЛ Кузьма Зина зебра дорога нельзя друзья

б) ВЫБРАТЬ картинки по наличию звука ЗЬ и назвать его место в слове (начало, середина, конец).

Повторим, какое место звука ЗЬ в слове мы определяли? (в начале и середине слова)

Картинки из альбомов: “Грамматика в картинках. Трудные звуки З ЗЬ Ц”.

Т. С. Резниченко, О. Д. Ларина “Говори правильно. Звуки С З Ц”, рабочая тетрадь Новоторцевой “Звуки З, Зь”

  • ФИЗМИНУТКА “ОБЕЗЬЯНЫ”

1) Звуко-слоговой анализ слова КОРЗИНА

2) Игра “Замени звук”.

Я назову слово, а вы замените в нём первый звук на звук ЗЬ и назовёте новое слово:

СМЕЙ – ЗМЕЙ, КЛЮКА, КЕФИР, ПЕЛЁНКА.

  1. Текст “Зоопарк” и игра “Животные”.

Мама повела Зою и Зину в зоопарк. Там было много разных зверей. Они видели волка со злющими, но умными глазами, разных змей, зебру. Но больше всего им понравились обезьяны. Они были забавные, задорные и весёлые. Обезьяны забавно прыгали и всех передразнивали.

Вопросы: Куда повела мама Зою и Зину? Кого Зоя и Зина видели в зоопарке? какие глаза у волка? Кто больше всех понравился Зое и Зине? Что делали обезьяны?

Выберите на картинках тех животных, в названии которых есть звуки З, ЗЬ?

Послушайте, как звучат названия животных и птиц. В каких словах твёрдый звук – З? В каких – мягкий ЗЬ?

ЗУБР, ЗАЯЦ, ЗЯБЛИК, ИЗЮБР, ФАЗАН, ЗИМОРОДОК, ЗЕБРА, КОЗЁЛ, ОБЕЗЬЯНА, БИЗОН.

Подумайте, кто лишний в этой группе?

ЗУБР, БИЗОН, ФАЗАН, ЗАЯЦ.

КОЗЁЛ, ОБЕЗЬЯНА, ЗЕБРА, ЗЯБЛИК.

2) ЗАГАДКИ о животных.

Пёстрой лентой притворяясь, в зелени травы скользя,

Извиваясь, изгибаясь по земле ползёт… (змея).

С визгом прыгают по веткам и резвятся, словно детки,

на качелях из лианы ввысь взлетают …(обезьяны).

Он в заповеднике пасётся, как вихрь по прерии несётся,

Могуч, отважен, грозен он, зовётся этот зверь… (бизон).

Этот зверь раскрашен броско в чёрно-белую полоску.

Под степным, высоким небом в Африке пасутся …(зебры).

3) Объяснить детям значения родственных слов и составить с ними предложения по картинкам:

ЗИМА, ЗИМНИЙ, ЗИМНИК, ЗИМОВЬЕ, ЗИМОВИЩЕ, ЗИМОВЩИК, ЗИМОВКА.

5) Ответы на вопросы предложениями:

Зинаида собирала в корзину землянику. (Что…? Куда…?)

Заяц бегает зигзагом. (Как…?)

Самосвал заправляют бензином. (Чем…?)

Зине подарили большую коробку зефира. (Что…?)

Зоя завязала зелёный бант. (Что…? Какой?)

7) Разучивание стихотворения и скороговорок с картинками:

Резиновую Зину купили в магазине. Резиновую Зину в корзине привезли.

Резиновая Зина упала из корзины, Резиновая Зина измазалась в грязи.

(проговаривание с движениями пальцев)

  • У маленькой Зины бузина в корзине.

8) Составление предложений по картинкам (предметным и сюжетным)

9) Игра “Незнайкины предложения”.

У рук зябнет Зина. Клетка возилась в обезьяне. Опоздание прнесли с газетой. У языка длинная змея. Изюм покупает в магазине папу. Вазелин намазал нос Зиной.

Поощрение, оценивание работы детей. Чему учились на занятии? В каком положении должен быть язык, зубы, губы? Почему надо следить за языком?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивиудального логопедического занятия предназначен для детей 5-6 лет....

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия. Цель: Автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, предложениях....

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука "Р" в слогах, словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по ФГОС. " Автоматизация звука "Р" в слогах, словах, предложениях"...