Памятка для родителей
материал по логопедии (средняя группа) на тему

Чикина Елена Анатольевна

Буклет для родителей, в котором описано развитие речи детей в норме, даны упражнения для развития связной речи,  приведены комплексы упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_dlya_rod.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для развития связной речи.

- Учить подбирать определения и эпитеты

(Какие бывают собаки: большие, служебные …);

- Узнавать предметы по описанию (Зелёная,

кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);

- Подбирать действия к предметам и наоборот;

- Подбирать синонимы, антонимы;

обстоятельства, дополнения…

- Назвать слова с определённым слогом,

звуком;

- Составлять словосочетания и предложения

с заданными словами;

- «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);

- «Длинные и короткие слова» (придумать,

проговорить и сравнить слова: пол–потолок…);

- «Назови по-своему» (назвать по-новому

стихотворение, сказку, рассказ);

- «Назови по-разному» (назвать по-разному

одну и ту же игрушку);

- «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы

у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);

- Переделать известную сказку;

- Придумать свою сказку (с опорой на

картинки, на ключевые слова);

- Придумать название замку, фантастическому

животному и т. д.;

- Придумать продолжение сказки;

- «Перевирание сказки» (взрослый намеренно

«перевирает» известную сказку, ребёнок должен

исправить);

- Рассказать сказку, изменив амплуа героев

(колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).

Беседа

Взрослым очень интересно

То, что всем давно известно!

«Как зовут?»,

и «Кем ты будешь?»,

И «Кого ты больше любишь –

Маму, папу или братца?»

Всё не могут разобраться!

А вот завтра я поеду

На беседу к логопеду!

Он мне скажет:

«Порычи!»

Он попросит:

«Помычи!

Пошипи

И пожужжи!

И язык мне покажи!»

Хорошо пойдёт беседа

У меня и логопеда!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида

№ 37 «Ягодка»

города Губкина Белгородской области

Памятка для родителей

Подготовила:

учитель-логопед

Чикина Е.А.

Развитие речи ребёнка в норме.

1. Подготовительный период (от 0 до 1 года).

 2-3 месяца – гуление;

 4-6 месяцев – лепет;

 9-12 месяцев – первые слова.

2.Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет).

 1,5-2 года – фраза;

к 3 годам – связная речь (несколько фраз).

3. Дошкольный период (от 4 до 6/7 лет).

К 5 годам – сформирован фонематический

слух, звукопроизношение, обобщение

понятий, словарный запас – 2-3 тыс. слов.

6-7 лет – звукобуквенный анализ,

словарный запас – до 6 тысяч слов.

4. Школьный период (от 6/7 до 17 лет).

Овладение письменной речью, сознательное

овладение языком.

Особенности речевого развития детей 6-7 лет.

- Правильно произносят все звуки родного

языка;

- Производят простейший звуковой анализ

слов;

- Обладают хорошим словарным запасом (3,5 –

7 тысяч слов);

- Грамматически правильно строят фразу;

- Умеют самостоятельно пересказать знакомую

сказку и составить рассказ по картинкам;

- Свободно общаются со взрослыми и

сверстниками (отвечают на вопросы, задают

вопросы, умеют выражать свою мысль);   -  - Способны передавать интонацией различные

чувства, речь богата интонационно;

- Способны использовать все союзы

и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.

Предпосылки нормального развития

речи ребёнка.

1. Психологическое

и физическое здоровье.

2. Нормальные умственные способности.

3. Нормально развитый слух

и зрение.

4. Потребность

в речевом общении.

5. Полноценное речевое окружение.

Предпосылки для успешного овладения

грамотой.

1. Слух, зрение, интеллектуальное способности

(развитые высшие психические функции)  -норма, развитые зрительно-моторная координация и слухо- моторная координация (слухо-зрительно-моторная координация).

2. Психическое и физическое здоровье.

3. Психическая активность. Активность

познавательных процессов, работоспособность.

4. Сформированность эмоционально-волевой сферы.  Опыт речевого общения.

5. Полноценное речевое окружение.

6. Нормальное развитие двигательной сферы.

Артикуляционная гимнастика.

Арт. гимнастику проводят каждый день

в течение 5- 7 минут.

Внимание: арт. гимнастику проводят сидя перед

зеркалом, спина прямая, тело не напряжено.

Комплекс № 1 (общий).

 1.Удерживание губ в улыбке;

 2.Вытягивание губ вперёд трубочкой;

 3.Чередование положения губ (улыбка-трубочка);

 4.Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки;

 5.Удерживание широкого языка (лопатка) на нижней губе;

6.Удерживание узкого языка (иголочка);

7.Движения языка (широкого/узкого) вверх, вниз,

за зубы (верхние/нижние), вправо, влево, отодвигание языка в глубь рта.

Комплекс № 2 (для свистящих и шипящих).

1. Вытянуть губы вперёд трубочкой

и дуть на ватный шарик (следить, чтобы щёки не

надувались);

2. Немного приоткрыть рот, положить расслабленный язык на нижнюю губу и,

пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя- пя…(упражнение делается на одном выдохе);

3. Кончиком языка «почистить» нижние/верхние

зубы, делая движения языком вправо-влево

и вверх-вниз.

Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык

к нёбу и, не опуская языка закрывать

и открывать рот (следить, чтобы не провисала ни одна из сторон языка).

Комплекс № 3 (для звуков [р-л]).

1. Улыбнуться, приоткрыть рот и пощёлкать

кончиком языка («Как лошадка цокает»),

следить, чтобы двигался только язык, чтобы

кончик языка не подворачивался внутрь;

2. Улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком

языка погладить твёрдое нёбо, делая движения

языком вперёд-назад;

3. Улыбнуться, открыть рот и постучать

кончиком языка за верхними зубами, многократно

и отчетливо произнося звук [д]: д-д-д-д…( следить, чтобы работал только язык, чтобы звук

[д] имел характер чёткого удара, а не был

хлюпающим, кончик языка не подворачивался).