Памятка для родителей
материал по логопедии (средняя группа) на тему
Буклет для родителей, в котором описано развитие речи детей в норме, даны упражнения для развития связной речи, приведены комплексы упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_dlya_rod.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения для развития связной речи.
- Учить подбирать определения и эпитеты
(Какие бывают собаки: большие, служебные …);
- Узнавать предметы по описанию (Зелёная,
кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
- Подбирать действия к предметам и наоборот;
- Подбирать синонимы, антонимы;
обстоятельства, дополнения…
- Назвать слова с определённым слогом,
звуком;
- Составлять словосочетания и предложения
с заданными словами;
- «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);
- «Длинные и короткие слова» (придумать,
проговорить и сравнить слова: пол–потолок…);
- «Назови по-своему» (назвать по-новому
стихотворение, сказку, рассказ);
- «Назови по-разному» (назвать по-разному
одну и ту же игрушку);
- «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы
у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);
- Переделать известную сказку;
- Придумать свою сказку (с опорой на
картинки, на ключевые слова);
- Придумать название замку, фантастическому
животному и т. д.;
- Придумать продолжение сказки;
- «Перевирание сказки» (взрослый намеренно
«перевирает» известную сказку, ребёнок должен
исправить);
- Рассказать сказку, изменив амплуа героев
(колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).
Беседа
Взрослым очень интересно
То, что всем давно известно!
«Как зовут?»,
и «Кем ты будешь?»,
И «Кого ты больше любишь –
Маму, папу или братца?»
Всё не могут разобраться!
А вот завтра я поеду
На беседу к логопеду!
Он мне скажет:
«Порычи!»
Он попросит:
«Помычи!
Пошипи
И пожужжи!
И язык мне покажи!»
Хорошо пойдёт беседа
У меня и логопеда!
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида
№ 37 «Ягодка»
города Губкина Белгородской области
Памятка для родителей
Подготовила:
учитель-логопед
Чикина Е.А.
Развитие речи ребёнка в норме.
1. Подготовительный период (от 0 до 1 года).
2-3 месяца – гуление;
4-6 месяцев – лепет;
9-12 месяцев – первые слова.
2.Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет).
1,5-2 года – фраза;
к 3 годам – связная речь (несколько фраз).
3. Дошкольный период (от 4 до 6/7 лет).
К 5 годам – сформирован фонематический
слух, звукопроизношение, обобщение
понятий, словарный запас – 2-3 тыс. слов.
6-7 лет – звукобуквенный анализ,
словарный запас – до 6 тысяч слов.
4. Школьный период (от 6/7 до 17 лет).
Овладение письменной речью, сознательное
овладение языком.
Особенности речевого развития детей 6-7 лет.
- Правильно произносят все звуки родного
языка;
- Производят простейший звуковой анализ
слов;
- Обладают хорошим словарным запасом (3,5 –
7 тысяч слов);
- Грамматически правильно строят фразу;
- Умеют самостоятельно пересказать знакомую
сказку и составить рассказ по картинкам;
- Свободно общаются со взрослыми и
сверстниками (отвечают на вопросы, задают
вопросы, умеют выражать свою мысль); - - Способны передавать интонацией различные
чувства, речь богата интонационно;
- Способны использовать все союзы
и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.
Предпосылки нормального развития
речи ребёнка.
1. Психологическое
и физическое здоровье.
2. Нормальные умственные способности.
3. Нормально развитый слух
и зрение.
4. Потребность
в речевом общении.
5. Полноценное речевое окружение.
Предпосылки для успешного овладения
грамотой.
1. Слух, зрение, интеллектуальное способности
(развитые высшие психические функции) -норма, развитые зрительно-моторная координация и слухо- моторная координация (слухо-зрительно-моторная координация).
2. Психическое и физическое здоровье.
3. Психическая активность. Активность
познавательных процессов, работоспособность.
4. Сформированность эмоционально-волевой сферы. Опыт речевого общения.
5. Полноценное речевое окружение.
6. Нормальное развитие двигательной сферы.
Артикуляционная гимнастика.
Арт. гимнастику проводят каждый день
в течение 5- 7 минут.
Внимание: арт. гимнастику проводят сидя перед
зеркалом, спина прямая, тело не напряжено.
Комплекс № 1 (общий).
1.Удерживание губ в улыбке;
2.Вытягивание губ вперёд трубочкой;
3.Чередование положения губ (улыбка-трубочка);
4.Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки;
5.Удерживание широкого языка (лопатка) на нижней губе;
6.Удерживание узкого языка (иголочка);
7.Движения языка (широкого/узкого) вверх, вниз,
за зубы (верхние/нижние), вправо, влево, отодвигание языка в глубь рта.
Комплекс № 2 (для свистящих и шипящих).
1. Вытянуть губы вперёд трубочкой
и дуть на ватный шарик (следить, чтобы щёки не
надувались);
2. Немного приоткрыть рот, положить расслабленный язык на нижнюю губу и,
пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя- пя…(упражнение делается на одном выдохе);
3. Кончиком языка «почистить» нижние/верхние
зубы, делая движения языком вправо-влево
и вверх-вниз.
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык
к нёбу и, не опуская языка закрывать
и открывать рот (следить, чтобы не провисала ни одна из сторон языка).
Комплекс № 3 (для звуков [р-л]).
1. Улыбнуться, приоткрыть рот и пощёлкать
кончиком языка («Как лошадка цокает»),
следить, чтобы двигался только язык, чтобы
кончик языка не подворачивался внутрь;
2. Улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком
языка погладить твёрдое нёбо, делая движения
языком вперёд-назад;
3. Улыбнуться, открыть рот и постучать
кончиком языка за верхними зубами, многократно
и отчетливо произнося звук [д]: д-д-д-д…( следить, чтобы работал только язык, чтобы звук
[д] имел характер чёткого удара, а не был
хлюпающим, кончик языка не подворачивался).