Проект Звуковички
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему

Юдина Наталья Владимировна

Развитие фонематического восприятия через обучение составлять двустишия

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект Звуковички23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный групповой познавательно-речевой

проект «Звуковички»

(развитие фонематического восприятия).

Актуальность проекта:

Ребенок, выпускаясь из детского дошкольного учреждения должен владеть нормативным звукопроизношением и развитым фонематическим восприятием. Мониторинг речи детей подготовительной к школе группы детей показывает проблемы в овладении детьми фонематическим восприятием. Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского произношения, с другой стороны тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо не возможны. Задача окружающих взрослых  для всестороннего развития речи ребенка, в том числе и развития фонематического восприятия, находить мотивы для познавательного интереса, интереса к звучащему слову. Метод проекта – один из способов для выполнения этих задач.

Итак, проблема:

Как повысить уровень формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.

1 этап проекта: организационный

Цель:

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через обучение сочинению двустиший.

Задачи:

  • Изучить литературу по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников.
  • Придумать алгоритм работы с детьми по сочинению рифмующихся двухстиший.
  • Найти мотив для создания собственных продуктов детей-рифмовок.
  • Провести ряд мероприятий по обучению детей рифмовать слова.
  • Привлечь родителей к работе над проектом.
  • Создать двустишия и игры для формирования фонематического восприятия у детей.

Ожидаемый результат:

  • Повышение интереса детей к звучащему слову
  • Умение подбирать рифму к слову
  • Повышение уровня фонематического восприятия детей

2 этап: сбор информации

К.Д.Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».  Исследованиями о формировании фонематической стороны речи занимались многие ученые: Бельтюков В.И.,Гвоздев А.Н., Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. , Левина Р.Е., Швачкин Н.Х.,Эльконин Д.Б.

В.И.Бельтюков по этому поводу пишет: «Функция слухового анализатора ребенка развивается сравнительно рано. Уже в самом начале развития речи ребенок способен дифференцировать только противопоставленные звуки.» 

Многие ученые характеризует фонематическое восприятие как специально воспитанное умение тонко различать фонемы в собственной речи.

В большинстве работ этих авторов высказывается мнение, что противопоставление звуков - один из этапов овладения детьми фонематической компетенции.

Вывод: многие ученые высказывали мнение о важности противопоставления звучащих слов для формирования фонематической компетенции ребенка.

Анализ игр и пособий по работе с рифмой показал большое разнообразие методов и приемов. Авторами Сидорчук Т. А., Хоменко Н.Н. предложена система игр и упражнений по обучению детей составлять рифмованные тексты.

План действий по решению проблемы:

  1. Создание мотива для пробуждения интереса у детей к звучащему слову, рифме - авторская компьютерная интерактивная игра-презентация «Звуковичок».
  2. Игры и игровые упражнения со словами на умение выбирать, подбирать слова-рифмы.
  3. Систематизация слов-рифм.
  4. Совместная творческая деятельность детей с родителями, воспитателями и учителем-логопедом по составлению игр-мотаек и ребусов со словами-рифмами.
  5. Самостоятельное сочинение детьми рифмованных двустиший и чистоговорок.
  6. Итоговая презентация продуктов проекта: тетради «Как я учился рифмовать», игры «Мотайка».

3 этап: практический

  1. Игры с рифмующимися словами

Игры по обучению слышать рифмы:

«Похожие словечки» Учить детей выбирать из набора слов рифмующиеся.

«Четвертый лишний» Учить детей выбирать нерифмующееся слово с остальными.

«Что изменилось?» Учить детей слышать какими звуками отличаются слова-рифмы.

Игры по обучению подбирать рифмы:

«Склад-несклад» Учить детей подбирать рифму к заданному слову. 

«Чистоговорки» Учить детей подбирать рифму к звукосочетанию.

«Исправь меня» Учить слышать не по смыслу подобранные слова-рифмы.

«Найди слово в слове» Учить выделять из состава слова другое слово.

Игры по обучению сочинять рифмующиеся двустишия:

«Доскажи словечко» Учить детей подбирать рифмующиеся слова во фразе.

«Отгадай» Учить детей подбирать отгадку к загадке в стихотворной  форме в рифму.

  1. Систематизация слов-рифм после обучения в играх.

Дети выяснили, в процессе подбора и придумывания слов-рифм в играх, что:

  • у слов-рифм могут быть одинаковые окончания слов (коза-дереза)
  • слова-рифмы могут отличаться только одним-двумя звуками (коза-коса)
  • слово-рифма может быть выделена из самого слова (стрекоза-коза)

  1. Совместная творческая деятельность детей с родителями, воспитателями и учителем-логопедом по составлению игр-мотаек и ребусов со словами-рифмами.
  2. Самостоятельное сочинение двустиший.

4 этап: презентация игр и двустиший.

Выводы:

Цель  и задачи проекта были достигнуты, что ярко продемонстрировали дети в презентациях своих работ.

Список литературы:

1. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. - М.: Просвещение, 1964. – 91с.

2. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – М.: Акцидент, 1995. – 64с.

3. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. // Сенсорное воспитание дошкольников. - М., 1963. - С.213-227.

4. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968. - 367с.

5. Резниченко Т.С. Ларина О.Д. Дифференциация согласных звуков: Логопедический альбом.-М.: Издательство «РОСМЕН-ПРЕСС», 2004.-80с.

6. Сидорчук Т. А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. 

7. Сошина И.В.Играем в рифмы. Пособие «Игротека речевых игр». Выпуск 11. Издательство «ГНОМ».

8. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. // Известия АПП РСФСР, вып.13. 1948. – С.101-133. 

9. Шалаева Г.П. Занимательная грамматика.-М.: СЛОВО; Эксмо,2007.-160 с.,ил.

10. Эльконин Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста. // Доклады АПН РСФСР. Вып. 1. 1957. – С.107-110.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект развития звуковой культуры речи с детьми старшего дошкольного возраста

Проект по  развитию звуковой культуры речи  может использоваться в работе логопедов и воспитателей дошкольных учреждений работающих с детьми старшего дошкольного возраста. В данной работе по...

Проект "Воспитание звуковой культуры речи в ДОУ"

Проект разработан для детей старшего возраста, педагогов и родителей....

Образовательный проект «Звуковая культура речи»

Воспитание звуковой культуры речи занимает важное место в системе работы по обучению детей родному языку. Это особая речевая задача, которая почти полностью должна быть решена в дошкольном возрасте. О...

Проект "Звуковичок"

Главная цель проекта:закрепить умение определять наличие заданного звука в словах, определять его место в слове....

Проект "Звуковое Зазеркалье"

Для успешного овладения грамотой ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, а для этого у него в достаточной степени должен быть развит фонематический слух и фонематическое в...

Проект "Звуковой калейдоскоп"

Описание проекта «Звуковой калейдоскоп»ТемаЧаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух...