Особенности логопедической работы с детьми, имеющими синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Ларионова Марина Владимировна

Виды СДВГ кратко.

Условия проведения коррекционной деятельности.

Игры, способствующие коррекции проявлений СДВГ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности логопедической работы с детьми, имеющими синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

        В последнее время отмечается значительный рост количества детей, имеющих определенное неврологическо-поведенческое расстройство развития, проявляющееся такими симптомами, как трудности концентрации и удержания внимания, гиперактивность, двигательная расторможенность и плохо управляемая импульсивность в поведении. По определению Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), эти признаки характеризуют Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

                Выделяют три варианта проявления СДВГ в зависимости от преобладающих признаков:

- синдром гиперактивности без дефицита внимания (такие дети двигательно расторможены, болтливы, постоянно отвлекаются, но при этом учебный материал усваивают)  

- синдром дефицита внимания без гиперактивности (такие дети достаточно спокойные, тихие, но не могут сконцентрироваться на задании, удержать внимание)

-  синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность.

        На данный момент СДВГ и его лечение вызывает много споров, нет единого взгляда на этиологию и решение этой проблемы. Диагностика СДВГ довольно сложна, требует времени и высокого уровня компетентности специалистов. Лечение СДВГ, как правило, комплексное. Считается, что полностью излечить СДВГ невозможно, но вполне реально корректировать.

        Одними из наиболее частых сопутствующих расстройств при СДВГ, являются речевые нарушения, что значительно усугубляет социальную адаптацию детей, ограничивая коммуникативное развитие. Коррекция нарушений речи, в данной ситуации,  должна проходить с учетом неврологических и психологических  особенностей таких детей.

        Условия, способствующие получению положительных результатов при коррекции речевых нарушений во время занятий:

  • соблюдение четкой структуры занятия, повторяющейся из раза в раз, для формирования учебного стереотипа;
  • уменьшение учебной нагрузки;
  • положительный настрой ребенка на предстоящую деятельность, предвосхищение;
  • поощрение в процессе занятия;
  • ощутимая (знаковая) оценка результатов деятельности ребенка;
  • предупреждение переутомления ребенка – переключение на другой вид деятельности;
  • привлечение ребенка к помощи педагогу – направление энергии гиперактивного ребенка в нужное русло;
  • использование тактильного контакта;
  • использование как можно большего количества анализаторов во время занятия;

        Разные авторы предлагает включать в коррекционные занятия и в свободную деятельность детей игры, способствующие развитию внимания, тренировку усидчивости, способствующие контролю импульсивности, а так же социализации детей с СДВГ:

  • «Внимательные животные». Каждый, сидящий в круге выбирает роль животного, которое изображает характерной позой или жестом. Первый из играющих показывает свой образ, затем образ животного, выбранного кем-то другим. Тот, в свою очередь, повторяет свой образ и показывает еще чей-то. Выбывает тот, кто ошибся в показе, больше трех секунд продержал паузу, либо изобразил образ того участника, который уже выбыл.
  • «Шапка-невидимка». В течение трех секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их.
  • «Мяч в круге» - стоя в круге, участники перебрасывают друг другу 1, 2, 3 и более мячей, сигнализируя о своих намерениях без помощи слов. Выбывает тот, чей брошенный мяч не был пойман.
  • «Броуновское движение» - ведущий вкатывает в круг один за другим несколько десятков теннисных мячей, которые не должны ни остановиться, ни выкатиться за пределы круга. Смысл – установление командного рекорда по количеству задействованных мячей.
  • «Восковая скульптура». Участники, сидящие в круге с закрытыми глазами, лепят «по цепочке» друг из друга одну и ту же скульптуру, после чего остаются в приданной позе до тех пор, пока не будет закончена последняя копия.
  • «Живая картина». Создав сюжетную сценку, ее участники замирают до тех пор, пока водящий не отгадает названия картины.
  • «Море волнуется» и другие игры типа "Замри-отомри".
  • «Съедобное-несъедобное», «Черное с белым не носить, «Да» и «Нет» не говорить» и подобные игры, требующие самоконтроля для избежания импульсивных реакций.
  • "Кричалки-шепталки-молчалки" 
    Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции. 
    Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это - сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь - "кричалку" - можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь - "шепталка" - можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал "молчалка" - синяя ладонь - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует "молчалками".
  • "Гвалт"
    Цель: развитие концентрации внимания. 
    Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку. 
    Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.
  • "Передай мяч" 
    Цель: снять излишнюю двигательную активность. 
    Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.
  • "Колпак мой треугольный" 
    Цель: научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение. 
    Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: "Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак". После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово "колпак" заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово "колпак" и слово "мой" (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а "показывают" на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу. 
    Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.
  • "Расставь посты" 
    Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале. 
    Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.
  • "Король сказал..."  Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов. 
    Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова "Король сказал". Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д. Вместо слов "Король сказал" можно добавлять и другие, например, "Пожалуйста" или "Командир приказал".
  • "Запрещенное движение" 
    Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем. 
    Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры "пять". Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).
  • "Запрещенное слово" 
  • Выбираем запрещенное слово, это может быть какой-либо цвет (желтый) или качество (маленький). Бросаем малышу мяч, одновременно задавая вопросы. (Море синее, а солнце? Какого цвета роза? А ромашка? Слон большой, а мышка?) Ребенок должен давать точный ответ, не забывая вместо запрещенных слов говорить "абракадабра".
  • "Кукловод" 
    Цель игры: активизировать двигательную память ребенка. 
    Вариант 1. Воспитатель-"кукловод" завязывает глаза ребенку и "водит" его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т.д. 
    Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения. 
    Вариант 2. Дети могут делать такие упражнения парами: один - "кукловод", другой - "кукла". 
    Вариант 3. Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить "куклу", согнуть руки, заставить присесть, сделать полный оборот через левое плечо и т. д.
  • "Рубка дров"  
    Попросите ребенка представить, что ему необходимо нарубить дрова. Пусть покажет, какой толщины кусок бревна, который он собирается разрубить. Бревно можно поставить на воображаемый пень и, подняв топор высоко над головой, приступить к работе. Всякий раз, когда ребенок с силой будет опускать топор, он должен громко выкрикивать: "Ха!". Через некоторое время спросите, сколько чурок он нарубил. Игра "Рубка дров" поможет переключиться ребенку на активную деятельность после малоподвижных занятий, выплеснуть накопившуюся агрессивную энергию.
  • "Клубочек"  
    Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Скажите ему, что этот клубок не простой, а волшебный. Как только он начнет его сматывать, то сразу же успокоится. Когда игра станет для ребенка привычной, он сам будет просить дать ему "волшебные нитки", почувствовав, что огорчен, устал или злится. Размер клубка постепенно может становиться все больше и больше.
  • "Археология"  
    Опустите кисти рук в тазик с песком (его можно заменить крупой, предварительно прокалив ее в горячей духовке) и засыпьте их. Предложите ребенку осторожно "откопать" ваши руки. При этом нельзя дотрагиваться до кистей. Как только он закончит раскопки, поменяйтесь с ним ролями.
  • "Летает – не летает"  
    Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.
  • "Выразительные движения"  
    Делятся на две команды. Из одной выходит игрок и пытается лишь одними движениями показать разные эмоции: 
    - радость, 
    - испуг, 
    - злость, 
    - удивление. 
    Вторая команда должна угадать, что было изображено.
  • "Перенести стул" 
    Игроки выполняют следующее задание - перенести с места на место стул: 
    - как будто это мешок с золотом, 
    - как будто это наполненный до краёв чан с водой, 
    - как будто игрок идёт по минному полю.
  • "Выразительная походка"  
    Походка человека может многое сказать о её владельце. Здесь участника просят изобразить походку человека, который: 
    - оказался совсем один ночью в глухом лесу, 
    - купил себе ботинки на размер меньше, 
    - со всей силы пнул коробку, а в ней оказался кирпич. 
    Остальные должны угадать изображаемую ситуацию.
  • "Живой прибор"  
    Эта игра выявляет талант к пародированию. Суть - как можно точнее изобразить бытовые приборы: 
    - утюг, 
    - будильник, 
    - телефон. 
    Остальные должны угадать.

Список использованной литературы:

1. Заломихина И.Ю. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей

// Журнал «Логопед», 2007 № 3

2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000. 

3. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. — М., 2002.

4. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом: Практическое руководство для врачей, психологов и педагогов

. -- 2-ое изд. – М.: Вита-Пресс 1997.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми с синдром дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ).

Цель: оказать психологическую помощь детям   в детских садах с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.Задачи:·         снятие мышечн...

Рекомендации по работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)

Рекомендации по работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)...

Рекомендации для воспитателей и педагогов при работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

На сегоднейший день все больше и больше детей ставят  диагноз синдрома дефицита внимания (СДВГ) и гиперактивность.  Родители часто находясь на работе и зарабатывая на жизнь  часто забва...

Психолого- педагогические аспекты работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Что такое гиперактивность, что такое СДВГ? У кого чаще наблюдается гиперактивное поведение: мальчиков или девочек? Причины. Приемы работы....

Подвижные игры в системе коррекционно-развивающей работы с детьми ТНР имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Подвижные игры в системе коррекционно-развивающей работы с детьми ТНР имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности....

Методическая разработка. «Особенности работы в ДОУ с детьми с ЗПР, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности».

Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром – одна из наиболее частых причин обращения за психо...