Подвижные игры в системе коррекционно-развивающей работы с детьми ТНР имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности.
статья по коррекционной педагогике

Абушаева Инесса Рафиковна

Подвижные игры в системе коррекционно-развивающей работы с детьми ТНР имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ – В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ТНР ИМЕЮЩИМИ СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

О.В. Бугакова

МАОУ  ДС №80 «Песенка» г. Тольятти

olgabugako@mail.ru

И.Р. Абушаева

МАОУ  ДС №80 «Песенка» г. Тольятти

senikame@mail.ru

С.Н. Безбородникова

МБУ «Школа №89» СП д/с «Радужка» г. Тольятти

tsn_tlt@mail.ru

В последние годы отмечается значительный рост количества детей, чьи трудности в речевом развитии связаны с такими психологическими особенностями, как гипервозбудимость, двигательная  расторможенность, моторная неловкость, рассеянность, быстрая утомляемость, импульсивность - признаками, характеризующими  СДВГ.

Дети с СДВГ нуждаются в специализированной помощи, однако не всегда в дошкольном учреждении есть такой специалист как дефектолог. Поэтому коррекционную помощь ребенку оказывают как обычные педагоги, так и узкие специалисты в том числе: педагог психолог, учитель – логопед.

Синдром дефицита внимания и геперактивности, по сути, является поведенческим расстройством детского и подросткового возраста и проявляется: нарушением внимания, импульсивностью, гиперактивностью. Чаще всего у детей с СДВГ встречаются следующие речевые нарушения: недостаточность моторной функции артикуляционного аппарата, задержка развития речи, брадилалия или же, напротив, тахилалия, нарушение речевого дыхания.

Гиперактивные, легковозбудимые дети плохо находят контакт со сверстниками и взрослыми, они ведут себя агрессивно и требовательно. От чего страдают не только окружающие, но и в первую очередь сам ребенок. Поэтому специалистам по коррекционной работе очень важно:

- выявить слабые и сильные стороны ребенка. С помощью сильных сторон можно качественно строить коммуникацию с дошкольником, потому что дети с СДВГ учатся не на наказании, а на поощрении;

- создать соответствующее учебное пространство: без лишних предметов, как можно ближе к педагогу, потому что это помогает  концертировать внимание. Ребенок не должен сидеть лицом к окну;

-обращать внимание на состояние ребенка и реагировать на него;

- ввести двигательную активность в план коррекционных занятий.

Интеллектуальная деятельность ребенка с СДВГ подвержена цикличности: произвольная продуктивная работа не превышает 5-15 минут, по истечении которых дети теряют контроль над умственной активностью. Далее в течение 3-7 минут мозг накапливает энергию и силы для следующего цикла. Именно в эти моменты, когда ребенок «отключается», перестает понимать, осмысливать и перерабатывать поступающую информацию необходимо ввести двигательную активность. Составляя план коррекционно-развивающих занятий для детей с ТНР, необходимо включать в него одну из форм двигательной активности - подвижные игры. Особую пользу от подвижных игр получают чрезмерно активные дети. Так ребенок получает возможность удовлетворить свою потребность в движении, получить похвалу и будет более включен в процесс. Подбирая игры, следует учитывать особенности детей с СДВГ: в игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других детей. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующими развитию внимания.

Главной особенностью планирования деятельности на занятиях по физическому развитию с детьми с СДВГ, кроме развития общих двигательных навыков и умений, является необходимость дополнять заданиями направленными на коррекцию и исправление двигательных функций, которые чаще всего встречаются у детей с ТНР. Таким образом, необходимо добиться такой организации коррекционной работы, когда в рамках темы недели все занятия разных педагогов перекликаются между собой. Это касается учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и конечно воспитателя. Как в рамках индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, так и в подгрупповых. Такое углубленное изучение материала дает возможность сконцентрировать внимание ребенка в рамках одной темы, и позволяет лучше освоить речевой материал, а также ведет к накоплению речевых средств и их использованию в коммуникативных целях.

Подвижные игры в работе с детьми имеющими СДВГ, направлены на корректировку дефицитарных функций, таких как слабая память, низкая способность концетрировать внимание, слабый самоконтроль. При выборе подвижной игры необходимо выбирать игры, которые будут приучать ребенка к дисциплине, игре в команде, стимулировать его действовать по правилам, чтобы достигнуть поставленной в игре цели. Таким образом ребенок учится дисциплине, старается контролировать свое поведение, работать в команде для достижения цели.

Рассмотрим подвижные игры, наиболее подходящие для детей с СДВГ.

Таблица 1

Игра

Цель и описание

Игра «Зеваки».

Задачи: развивает произвольности внимания, быстроты реакции, формирует умение управлять своим телом.

Описание: все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего дети останавливаются и хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону.

Игра «Удочка».

Задачи: развивает произвольность внимания, быстроту реакции, формирует умение управлять своим телом.

Описание: дети образуют круг на расстоянии разведенных в стороны рук. Взрослый встает в центр круга. У него в руках «удочка» - шнур с привязанным к концу мешочком с песком. Он вращает шнур по кругу. Играющие внимательно наблюдают за мешочком и при его приближении подпрыгивают на месте.

Игра «Передай мяч».

Задачи: снимает излишнюю двигательную активность, развивает произвольность внимания.

Описание: сидя на стульях или стоя в кругу играющие стараются, как можно быстрее передать мяч, не уронив его, передав его соседу. Усложнить упражнение можно, попросив играть с закрытыми глазами или использовать несколько мячей разных по величине.

Игра «Замри».

Задачи: развивает внимания, памяти.

Описание: дети прыгают в такт музыки (ноги в стороны-вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и бедрам), Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то не удалось, он выбывает из игры.

Игра «Слушай хлопки».

Задачи: развивает внимание, контроль двигательной активности.

Описание: все идут по кругу или передвигаются в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети становятся в позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие принимают позу «лягушки» (сесть, пятки вместе, руки между ступнями на полу). Три хлопка, играющие возобновляют игру.

Игра «Запрещенное движение».

Задачи: дисциплинирует, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

Описание: дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движение, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение выходит из игры. Вместо показа движений можно называть вслух цифры, кроме одной запрещенной, когда дети ее услышат должны хлопнуть в ладоши или потопать.

Игра «Кричалки - шепталки -молчалки».

Задачи: развивает наблюдательность, умение действовать по правилам, развивает волевой регуляции.

Описание: из разноцветного картона изготовить три маркера. Это - сигналы. Когда взрослый покажет красный маркер - «кричалку», нужно бегать, кричать, шуметь. Желтый маркер - «шепталка», можно тихо передвигаться, шептаться. На сигнал «молчалка» - зеленй маркер - дети должны замереть на месте. Заканчивать игру нужно «молчалками».

Таким образом, педагогам работающим с детьми ТНР с признаками СДВГ, необходимо грамотно выстраивать коррекционно-развивающую работу. Организовать распорядок жизни дошкольника таким образом, чтобы создать комфортные для него условия, и, одновременно, максимально решать задачи, поставленные коррекционными педагогами ДОУ.

Список литературы:

  1. Альтхерр П., Берг Л., Вельфль., Пассольт М. Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития. - М: Издательский цент «Академия», 2004.
  2. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  3. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. - Школа-пресс, 2001.
  4. Кряжева Н.Л. Игра и ее роль в развитии дошкольника. - М.: Эксмо, 2010
  5. Чистякова М. Психогимнастика. - Дефектология, 2003, № 6
  6. Карпова Е.В., Монина Г.Б. Игры для детей дошкольников. - СПб.: Речь, 2007.

 7. Дробинская А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. - №1. - 1999. - 86 с.

8. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.:«Академия»,-2005. -256 с.
9. Заваденко Н.Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания // Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу «Дефектология». Выпуск 5. М.: Школа-Пресс, - 2000. - 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедической работы с детьми, имеющими синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Виды СДВГ кратко.Условия проведения коррекционной деятельности.Игры, способствующие коррекции проявлений СДВГ....

Кинезиология и логоритмика как виды работ с детьми с СДВГ(синдром дефицита внимания и гиперактивность).

Статья расчитана на широкий круг читателей и специалистов.В ней рассказано о нетрадиционных методиках в работе логопеда-кинезиологии и логоритмике.Показаны этапы работы,приведены примеры из личного оп...

Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"

В статье рассматривается вопрос о коррекции детей  с ОВЗ через игру....

Программа коррекционно-развивающих занятий для детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

В программе представлены упражнения для  коррекционно-развивающих занятий с детьми 5-7 лет....

Рекомендации педагогам по работе с детьми, у которых синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Здесь представлены рекомендации педагогам по работе с детьми с СДВГ....

Методическая разработка. «Особенности работы в ДОУ с детьми с ЗПР, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности».

Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром – одна из наиболее частых причин обращения за психо...