Кинезиология и логоритмика как виды работ с детьми с СДВГ(синдром дефицита внимания и гиперактивность).
статья по логопедии на тему

Дубровина Наталья Александровна

Статья расчитана на широкий круг читателей и специалистов.В ней рассказано о нетрадиционных методиках в работе логопеда-кинезиологии и логоритмике.Показаны этапы работы,приведены примеры из личного опыта логопеда и рассказано о пользе применения элементов кинезиологии и логоритмики в работе с детьми с СДВГ и тяжелой речевой патологией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кинезиология и логоритмика как виды работ с детьми с            СДВГ(синдром дефицита внимания и гиперактивность).

Большой опыт работы логопеда в коррекционном детском саду дает возможность сделать некоторые выводы о контингенте детей и о сложности их речевого статуса.

Все больше и больше появляется детей очень подвижных, не умеющих сидеть на месте во время занятий, слушать педагога и выполнять его инструкции, с быстрой отвлекаемостью и беспокойством поведения. Такой ребенок не может запомнить пошаговую инструкцию педагога и поэтому не может выполнить рекомендуемое задание, теряет интерес и начинает заниматься посторонними делами. Количество таких детей достигает в России 20%, что немного больше чем в странах Европы и Америки. [1]

Для поведения таких детей характерна цикличность. При этом мозг работает активно примерно 10 минут, затем примерно 5 минут накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок "выпадает" из процесса и не слышит педагога. Чтобы оставаться в активном сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат активным-вертеть головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело будут неподвижны, то у такого ребенка снижается уровень активности мозга. [2] Такие дети моторно неловки, слабо координированы. При выполнении какого-либо задания на координацию им свойственна беспорядочность, неточность, размытость выполняемых движений.

Неврологи ставят таким детям диагноз Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ). Причиной такого диагноза может быть ММД- микромозговая дисфункция-легкое нарушение функций головного мозга. В предыдущей статье "Причины и необходимость использования кинезиологии в работе логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи "[3] автор подробно говорит еще об одной причине СДВГ-это родовая травма (а именно повреждение шейных позвонков), которая тем или иным образом оказывает отрицательное влияние на мозжечок. В современном мире принято считать, что СДВГ появляется в результате мозжечкового нарушения.

Главная функция мозжечка-создание, генерации ритма всей нервной системы. А мы знаем, что речь-это функция слаженной работы нервной системы и головного мозга. Следовательно, если нарушена работа мозжечка, то происходит полная разбалансировка всего организма. Значит для успешного речевого развития необходима работа над стимуляцией мозжечка.

С 80-х годов в мире ведутся исследования и способы коррекции работы мозжечка.  Например, в 1993 году в Америке создается новая программа. Цель программы состоит в «улучшении показателей спортсменов» и коррекции при  черепно-мозговых травмах, программы-ритмическое хлопание в ладоши в течение часа.[4]

Создание определенного ритма помогает нервной системе найти свой собственный ритм и следовать ему для более комфортной работы мозга и нервной системы.

Но детям не очень интересно хлопать в ладоши в течение часа. Как уже говорилось ранее внимание наших детей весьма рассеянно, поверхностно и его сложно удержать для выполнения неинтересных и скучных заданий. Поэтому для решения вышеуказанных проблем уже многие годы успешно применяется  логоритмика для детей с нарушением работы мозга различной сложности, в том числе и тяжелыми речевыми  нарушениями .

 «LOGOS»- в переводе с греческого означает  «слово». Значит-логоритмика есть слово плюс движение. Таким образом задается нужный ритм головному мозгу и нервной системе ребенка при помощи многократного повторения какого-либо действия, что помогает нервной системе и головному мозгу найти собственный ритм и следовать ему.

Автором созданы сценарии и методические разработки с использованием целой серии ритмических стихотворений, связанных логической цепочкой и объединенных какой-либо одной темой, например: «Осень», «Зима», «Весна». Охвачены и другие лексические темы: «Дикие и домашние животные», «Лес», «Птицы» и др.

Можно "прохлопывать "ритм данного небольшого стихотворения. Можно просто ритмично проговаривать небольшие стихотворные формы. Дети с удовольствием выполняют задания такого рода: прохлопывают ритм стихотворения, выполняют движения «руками» в соответствии со смыслом стихотворения.

Одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, тонких движений пальцев: как ребенок держит карандаш, штрихует, работает с ножницами, специалисты могут сделать выводы об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают определенной точности. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом. [4]

Обычно в школе 60% детей с СДВГ имеют дисграфию и дислексию, 61%- дискалькулию. Психическое развитие отстает на 1,5 -2 года (статистика Заваденко Н.Н.) Ученые пришли к выводу, что одной из причин дисграфии является так называемая "координационная неспособность", которая может быть устранена специфическими двигательными упражнениями. Поэтому коррекционным упражнениям для пальцев и кистей рук и уделяется большое внимание в коррекционно-логопедической работе. [4]

Чтобы выяснить, что у ребенка присутствует СДВГ, необходимо перед началом таких занятий пройти обследование и, если необходимо, то и лечение у невролога. Также не забыть про массаж и физиотерапию. И только потом наступает следующий этап в работе с ребенком- нейропсихологический.

В процессе этой работы разрушаются старые связи и функции, которые ранее сформировались в процессе онтогенеза под воздействием какой-либо патологии. Необходимо улучшить межполушарные взаимодействия для создания новых связей и путей для более эффективной работы мозга. В этом нам и помогает кинезиология , с помощью которой развиваются все психические функции: мышление, воображение, память, ощущения, восприятие, представления и речь.

«KINESIS»-в переводе с греческого означает ДВИЖЕНИЕ.  

Кинезиологические упражнения помогают активизировать межполушарное взаимодействие, приводят к гармонизации баланса жизненной энергии у человека и обладают оздоравливающим и антистрессовым эффектом, снижает утомляемость, повышает работоспособность и т.д.

       По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон .[5]

        Ребенок выполняет сначала упражнения сначала правой рукой, затем левой. Благодаря двигательным упражнениям происходит компенсация левого полушария и активизация межполушарного взаимодействия.

        В работе с детьми используются комплексы упражнений, разработанных за долгие годы, в основе которых лежат упражнения, используемые педагогами  Сиротюк А.Л , Калашник Т.Н. Петровой П.Н. и др.

Например, хорошие результаты дают следующие комплексы упражнений:

1. Для глаз:

Суть этого упражнения сводится к тому, что при повороте головы, глаза сохраняют свое положение и продолжают смотреть на педагога. Голова поднимается наверх, при этом уровень зрачков не меняется. Также при повороте влево и вправо глаза сохраняют свою направленность.

2.Комплекс для плечевого пояса.

Руки на пояс. Поочередное отведение плеча назад. Затем оба плеча одновременно. И все тоже самое вперед.

3. Комплекс для рук и ног. Выполняется сидя.

1.Обе руки лежат на столе. Одной рукой ритмично постукиваем, другой одновременно рисуем круг. Затем руки меняют.

2.Поочередное касание обеими руками плеч, локтей, коленок и пяток, чередуя с хлопками. Затем в обратном порядке, начиная с пятки.

3.Одновременное вытягивание рук и ног в противоположные стороны. Затем руки направлены к носкам и носки тянутся к рукам. И так 3-5 раз.

4.Руки и ноги вытянуты вперед. Теперь руки-влево, носки-вправо и наоборот. Руки-вправо, носки-влево и т.д.

Упражнения выполняются стоя.

1.Руки согнуты в локтях. Поочередное касание противоположной коленки локтем.

2.Руки на поясе. Хлопок и левой рукой касаемся противоположной коленки, затем руки меняем. Теперь хлопок и касаемся противоположной пятке. Теперь к другой пятке.

3.Упражнение "Лыжник". Поднимаются поочередно противоположные руки и ноги, затем приседая опускаются одновременно обе руки резко вниз. Имитируются движения лыжника.

Это лишь небольшой перечень используемых упражнений.  Есть также и комплексы упражнений для тонких движений пальцев.

 Элементы кинезиологии и логоритмики могут стать составляющими в комплексе логопедической работы с детьми с детьми с СДВГ.

Весь спектр методов психокоррекции , включающий в себя своевременную диагностику, медикаментозное лечение, работа над стимуляцией мозжечка, также работа над межполушарным взаимодействием с помощью элементов кинезиологии помогает решать проблему СДВГ и компенсировать нарушения центральной нервной системы и головного мозга, что дает возможность для полноценной адаптации ребенка в социуме.

Литература: 1.И.О.Ефимов «pro Речь. Новые пути и методы коррекции. Современная нейрофизиология речи и слуха.», Москва -Санкт- Петербург,  «Диля»2009 год

              2.Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольников» Москва. ,ТЦ СФЕРА, 2001 год.                                

              3.Дубровина Н.А. «Причины и необходимость использования кинезиологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи» СПб АППО,2012

              4.Дубровина Н.А. «Использование кинезиологии в работе логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи», Санкт-Петербург, ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2012 год

                     5.Петрова П.Н. Статья «Умные пальчики. Пальчиковая кинезиологические упражнения для детей 5-7лет», адрес сайта:festival.1september.ru

                                               

   

                                               

 

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Здесь вы найдете ответ на вопрос что такое сдвг....

СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) советы по выявлению и дальнейшей коррекции данного нарушения у школьников.

В статье представлены указания и рекомендации по выявлению данного синдрома и его дальнейшей успешной коррекции...

От движения к мышлению: Немедикаментозная коррекция детей с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)

Методические рекомендации по немедикаментозной коррекция детей с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)....

Особенности работы с родителями детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

Статья в которой описываются практические рекомендации для родителей гиперактивных детей. Данные рекомендации будут полезны и педагогам, работающим с данной категорией детей....

Рекомендации педагогам по работе с детьми, у которых синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Здесь представлены рекомендации педагогам по работе с детьми с СДВГ....

Подвижные игры в системе коррекционно-развивающей работы с детьми ТНР имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Подвижные игры в системе коррекционно-развивающей работы с детьми ТНР имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности....

Картотека дидактических игр по художественно-эстетическому развитию для работы в старшей группе с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Картотека дидактических игр по художественно-эстетическому развитию для работы в старшей группе с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью....