Развитие фонематических представлений у детей дошкольного возраста
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Гусева Светлана Вячеславовна

Развитие фонематических представлений у детей дошкольного возраста. Консультация для родителей

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие фонематических представлений у детей дошкольного возраста (консультация для родителей) Учитель-логопед Старикова Светлана Вячеславовна ГБДОУ д/с № 7 Выборгский район г. Санкт-Петербург

Слайд 2

Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие . Фонематическое восприятие – процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков. Фонематические представления – звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств. Фонематический анализ – мысленный процесс разложения целого на составляющие части (предложение – слова – слоги – звуки ) Фонематический синтез – мысленный процесс соединения частей в целое. Процесс противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.

Слайд 3

Этапы формирования Подготовительный Основной Обучение фонематическому синтезу Развитие слухового восприятия Развитие слуховой памяти Обучение фонематическому анализу Формирование фонематических представлений

Слайд 4

«Угадай, на чем играю» Взрослый знакомит детей с музыкальными игрушками: гармошкой, барабаном, бубном, пианино, дудочкой, свистком. Демонстрирует их звучание. Затем убирает игрушки за ширму. Сыграв на одной из них, просит детей угадать, что звучало. Развитие слухового восприятия « Слышим звон и знаем, где он» Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

Слайд 5

Развитие слухового восприятия Игра «Нарисуй звук» Ребенок под звучание дудочки рисует на листе полоски: долгому звуку соответствует длинная полоска, короткому – короткая. Игра «Эхо» Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, «ау», «каша», «медведь»). Кроме того можно попробовать предложить для повторения стихотворные и прозаические фразы («Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало!»).

Слайд 6

Развитие слуховой памяти Игра «Запомни и скажи» Ребенку предлагается запомнить ряд звуков и повторить его. Сначала используются ряды только из гласных звуков, потом ряды из согласных звуков: АОУ, ИОА, АУОИ, ЭОИА…СЧП, КТР, ПТСМ Игра «Запомни и покажи» Ребенку предлагается прослушать ряд существительных, а затем разложить предметные картинки с изображением данных слов в нужной последовательности. Число картинок постепенно увеличивается от 3-х до 10-ти

Слайд 7

Развитие слуховой памяти Игра «Запоминай-ка» Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д.), например: сад—сани сумка—суп—сапоги Игра «Повтори скороговорки» Нужно попросить повторить наизусть скороговорки, в которых количество слов увеличивается. Наш Полкан попал в капкан. (5 слов) Везет Сенька с Санькой Соньку на санках. (7 слов) Три свиристели еле-еле свистели на ели. (7 слов)

Слайд 8

Обучение фонематическому анализу Игра «Услышишь — хлопни» Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши. Игра «Кто больше?» Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. Игра «Внимательный слушатель» Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.

Слайд 9

Обучение фонематическому анализу Игра «Нужное слово» По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова. Указывают его место в схеме Начало слова Середина слова Конец слова

Слайд 10

Обучение фонематическому анализу Игра «Зоркий глаз» Ребенку предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове. Игра «Бусы» После слов ведущего: - Рассыпались бусы... мы их соберем, нанижем на нитку и слово найдем — участники игры по цепочке произносят слова- «бусинки» на определенный звук (без повторов), например: на звук [Р] — радуга—ракета—рука — рак – ранец… «Сложи звуки» Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова, например: [П], [А] - ПА; [Н], [О], [С] - НОС.

Слайд 11

Обучение фонематическому анализу «Повтори и прибавь» Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов, например: на звук [Ж] — жук жук , жаба жук, жаба, ужи жук, жаба, ужи, ежи и т. д.

Слайд 12

Обучение фонематическому анализу Игра «Скажи наоборот» Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке. 1 вариант — с гласными звуками А, У — У, А, И, О —...(О, И) У, О, А — А, О, У Э, Ы,И—... (И,Ы, Э) 2 вариант — с твердыми согласными звуками ПА — АП АП — ПА ПО — ОП ОП—ПО ПУ — УП Назовите 1-й, 2-й, 3-й звук в словах: БАК, БУК, БЫК, БОК.

Слайд 13

Обучение фонематическому анализу . Игра « Сколько слогов в слове» ПАКЕТ , ПАВЛИН, ПАРАШЮТ, ПЛАСТИЛИН, ПАПОЧКА. Игра «Назовите второй слог в слове» КАБИНА , РЯБИНА, ЗАБИЯКА, ОБЕДЫ, ОБИДА, ПОБЕДА. Игра «Убери один звук » Из каждого слова выньте по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово, например, ГОРСТЬ – ГОСТЬ, ПОЛК , КРАСКА, СКЛОН, ЭКРАН, ТЕПЛО. Игра «Добавь звук » Добавьте к каждому слову один звук, чтобы получилось новое слово , например, ШАРФ – ШАР, РУБКА , ДАР, СТОЛ, КЛАД, ЛАПА, УСЫ, УКУС.

Слайд 14

Обучение фонематическому синтезу Синтез односложных слов (суп, кот): составить из букв С У П слово, называть количество звуков в слове. Составлять слова из заданной последовательности звуков. Разложить картинки под соответствующими графическими схемами, на которых указаны только гласные буквы: А__ __А, __О __А, __У __А и т.д. Предлагаются картинки с изображением предметов из 2-х слогов: курка, горка, лодка, астра, каша, муха, окна, утка, луна, кошка, мама, рама, лужа, ложка, лапа .

Слайд 15

Обучение фонематическому синтезу Договорить слово: поми .., воног .., ябло .., карто … и т.д. Определить слово или предложение, произнесенное по слогам. Например: де-ти иг-ра-ют в са-ду . Составить слово из слогов, данных в беспорядке. Ко-ло-мо – молоко Ша-ка – каша Ба-шу – шуба Ля-ко – Коля и т.д.

Слайд 16

Формирование фонематических представлений Данный этап коррекционно-логопедической работы предполагает формирование действия фонематического анализа в умственном плане. На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова, на основе представлений. Придумать слово с 3-мя звуками. Отхлопать в ладоши, прошагать столько шагов, сколько звуков в словах: дом, каша, лимон. Подобрать картинку к звуковой схеме С Г С С Г С Г С С Г С (С – согласный, Г – гласный)

Слайд 17

Формирование фонематических представлений Найти зверей, кто в каком домике спрятался С С Г С С Г С С Г С Г

Слайд 18

Формирование фонематических представлений Построить графические схемы с обозначением гласных и согласных звуков фишками. согласный - гласный - Игровая ситуация: мастера построили звуковой дом из 3 комнат. Кто из зверей (лиса, волк, лев, олень) сможет в нем жить. Достраивание предложений: взрослый называет первые 2 слова, ребенок договаривает третье, четвертое и т.д. Прослушать слова и составить из них предложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений.

Вся коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией можно условно разделить на шесть этапов....

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

В данной работе собран и систематизирован материал по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...

Представление собственного педагогического опыта работы по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.

Мною представлены материалы собственного многолетнего педагогического опыта работы  по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста....

Индивидуальная тематическая консультация для родителей по теме «Развитие фонематических представлений в старшем дошкольном возрасте»

Индивидуальная тематическая консультация для родителейпо теме «Развитие фонематических представлений                            ...

Консультация для родителей детей компенсирующей группы "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ТНР"

Многие родители полагают, что достаточно выучить рано с ребенком буквы, и он будет грамотно читать и писать. Однако получается так не всегда, если у ребенка есть нарушение фонематической системы, то п...