Наблюдатели. Слушатели. Двигающиеся.
презентация к уроку по логопедии на тему

Лаврентьева Оксана Викторовна

Дети... Такие разные... И то, что хорошо для одного, может не подойти другому ребенку. Наблюдатели. Слушатели. Двигающиеся.

Известно, что основных когнитивных стилей, или модальностей обучения, всего три. Первый тип ориентирован на зрительное восприятие (визуальный), второй — на слуховое (аудиальный), третий — на двигательное и тактильное (кинестетический). Наиболее обычно сочетание разных типов, но, как правило, какой-то из них доминирует. Безруких М.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Наблюдатели», «слушатели», «двигающиеся».

Люди обладают определенными врожденными когнитивными стилями - модальностями, на которые они опираются, чтобы получать, перерабатывать, хранить и извлекать из памяти информацию, чтобы познавать мир   и учиться. О практическом применении этой теории - следующий    материал.

Итак, известно, что основных когнитивных стилей, или модальностей обучения, всего три. Первый тип ориентирован на зрительное восприятие (визуальный), второй — на слуховое (аудиальный), третий — на двигательное и тактильное (кинестетический). Наиболее обычно сочетание разных типов, но, как правило, какой-то из них доминирует.

Очень коротко расскажем об основных особенностях детей каждого из перечисленных типов.

У детей визуального типа раньше развивается координация глаза и руки, они замечают детали, осваивают способы открывания и закрывания предметов, играют с наборами мелких предметов. Эти дети редко доставляют проблемы воспитателям: они не требуют особого внимания и могут занять себя сами. Интересуются происходящим вокруг, но не участвуют в нем, избегают контактов с окружающими, не любят, когда до них дотрагиваются, предпочитают одиночные игры. Полезно, чтобы, находясь в группе сверстников, дети визуального типа пытались делать то же, что и другие, потому что по собственному желанию они эти виды действий будут игнорировать.

Дети аудиального типа в два-три года уже достаточно хорошо говорят, быстро растут в социальном плане, любят слушать кассеты и радио, хотят находиться в чьем-либо обществе, с трудом засыпают и ночью зовут родителей, любят заранее обсуждать, что они будут делать. Они не очень подвижны. Мелкая и крупная моторика развиты плохо, интереса соответствующие игрушки и виды деятельности не вызывают. Пытаясь занять свое место в коллективе, дети этого типа пробуют делать то же, что и другие, и это им идет на пользу.

Дети кинестетического типа в два-три года находятся в постоянном движении, подолгу молчат, жесты предпочитают словам, играют во все активные игры и не боятся осваивать новые пространства, едят неаккуратно, отважны и разрушительны; чтобы заснуть, им необходима игрушка. Словарный запас у детей этого типа маленький, речь развивается медленно, любимый тип общения — объятия, поцелуи, борьба, приставание, прикосновения. Они часто испытывают проблемы эмоционального плана, склонны к истерикам и нарушению существующего порядка. Детям этого типа полезно научиться понимать режим дня и требования окружающих, но их очень трудно приучить к порядку.

Соответственно, все эти типы проявляются уже в раннем детстве, можно сказать, с момента рождения ребенка. И «угадать» их не так уж и сложно. Например, «наблюдателя» легко успокоит знакомая игрушка, «слушателя» легко успокоит — музыка, «двигающегося» легко успокоит — перемещение в пространстве (например, объятия, перевороты, подкидывания).

Самой компактной педагогической техникой, приносящей пользу представителям всех перечисленных типов, будет предоставление всесторонне ориентированных видов деятельности, одновременно воздействующих на разные органы чувств ребенка.

Например, если мы идем с ребёнком по улице, рассказываем ему о том, что он видит, поем песню, даем возможность, остановившись, подойти поближе, рассмотреть предмет, а потом еще и изобразить его в разных техниках — впечатления приобретаются в комплексе. Разнообразные образы предметов, коллекции звуков, вкусов, запахов, тактильных и двигательных переживаний стимулируют внимание, память и воображение ребенка.

Развитию зрительных способностей детей способствуют игрушки с вкладышами, составление пирамидок, разглядывание фотографий знакомых людей и составление фотоальбомов.                            

Вместе с ребенком следует наблюдать за поведением животных в природе, людей — дома и на улице, имитировать то, что было увидено, находить по описанию объекты. Следует поощрять разливание воды из сосуда по чашкам или стаканам, заведение волчка или юлы, рисование как бы накрытого стола и накрывание на настоящий стол, использование магнитов и фигурок с магнитами для игры на дверце холодильника. Если ребенок отстает в зрительном развитии, рекомендуется учить его закрывать на некоторое время глаза (в том числе руками) и открывать их снова, смотреть на мир через цветную прозрачную бумагу, через трубочку, в темноте и при свете, играть в магазин и в детскую почту, описывать предметы, не глядя на них, рассказывать истории в темноте, следить за изменениями цвета у предметов при перекатывании их, при изменении температуры, при намокании и высушивании, наблюдать за облаками лежа на спине, лепить из разных материалов, смотреть на спортивные соревнования, изучать детские иллюстрированные книги со всякими встроенными фокусами, собирать коллекции некрупных предметов.

Чтобы развивать слуховые навыки у активного слушателя, нужно научить ребенка пользоваться наушниками и слушать радио и магнитофон всегда, когда он этого захочет; устраивать встречи ребенка с другими детьми; просить ребенка рассказать о том, что он видит, знает, чувствует, и объяснить что-то, при этом дополняя и развивая услышанное; обязательно завести ритуал ежедневного чтения, давать слушать звуки разного происхождения и обсуждать их; описывать свою предстоящую деятельность и вовлекать ребенка в ее обсуждение, рисовать по описанию ребенка, просить угадать, что изображается пантомимой.

Полезно обсуждать вещи и предметы, которыми ребенок особенно интересуется; приобретать игрушки, издающие различные звуки; книжки, способствующие активным движениям во время чтения; искать друг друга или предмет по звуку, по описанию места, где он спрятан; петь песни из знакомых мультфильмов.

Чтобы развить двигательную активность, поместите разные на ощупь материалы, в коробку. Ребенку моторного типа нравится ощупывать и ощущать разные крупы, сорта бобовых, хлопья и т. д. Такие дети обожают качаться на качелях и ездить на катающихся игрушках, играть с гигантскими кубиками, плавать, играть с простыми ракетками, клюшками и мячами, заниматься гимнастикой, возиться-бороться, залезать на лестницы и спускаться с них, копать землю в саду, играть с граблями, с камнями, поливать, выдергивать сорняки, катать игрушки, подметать и мыть пол.

Если крупная моторика развивается у ребенка не очень быстро, нужно поощрять любые двигательные игры; учить сохранять равновесие при ходьбе по доске и бревну, карабкаться на предметы, ходить под музыку, следя за координацией ног и рук, необходимо также создать на улице собственное знакомое для ребенка пространство с игрушками, которые могли бы стимулировать перемещение; играть в удобные для схватывания мячи; устраивать игры-пантомимы.

Таким образом, чтобы привлечь внимание ребенка надо пользоваться словами «посмотри», «послушай», «потрогай», в зависимости от ведущего типа модальности. Чтобы уговорить малыша попробовать новое блюдо нужно пользоваться ведущим типом восприятия: зрителю – украшать содержимое тарелки, деятелю достаточно просто дать попробовать, понюхать, со слушателем сложнее, но можно озвучивать «просьбы» кашки скушать ее, и т. д.

В заключение два важных совета.

1.Откажитесь от идеи прямого воздействия на ребенка. Если вы считаете, что, читая малышу, вы учите его слушать и говорить, то следует понять, что такой примитивный подход годится только для аудиального типа детей, но недостаточен даже для их всестороннего развития, т. к. не учит их зрительному восприятию и не способствует формированию двигательной активности.

2.    Избегайте, по возможности, всех типов дисциплинарных замечаний, которые являются на самом деле всего лишь констатацией врожденных склонностей ребенка. Лишь плохой педагог говорит ребенку визуального типа, что он редко, мало и коротко отвечает на вопросы, ребенку аудиального типа — что он подсказывает, шумит и говорит, когда его не просят, а ребенку кинестетического типа — что он не может сидеть спокойно, машет руками и двигает ногами, вместо того чтобы сосредоточенно слушать.

Самой компактной педагогической техникой, приносящей пользу представителям всех перечисленных типов, будет предоставление всесторонне ориентированных видов деятельности, одновременно воздействующих на разные органы чувств ребенка.

Сегодня мы представляем на обсуждение программу «Игры для тигры», применение которой позволяет формировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. Процесс полисенсорного воздействия, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные родители: помощники, оппоненты или наблюдатели?»

С рождением  ребенка  появляется не только чувство большой родительской любви, но и ответственность за его будущее.Детский сад - первый внесемейный институт, первое воспитательное учреждение...

Викторина для детей старшего дошкольного возраста "Юные наблюдатели"

Описание: Игра-викторина для старших дошкольников. Данный материал будет полезен воспитателям старших групп, родителям. Материал направлен на обогащение и расширение знаний детей о природе, развитие п...

Комплексно-тематическое планирование прогулок "Маленькие наблюдатели"

Прогулка – режимный момент жизнедеятельности детей в детском саду....

Конференция "Из наблюдателей в участники"

В данной конференции рвссказывается об эффективных методах вовлечения родителей в образовательный процесс...

Дидактическая игра "Наблюдатель"

Цель игры: развитие внимания и наблюдательности, расширение словарного запаса, развитие зрительной памяти.Задания: найти угловые карточки , на которых изображены герои или предметы с центрального рису...

«Наблюдатели, слушатели, двигающиеся»

Психологические типы детей в зависимости от стиля восприятия информации: дошкольники- общение и воспитание...