«Современные родители: помощники, оппоненты или наблюдатели?»
учебно-методический материал на тему

Талгаренко Марина Андреевна

С рождением  ребенка  появляется не только чувство большой родительской любви, но и ответственность за его будущее.

Детский сад - первый внесемейный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Каждая семья и каждый родитель уже приходя в детский сад обладают своим взгядом на жизнь, имеют определенный статус и жизненный опыт. И как показывает опыт, большинство родителей готовы или сами хотят быть помощниками , партнерами, сотрудниками, а  наблюдателями или аппонентами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 «Карамелька»

Щёлковского муниципального района Московской области

_________________________________________________________

Дискуссия на тему:

«Современные родители: помощники, оппоненты или наблюдатели?»

Подготовила:

Талгаренко Марина Андреевна,

воспитатель 1-й квалификационной категории

Щёлково, 2017

Современные родители: помощники, оппоненты или наблюдатели?

«Главный смысл и цель семейной жизни –

воспитание детей.

  Главная школа воспитания детей –

это взаимоотношения мужа и жены,

отца и матери»

  В. А. Сухомлинский.

Аннотация

 С рождением ребёнка появляется не только чувство большой родительской любви, но и ответственность за его будущее.

Детский сад – первый внесемейный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Каждая семья и каждый родитель уже приходя в детский сад обладают своим взглядом на жизнь, имеют определенный статус и жизненный опыт. И как показывает опыт, большинство родителей готовы или сами хотят быть помощниками, партнёрами, сотрудниками, а не наблюдателями или оппонентами.

 Прочитав эту статью,  Вы не только узнаете три основных типа родителей, но и определите, к какому типу можно будет отнести себя.

С рождением ребёнка появляется не только чувство большой родительской любви, но и ответственность за его будущее.

Ещё совсем недавно семья рассматривалась, как типичная «ячейка общества». Считалось, что в принципе все семьи похожи друг на друга. Сегодня семья стремительно меняется.

В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания и образования детей. Одной из основных идей, лежащих в основе модернизации отечественной системы воспитания и образования,  является идея гуманизации. В связи с этим пониманием идеи гуманистического образования,  происходящего во всех сферах общества и российского образования, подталкивает современного родителя к переосмыслению сущности процесса воспитания, поисков новых  подходов к осуществлению воспитательной и образовательной деятельности детей.

Воспитание детей – одна из вечных проблем человечества. «Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей.  Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери», эти слова принадлежат Василию Александровичу Сухомлинскому. В семье, словно в капле воды, отражаются все происходящие процессы, как положительные,  так и отрицательные, влияющие на будущее развитие, обучение и воспитание детей. Воспитание – очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают. Никогда не бывает так, что один человек только даёт, а другой только принимает, один поучает, а другой слушает. Воспитание – не односторонний процесс, оно заключается в сотрудничестве.

Родительство – это не только большое счастье, но и огромная ответственность, которую может принять на себя взрослый человек. Перед родителями постоянно возникают проблемы разной сложности, решение которых – не простое дело. Современная семья – это маленькая Вселенная. Создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем,  скажем, написать книгу, сделать открытие. Первые воспитатели ребёнка – это мать и отец. Их вклад в его развитие трудно переоценить! Мудрая, проверенная веками народная педагогика донесла до сегодняшнего молодого поколения образ ответственного оберегающего родителя: «На плечах отца держится мир», а «Материнская молитва со дна поднимает».

Родители должны быть лучшими своему ребёнку. Потому что у друзей, как это часто мы можем заметить, мы учимся лучше, чем у наставников. Потому что мы им больше доверяем. Если родитель готов к своей роли, прежде всего ребёнку он будет другом и только потом наставником. Здесь, срабатывает принцип, который есть в авиации – «делай как я».  Эти слова принадлежат Александру Крутову, депутат Мосгордумы.

Современный родитель – кто он?  Тот, кто воспитывает детей «по-современному», то есть не знает о существовании педагогической науки, и воспитывает детей интуитивно. Или тот, кто выдвигает на первый план самоценность личности ребёнка?  Жизнь многогранна. Порой она ставит перед нами сложные задачи.  Какой путь выбрать в решение проблемы, по какой дорожке идти?

Родитель – помощник.            

Я, считаю, что для полного развития личности необходим родитель помощник, оказывающий поддержку, создающий атмосферу счастья, любви, понимания.

Ведь очень важно, чтобы близкий человек был не только воспитателем, но и участником совместных дел. Ребенку просто необходимо сотрудничество со взрослым. Мама и папа помогут в трудную минуту, подбодрят при неудаче, похвалят за достижения, помогут правильно выполнить то или иное действие.

По моему мнению,  просвещенный и современный родитель, должен быть как можно больше вовлеченным в жизнь своих детей. Поощрять их участие в командных видах спорта, проявлять интерес и повышенное внимание к увлечениям своего чада.    Внимательно следить за тем, какие CD они слушают, какие представления смотрят, с какими компаниями общаются, и какие книги они читают.  Тогда ребёнок не пойдёт на улицу, искать помощи и поддержки у «соседа». Между ребенком и помощником  совершенно необходимо взаимное доверие. Они взаимозависимы. Ребенок рассчитывает на помощника, а помощник чуток к потребностям ребенка, ловит его сигналы и заботится обо всех недостающих звеньях, с тем, чтобы ребенок сумел справиться со своей задачей. Помощник предвидит потребности ребенка на каждой из ступеней его развития, желая, чтобы ребенок благополучно преодолевал ее. Считая себя помощником, вы откажетесь от стремления давить на ребенка своей «авторитетной» заботой. Держась рядом на случай надобности, вы обеспечите и себе и ребенку подходящую степень участия. Когда ребенок преодолевает ступень разумной независимости, вы остаетесь связанными с ним и, однако, не стоите безразлично.

Если ребенку не хватает помощника, проблемы с воспитанием неизбежны.       Ребенок, вынужденный действовать самостоятельно, не будет верить в свои силы.

Родитель – наблюдатель.

На современном этапе развития общества жизненный уровень населения понизился, ускорился темп жизни.   Из-за постоянной загруженности родителей, дефицита внимания базовые потребности ребёнка в любви, ласке не удовлетворяются. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея  в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание со стороны, выполняя, роль наблюдателя, не вмешиваясь в воспитательный процесс. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Но к счастью, есть родители – наблюдатели, которые могут полнее раскрыть потенциальные возможности своего ребёнка, содействовать более успешному обучению и адаптации его в социуме, создавать и поддерживать в семье здоровый психологический климат, что служит гарантией его гармоничного развития.

Родитель – оппонент.

У большинства людей, особенно успешных, есть враги и недоброжелатели. И каждый из нас реагирует на это по-разному: кто-то отвечает злостью на злость, а кто-то вообще не обращает внимание. Но самое страшное происходит тогда, когда родители становятся врагами своего ребёнка.

Голоса наших пап и мам всю жизнь звучат в голове, заставляя нас думать и поступать определенным образом. Эти программы наши родители «вложили» в нас, а мы… передаем их своим детям. Все без исключения родители пытаются научить своих детей жить правильно. Без этого не обходится ни один воспитательный процесс. Родители учат – ребенок «записывает» урок на уровне подсознания. На его основе он составляет модели поведения, которые потом будут регулировать его жизнь. Однако иногда родительский напор бывает слишком велик.  При неправильном поведении родителей меняется самооценка ребёнка, которая  влияет на жизнь и судьбу человека. Дети с низкой самооценкой хуже учатся, плохо ладят со сверстниками и учителями, менее успешны во взрослой жизни. Положительное отношение к себе – основа внутреннего благополучия. Нужно научиться быть оппонентом своему ребёнку в различных вопросах. Но не переусердствовать.

 Таким образом,  я пришла к выводу, что современная семья – ребёнок и родитель – это две личности, которым не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга, чтобы достичь понимания между ребёнком и родителем – необходима любовь и ласка.

Я считаю, что во многом успешность воспитания, развития и личностного становления ребёнка зависит от уважительных отношений между родителями и детьми.

По федеральным государственным требованиям воспитанник современного детского сада должен быть: доброжелательным, активным, любознательным, уметь высказывать своё мнение,  быть готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, стремится к общению, уважению семейных и общественных ценностей,

Я считаю, что реализация поставленной цели возможна в том случаи, когда роль семьи будет приоритетной, когда в семье будет существовать единая система ценностей, общие цели, желания максимально проявить и реализовать собственные возможности, когда родитель будет являться  для своего ребёнка и помощником, и оппонентом и наблюдателем.

Искренне надеюсь на то, что выбранная  дорога будет лёгкой, и мы  не устанем  в пути. А  родные и близкие люди, без которых ребёнок не мыслит своей жизни, найдут в себе силы и мужество каждый день учиться быть настоящей Матерью и настоящим Отцом!

Свою статью хочу закончить словами Василия Александровича Сухомлинского: «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Список литературы:

  1. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994, - 235 с.
  2. Козлова А.В., Демулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.:ТЦ Сфера, 2004 – 112 с. (Серия «Библиотека руководителей ДОУ»)
  3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. - К.: Радянська школа,  1985.-557 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в средней группе «Современные дети и современные родители»

Родительское собрание в средней группе «Современные дети и современные родители» - 2 часть собрания проводится в нетрадиционной форме: Квест - игра " В поисках драгоценного клада"...

ТРЕНИНГ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ «Современные дети – современные родители»

У педагогов имеется определенный багаж знаний в области построения гармоничных отношений взрослый - ребенок. Использование полученных знаний в педагогической деятельности дает определенные результаты:...

Тренинг для родителей «Современные дети – современные родители»

Общая идея тренингаУ педагогов имеется определенный багаж знаний в области построения гармоничных отношений взрослый - ребенок. Использование полученных знаний в педагогической деятельности дает опред...

Тренинг с родителями «Современные дети – современные родители»

Развитие у родителей навыков гармоничного общения с детьми, обсуждение с участниками проблем взаимоотношений с их детьми, конфликтов, на формирование партнерских отношений, как с детьми, так и друг с ...

Консультация для родителей "Современные игрушки в помощь современным родителям".

В материалах консультации представлен опыт использования современных игрушек для обогащения речи детей среднего и старшего дошкольного возраста....