Гендерное воспитание. Мальчики и девочки - два разных мира.
консультация по логопедии на тему

Андреева Ирина Александровна

В статье представлены особенности применения гендерного подхода в коррекционно-логопедической работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мальчики и девочки – это два разных мира (речевое развитие).F:\смотри\96916131_5111852_Kopiya_84172647__.png

Цель: познакомить педагогов детского сада с особенностями применения гендерного подхода в коррекционно-логопедической работе.

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.

Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое понятие своего пола: Я девочка; Я мальчик. И так будет всегда.

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли:

• к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;

• в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги, родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.

Одним из  центральных направлений в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников. Следует заметить, что последние годы гендерные аспекты детства привлекают внимание многих специалистов (И.С. Кон, Т.А. Репина, В.А. Крутецкий, Ш. Берн, В.Е. Каган, В.Ф.Базарный).

Гендерный подход необходим  в обучении, так как все аспекты развития мальчиков и девочек различаются по скорости и по содержанию.

Чем же они отличаются друг от друга? Зачем природе мужское и женское начало. Первое – необходимость сохранить, то что создано, закрепить те признаки, которые выгодны, передать их по наследству. Второе – необходимость прогресса, дальнейшего поиска и изменения. Природа бережет женский пол, а на особях мужского отрабатываются все новинки эволюции. На 100 зачатий девочек приходится 120—180 зачатий мальчиков. Так, на 100 глухих девочек приходится 122 глухих мальчика. Отклонения в цветовом зрении чаще встречаются у мужчин. Среди детей с косоглазием, а также с заиканием, дислалией, алалией и другими речевыми дефектами, с задержкой психического развития и т. д. значительно больше мальчиков.

Какие факторы влияют на речевое развитие мальчиков и девочек?

  1. Биологические:
  • Анатомические особенности
  • Наследственность и перинатальное развитие, инфекционные заболевания
  1. Социальные:
  • Микросоциальные (семья)
  • Макросоциальные  (общество, среда)

В настоящее время активно разрабатывается направление, связывающее особенности развития познавательной и личностной сфер мальчиков и девочек с функциональной специализацией полушарий головного мозга. Имеется мнение, что индивидуальные особенности функциональной межполушарной асимметрии базируются на генетических, врожденных, биологических факторах, заложенных еще до рождения ребенка. По данным нейрофизиологов и нейропсихологов  мозг мальчиков и мозг девочек устроен и работает по-разному. F:\смотри\53673803_1263270699_30.jpg

Основные различия организации мозга мальчиков и девочек заключаются в следующем:

1. Отличия проявляются на начальных этапах формирования центральной нервной системы. Уже при рождении девочки более развиты (на 3-4 недели), чем мальчики. Мальчики позднее начинают ходить и разговаривать по сравнению с девочками. К подростковому возрасту, эта разница достигает примерно двух лет. Интеллект, как и речь у девочек в детстве развиваются быстрее к двадцати годам уровень интеллекта мужчин и женщин сравнивается.

2. Скорость созревания мозга различна: у девочек правое полушарие созревает медленнее, у мальчиков медленнее созревает левое. Это объясняет лучшее речевое развитие девочек до 10 лет, а также их способность к более успешному решению логических заданий и запоминанию цифр.

3. Число нервных волокон соединяющих два полушария у девочек больше, чем у мальчиков. Выполнение нескольких дел для мальчиков в одно время затруднительно.

4. При обработке словесной информации девочки пользуются обоими полушариями, а мальчики преимущественно левым полушарием.

5. У мальчиков более активен передний мозг, его лобные структуры, это объясняет большую избирательность восприятия. Поэтому мальчики отличаются высокой поисковой активностью, творческим мышлением что, способствует самореализации. При этом требования к качеству, аккуратности и тщательности выполнения работы у них не велики.

6. Способ получения знаний у мальчиков и девочек разный, объясняется разной стратегией мышления, но результат почти совпадает.

7. Восприятие мальчиков преимущественно фрагментарное, а у девочек детализированное.

8. Пространственные способности мальчиков выше. Девочки могут иметь затруднения в установлении соотношений (в геометрии, физике), т.к. у них меньше развита пространственно-зрительная память.

9. Девочки меньше ориентированы на информацию, а мальчики на отношения между людьми.

10. Период врабатываемости и время вхождения в занятие в зависимости от пола различен. Девочки обычно после занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, мальчики врабатываются долго. В совместных занятиях, когда мальчик достигают пика работоспособности, девочки начинают уставать.

11. Девочки одинаково хорошо левой и правой рукой опознают предмет на ощупь, а мальчики значительно успешнее это делаю левой рукой.

12. Существуют различия в реакции детей разного пола на оценки их деятельности. Для мальчиков очень важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек кто их оценивает и как. Для девочек очень важным является, какое они произвели впечатление.

Мы, взрослые, тоже интуитивно чувствуем эту разницу, поэтому по-разному разговариваем с сыном и дочкой, используем разные методы в воспитании. Мальчиков за провинность чаще наказывают и отчитывают суровым голосом. Им не позволяется плакать. Девочек чаще жалеют, ласкают, а мальчику говорят: «Ты же мужчина, мужчины не плачут!»

И поэтому, в настоящее время становится актуальным разное воспитание детей в зависимости от пола с учетом их физиологических различий.

 Речь у мальчиков и девочек появляется и развивается также по специфическим гендерным особенностям. Прежде всего, различия заключаются в темпах созревания ЦНС. Девочки рождаются более зрелыми детьми (на 3-4 недели), чем мальчики. Мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить, на 4-6 месяцев позже начинают говорить. К периоду половой зрелости эта разница достигает примерно двух лет.

Уже с младенческого возраста девочки превосходят мальчиков в развитии речевых функций:

  • Гуление и лепет у девочек появляются раньше. Речь мальчиков характеризуется более поздним началом.
  • У девочек быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. В 18 месяцев (1,5г) девочки знают около 50 слов, а мальчики таким количеством слов овладевают к 22 (1,9г) месяцам.
  • К двум годам словарный запас девочек составляет свыше 300 слов, у мальчиков такой словарный запас формируется в среднем на четыре месяца позднее. У них, прежде всего, формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своем языке».
  • Девочки (в среднем) склонны словарный запас «расширять», а мальчики – «углублять». Для примера: девочки будут пытаться охватить тему «машина-автобус-колесо-гараж-ехать-водитель...», а мальчики – подробно и точно описать конкретное действие «машина-гараж-ехать-заехать-приехать-отъехать-подъехать...».

Подобные «углубленные» описания зачастую бывают сложными, поэтому мальчики достаточно часто совершают речевые ошибки.

  • Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые».

Одна и та же ситуация «оречевляется» мальчиками и девочками по-разному.   Например, ребенок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет громко кричать: «Дай!», а девочка тихо скажет: «Мячик».

  • При изучении восприятия речевых и неречевых звуков (шум, крик животных, тиканье часов) мальчиками и девочками выяснилось, что уже с 5-летнего возраста мальчики лучше воспринимают неречевые звуки левым ухом.
  • На ранних этапах развития (примерно до 7 лет) девочки в своем интеллектуальном развитии опережают мальчиков, у них лучше развит так называемый вербальный (речевой) интеллект.
  • У мальчиков в этом же возрастном периоде более развиты зрительно-пространственные и математические способности, они уже в дошкольном возрасте лучше справляются с заданиями, требующими понимания пространственных соотношений.
  • В беседу мальчики и девочки тоже вступают по-разному, потому что чаще всего делают это из разных побуждений. Мальчики задают вопрос, чтобы получить на него конкретный ответ. Девочки, нередко, - просто чтобы установить контакт с собеседником.

При усвоении родного языка у мальчиков в два раза чаще наблюдаются характерные расстройства в развитии языка и речи, например, темповые задержки речевого развития, которые характерны как при девиантном развитии речи, так и в норме.

Отставание при развитии речи не имеет клинического значения, так «поздноговорящие дети» обычно в дальнейшем развиваются абсолютно нормально, без патологий, такие проявления более характерны для мальчиков. Дети со специфическими нарушениями развития языка и речи имеют затруднения и в дошкольном возрасте, однако большая часть к школе достигает нормального уровня развития речи

Также стоить отметить, что мальчики и девочки понимают речь немного по-разному. Например, мальчики позже начинают распознавать эмоциональные оттенки. Нередко родители мальчиков жалуются, что сыновья никак не реагируют на их выговоры. Это происходит потому, что главная информация, которую несет родительский выговор – эмоциональная, а маленькие мальчики еще не умеют воспринимать эту составляющую речи. Для них выговор родителей совершенно не несет смысловой нагрузки, никакой: невозможно десять минут выслушивать, что он влез на подоконник! Он и так в курсе: он сам туда лез и знает, что влез! О чем разговаривать-то?

Девочки устроены иначе - для них как раз важны чувства и эмоции ругающего. Именно их они пытаются уловить, прислушиваясь к речи родителей. Поэтому ругать мальчиков и девочек имеет смысл по-разному. Мальчиков надо ругать конкретно и коротко. Выдавать информацию по схеме «причина-поступок-следствие». Внятно и не распыляясь, иначе на третьей минуте он «уйдет в себя», и вы будете наслаждаться монологом в пустом театре. Девочек можно ругать гораздо дольше, но – важно! – тихим и спокойным голосом. Излишняя ваша резкость и экспрессивность может произвести на девочку слишком тяжелое впечатление: она не услышит ничего «по смыслу», но при этом будет ощущать себя объектом плохого отношения и нелюбви.

К концу дошкольного возраста:

  1. большинство речевых навыков, основанных на многократном повторении и активно обогащающейся лексике лучше развито у девочек.
  2. Логическое оперирование элементами языка и составление  сложных синтаксических конструкций успешнее развито у мальчиком.
  3. Анализ связной речи показывает, что лексический уровень рассказов мальчиков характеризуется большим объемом высказывания, чем у девочек.
  4. Рассказы мальчиков содержат больше глаголов, а девочки в большем количестве используют существительные и прилагательные. Такой набор лексики в рассказах девочек свидетельствует об их внимании к признакам предметов и явлений. Из-за преобладания глагольной лексики у мальчиков их высказывания характеризуются большей динамичностью и информированностью.

По многим параметрам социального и эмоционального развития ребёнка решающую роль играют не только родители, но и сверстники, которые фиксируют нарушение неписанного гендерного кода и жестоко наказывают его нарушителей. Дети не приемлют в своём обществе поведенческих деприваций и нарушений в поло-ролевой идентификации. Причём женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот — мускулистых девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики.

Хотя несоответствие гендерным стереотипам создаёт психологические трудности для всех детей, у мальчиков, независимо от их будущей сексуальной ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще:

1) для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идёт по женскому типу;

2) мужские качества традиционно ценятся выше женских и давление на мальчиков в направлении дефеминизации значительно сильнее, чем на девочек в сторону демаскулинизации; (женственный мальчик вызывает неодобрение, насмешки, а маскулинная девочка воспринимается спокойно и даже положительно);

3) в раннем детстве мальчики и девочки находятся под влиянием матерей и вообще женщин, поэтому с возрастом мальчиков необходимо переориентировать на мужские образцы поведения, так как нетипичное гендерное поведение в детстве имеет для мужчин, независимо от их сексуальной ориентации, множество отрицательных последствий.

Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении с взрослыми и детьми. Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их воздействию. Так, например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т.д. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате всего этого, в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях. В связи с этим первоочередной задачей является обучение воспитателей осуществлению дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни.

При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

Реализуя гендерный подход в коррекционно-логопедической работе, мы используем следующие формы работы, методы и приемы:

Воспитание культуры поведения мальчиков по отношению к девочкам на протяжении всего периода обучения.

- Работа по развитию связной речи в процессе театрализованной деятельности: роли для мальчиков и для девочек.

- Работа по развитию лексико-грамматического строя речи, особенно при изучении таких лексических тем как «Семья» (уточняется роль мужчины и женщины), «Профессии» (профессии для мальчиков и для девочек), «Игрушки» (игрушки для мальчиков и для девочек), «Дикие и домашние животные и их детёныши» (семьи животных: самка, самец и их детёныши), «День защитника отечества» (роль мужчины защитника), «8 марта» (роль женщины, мамы), «Человек».

· Проблемные ситуации с этическим содержанием, например составление рассказа по сюжетной картине «Настоящий друг»

 · Дидактические игры: «Кто чем любит заниматься?, «Что кому?», «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я такой, потому, что…», «Кем быть?», «Одень мальчика, одень девочку».

Кроме того, мы используем предложенные В.Ф.Базарным технологии:
1. Смена динамических поз, когда во время занятий или совместной деятельности ребенок может, как сидеть, так и стоять. Прослеживается динамика каждого вида деятельности: какие виды гимнастики целесообразно проводить, где дети будут находиться, сколько времени уделить работе в тетради, за столом.
Преимущества технологии обучения в режиме смены динамических поз:
- снижается напряженность и утомляемость, улучшается физическое и психическое состояние;
- предотвращается деформация позвоночника, внутренних органов, зрения;
- улучшается кровообращение в ногах;
- формируется осанка.
2.Зрительный стадион – тренажер для глаз. Эта разноцветная схема предназначена для снятия напряжения и расслабления мышц глазного яблока.
Офтальмотренажер в режиме дального зрения:
- снижает психическую утомляемость, избыточную нервную возбудимость;
- укрепляет мышцы глаз;
способствует улучшению межличностных отношений, так как выполняется коллективно.
3. Как элемент здоровьесберегающей технологии используем сенсорные тренажеры – еще один из видов гимнастики для глаз. Этот вид упражнений важен для общей двигательной активности детей, для поисковой деятельности, для получения полноценного комплекса эмоций.
Согласно многочисленным наблюдениям, девочки лучше справляются с типовыми заданиями, опираясь на память и используя штампы. Психологи отмечают, что период включения в занятия у детей зависит от пола. Мы учитываем эту особенность, и самый трудный материал планируем на первую половину логопедических занятий.

     Девочки после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Но быстрый темп работы мешает девочкам, они лучше работают на пошаговых технологиях, эффективнее выполняют типовые знакомые задания, шаблонные. Учитывая все эти особенности, на всех занятиях мы используем красочный материал с предпочтением красного спектра, подается материал от частного к общему, эмоционально окрашенными способами.

     Работа на занятиях строится в режиме поиска, акцент на самостоятельные принятия решений, создает условия для проявления индивидуальных способностей каждого ребенка, формирует атмосферу доверительных отношений, каждый высказывает свою точку зрения, предлагает свой вариант, приводит примеры из личного опыта. Для мальчиков преимущественно использование зрительных стимулов, объяснения заданий должны быть четкими, немногословными. Однополовая подгруппа дает возможность детям избавиться от речевых комплексов, быстрее преодолеть имеющиеся у некоторых из них замедленную реакцию, ярче проявить себя среди сверстников.

     Мы стараемся удовлетворить потребности мальчиков в соревновательности и победе,  но и в подгруппах, в состав которых входят только девочки. Этот прием тоже широко используется. Также элементы соревновательности используется при подборе заданий на фронтальных логопедических занятиях по дифференциации звуков: дети делятся на команды мальчиков и девочек, названия команд придумывают сами дети в зависимости от изучаемых звуков. Проводятся различные игры с картинками, словами на заданные звуки.
Для получения более эффективных результатов и повышения мотивации к выполнению заданий на индивидуальных и подгрупповых занятиях по постановке звуков мы, используя традиционный подход и артикуляционные упражнения, мы внесли некоторые изменения в названия артикуляционных упражнений с учетом гендернойпринадлежности.

Вот несколько примеров такой работы.

Название упражнения

Краткое описание упражнения

Название упражнения с учетом гендерной принадлежности

Для девочек

Для мальчиков

Основные упражнения

«Заборчик»

Зубы сомкнуты, обнажены, губы растянуты в улыбке

«Солнышко»

«Заборчик»

«Улыбка - трубочка»

Переключать губы из положения в улыбке на положение вытянутых в трубочку (без движения нижней челюстью)

«Солнышко - дождик»

«Светофор» (под счет1-2)

«Окошко»

Губы в улыбке, чередовать смыкание и размыкание зубов (на 2 см) без движения нижней челюсти вперед

«Окошко»

«Ворота»

«Часики»

Зубы разомкнуты (на 2см), губы в улыбке. Делать движения высунутого языка к правому и к левому углам рта (без движения нижней челюсти)

«Часики»

«Маятники»

Губы в улыбке, рот приоткрыт. Чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз

«Качели»

«Шлагбаум»

Губы в улыбке, рот приоткрыт. Широкий кончик языка за нижними резцами у подъязычной связки, задняя часть спинки языка выгнута вверх. Чередовать движения языка вперед-назад.

«Сердитая киска»

«Почистим зубки»

Дыхательные упражнения

«Фокус»

«Приклеить» узкую бумажную полоску на кончик носа кончик носа. Губы в улыбке, сдувать полоску высунутым широким кончиком языка

«Фея»

«Фокусник»

«Загони предмет в ворота»

Сдвигать бумажные предметы на противоположный край стола воздушной струей, пущенной по высунутому кончику языка (ватный шарик, бумажные птички, бабочки, нарисованный лыжник)

«Летят птички (бабочки)»

«Футбол», «Лыжник»

Вывод: таким образом, для более эффективного развития и коррекции речи,  необходимо учитывать гендерные особенности детей.

Сообщение по гендерному воспитанию на тему:

«Мальчики и девочки –

это два разных мира»

    Подготовила: Андреева И.А.

Учитель-логопед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию по гендерному воспитанию "Мальчики и девочки два разных мира"

Презентация к родительскому собранию по гендерному воспитанию "Мальчики и девочки два разных мира"...

Гендерное воспитание"Мальчики и девочки два разных мира"

Социальные изменения в обществе привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.Когда-то в России гендерное воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Девоч...

Консультация на тему гендерное воспитание: "Мальчики и девочки- два разных мира"

Психологические портреты мальчиков и девочекДевочки: в центре внимания интересов и потребностей девочки с раннего возраста находится человек и сфера его непосредственного бытия: взаимоотношения между ...

Родительское собрание по гендерному воспитанию в младшей группе «МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ – ДВА РАЗНЫХ МИРА»

В настоящее время на первое место в педагогике вышла проблема учета воспитания мальчиков и девочек. В специальной педагогической литературе возникли понятия «гендер»(от англ....

Родительское собрание по гендерному воспитанию «Мальчики и девочки - два разных мира»

Родительское собрание по гендерному воспитанию «Мальчики и девочки - два разных мира»...

Гендерное воспитание "Мальчики и девочки два разных мира"

Игра в которой мы с детьми разбираем вопросы (девочка,мальчик) какие мы разные !...