Коррекционная работа по предупреждению дисграфии у дошкольников.
материал по коррекционной педагогике по теме

Митенкова Татьяна Владимировна

Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в пропусках или смешениях букв, в искажениях звукослогового состава слова и  структуры предложений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лариса Степановна Волкова -  учёный-логопед и организатор высшего дефектологического образования - даёт следующее определение: дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в пропусках или смешениях букв, в искажениях звукослогового состава слова и  структуры предложений.

Симптоматика  дисграфии имеет свои особенности. Она проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в письменных работах детей, которые никоим образом не связаны с незнанием орфографических правил или неумением применять их. Именно стойкость и специфический характер ошибок позволяют выделять их среди других ошибок, которые свойственны детям младшего школьного возраста в период начала овладения письменной речью. Они являются повторяющимися, сохраняющимися длительное время и многочисленными. Недоразвитие оптико-простраственных функций, несформированность лексико-грамматического строя речи, отсутствие полноценной способности различать фонемы на слух и в произношении, анализировать предложения, проводить фонематический и слоговой анализ и синтез обуславливают дисграфические ошибки.

В чем причина появления данных ошибок? Как известно, письменная речь является вторым этапом в освоении речи вообще. Она может быть усвоена при условии усвоения устной речи. Устная и письменная речь соотносятся и тесно взаимодействуют друг с другом. Основная функция письма как особого вида коммуникации заключаются в более точной передачи устной речи. Это обеспечивается наличием в языке системы письменных знаков (букв), каждый из которых имеет вполне определённое соответствие в звуках устной речи. В связи с этим в процессе письма мы должны каждый слышимый (или мысленно представляемый) звук речи обозначить нужной буквой, при этом строго сохраняя их последовательность. Лишь выполняя данное условие, слово, записанное в виде буквенных знаков, при чтении может быть вновь переведено в определённую последовательность звуков и узнано. Мы не сможем узнать и воспроизвести записанное слово, если ввиду каких-либо причин звуки обозначены не теми буквами и/или не в должном порядке. Поэтому для успешного овладения техникой письма важно сформировать у ребёнка – дошкольника умение различать на слух все звуки речи, включая акустически и артикуляторно близкие (звонкие - глухие, мягкие - твердые, свистящие - шипящие, Р-Л-Й); правильно произносить все речевые звуки  без замены одних звуков другими. Детям старшего дошкольного возраста необходимо  овладеть доступными видами анализа (выделение звука на фоне слова, определение места звука в слове, выделение ударного гласного звука из начала и конца слова);  иметь достаточный уровень развитости зрительно-пространственных представлений (умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине,  расположению в пространстве, что способствует прочному усвоению зрительных образов букв).  У старших дошкольников должен быть сформирован грамматический строй речи (правильное согласование слов в устной речи, употребление предлогов и пр.). Если у ребёнка к началу обучения грамоте не сформированы выше перечисленные предпосылки, то он непременно встретится с большими трудностями при усвоении начертаний букв, при соотнесении буквы с соответствующим ей звуком и определении порядка следования букв в слове. Как следствие, появятся дисграфические ошибки, которые не связаны с незнанием грамматических правил.

Дисграфия также может повлиять на формирование личности ребенка с нормальным интеллектом и его психику, вызывая различные отклонения и наслоения.

Учитывая это,  педагоги ДОУ в структуру занятий по обучению грамоте  должны включать задания и упражнения для профилактики  дисграфии у старших дошкольников.

Рассмотрим более подробно работу по некоторым из направлений в профилактике дисграфии у дошкольников.

Работа по развитию языкового анализа и синтеза и анализа потока  речи в общем предполагает развитие анализа структуры предложения, слогового анализа и синтеза, фонематического анализа и синтеза. Для того чтобы было сформировано правильное умение определять количество, порядок и место слов в том или ином предложении, можно использовать следующие задания и упражнения:

1. Рассмотреть сюжетную картинку и придумать соответствующее ей предложение, определив количество слов в нем.

2. Придумать предложение с заданным количеством слов.

3. Увеличить количество слов в данном предложении.

4. Составить предложение из слов,  данных в беспорядке.

5. Составить графическую схему предложения.

6. Определить, каким по счёту является слово в предложении.

7. Поднять цифру, которая соответствует количеству слов                                            

в предложении.

  1. Умение разделять слово на составляющие его слоги имеет большое значение для овладения навыками письма. Чтобы ребёнок умел делить слова на слоги, он должен овладеть умением разграничивать гласные и согласные звуки, выделять гласные звуки в том или ином слове, а также усвоить основное правило слогового деления: сколько в слове гласных, столько и слогов.

  2. Задания для развития слогового анализа и синтеза.

  3. Выделение гласного звука из слога. Логопед  предлагает детям слоги разной  структуры с гласными, например: ах, ус, ма, да, кра, аст, зол.

Задания:

1. Назвать  гласный звук в слоге.

2. Поднять ту букву, которая соответствует гласному звуку слога.

3. Записать гласные буквы из предложенных слогов.

4. Придумать слог с заданной  гласной.

5. Определить место гласного звука в слоге и показать букву, которой обозначается этот звук.

6. Придумать слог, в котором гласный звук на первом, втором и т.д. месте.

Выделение гласных звуков из слова.

Рекомендованы следующие упражнения:

1. Выделить гласные звуки из слова, положить соответствующие буквы из разрезной азбуки.

2. Игра «Поезд». Детям предлагается макет поезда: паровоза и трёх вагонов с цифрами 1, 2, 3. В первом вагоне «поедут» слова-картинки из одного слога, во втором - из двух слогов, в третьем - из трёх слогов.

3. Назвать цветы, деревья, домашних животных, мебель, посуду или продукты питания, в названии которых один, два или три слога.

4. Составить слово из слогов, которые даны в беспорядке, «перепутались»:  пус, ка, та; па, воз, ро; то, прос, ква, ша; ка, пет, руш; мо, са, вар.

5. Выделить из предложений слова, состоящие из двух или трёх слогов.

6. По сюжетной картинке назвать слова из одного, двух и трёх слогов. Предварительно называются предметы, изображенные на этой картинке.

7. Придумать слова с двумя или тремя слогами.

8. Придумать слово с заданным слогом в начале слова, например со слогом ра.

9. Придумать слово с заданным слогом в конце слова, например со слогом та.

Развитие фонематического анализа и синтеза включает:

1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.

2. Вычленение звука в начале и в конце слова. Определить первый и последний звук в слове, а также его место (начало, середина, конец слова).

3. Определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.

При оптической дисграфии у детей наблюдаются нарушения зрительного восприятия, неточность представлений о величине, форме и цвете, недоразвитие зрительной памяти, пространственных представлений и восприятия, трудности оптического и оптико-пространственного  анализа, отсутствие умения различать оптические образы букв.

В целях развития зрительного анализа изображений и букв на составляющие их части и их синтеза предлагаются задания:

1. Найти фигуру, букву в ряду сходных. Предлагаются ряды сходных печатных букв (например, жх, ху, гц, ин, пн, ип).

2. Сложить из палочек или спичек фигуру (сначала по образцу, а потом по памяти).

3. Сконструировать буквы из предоставленных элементов.

4. Сделать из буквы другую букву, добавляя, убавляя элементы или изменяя их пространственное расположение.

5. Определить различие сходных фигур и сходных букв, которые отличаются одним элементом.

6. Показать правильную букву среди пары букв, одна из которых изображена верно, а другая в зеркальной проекции.

Для уточнения и дифференциации зрительных образов смешиваемых букв их соотносят с каким-либо сходным по форме предметом. Используются стихи о буквах, загадки, ощупывание и узнавание рельефных букв, лепка букв из пластилина, вырезание из бумаги, картона, обведение контуров, письмо букв в воздухе.

     

Аграмматическая дисграфия характеризуется недоразвитием грамматического строя речи и наличием аграмматизмов в процессе письма. Основными направлениями в работе являются развитие функции словоизменения и словообразования, работа с однокоренными словами (словами – «родственниками»), овладение структурой предложения.

В процессе формирования функции словоизменения работа направлена на развитие умения изменять существительное по числам и падежам, согласовывать существительное и глагол, употреблять предлоги, изменять глагол в прошедшем времени по лицам, числам и родам и т.д.

Положительной динамике развития способствует работа по распространению предложения с помощью обозначающих признак предмета слов: «Бабушка даёт внучке большую куклу» вместо «Бабушка даёт куклу внучке».

Рекомендуются следующие задания и упражнения с использованием графической схемы: составление графической схемы; подбор предложений по конкретно представленной  графической схеме; самостоятельное  придумывание предложений по данной графической схеме и т.д.

Профилактические меры способствуют уменьшению количества детей, страдающих различными видами дисграфии. Это осуществляется в процессе логопедической работы с дошкольниками и является одной из наиболее важных задач во взаимодействии с ними и воздействии на их личность, так как письмо, будучи изначально целью обучения, постепенно превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа по предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи».

Содержание коррекционной работы по развитию фонематического слуха, звукослогового анализа и синтеза, познавательных процессов, мелкой моторики рук, конструктивного мышления, сукцессивных способностей,...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИЙ И ДИСЛЕКСИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИЙ И ДИСЛЕКСИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ....

Коррекционная работа по предупреждению разных видов дисграфии у дошкольников с ОНР

Игры и игровые упражнения, используемые в моей работе для предупреждения дисграфии у дошкольников....

Реферат: Коррекционнао-логопедическая работа по предупреждению дисграфии, дислексии у дошкольников как условие результативной деятельности учителя-логопеда.

Профилактика дислексии и дисграфии - актуальная проблема в современных условиях.Предепреждение нарушения чтения и письма - одно из приоритетных направлений деятельности учителя - логопеда в условиях д...

Работа по предупреждению дисграфии у старших дошкольников

Проблема нарушений письменной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения. Таким детям нужна своевременная и квалифицированная помощь. Целесообразнее и значительно легче предуп...

Публикация на тему: "Логопедическая работа по предупреждению дисграфии у старших дошкольников с недоразвитием речи."

Жизненный успех, уровень самооценки ребенка-школьника в основном зависит от его успехов в младшей школе. Одним из распространенных нарушений речи  у детей младшего школьного возраста является нар...

«Логопедическая работа по предупреждению дисграфии у старших дошкольников со стертой дизартрией как условие результативности деятельности учителя-логопеда»

Актуальностьисоциальнаязначимостьданнойтемыподтверждаетсязначительнымростомколичестваучащихся-дисграфиков....