Работа по предупреждению дисграфии у старших дошкольников
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Проблема нарушений письменной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения. Таким детям нужна своевременная и квалифицированная помощь. Целесообразнее и значительно легче предупреждать нарушения письма и чтения в дошкольном возрасте, чем  преодолевать их во время обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_nsportal.disgrafiya.odt22.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Работа по предупреждению дисграфии у старших дошкольников»

Проблема нарушений письменной речи у школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Дисграфия является не только серьёзным препятствием в овладении письмом и чтением, но и влечёт за собой изменения в характере ребёнка (вторичные аффективные наслоения). Таким детям нужна своевременная, квалифицированная помощь.                 

Целесообразнее и значительно легче предупреждать нарушение письма и чтения в дошкольном возрасте, чем преодолевать их во время обучения в школе.

Коррекция недостатков письма, чтения требует постоянных, систематических занятий, отнимает у детей много сил и времени. Не выявленные своевременно механизмы затруднений в учебной деятельности, недостаток понимания и помощи со стороны родителей влекут за собой изменения в характере ребёнка, связанные с более или менее болезненными переживаниями этих явлений. Ребёнок обнаруживает агрессивность, нередко отказывается от выполнения учебных заданий или работает только под страхом наказания. Эти аффективные реакции маскируют чувство глубокой внутренней тревоги ребёнка, ощущения собственной неполноценности. Такие вторичные наслоения могут принять необратимый характер. Вот почему, еще в раннем дошкольном возрасте, надо вводить ребёнка в звуковую систему языка.

Одно из необходимых условий предупредительного воздействия — раннее распознавание настораживающих признаков речевого недоразвития. Учет механизмов нарушения чтения и письма предполагает патогенетический принцип коррекционной работы. Важно не позднее 3-4 лет проверить у ребенка состояние слуховой дифференциации звуков речи. Если она затруднена, то необходимо приступить к её развитию. Эта работа обязательно должна быть закончена до начала обучения грамоте. Надо преодолевать звуковые замены в речи, сформировать кинестетические образы звуков, чтобы при внутреннем проговаривании происходила опора на правильную артикуляцию звуков. Проведение в детском саду более углубленной работы по анализу речевого потока. Формирование у детей прочных грамматических стереотипов.

Развитие зрительно-пространственных представлений. Проведение анализа сформированности психологической базы речи.

При планировании работы по профилактике дисграфии и дислексии помимо патогенетического принципа опираемся на принцип учёта «зоны ближайшего развития ребёнка», по концепции  Льва Семёновича Выготского. В зону ближайшего развития входят те психические свойства, которые ещё только могут быть реализованы ребёнком под руководством взрослого, в сотрудничестве с педагогом. Принцип максимальной опоры на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы, принцип опоры на сохранное звено нарушенной психической функции. Также необходимо учитывать принцип системности, онтогенетический принцип, принцип поэтапного формирования психических функций.

Несомненно, эта работа должна вестись длительно, систематизировано, последовательно, по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей, с применением наглядности. В заключение, хочется вспомнить слова К.Д. Ушинского, так как в них отражены многие направления профилактической работы по предупреждению чтения и письма. Он писал: «… метода, предлагаемая мною, в сущности, очень проста. Вот она в главных чертах: Приучить слух дитяти к отысканию отдельного звука в слове; Приучить язык дитяти к отчетливому произношению звуков; Приучить глаз и руку дитяти к письму элементов букв; Приучить внимание дитяти останавливаться на словах и звуках, их составляющих; Приучить глаз и руку, и слух, и язык, и внимание дитяти разлагать и складывать слова, представляемые в уме, произносимые, писанные и печатные.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система логопедической работы по профилактике дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлена система логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР. Основное внимание в ней уделяется формированию, развитию и совершенствованию фонемат...

Предупреждение дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Обучение детей письму в школе во многом зависит от того, какую подготовку пройдет ребенок в детском саду. У детей с нарушениями речи трудности в овладении письмом отмечаются значительно чаще, чем у де...

Реферат: Коррекционнао-логопедическая работа по предупреждению дисграфии, дислексии у дошкольников как условие результативной деятельности учителя-логопеда.

Профилактика дислексии и дисграфии - актуальная проблема в современных условиях.Предепреждение нарушения чтения и письма - одно из приоритетных направлений деятельности учителя - логопеда в условиях д...

Игры для предупреждения дисграфии у старших дошкольников.

   Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.     Одним из видов нарушений письма является дисграфия, связанная с недоразвитием ...

Консультация для воспитателей и родителей "Предупреждение дисграфии у старших дошкольников"

          Основное содержание профилактической работы в дошкольном возрасте должно быть направлено на устранение у детей возможных предпосылок дисграфии. Они, как прави...

Публикация на тему: "Логопедическая работа по предупреждению дисграфии у старших дошкольников с недоразвитием речи."

Жизненный успех, уровень самооценки ребенка-школьника в основном зависит от его успехов в младшей школе. Одним из распространенных нарушений речи  у детей младшего школьного возраста является нар...

«Логопедическая работа по предупреждению дисграфии у старших дошкольников со стертой дизартрией как условие результативности деятельности учителя-логопеда»

Актуальностьисоциальнаязначимостьданнойтемыподтверждаетсязначительнымростомколичестваучащихся-дисграфиков....