Предупреждение и устранение дисграфии у детей дошкольного возраста
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Окунева Татьяна Андреевна

Чтение и письмо является сложным, многоувровневым психофизиологическим процессом, который осуществляется деятельностью различных анализаторов (зрительного, речедвигательного и речеслухового) и различных мозговых систем. Недоразвитие многих речевых и неречевых функций у детей приводит к существенным трудностям в овладении чтением и письмом. Поэтому очень важно, чтобы дети еще до школы овладели четким произношением звуков, имели богатый запас слов. Ребенку необходимо иметь достаточно развитый фонематический слух, слуховое внимание, это непременные условия овладения грамотой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disgrafiya.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Предупреждение и устранение дисграфии

у детей дошкольного возраста

Учитель – логопед: Окунева Т.А.

Дисграфия на почве несформированности фонематического анализа

и синтеза слова

Обучение грамоте на русском языке осуществляется по так называемому аналитико-синтетическому методу, поэтому для овладения ею ребёнок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, т.е владеть фонематическим анализом и синтезом слов. Из всех видов анализа речевого потока (деление предложения на слова, слов на слоги и слова на звуки) самым сложным для детей является последний – фонематический анализ слов. По этой причине мы на нём и остановимся.

Под полным фонематическим анализом слова подразумевается умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, т.е. чётко представлять его звуковую структуру. В частности, ребёнок должен уметь определить следующее:

- какие именно звуки (фонемы) входят в состав слова

- сколько всего звуков в слове и какова последовательность звуков в слове (какой звук - первый, второй и т.д.)

- каково место звука в слове по отношению к другим звукам этого слова (например,

какой звук в слове «лампа» слышится перед М и какой после М)

Под фонематическим синтезом понимается умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно «составленного» из этих звуков. Ребёнок, владеющий синтезом звуков в слово, должен уметь ответить на вопрос типа: «Какое слово получится из звуков к-о-ш-к-а?». Звуки произносятся по-одному с паузами между ними.

Только при условии свободной ориентировки в звуковом составе слова ребёнок сможет записать его правильно: не пропуская в нём никаких букв, не вставляя лишних букв и не меняя их местами. (Напомним, что в процессе записи слова он как бы фотографически переносит его звуковой состав на бумагу, последовательно изображая каждый входящий в состав слова звук в виде соответствующей ему буквы). Если же звуковая структура слова является для ребёнка «туманной», то её искажение на письме будет неизбежно – т.е. возникнет дисграфия на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов.

Полным фонематическим анализом слов, о котором мы говорили выше, ребёнок овладевает лишь в процессе обучения грамоте, поскольку для полноценного протекания устной речи в таком анализе нет никакой необходимости – ребёнок с детства усваивает все слова целиком и ему просто незачем дробить их на отдельные звуки. В школе же работе над анализом речевого потока специально отведён так называемый добукварный период. Однако период этот очень короткий. Поэтому, если ребёнок придёт в школу совсем не подготовленный к звуковому анализу слов, то он не сможет сразу овладеть столь сложным навыком, а значит неизбежно будет искажать на письме структуру слов. Вот почему и возникает необходимость постепенной подготовки его в этом плане уже в дошкольном возрасте.

Выявление предпосылок дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов

У ребёнка старшего дошкольного возраста необходимо проверить владение им теми видами звукового анализа слов, которые доступны детям данного возраста. К таким видам анализа относятся следующие:

  1. Узнавание звука на фоне слова.

Ребёнок, владеющий этим видом анализа, должен уметь ответить на такой вопрос: «Есть ли звук Р в слове Р-Р-РОЗА? В слове ШУБА? В слове ЛУНА? В слове ШАР-Р-Р? (Интересующий нас звук произносится несколько утрированно). Точно так же можно проверить и наличие в словах любого другого звука.

  1. Определение примерного места звука в слове по принципу: в начале, в середине, или в конце слова находится заданный звук.

Ребёнку предлагается ответить на следующие вопросы:

А) где ты слышишь звук С в слове С-С-СУМКА в начале, в середине или в конце слова?

Б) где ты слышишь звук С в слове ЛЕС-С-С?

В) где ты слышишь звук С в слове ВЕС-С-СНА?

Но, прежде чем предлагать ребёнку эти задания, необходимо убедиться в том, что он хорошо понимает значение слов «начало» и «конец», поскольку нередко дети дошкольного возраста не видят между этими словами смыслового различия, а значит, отвечают просто наугад.

  1. Выделение звука из начала и конца слова.

Здесь предполагается умение ответить на такие вопросы:

А) какой первый звук в слове И-И-ИВА? (этот ударный гласный звук произносится несколько более длительно). А в слове А-А-АСТРА?

Б) какой последний звук в слове МАК? А в слове НОС-С-С?

При попытке выделения из начала слова не гласного, а согласного звука (Какой первый звук в слове САХАР?), что является более сложным заданием, ребёнок на первых порах вместо звука может выделять целый слог и отвечать, что первый звук здесь СА. То же самое может наблюдаться и при попытке выделения гласного звука из конца слова (например, в слове ЛУНА последним звуком ребёнок нередко считает НА). Именно по этой причине и следует начинать с приведённых выше самых простых заданий.

Проверяется и состояние звукового синтеза. С этой целью ребёнку предлагается узнать слово по отдельно предъявленным звукам, т.е. синтезировать его из этих звуков. Ребёнок должен ответить на следующие вопросы: Какое слово получится из таких звуков: С-Л-О-Н? К-А-Р-Т-А? С-Т-Р-А-У-С? (Можно взять и любые другие слова).

Если ребёнок 6-7- летнего возраста  окажется не в состоянии справиться с приведёнными здесь видами достаточно простых заданий, то есть если он не имеет даже самого элементарного представления о звуковой структуре слов, «не слышит» в них никаких отдельных звуков, а воспринимает их как нерасчленимое целое, то это следует считать явной предпосылкой рассматриваемого здесь вида дисграфии. Такой ребёнок не сможет в отведённые школьной программой довольно короткие сроки овладеть полным фонематическим анализом слов и неизбежно будет страдать дисграфией на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов.

Устранение предпосылок дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов

Единственная возможность предупреждения этого вида дисграфии состоит в том, чтобы сформировать у ребёнка рассмотренные здесь простейшие виды звукового анализа слов, которыми он должен владеть в старшем дошкольном возрасте. То есть, речь опять-таки идёт о выравнивании «западающего звена», или об устранении уже имеющихся предпосылок дисграфии.

Для этой цели используются упражнения, подобные приведённым выше и рассчитанные на то, чтобы привлечь внимание ребёнка к звуковому составу слова, дать ему возможность внимательно вслушаться в отдельные составляющие слово звуки, выделять в нём хотя бы некоторые из них. Для максимального облегчения этой задачи выделяемые звуки, как это было показано выше, произносятся несколько утрированно. Систематически упражняя ребёнка в выполнении тех трёх типов заданий, с которыми он не справился при обследовании, постарайтесь добиться свободного выполнения каждого из них. Это позволит обеспечить тот уровень фонематического развития, который должен быть в норме у ребёнка старшего дошкольного возраста.

А далее самым первым шагом на пути к полному звуковому анализу слова может стать следующий. Произносим сочетание, состоящее из двух гласных звуков и имитирующие крик «А-У!» в лесу. Каждый из звуков произносится длительно. Ребёнок должен определить, какой из звуков он слышал первым, а какой – вторым. Если дошкольник справится с этой задачей, то звуки затем меняются местами (У-А!) и имитируют плач ребёнка. Снова предлагается определить последовательность звуков. В случае затруднений на первых порах можно предложить ребёнку самому произнести эти звуки («эффект проговаривания»). Кроме того можно предложить ему посмотреть на положение губ взрослого при произнесении одного и другого звука, то есть подключить и зрительный анализатор. В дальнейшем же нужно будет опираться только на слуховое восприятие и постепенно сокращать продолжительность звучания звуков.

Далее переходим к звуковому анализу обратного слога, состоящего из гласного и согласного звуков (типа АХ, ОХ, УХ, УС). В обратном слоге звуки произносятся менее слитно, чем в прямом (типа ХА), поэтому ребёнку значительно легче их расчленить. Он так же должен определить, какой звук слышится первым, а какой после него. При успешном выполнении этого задания можно попытаться предъявить для анализа и прямые слоги – ХА, СА, МА и другие, где на первом месте находится согласный звук. Каждый из звуков произносится несколько удлинённо. Ребёнок так же определяет их последовательность.

Предлагаются упражнения и на синтез слов из звуков, то есть на узнавание слов по отдельно предъявленным звукам, как это делалось в процессе обследования.

Если ещё в дошкольном возрасте ребёнок овладеет хотя бы этими «подступами» к предстоящему ему в дальнейшем полному звуковому анализу слов, то в процессе обучения грамоте он уже не встретится с непреодолимыми трудностями, приводящими к появлению рассматриваемого здесь вида дисграфии. Её предпосылки будут ликвидированы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Устранение предпосылок возникновения дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР, как фактор успешного обучения в школе"

Статья о результатах проделанной работы по профилактике нарушения письменной речи у детей подготовительной группы...

Предупреждение акустической дисграфии у детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Презентация с методическими рекомендациями и упражнениями по предупреждению акустической дисграфии....

Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. Рассматриваются основные виды дисграфии и направлени...

Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста (презентация)

Рассматриваются основные виды дисграфии и методы коррекционной работы...

"Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста"

Статья для родителей будущих первоклассников...

Предупреждение оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР

Предупреждение  оптической  дисграфии  у  детей  дошкольного  возраста  с  ОНР...

Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста

У многих детей возникают специфические трудности письма (пропуски и перестановки букв в словах, замена одних букв другими, "зеркальное"написание букв и.т.п), которые свидетельствуют о наличи...