Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста
консультация (старшая, подготовительная группа)
У многих детей возникают специфические трудности письма (пропуски и перестановки букв в словах, замена одних букв другими, "зеркальное"написание букв и.т.п), которые свидетельствуют о наличии у ребенка дисграфии. для предупреждения дисграфии у дошкольников, необходимо определить признаки, по которым можно предсказать появление дисграфии, и методические приемы, позволяющие устранить имеющиеся предпосылки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preduprezhdenie_disgrafii_u_doshkolnikov.docx | 31.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Предупреждение дисграфии в дошкольном возрасте.
Задолго до изучения грамматических правил ребёнок должен овладеть основами грамоты, то есть хорошо «разобраться» в звуках и буквах, из которых состоят слова, и научиться точно «фотографировать» устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда «пишется так, как слышится». Это удаётся далеко не всем детям, и у многих из них, уже в первые дни пребывания в школе, возникают специфические трудности письма (пропуски и перестановки букв в словах, замена одних букв другими, «зеркальное» написании букв и т.п.), которые свидетельствуют о наличии у ребёнка дисграфии.
Для успешной профилактики дисграфии у дошкольников необходимо определить признаки, по которым можно предсказать появление дисграфии, и конкретные методические приёмы, позволяющие устранить имеющиеся предпосылки.
Причины дисграфии:
наследственная предрасположенность:
(наличие у родителей нарушений письменной речи. Дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах);
патологические факторы (вредное воздействие):
пренатальный (дородовой период жизни ребенка);
натальный (в момент родов);
постнатальный (после родовой период).
Функциональные причины (воздействие биологических и социальных факторов):
длительное соматическое заболевание;
неправильная речь окружающих;
дефицит речевых контактов;
двуязычье в семье;
недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых.
Эти фактора задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе письма и чтения.
Как же проявляется дисграфия в младших классах?
упражнения и диктанты содержат множество грамматических ошибок;
дети не пользуются заглавными буквами и знаками препинания;
путают схожие буквы;
имеют плохой почерк, пишут медленно.
Основные формы дисграфии:
Артикуляционно-акустическая:
ребенок, имеющий нарушения звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение пишет так, как говорит (рак-ак, лавка-вавка, чайка-тяйка);
Акустическая форма:
смешивает на письме буквы, обозначающие
- звонкие и глухие звуки (булка-пулка), козочка-косочка);
- свистящие и шипящие звуки (санки-шанки, яйцо-яйсо);
- мягкие и твердые звуки (письмо-писмо, любит-лубит);
Аграмматическая форма:
- аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетаний, предложений, текста. Пропуск членов предложения.
- не согласование в роде и числе (желтая солнце);
- не изменяют слова по падежам, родам, числам (вижу рысю, два рыся);
Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза:
- пропуски букв, слогов;
- перестановки букв и слогов;
- недописывание слов;
- написание лишних букв в слове;
- повторение букв и слогов;
- контоминация – в одном слове слоги разных слов (красная сумка – красика);
- слитное написание предлогов, раздельное написание приставок.
Оптическая дисграфия (на письме):
- замены графически сходных букв;
- зеркальное написание букв;
- искажения написания букв.
Дизорфография:
- стойкая неспособность применять орфографические и синтаксические правила на письме (несмотря на знание соответствующих правил).
Основные задачи по предупреждению дисграфии и дислексии у детей с ОНР:
1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), оставлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.п.
6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого "Кулак - ребро - ладонь").
7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.
8. Развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии проводят профилактическую работу по предупреждению дислексии (необходимо узнать, какую букву "написали" на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка узнать буквы на ощупь и т.д.)
9. Расширение "поля зрения " ребенка.
10. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложения, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д.
Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями.
Игры и упражнения по профилактике дисграфии и дислексии
1. Предупреждение ошибок письма на уровни буквы
- Игра «Волшебная буква»
Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы, и в каком количестве. Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами.
Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание. Найти недостающие элементы буквы. Для этого обращаются к игре "Буква сломалась". Обведение букв по трафарету, шаблону, вкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой. Эти задания помогают, как следует запомнить образ буквы.
- Игра «На что похожа буква?»
А - антенна, телеграфный столб, стремянка; У - уши, сучок, вешалка.
- Упражнение «Демонстрация букв в разном положении»
- Определение буквы, "написанной" на спине (пальцем по коже медленно проводится контур буквы), на ладони, в воздухе (с закрытыми глазами, с открытыми глазами).
- Поиск букв, наложенных друг на друга
Необходимо выделить буквы, написанные одна на фоне другой.
- Придумывание слов на данную букву в определенной позиции: начало, середина, конец.
- Реконструирование букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, К) и из двух (Т, Г, Х) палочек.
2. Предупреждение ошибок письма на уровне слога.
- Игра "Живые буквы". Детям выдаются буквы. Они должны найти себе пару, так чтобы получился слог (любой или же заданный по опорной гласной, либо по опорной согласной букве, либо слог называется сразу полностью).
- Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца и т.д. Например: даны картинки, на которых изображены улитка, муравей. Составим слог по первым звукам: УМ.
- Придумываем слова с данным слогом: УМный, УМник, УМница.
- Поменяем картинки местами и выясним, какой теперь получился слог?
Увидели - МУ. Вспомним слова с этим словом:
МУка, МУха, МУзей, МУсор - в начале слова.
эМУ, почеМУ, панаМУ (взял) - в конце слова.
заМУтить, заМУчить, приМУла - в середине слова.
3. Предупреждение ошибок письма на уровне слова.
Вначале необходимо дать понятие "слово". Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие слова - союзы и предлоги, состоят из одной буквы У, И, К, В, С. Поэтому при изучении буквы "а" дети знакомятся с союзом "а".
Составляем предложения, используя картинки, между которыми буква "а" (противительный союз). Например: Необходимо придумать как можно больше предложений, используя эту картинку. Например: Морковь - овощ, а яблоко - фрукт.
- Заучивание считалок. На письме все слова пишутся отдельно, поэтому детям предлагается учить считалку, взмахом рукой ограничивая каждое слово. Особое внимание уделяется предлогам, союзам, для того чтобы дети запомнили, что это отдельные слова и не соединяли их с другими.
- Игра "Слово рассыпалось". Составление из данных букв слова. Например: М. Т. С. О - мост; Ы, 3, Б, У - зубы.
- Игра "Потерялась буква". Например, даются следующие сочетания: ДУ. Д . М Какое получится слово, если вставить буквы? ДУ. - дуб, дух, душ; Д . М - дым, дом, дам, дум.
- Игра "Кто быстрее, кто больше?" Из каждой буквы данного слова придумать другие слова. Например, сироп: соль - сахар; ирис - игра; рак - роль; озеро - ослик; парк - пыль.
4. Предупреждение ошибок письма на уровне словосочетания.
- Сочетание существительных с прилагательными.
а) Подбор как можно большего количества слов к предлагаемому, отвечающих на вопросы: Какой?, Какая?, Какие?, Чей?, Чья?, Чье?, Чьи? Например: яблоко (какое?) - сочное, спелое, вкусное, зеленое, красное, крупное, червивое, целое, надкусанное, ароматное; след (чей?) - заячий, волчий, лисий, и т.д.
б) Подбор существительного к данному прилагательному. О чем можно сказать: теплый, теплая, теплое? Например: теплый - день, вечер, пирог, чай, свитер,...теплая - погода, кофта, весна, рука,...теплое - молоко, платье, письмо, озеро,...
в) Соединение стрелками слов, чтобы получилось верное словосочетание, при этом используя как относительные, так и притяжательные прилагательные. Например: зеленый лист, зеленое платье, зеленые лужайки.
г) Предъявление словосочетаний с пропущенным окончанием прилагательного. Например: кофта - красн..., син...; туфли - красн..., син...
д) Предъявление детям неверно составленных словосочетаний. Игра типа "Помоги Незнайке исправить ошибку". Например: длинная вечер (длинный), черный крылья (черные).
- Сочетание существительных с глаголами.
а) Подбор как можно большего количества к данному слову. Например: Что можно сделать с яблоком? Сорвать яблоко - купить, съесть, помыть, разделить, сварить, запечь, нарисовать, и т.п.
б) Подбор существительного к данному глаголу с предлогом. Например: Прийти к ... (дому, отцу, решению); уйти от... (дедушки, дома, проблемы).
в) Подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительного. Например: Женя упал - Женя упала; Саша ушел - Саша ушла; яблоня цветет - яблони цветут. Это задание нужно проводить, используя картинки.
- Сочетание существительных с числительными.
Необходимо учить детей, верно, согласовывать числительные 1,2,5 с существительными: один цыпленок, два цыпленка, пять цыплят; одна курица, две курицы, пять куриц; одно яйцо, два яйца, пять яиц. При выполнении такого задания успехом у детей пользуются игры типа “Дразнилки". Детям даются карточки, на которых изображены картинки с определенным количеством предметов; при этом дети проговаривают: “У меня два конверта, а у тебя нет двух конвертов", “У меня пять лимонов, а у тебя нет ни одного лимона".
Иногда детям заранее даются карточки с любыми предметами, и ставится такое условие: в начале у Саши всех предметов будет по одному, у Сережи - по два, а у Ани - по пять. Затем они меняются карточками между собой.
5. Предупреждение ошибок письма на уровне предложения.
- Составление предложений по схемам:
______. Зима. ______ ______. Наступила зима.
______ ______ ______. Наступила холодная зима.
______ ______ ______ ______. Наступила холодная вьюжная зима.
Дается также и обратное задание: составление схем к данным предложениям. Исключение слова из предложения, для того чтобы предложить детям исправить ошибку, составив нужное предложение.
а) Пропуск предлогов: Мы гуляли... лесу. Кошка сидит... окне.
б) Пропуск существительных: Яблоки растут на...
в) Пропуск прилагательных: Летом листья клена зеленые, а осенью...
г) Пропуск наречий: Скажу я слово высоко, а ты ответишь... (низко). Скажу я слово далеко, а ты ответишь... (близко).
д) Пропуск глаголов: Саша... машину. Папа... из машины.
- Выделение границ предложений в тексте.
а) Предлагается детям хлопнуть в ладоши, когда, по их мнению, смысловая фраза закончилась. Взрослый монотонно читает фразы: На улице льет дождь.
б) Постановка точек в предложениях, предъявленных на доске или на карточках. Дети должны усвоить, что начало предложения всегда пишется с большой буквы, а в конце ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.
Актуальность профилактики дисграфии и дислексии у дошкольников с ОНР состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии аномального ребенка. Учитывая, что у детей с ОНР комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированностью монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции, мышления; имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактики дисграфий в условиях детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Цель: Учить слушать и слышать, различать и узнавать неречевые звуки.
Игра "Назови звуки, которые слышишь"
Логопед предлагает закрыть глаза и назвать звуки, которые слышаться в группе и за ней (голоса детей, пение птиц, гудок машин.)
Игра "Путешествие".
Занятие проводится с подгруппой детей. Логопед предлагает послушать и отгадать, что делают взрослые (нянечка моет посуду, дети в группе: садятся за столы, в музыкальном зале дети танцуют под музыку, повар готовит еду.) Логопед уточняет, какие звуки помогли отгадать, что делают за закрытой дверью взрослые и дети? (Стук посуды, струю текущей воды - эти звуки подсказали, что нянечка моет посуду. Дети ставят стульчики и садятся за столы - этот шум подсказывает, что дети будут заниматься и т.д.)
Игра "Отгадай" что я делаю?"
Дети сидят полукругом. Логопед за ширмой совершает различные действия с предметами, дети называют эти действия: рвет бумагу, переливает воду, играет на металлофоне, пересыпает крупу, стучит молотком, хлопает в ладоши. (Логопед поощряет детей, если они правильно называют действия логопеда с предметами).
Игра "Где звенит колокольчик?"
Дети встают в круг. Водящий закрывает глаза, дети передают колокольчик, логопед жестом показывает, кто должен позвонить. Ребенок идет на звук и показывает на того, у кого в руке колокольчик.
Игра "Кто живет у Саши в деревне?"
Логопед рассказывает, как Саша отдыхал летом в деревне у бабушки. Каждое утро Саша помогал бабушке кормить всех животных, которые были у бабушки. Давайте попробуем отгадать, кого кормил Саша каждое утро? Логопед включает магнитофон. Дети слушают голоса животных: му-му, ку-ка-ре-ку, гав-гав, мяу-мяу, бэ-э... бэ-э, хрю-хрю. Логопед предлагает назвать животных: корова, петух, собака, кошка, овечки, поросенок.
Игра "Назови животных"
Вспомним, какие животные жили у Саши? Послушайте еще раз голоса животных и запомните, кто издавал звук первым, вторым и т.д. После прослушивания предлагается на полотне расставить картинки в той последовательности, как животные издавали звуки.
Игра "Оркестр"
Логопед предлагает послушать музыкальное произведение. После прослушивания назвать инструмент, на котором исполнялось музыкальное произведение (пианино, скрипка, гитара. .)
2 вариант игры "Наш оркестр"
Логопед предлагает подойти к дверям музыкального зала и послушать "Наш оркестр". После прослушивания назвать инструменты, на которых играли дети (бубен, колокольчик, металлофон, пианино, ложки).
Цель: Учить детей различать одинаковые слова, звукосочетания, ориентируясь на высоту, силу и тембр голоса.
Игра "Отгадай, кто позвал?"
Дети стоят в кругу, водящий в центре, закрыв глаза. Логопед жестом показывает того, кто должен назвать имя водящего. Водящий отгадывает.
Игра "Кто сказал мяу?"
Ребенок называет не имя, а издает звук, подражая котенку. Водящий отгадывает, кто из детей издает звук (мяу).
Игры "Отгадай, кто сказал слово"
Логопед за ширму приглашает 3-х детей, объясняет правила игры. Каждый ребенок поочередно громко произносит одно и тоже слово: "Мама". Дети отгадывают имена детей, сказавших это олово.
Игра "Как сказать правильно?"
Незнайка принес вам новые игрушки и хочет их (вносится большая коробка). Как вы думаете, какие игрушки в коробке? (спросить 5-6 человек). Незнайка: я покажу вам игрушки: это кукла (показывает куклу). Это тукла, мукла, жукла. Логопед: дети. Незнайка запутался, как правильно сказать - это кукла. Незнайка: я постараюсь, скажу правильно - это мушка, ношка, мешка (показывает мишку). Это? Дети: мишка.
2 вариант игры "Слушай и поправляй"
Логопед: Незнайка, ты совсем запутался, потому что торопишься, учись слушать и думать. Посмотри, как дети умеют слушать. Я буду говорить слова, а дети, если я неправильно назову слово - хлопнут в ладоши и поправят меня. Вагон - вакон - факон - вагон - факон - вагом - вагоп - вагон. Какое слово я старалась сказать правильно? Дети: Вагон.
Игра "Какое слово я хотела сказать правильно?"
Логопед раздает картинки детям (шар, чашка, лента, кукла, флаг). Я буду произносить слова неправильно, догадайтесь, какое слово я хотела сказать, и покажите картинку, обозначающую предмет, который я хотела назвать.
Логопед: мар, кар, вар, кар, сар... Дети: шар (картинка, выставленная на полотне). Логопед: ташка, кашка, башка, башка... Дети: чашка.
Игра "Письмо от Незнайки "
Логопед: ребята, к нам пришло письмо. А написал письмо Незнайка. Давайте прочтем, что он нам написал. "Ребята, я научился писать и читать. У меня новая книска. Там много картинок. Тоска и татенок, собака и кенок, метух и турочка". Ребята, вы поняли, какие ошибки в письме? (Тоска и татенок - кошка и котенок, собака и кенок - собака и щенок, метух и турочка - петух и курочка). Логопед: у нас тоже есть такая книжка. Давайте, посмотрим картинки и назовем правильно животных.
Цель: Учить детей различать слова, близкие по звуковому составу,
Игра "Цепочка слов"
Логопед: я начну слово, а вы, заменяя первый звук на любой другой, назовите свое олово. Майка - сайка - зайка - чайка - лайка - Райка; чашка - кашка - Машка - Сашка.
Игра "Найди парные картинки"
Логопед: на полотне разные картинки, рассмотрите, их я покажу картинку и назову, а вы найдите на полотне картинки, которые по своему названию с той, которую я назвала.
сук - лук рак - мак, дом - сом, пар-шар.
Игра "Назовите лишнее слово"
Логопед: я буду называть слова, которые по своему звучанию очень похожи друг на друга, но одно слово лишнее. Попробуйте его услышать. Мак - рак - бак - сук (сук); кот - пот - рот - кит (кит); Лук - сук - мак - жук (мак); ком - сом - дом - лом - ром - лук (лук). Логопед: кто запомнил, какие слова были лишними? Логопед выставляет картинки (сук, кит, мак, лук).
2 вариант игры "Уберите лишнюю картинку"
На полотне картинки, по своему звучанию очень похожи, но одна картинка лишняя. Найдите ее и уберите. Мак - лак - рак - кот. Сом - дом - ком – мак.
Цель: Учить детей различать слоги.
Игра "Назовите, какой слог лишний"
Логопед: я буду называть слоги, слушайте и скажите, какой слог лишний?
На - но - на; ка - ко - ка; па - ба - па.
Игра "Телефон"
Дети сидят на стульчиках в один ряд. Логопед произносит слог на ухо ребенку и предлагает передать этот слог следующему ребенку и т.д. Логопед уточняет у каждого ребенка, какой слог он услышал? (Слоги: ПА КА ГА РА).
Цель: Учить детей различать фонемы.
Игра "Отгадай, какой звук я произнесла?"
Логопед: мы с вами учились различать разные звуки, по звукам отгадывали действия детей и взрослых, но есть звуки, которые помогают нам понимать друг друга. Эти звуки соединяются в слоги, а слоги - в слова. Попробуйте отгадать, какой звук я произнесу. Будьте очень внимательными. Звуки, которые я произнесу, вы не услышите, но если внимательно смотреть на положение губ, то сразу отгадаете. Логопед широко открывает рот и беззвучно произносит звук [А]. Как вы догадались? Логопед: какой звук вы бы услышали сейчас? (логопед вытягивает губы в положение трубочки). Дети: звук [О]. Логопед: губы в улыбке и мы слышим звук? Дети: [И].
Игра "Назови звук"
Логопед: к нам пришел в гости Незнайка. Он хочет поиграть с нами. Отгадайте, какие звуки "произносит" Незнайка. Дети по положению губ отгадывают гласные звуки. Незнайка вам в подарок принес символы гласных звуков, попробуйте отгадать какие звуки обозначают эти символы? [А У И О] У незнайки есть очень любимая песенка, когда у него хорошее настроение, но всегда ее поет. Давайте споем ее вместе: А О У И. Дети вместе с логопедом поют "песню". Усиливая и уменьшая силу голоса
Игра "Посмотри и запомни"
Логопед предлагает посмотреть на полотно и назвать символы гласных звуком. Предлагает детям запомнить последовательность расположения символов гласных звуков. Водящий уходит за дверь - логопед убирает один из символов, ребенок называет, какой символ убрали.
2 вариант.
Логопед предлагает посмотреть и запомнить последовательность расположения символов. Затем на полоске расположить символы гласных звуков в той же последовательности, как на доске, но по памяти [У О И А].
Игра "Я назову слова, а вы покажите символы"
Логопед: я назову слова, а вы подумаете, с какого звука начинается каждое слово и покажете символ этого звука: автобус, альбом, астра - [А] ; утка, улитка, утюг [У] ; осы, ослик, обруч - [О] ; индюк, икра, иголки - [И]
2 вариант.
Логопед: я покажу символ гласного звука, а вы придумайте слова, которые начинаются с этого звука. Логопед показывает символ гласного звука - [А]. Дети придумывают слова. Логопед контролирует правильность выполнения задания. Поочередно показывает символы гласных звуков [О У И].
Игра "Волшебный кубик"
Логопед показывает кубик и спрашивает, чем он отличатся от тех кубиков, с которыми играют дети. Дети: на кубике нарисованы символы звуков. Логопед предлагает бросить кубик и придумать слова, которые начинаются с того звука, символ которого будет на кубике.
Игра "Рулетка"
Логопед предлагает поиграть в новую игру. На стрелочке цветные кружки - дети выбирают любой цвет и поочередно раскручивают рулетку. Каждый придумывает слово, которое начинается о того звука, символ которого показывает стрелка.
Примечание: Когда дети отбирают картинки, придумывают слова с заданным звуком, логопед учит детей выделять заданный звук в середине, конце слова. По той же схеме дети учатся различать согласные звуки.
Цель: Выработка у детей навыков элементарного звукового анализа.
Игра "Читаем слова"
Логопед: я вам расскажу историю одной девочки, которая заблудилась в лесу (логопед рассказывает). Какое маленькое слово мы кричим в лесу, чтобы найти друг друга? Дети: АУ! Логопед: давайте попробуем с помощью символов составить это слово. Какой первый звук в слове АУ? Дети: [А]. Логопед: а второй звук? Дети: [У]. Логопед: какое же слово мы составили с помощью символов? Дети: АУ. Логопед предлагает "погулять" в лесу. Дети упражняются в подаче голоса (ау. ау. ау).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предупреждение акустической дисграфии у детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Презентация с методическими рекомендациями и упражнениями по предупреждению акустической дисграфии....
Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. Рассматриваются основные виды дисграфии и направлени...
Предупреждение дисграфииу детей дошкольного возраста (презентация)
Рассматриваются основные виды дисграфии и методы коррекционной работы...
"Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста"
Статья для родителей будущих первоклассников...
Система работы по предупреждению дисграфии у детей дошкольного возраста (методическое пособие)
Работа посвящена предупреждению дисграфии у детей дошкольного возраста. Для лучшего понимания проблема рассмотрена в единстве: механизмы письменн...
Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста.
Дисграфия – это частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. ...
Доклад из опыта работы на тему: «Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста с использованием методов кинезиологии»
Доклад из опыта работына тему: «Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста с использованием методов кинезиологии»...