«Система работы по предупреждению дисграфии у детей дошкольного возраста»
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Введение

Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких специфических ошибках. Современные исследования показывают, что предпосылки дисграфии формируются уже в дошкольном возрасте. Поэтому своевременная профилактика позволяет минимизировать риск возникновения этого нарушения у детей в школе.  

 

В своем докладе я представлю систему логопедической работы по предупреждению дисграфии у дошкольников, включающую диагностику, коррекционно-развивающие мероприятия и взаимодействие с родителями.  

 

 

1. Актуальность проблемы 

По данным исследований, около 30–40% детей старшего дошкольного возраста имеют предрасположенность к дисграфии. Основные причины:  

- Недоразвитие фонематического слуха,  

- Слабая артикуляционная моторика,  

- Несформированность зрительно-пространственных представлений,  

- Недостаточная готовность руки к письму.  

 

Если эти проблемы не скорректировать до школы, они приведут к:  

- Стойким ошибкам на письме (зеркальное написание букв, пропуски, замены),  

- Трудностям в усвоении грамоты,  

- Снижению учебной мотивации.  

 

Вывод: Профилактика дисграфии должна начинаться в дошкольном возрасте, особенно у детей из группы риска.  

 

 

2. Диагностика предрасположенности к дисграфии  

Прежде чем начинать коррекционную работу, необходимо выявить детей с риском дисграфии.  

 

Критерии оценки:  

1. Фонематическое восприятие:  

   - Умение выделять звуки в слове,  

   - Различение оппозиционных звуков (с-ш, б-п),  

   - Слоговая структура слова.  

 

2. Артикуляционная моторика:

   - Четкость звукопроизношения,  

   - Подвижность губ, языка.  

 

 

3. Зрительно-пространственные функции:  

   - Ориентировка в схеме тела,  

   - Умение копировать фигуры,  

   - Различение букв (б-д, п-т).  

 

4. Мелкая моторика: 

   - Уровень развития графических навыков,  

   - Умение выполнять штриховку, обводить контуры.  

 

Методы диагностики:  

- Тест «Повтори ритм» (слоговые цепочки),  

- Графический диктант,  

- Задания на выделение звуков в слове,  

- Пробы на зрительный гнозис (узнавание перечеркнутых букв).  

 

 

 

3. Основные направления коррекционно-профилактической работы 

 

3.1. Развитие фонематического слуха и звукового анализа  

  - Игры на различение звуков:  

  - «Поймай звук [Р] в словах» (рак, шар, лампа),  

  - «Хлопни, если услышишь [Ш]».  

  - Фонематический анализ и синтез:  

  - «Назови первый/последний звук в слове»,  

  - «Сколько звуков в слове «кот»?».  

 - Артикуляционная гимнастика («Часики», «Блинчик», «Лошадка»).  

 

3.2. Формирование зрительно-пространственных представлений  

  - Ориентировка на листе:  

  - «Нарисуй солнце в правом верхнем углу»,  

  - Графические диктанты.  

  - Различение букв:  

  - «Найди все буквы «А» среди других»,  

  - Конструирование букв из палочек.  

 

3.3. Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков  

  - Пальчиковые игры: «Сорока-белобока», «Пальчики здороваются».  

  - Графические упражнения:  

  - Штриховка,  

  - Обводка по точкам,  

  - Рисование бордюров.  

  - Работа с мозаикой, бусинами, шнуровками. 

 

 

3.4. Обогащение словаря и развитие связной речи  

- Составление рассказов по серии картинок,  

- Игры «Скажи наоборот» (антонимы),  

- Заучивание чистоговорок.  

 

 

 

4. Взаимодействие с родителями  

Без поддержки семьи профилактика дисграфии будет неполной. Рекомендации для родителей:  

- Игры дома: «Найди спрятанные буквы», «Сложи слово из кубиков».  

- Контроль за речью: исправление неправильного произношения.  

- Развитие моторики: лепка, рисование, вырезание.  

 

5. Ожидаемые результаты 

При систематической работе у дошкольников:  

✅ Улучшается фонематический слух,  

✅ Формируются зрительно-пространственные представления,  

✅ Развивается мелкая моторика,  

✅ Снижается риск дисграфии в школе.  

 

 

 

Заключение  

Профилактика дисграфии – это комплексная система, включающая диагностику, коррекцию и взаимодействие с родителями. Чем раньше начата работа, тем выше шансы на успешное овладение письмом в школе.  

 

Спасибо за внимание!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение на тему:

«Система работы по предупреждению дисграфии у детей дошкольного возраста»

Выполнил:

 учитель-логопед

Шведчикова Ольга Григорьевна

Место работы:

МОУ «СОШ №2 им.Димитрия  
                                                          Донского» детский сад «Звезда»  

г. Энгельс  2025. г

Введение

Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких специфических ошибках. Современные исследования показывают, что предпосылки дисграфии формируются уже в дошкольном возрасте. Поэтому своевременная профилактика позволяет минимизировать риск возникновения этого нарушения у детей в школе.  

В своем докладе я представлю систему логопедической работы по предупреждению дисграфии у дошкольников, включающую диагностику, коррекционно-развивающие мероприятия и взаимодействие с родителями.  

1. Актуальность проблемы 

По данным исследований, около 30–40% детей старшего дошкольного возраста имеют предрасположенность к дисграфии. Основные причины:  

- Недоразвитие фонематического слуха,  

- Слабая артикуляционная моторика,  

- Несформированность зрительно-пространственных представлений,  

- Недостаточная готовность руки к письму.  

Если эти проблемы не скорректировать до школы, они приведут к:  

- Стойким ошибкам на письме (зеркальное написание букв, пропуски, замены),  

- Трудностям в усвоении грамоты,  

- Снижению учебной мотивации.  

Вывод: Профилактика дисграфии должна начинаться в дошкольном возрасте, особенно у детей из группы риска.  

2. Диагностика предрасположенности к дисграфии  

Прежде чем начинать коррекционную работу, необходимо выявить детей с риском дисграфии.  

Критерии оценки:  

1. Фонематическое восприятие:  

   - Умение выделять звуки в слове,  

   - Различение оппозиционных звуков (с-ш, б-п),  

   - Слоговая структура слова.  

2. Артикуляционная моторика:

   - Четкость звукопроизношения,  

   - Подвижность губ, языка.  

3. Зрительно-пространственные функции:  

   - Ориентировка в схеме тела,  

   - Умение копировать фигуры,  

   - Различение букв (б-д, п-т).  

4. Мелкая моторика: 

   - Уровень развития графических навыков,  

   - Умение выполнять штриховку, обводить контуры.  

Методы диагностики:  

- Тест «Повтори ритм» (слоговые цепочки),  

- Графический диктант,  

- Задания на выделение звуков в слове,  

- Пробы на зрительный гнозис (узнавание перечеркнутых букв).  

3. Основные направления коррекционно-профилактической работы 

3.1. Развитие фонематического слуха и звукового анализа  

  - Игры на различение звуков:  

  - «Поймай звук [Р] в словах» (рак, шар, лампа),  

  - «Хлопни, если услышишь [Ш]».  

  - Фонематический анализ и синтез:  

  - «Назови первый/последний звук в слове»,  

  - «Сколько звуков в слове «кот»?».  

 - Артикуляционная гимнастика («Часики», «Блинчик», «Лошадка»).  

3.2. Формирование зрительно-пространственных представлений  

  - Ориентировка на листе:  

  - «Нарисуй солнце в правом верхнем углу»,  

  - Графические диктанты.  

  - Различение букв:  

  - «Найди все буквы «А» среди других»,  

  - Конструирование букв из палочек.  

3.3. Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков  

  - Пальчиковые игры: «Сорока-белобока», «Пальчики здороваются».  

  - Графические упражнения:  

  - Штриховка,  

  - Обводка по точкам,  

  - Рисование бордюров.  

  - Работа с мозаикой, бусинами, шнуровками. 

3.4. Обогащение словаря и развитие связной речи  

- Составление рассказов по серии картинок,  

- Игры «Скажи наоборот» (антонимы),  

- Заучивание чистоговорок.  

4. Взаимодействие с родителями  

Без поддержки семьи профилактика дисграфии будет неполной. Рекомендации для родителей:  

- Игры дома: «Найди спрятанные буквы», «Сложи слово из кубиков».  

- Контроль за речью: исправление неправильного произношения.  

- Развитие моторики: лепка, рисование, вырезание.  

5. Ожидаемые результаты 

При систематической работе у дошкольников:  

 Улучшается фонематический слух,  

 Формируются зрительно-пространственные представления,  

 Развивается мелкая моторика,  

 Снижается риск дисграфии в школе.  

Заключение  

Профилактика дисграфии – это комплексная система, включающая диагностику, коррекцию и взаимодействие с родителями. Чем раньше начата работа, тем выше шансы на успешное овладение письмом в школе.  

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционной работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста

Речь является важнейшей психической функцией человека. Любое речевое расстройство отражается на деятельности и поведении ребёнка. Недостатки речи обнаруживаются при обучении в...

Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. Рассматриваются основные виды дисграфии и направлени...

Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста (презентация)

Рассматриваются основные виды дисграфии и методы коррекционной работы...

"Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста"

Статья для родителей будущих первоклассников...

Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста

У многих детей возникают специфические трудности письма (пропуски и перестановки букв в словах, замена одних букв другими, "зеркальное"написание букв и.т.п), которые свидетельствуют о наличи...

Система работы по предупреждению дисграфии у детей дошкольного возраста (методическое пособие)

Работа посвящена предупреждению дисграфии у детей дошкольного возраста.      Для лучшего понимания проблема рассмотрена в единстве: механизмы письменн...

Доклад из опыта работы на тему: «Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста с использованием методов кинезиологии»

Доклад из опыта работына тему:  «Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста с использованием методов кинезиологии»...