Работа по теме: «Коммуникативная функция речи. Логопедический аспект усвоения категории множественного числа существительных детьми дошкольного возраста».
материал по логопедии на тему

Логопедический аспект усвоения категории множественного числа существительных детьми дошкольного возраста». Практический материал (фрагменты занятий, игры и упражнения). Обследование ребёнка по категории числа. Тексты. Стихи, потешки, загадки. Информация для родителей: "Трудности русского языка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota1.docx51.9 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по теме:  

 «Коммуникативная функция речи. Логопедический аспект усвоения категории множественного числа существительных детьми дошкольного возраста».

В развивающейся сети специальных дошкольных учреждений значительное место занимают группы для детей с нарушенной речью: фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи. От правильной организации их жизни в специальном детском саду и создания условий для речевого общения в значительной мере зависит эффективность коррекционной работы логопеда.

У детей с недоразвитием речи наряду с основными – речевыми трудностями отмечается крайне низкий уровень вербальной коммуникативной активности в общении. Младшие дошкольники пользуются главным образом невербальными средствами. Воспитание у детей речевой активности – одна из важных задач начального этапа обучения.

Что значит развивать речь ребёнка? Ответ на этот вопрос и предельно прост, и в то же время чрезвычайно сложен. Конечно же, развивать у ребёнка речь – это учить его разговаривать. Однако как возникает и из чего складывается способность говорить – в этом-то и вся сложность. Говорить – это значит владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, слушать окружающих, понимать их речь, и многое другое. Всему этому ребёнок учится с помощью взрослого в дошкольные годы.

Выделить то главное и единственное качество или ту способность, которые свидетельствуют о правильном, нормальном развитии речи, очень трудно и потому, что человеческая речь – явление сложное и многослойное. Мы считаем, что ребёнок плохо говорит, когда у него плохая дикция или когда он не может ответить на простой вопрос, когда не в состоянии рассказать о том, что с ним только что произошло, когда мало и неохотно разговаривает с окружающими, когда затрудняется назвать словом многие предметы или действия и т. п. Очевидно, перечисленные недостатки отражают разные стороны недоразвития речи и могут не совпадать: ребёнок порой плохо произносит (или не произносит вовсе) многие звуки, но правильно по смыслу отвечает на вопросы взрослого и сам задаёт не менее интересные, очень мало разговаривает со сверстниками, но при этом легко и охотно беседует с близкими взрослыми и пр. Поэтому говорить о развитии (или недоразвитии) речи вообще невозможно. Обязательно следует понимать, какая именно сторона речи отстаёт; поняв суть, предпринять соответствующие меры.

Речь, как таковая, не развивается вообще, безотносительно к той роли, которую она выполняет в жизни ребёнка. Само по себе «овладение речью» не самостоятельная задача воспитания. И в то же время без овладения речью и без специальной работы, направленной на её развитие, не может быть полноценного психического и личностного развития ребёнка. Освоение речи перестраивает всю психическую жизнь дошкольника, делает возможным многие собственно человеческие формы поведения. Ведь речь – средство уникальное, универсальное и незаменимое, развивается как средство многих видов человеческой деятельности. Развивать речь ребёнка, не включая её в ту или иную деятельность, невозможно.

Среди всех функций речи в дошкольном возрасте самое главное, основное средство – общение с окружающими людьми. И её развитие в этот период во многом определяется развитием общения с взрослым. Каждой  форме общения соответствуют определённые особенности речи ребёнка – её лексика, грамматика (грамматический строй), выразительность.

Хорошо известно: дети одного возраста, поступившие в школу, имеют различный уровень речевого развития по множеству показателей – словарному запасу, выразительности, по инициативности вступления в речевые контакты, по умению найти необходимые слова. Различия эти зависят от уровня развития общения ребёнка. Дети с проблемами в речевом развитии во многих случаях обходятся неречевыми средствами – жестом, междометием, действием. Их речь неразрывно связана с действием и неотделима от него. Они не могут разговаривать с человеком, не видя его (например, по телефону), им обязательно нужно что-то показывать, двигаться, действовать. Долго слушать, а тем более долго говорить они не в состоянии; речь состоит из простых, коротких предложений; слова всегда связаны с конкретной предметной ситуацией, что выражается в обилии существительных, указательных местоимений и глаголов  конкретного действия и чаще всего в повелительном наклонении («поставь», «положи», «гляди»). Если таким детям предложить пересказать какую-нибудь знакомую историю, то пересказ трудно понять, так как перечисляются отрывочные действия или события («Девочка, клоун, там. Та ушла. Тут сидела. Лес был. Мишка там.»).

Но что делать, если ребёнок существенно отстаёт в развитии общения? Если в пять – шесть лет не может поддержать простой разговор, не умеет слушать других и выражать свои мысли словами? Научить его по-новому общаться со взрослыми на специальных индивидуальных занятиях, направленных на развитие речевого общения.

Занятия лучше начинать с того уровня общения, которого ребёнок уже достиг, т.е. с того, что ему интересно. Например, с совместных игр.

Постепенно, в ходе игр или после, дети вовлекаются в разговор на познавательную тему: им рассказывают о жизни и повадках животных, о машинах, о явлениях природы. Наглядный материал (иллюстративный) – различные виды детского лото: зоологическое, ботаническое. Но важно не просто сообщать интересные сведения, а стараться включить детей в разговор, делать их его равноправными участниками. Вот почему необходимо чаще их спрашивать, задавать наводящие вопросы, т.е. поддерживать и поощрять любую познавательную активность, любые проявления любознательности.

Своеобразие этого вида занятий в том, что познавательный материал становится центром общения, создаёт общность между ребёнком и взрослым. Затем необходимо сводить (очень постепенно) совместные игры и беседы к специальным занятиям, в которых совмещает коррекционную работу, направленную на исправление речевых недостатков, и работу, направленную на формирование внеситуативно-личностного речевого общения.

Разговаривая с взрослым, дети не прикладывают особых усилий, что бы их поняли, поддержали их, ответили им. Взрослые и так всё понимают. А вот сверстник не будет пытаться угадывать желания и настроения товарища, присматриваться, прислушиваться, вспоминать. Связность произносимых слов и полнота грамматической формы высказывания – важное условие успешного общения. Дошкольники, плохо умеющие говорить и не понимающие друг друга, не наладят интересную игру или содержательное общение. Ими быстро овладевает скука, и глядишь, ребята играют каждый в своём углу.

Таким образом, можно сделать вывод: для правильного развития речи ребёнка необходимо кроме прочих условий, общение со сверстниками. Но основной проводник в мир речевого общения и мышления – только взрослый, от которого зависит сама организация содержательного общения.

Для детей с задержками в речевом развитии характерно неумение научиться полноценному общению без специальных занятий, которые проводит логопед. Логопедические занятия необходимы не только для исправления неправильного звукопроизношения. Логопедическое воздействие должно быть коррекционно-развивающим, направленным в целом на формирование коммуникативных умений и навыков, осуществляемом в условиях учебно-игровой деятельности детей дошкольного возраста.  

Одной из частых проблем в развитии речи детей является сложность в усвоении категории множественного числа существительных детьми с проблемами в речевом развитии. Невозможность правильно установить взаимосвязь слов во фразе приводит к непониманию ребёнка взрослыми и сверстниками. Что в свою очередь приводит к массе других осложнений, например, даёт ребёнку осознание своего несходства со сверстниками, даёт, к сожалению, ребёнку ощущать свою неполноценность.

Дети с проблемами в речевом развитии допускают довольно много ошибок в употреблении существительных во множественном числе, как в именительном, так и в родительном падеже. Дети могут допускать, например, такие ошибки: вместо шкафЫ говорят шкАфы, вместо уши – Ухи, ухИ, вместо глаза – глАзы, глазЫ, вместо плиты – плитЫ, вместо деревья – деревЫ, деревА,  вместо стулья – стулЫ, стУлы и тому подобное. В случаях проверки категории существительных множественного числа в родительном падеже допускаются такие ошибки: вместо грибов – грибы (т.е. существительное ставится в именительный падеж вместо родительного), вместо ягод – ягоды, вместо деревьев – деревЫ, травы – травочки (используется уменьшительной формы существительного), медведи – медведех, медведях, волков – волках, зайцев – зайцех, зайцах, столов – столы, стульев – стулих, стулей, вишен – вишнев, кустов – кУстов, ёлок – Ёлков, ручек – ручкав и так далее.

Конечно, это только частный случай в общей проблеме исправления речи детей, но и этому необходимо уделять немалое внимание. В противном случае в дальнейшем у ребёнка будут возникать значительные трудности в обучении в школе, т.к. многие правила русского языка основаны на знании и умении ребёнком употреблять данную категорию. Нарушения письма и чтения приводят и к отставанию ребёнка в точных науках, потому что непонятное условие задачи не даст ребёнку возможность её решить. Отсюда вывод – необходимо начинать заниматься исправлением ошибок в данной категории с дошкольного возраста, со старших групп детского сада.

Прежде чем установить, есть ли у ребёнка трудности в употреблении существительных во множественном числе, нужно провести обследование речи ребёнка по категории множественного числа существительных. Для этого была разработана примерная методика обследования. Сначала ребёнку предлагается назвать парные картинки: кубик-кубики, стол-столы, ухо-уши и т.п. Или же можно предложить ребёнку «поиграть в слова»: «Я говорю про один предмет, а ты про несколько. Я скажу «кофта», а ты – «кофты», я скажу «коса», а ты – «косы». Затем проверяется умение ребёнка закончить фразу одним словом во множественном числе (обязательно используется опора на картинку):

- На лугу пасутся … (коровы, кони, козы …)

- На столе стоят … (чашки, цветы, вазы … )

Далее при проверке употребления существительных во множественном числе родительного падежа можно поиграть в игру «Чего не стало» (с использованием картинок, игрушек, реальных предметов). На стол выставляется по несколько пар предметов: 2 матрёшки, 2 ёлочки, 2 кубика, 2 машинки. Ребёнку предлагают посмотреть на стол, затем отвернуться, а в это время логопед убирает какую-либо пару и задаёт ребёнку вопрос: «Чего не стало?» Ответ требует от ребёнка употребления существительного во множественном числе в родительном падеже.

Затем ребёнку можно предложить по сюжетной картинке «Лес», «Зоопарк», «Комната» ответить, «чего или кого много в лесу, в зоопарке, в комнате. Ответ также требует от ребёнка употребления сложной для него категории. А так же можно предложить составить простые фразы – предложения с использованием существительных во множественном числе в родительном падеже (типа «Дети видели в зоопарке много зверей»).

Ответы детей обязательно фиксировать в медико-педагогических картах.

После проведённого обследования необходимо бывает, составит примерный план по исправлению данного недостатка. Естественно, работа эта не ведётся изолированно от исправления неправильного звукопроизношения. Поэтому речевой материал подбирался в соответствии с прохождением «Программы». Так, например, на звук У подбирались слова: утка, удав, удод; на звук А: аптека, антенна, автомат, альбом; на звук И: ива, индюк; на звук П: панама, папка, поэт, паук, пион, петух, павлин; на звук Т: тумба, тыква, утка, монета, витамин …т.е. слова, в которых нет труднопроизносимых для детей звуков на начальных этапах обучения. Далее, по мере прохождения «Программы», речевой материал усложняется, вводятся слова с теми звуками, которые дети уже прошли и научились правильно произносить. Таким образом, ребёнок сосредотачивает свои усилия на том, чтобы правильно образовывать категорию множественного числа данных существительных, а не о том, как нужно произносить трудные звуки. Аналогично подбираются слова по всем изучаемым звукам. Слова использовались по трём позициям: единственное число именительный падеж – множественное число именительный падеж – множественное число родительный падеж.

Утка – утки – уток

Удав – удавы – удавов

Аптека – аптеки – аптек

Антенна – антенны – антенн

Автомат – автоматы – автоматов

Индюк – индюки – индюков

Панама – панамы – панам

Тумба – тумбы – тумб

В данной работе был использован материал Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста». Кроме отдельных слов обязательно используются предложения, фразы, включающие в себя существительные в родительном падеже множественного числа. Эта категория (множественное число существительных в родительном падеже) вызывает у детей, обычно, значительные трудности. Ребёнок может сказать: «много вишнев, в комнате много стОлов, стУлов, в лесу много кУстов, много медведев, в саду много деревий».

Работа по исправлению ошибок в категории множественного числа существительных не ограничивается только упражнением детей в правильном употреблении слов в речи. С детьми проводится огромное количество дидактических игр и упражнений на данную тему. «Найдите место для своей картинки» -соотнеси картинку с одним предметом и несколькими; «У кого что?» - дети парами объединяют свои картинки с одним предметом и несколькими; упражнения в употреблении существительных во множественном числе включаются во многие занятия, например: тема «Весна», «Звуки Р-РЬ», «Один-Много» и т.д.

Игры «Один-Много», «Парные картинки», «А что у вас?», «Кто где живёт?», «Один-Много-Нет» можно использовать и как самостоятельные игры, и как оргмоменты в начале занятия, и как физкультминутки в середине занятия.

Дидактические игры «Чего не стало?», «Чего не хватает?» тренируют детей в правильном употреблении категории множественного числа и знакомит детей с устройством реальных предметов, воспитывает у детей внимание, память.

Игра «Кто что делает?» кроме основной задачи закрепляет знания детей о профессиях.

Игра «Украсим ёлку» закрепляет знания детей об основных цветах и их оттенках.

Игра «»Все трудятся» решает сразу три задачи: правильное употребление категории множественного числа существительных, закрепление знаний о профессиях, закрепление знаний детей об орудиях труда.

При исправлении ошибок в употреблении данной категории не обязательно проводить целые занятия по данной теме (хотя совсем без них нельзя обойтись). Фрагменты этой работы реально использовать и в других занятиях, направленных на исправление других дефектов.

Приводить все игры, упражнения, фрагменты занятий, способствующие исправлению ошибок в категории множественного числа нет возможности. Их можно прочитать в «Приложении».

Как усложнение данной работы – использование различных текстов, стихов, загадок в работе. Тексты используются лёгкие, адаптированные, доступные детскому пониманию, короткие, несложные по содержанию. Например, текст «Котята».

«У кошки Мурки котята. Котята пищали. Мы дали котятам молоко. Котята поели, потом уснули. Мы назвали котят Пушок и Мурзик».

Текст предварительно прочитывается детям, а затем детям предлагается определить, назвать слова во множественном числе, ответить на вопросы, используя данные слова, пересказать текст, правильно употребляя слова во множественном числе в различных падежах.

Работа по усвоению детьми категории множественного числа существительных длительная, углублённая и должна проводиться на протяжении всего учебного времени ребёнка. Только тогда эта работа даст нам желаемые результаты. А основным результатом является успешное обучение ребёнка в школе.

Из 13-15 детей, поступающих в логопедические группы при поступлении обнаруживают  значительные затруднения в использовании в речи данной категории 10-11 человек, т.е. только у двух - трёх детей такие ошибки не были выявлены. Анализ работ по русскому  языку наших выпускников прошлых лет (проводился совместно с учителями начальных классов школ №№ 662,251) показывает, что дети, с которыми проводилась углублённая коррекционная работа по исправлению неправильного употребления категории множественного числа существительных практически не допускают ошибок на письме в окончаниях существительных, прилагательных, более грамотно выражают свои мысли, а, следовательно, могут более полноценно общаться с окружающими не только письменно, но и словесно. А это, в свою очередь, снимает значительные проблемы в общении между ребёнком, взрослым и его сверстниками. Таким образом, наши воспитанники имеют возможность полноценного общения и в дальнейшем станут социально благополучными членами общества.

Практический материал

(фрагменты занятий, игры и упражнения)

к работе «Коммуникативная функция речи. Логопедический аспект усвоения категории множественного числа существительных детьми дошкольного возраста».

Упражнение «Найдите место для своей картинки»

Цель: Закреплять умение различать форму единственного и множественного числа существительных в именительном падеже.

Оборудование: Картинки с изображением одного предмета, нескольких предметов.

Ход упражнения: Логопед выставляет на доске слева картинку, на которой изображен один предмет, справа ту, где несколько предметов. Дети, посмотрев на свои картинки, должны правильно поставить и назвать их.

Упражнение «У кого что?»

(может проводиться как Оргмомент)

Цель: Упражнять детей в правильном употреблении существительных в единственном и множественном числе. Учить внимательно, слушать и слышать ответы товарищей.

Оборудование: Картинки с изображением одного или нескольких предметов.

Ход упражнения: У детей на столах картинки (елка или елки, кот или коты…). Детям дают время рассмотреть картинки, затем предлагают назвать: «У кого что?» Если ребенок говорит: «У меня елка», то следующий отвечает: «У меня елки». Если ребенок говорит: «У меня коты», то следующим отвечает тот, у кого картинка «кот»: «А у меня кот» и т.д.

Упражнение на различение окончаний существительных – Ы, - И.

Цель: Учить слышать и различать окончания – Ы, - И во множественном числе. Выделять гласный звук в конце слова, правильно произносить слова. Развивать умение слушать внимательно.

Оборудование: картинки с изображением предметов, которые во множественном числе имеют окончания – Ы, - И (маки – пионы, утки – дубы, ленты – клетки…).

Ход упражнения: Детям предлагают четко произнести название картинок, выделяя голосом (интонируя) окончание. Затем детям предлагают догадаться, какая из двух картинок была загадана, если последний звук загаданного слова – Ы (или –И), вызванный ребенок называет отгадку.

Обращается внимание детей на окончание имен существительных во множественном числе ( -Ы, - И).

Упражнение в делении слов на слоги.

Когда проводилось упражнение, основной целью которого было деление слов на слоги, то старались подобрать слова не только в единственном, но и во множественном числе:

Дом – дома                        зонт – зонты                карман – карманы

Мак – маки                        кот – коты                        клетка – клетки

Фрагмент занятия. Тема «Звуки Р – РЬ».

Пересказ текста:

«Мама ушла на работу. Вера и Варя были дома. Они решили помогать маме. В раковине было много грязной посуды. Вера и Варя стали ее мыть. Они мыли: тарелки, кружки, миски, кастрюли, блюдца, сковороды. Мама пришла и сказала: «Молодцы, Вера и Варя, как много вы помыли тарелок, кружек, мисок, кастрюль, блюдец… Спасибо вам».

Фрагмент занятия. Тема «Звуки Р – РЬ».

Стихотворение «Паровоз».

-Паровоз, паровоз, что в подарок нам привез?

-Я привез цветные книжки – пусть читают ребятишки,

-Я привез карандаши, пусть рисуют малыши.

Над стихотворением работали так:

  1. Читали детям стихотворение.
  2. Предлагали назвать слова, которые обозначают несколько предметов.
  3. При повторном чтении предлагали закончить фразу в рифму словом во множественном числе.
  4. Учили стихотворение наизусть.

В дальнейшем: 1. Дети рассказывали это стихотворение по ролям.

                          2.Проводили как физкультминутку.

План занятия. Тема «Один – Много».

Цель: Практическое усвоение категории множественного числа существительных в именительном и родительном падежах, сложноподчиненные предложения.

Оборудование: картинки с изображением животных и их детенышей.

Ход занятия: 1. Оргмомент. Логопед называет животное или птицу, ребенок говорит, какие звуки издает данное животное, данная птица. Логопед: «Ослик». Ребенок: «ИА-ИА», (корова: Му-Му, курица: ко-ко-ко, кукушка: ку-ку, лошадь: иго-го, гусь: га-га, овца: ме-ме…).

2. Сообщение темы занятия. Логопед предлагает назвать сначала домашних, затем диких животных.

Ответить по картинкам «Кто у кого?» «У кого кто?»

Образец ответа: У коровы теленок.

                            У коров телята.

                            Теленок у коровы.

                            Телята у коров.

3. Составить предложения по двум картинкам («волчата», «лисята»)

  • Волчата у волчицы, а лисята у лисы.
  1. Составить предложения по картинкам (лиса и лисята, лев и львята, волчица и волчата).
  • У лисы много лисят. У волчицы много волчат.
  1. Дополнить предложение и ответить на вопросы (полным ответом)
  • В стае волков было много … (волчат)
  • Кого было много в стае волков?
  • Зайцы защищают своих … (зайчат)
  • Кого защищают зайцы?
  1. Детям раздают по две картинки. Дети должны рассмотреть их и сказать, чем они отличаются.

Образец ответа: Здесь есть медвежата, а здесь нет медвежат.

На этой картинке есть лисята, а на этой картинке нет лисят.

  1. Итог занятия. Кого было много на картинках?

План подгруппового занятия. Тема «Весна».

Цель: Учить правильно, употреблять существительные во множественном числе при составлении рассказа о весне.

Оборудование: картинки (солнце, тающий снег, лужи, проталины, деревья, кусты, подснежники).

Ход занятия: 1. Оргмомент. «Скажи про несколько». (Лужа – лужи, куст – кусты, подснежник – подснежники, дождь – дожди, желудь – желуди …).

2. На доске  выставляется картинка, изображающая солнце, лужи …

  • Логопед спрашивает у детей:

- Какое время года изображено на картинке?

- Весна.

- Как вы догадались?

- Ярко светит солнце.

- А если солнце светит ярко, что происходит со снегом?

- Снег тает.

- Что появляется, когда тает снег?

- Лужи.

  • Логопед показывает картинки и обговаривает их с детьми:

- Что появилось на пригорке?

- На пригорке появились проталины.

- А что это?

- Деревья и кусты.

- Что весной происходит с деревьями и кустами?

- На ветках деревьев и кустов набухают почки.

- А теперь мы в лесу. Что здесь происходит?

- В лесу цветут подснежники.

- В лесу поют птицы.

        3. Воспроизведение рассказа с использованием картинок.

«Ярко светит солнце. Снег стал таять. Появились первые лужи. На пригорках и около стволов деревьев можно увидеть проталины. На ветках деревьев и кустов набухли почки. Скоро из них покажутся клейкие листочки. В лесу поют птицы и цветут первые нежные белые подснежники».

  1. Итог занятия.

Игра «Один – Несколько».

Цель: Закреплять умение образовывать множественное число существительных от единственного числа.

Оборудование: мяч (речевой материал подбирается в соответствии с темой занятия).

Ход игры:1 вариант: Дети встают в круг. Логопед в центре круга. Логопед бросает мяч ребенку, говорит: «Лапа», ребенок, перебрасывая мяч логопеду, говорит: «Лапы» и т.д.

2 вариант: Дети образуют единственное число существительных от множественного. «Лапы – лапа»».

Игра «Парные картинки».

Цель: Учить детей употреблять в речи существительные в именительном падеже, во множественном и единственном числе.

Оборудование: парные картинки.

Ход игры: 1 вариант: По показанной логопедом картинке ребенок отыскивает у себя такую же и правильно называет ее.

Логопед: «У кого есть такая же картинка?»

Ребенок, у которого есть такая же картинка, называет ее и отдает. Игра продолжается до тех пор, пока не будут возвращены логопеду все пары картинок.

2 вариант: «У меня мяч. А у кого много?» Ребенок отвечает, отдает картинку.

Игра «А что у вас?».

Цель: Закрепить умение правильно образовывать множественное число существительных в именительном падеже.

Оборудование: игра «Лото»

Ход игры: 1 вариант: Принцип игры тот же, что и для лото. На больших картах лото даны изображения различных предметов (шар, кот, стол, стул, диван, тарелка, кукла и т.д.). На маленьких карточках такие же предметы, но во множественном числе. Ведущий сам называет предмет во множественном числе: «У меня шары. А что у вас? – А у меня шар».

2 вариант: Ведущий, молча, показывает маленькую карточку с изображением предмета. Имеющий этот предмет на своей картинке должен назвать его в единственном и множественном числе: «У вас шары, а у меня шар».

Игра «Кто, где живет?»

Цель: Закрепить умение правильно называть животных во множественном числе именительного падежа. Закрепить знания детей о том, где живут животные, птицы, насекомые.

Оборудование: фланелеграф, плоскостные изображения животных, насекомых, птиц, мест их обитания.

Ход игры: Всем детям раздаются фигурки животных (по 2-3): белки, медведи, скворцы, муравьи, кошки, собаки …

Логопед на фланелеграф выставляет картинку «Дупло».

- Кто живет в дупле?

Приносят картинки дети, у кого «Белки».

- В дупле живут белки.

Таким образом, выставляются все картинки. За каждый правильный ответ дети получают флажок или фишку. У кого их больше, тот победил в игре.

В итоге дети рассматривают выставленные картинки. Логопед говорит, что все животные, птицы, насекомые живут теперь в своих домах. Логопед: - В дупле живут …

- Дети: - Белки.

- В берлоге живут …

- Медведи.

- В норе живут …

- Мыши.

- В скворечнике живут …

- Скворцы.

- В муравейнике живут …

- Муравьи.

У игры могут быть и другие варианты.

Дидактическая игра «Кто, что делает?»

Цель: Упражнять в образовании и употреблении существительных во множественном числе, именительном падеже. Закрепить знания детей о профессиях.

Оборудование: картинки, изображающие людей разных профессий, картинки, изображающие «результаты труда».

Ход игры: Большие карты – у логопеда, маленькие – у детей.

Логопед: - У меня повар (показывает картинку).

-Что делает повар?

Ребенок: - У меня картинка «пироги». Повар печет пироги.

За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Фишки подсчитывают. У кого их больше, тот и победил в игре.

Дидактическая игра «Угадай, чего не стало».

Цель: Практическое усвоение категории существительных множественного числа в родительном падеже.

Оборудование: картинки с изображением различных предметов.

Можно использовать игрушки или реальные предметы.

Ход игры: Выставляются 4-5 картинок. Дети называют их, затем логопед предлагает детям закрыть глаза или отвернуться, убирает одну картинку. Спрашивает: «Чего не стало?» или «Кого не стало?»

Упражнение «Чего нет» или «Чего не хватает?»

Цель: Практическое употребление существительных множественного числа в родительном падеже. Развивать внимание и наблюдательность.

Оборудование: картинки с изображением предметов, у которых нет некоторых частей (у машины – колес, у дома – окон).

Ход упражнения: 1 вариант: Детям раздаются картинки, предлагают внимательно рассмотреть их, составить предложения, в которых бы говорилось «чего нет».

- У машины нет колес.

- У дома нет окон.

Или, если стоит цель упражнять в употреблении предлога БЕЗ, то:

- Люстра без ламп.

- Дома без окон.

2 вариант: Берутся пары картинок: Девочка с лыжами, девочка без лыж. Мальчик с мячами, мальчик без мячей.

Ход игры: Логопед раздает детям пары картинок. Предлагает, рассмотрев их, отметить, чем отличаются картинки. Составить предложения по данному образцу:

- У Ани лыжи, а у Оли нет лыж.

- У этого дерева листья, а у этого нет листьев.

- У Тани косы, а у Лены нет кос.

- У Коли мячи, а у Мити нет мячей.

Здесь же дети упражняются и в составлении сложноподчиненных предложений.

Упражнение «Украсим елку».

Цель: Учить детей правильно употреблять существительные во множественном числе (именительный и родительный падежи).

Оборудование: елка – «малютка», елочные игрушки.

Ход упражнения: логопед говорит детям о том, что скоро Новый год и дети будут наряжать елочку.

Ребенок: «У меня шары, я повешу шары».

Другой ребенок: «У меня флажки, я повешу флажки».

В итоге детям предлагается полюбоваться нарядной елочкой и назвать, чего на елочке много.

Дети отвечают: много бус, шаров, флажков, хлопушек, фонариков.

Упражнение «Закончи предложение» - «Все трудятся».

Цель: Упражнять в образовании и употреблении существительных во множественном числе, именительном падеже. Закреплять знания детей о профессиях.

Оборудование: картинки с изображением людей разных профессий.

Ход упражнения: Детям предлагают (с опорой на картинки) закончить предложения такого типа:

Портниха шьет … платья.

Машинист водит … поезда. И т.д.

     

Обследование ребенка по категории числа.

Цель: 1. Выявить умение образовывать форму множественного числа от единственного.

2. Выявить умение употреблять существительные именительного и родительного падежа во множественном числе.

Материал: 1. Картинки с изображением предмета, предметов.

(по 4 слова на м.р., ж.р., ср.р. с различным окончанием, - 12 картинок).

Кубик – кубики                                глаз – глаза

Банка – банки                                стол – столы

Шар – шары                                стул – стулья

Кофта – кофты                                окно – окна

Коса – косы                                ухо – уши

Плита – плиты                                дерево – деревья

Мышь – мыши

2. Картинки, изображающие детенышей животных.

3. Могут быть картинки – 2 на тему: лес, комната, зоопарк, луг …

4. Набор игрушек или предметов (по 2-3) (матрешки, кубики, грибы, шары, елки).

2. Обследование.

Примерный ход обследования.

  1. Предлагаю ребенку назвать парные картинки: один – несколько или предлагаю ребенку поиграть в слова:

- Я буду говорить про один предмет, а ты про несколько. Я скажу – кубик, а ты – кубики … и т.д.

Когда я вижу что ребенок понял задание, то предлагаю ему для образования множественного числа примерно такой ряд:

Коза – козы, комок – комки, стул – стулья, глаз – глаза, воробей – воробьи, рука – руки, рукав – рукава, окно – окна, лоб – лбы.

  1. Предлагаю закончить фразу, начатую логопедом.

- Я начну говорить, а ты закончи словом, которое подойдет. (здесь может быть опора на картинку).

Логопед: - На лугу пасутся …

Ребенок: - Козы.

- В вазе стоят …

- Цветы или розы.

Можно предложить составить предложение по картинке (тематика как в пункте выше ).

  1. При проверке употребления существительных во множественном числе родительного падежа предлагала следующие задания.

Показываю картинку «Лес», «Комната», «Зоопарк».

Спрашиваю:

- Расскажи чего (кого) много в лесу, в этой комнате?

Составить предложение по картинке (сюжет картинки предусматривает использование нужных грамматических форм)

- Дети видели в зоопарке много зверей.

- У Кати лыжи, а у Оли нет лыж.

Игра «Угадай чего не стало?»

(можно использовать картинные игрушки, предметы)

Ответы детей заносила в медикопедагогические  карты, а затем сравнила, проанализировала ошибки, которые допускали дети.

Тексты.

  1. Текст предлагали прослушать.
  2. Назвать слова, которые обозначают одни или несколько предметов.
  3. Ответить на вопросы:
  • Одним словом
  • Полным предложением
  1. Пересказать или выучить рассказ.

Новый дом.

Это новый дом. У дома поляна. Алик и Катя копают ямы. Тут будут клены, ели, липы.

Галя и гуси.

Галя маленькая. Галю испугали гуси. Гуси гоготали: га-га-га. Ты не бойся, Галя, гусей, гони их. Галя гонит веткой гусей. Гуси бегут от Гали.

Котята.

У кошки Мурки котята. Котята пищали. Мы им дали молока. Котята поели, а потом уснули. Мы назвали котят Пушок и Мурзик.

Зайчата.

Было лето. Алеша и Вова зашли в лес. Тут Алеша увидел зайчат. Он быстро накрыл их платком. Зайчат принесли домой. Теперь зайчата живут в детском саду. Там есть уголок живой природы.

Утка и утята.

Было лето. Юра и Яша шли по берегу озера. Вдруг из-за куста вылетела утка. Юра и Яша подошли к кусту. Из-под куста выбежали маленькие утята и побежали к матери. Утка спустилась в воду и поплыла. Она крякала и звала утят. Утята один за другим спустились в воду. Они поплыли за уткой.

Птичий двор.

В колхозе большой птичий двор. На дворе гуляют гуси и гусята, утки и утята, куры и цыплята. Птиц кормит птичница бабушка Настя. Ей помогают Таня и Катя. Они кормят гусят, утят и цыплят.

Игрушки.

На елке детям подарили много игрушек. Кирюша получил юлу. Лиза получила большую куклу. У Марины матрешки. Ваня был рад барабану. У Ромы кубики, он строит из них дом. Ребята дружно играли новыми игрушками.

Уборка.

Мама ушла на работу. Катя и Оля были дома. Они решили убрать комнату и помыть посуду. Катя взяла тряпку и вытерла стол, стулья, игрушки, шкаф. Оля мыла посуду: тарелки, чашки, ложки, вилки, блюдца. Когда пришла мама все было чисто.

Стихи, потешки, загадки.

Подскажи слово

Жил на свете человек,

Скрюченные … (ножки),

И гулял он целый век

По скрюченной дорожке.

А за скрюченной рекой,

В скрюченном домишке

Жили летом и зимой

Скрюченные … (мышки)

И стояли у ворот

Скрюченные … (елки)

И гуляли без забот

Скрюченные … (волки)

И была у них одна

Скрюченная … (кошка)

И мяукала она, сидя у окошка

Цыплята – наши есть хотят

Мы накормить должны … (цыплят).

Гуси

Выпал иней на … луга

Щиплет гусям … лапки.

- Гуси, гуси!

- Га-га-га!

- Надевайте … тапки!

Надевайте … тапки

Берегите … лапки.

Мошки

Облепили лампу … мошки,

Греют тоненькие … ножки.

Осторожно, … мошки!

Обожжете … ножки!

Лягушка

Лягушка-попрыгушка-

… глазки на макушке.

Прячьтесь от лягушки

… комары да … мушки!

Листопад

Падают, падают … листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Бантики

У нашей у Катюши

Прямо на макушке

Не жуки, не птички

Держат две … косички

                        (банты)

Сели птицы на страницы,

Знают быль и … небылицы

                        (буквы)

Чтобы осень не промокла,

Ни раскисла от воды,

Превратил он лужи в стекла

Сделал снежные … сады

                        (мороз)

Что за коняшки,

На всех тельняшки.

                        (зебры)

Иголки лежали, лежали

И под стол убежали.

                        (еж)

Маленькие лапки,

В лапках царапки.

                        (кошка)

Маленькие … зверьки,

Серенькие … шубки,

Длинные … хвосты,

Черненькие … глазки

Острые … зубки.

                        (мыши)

Крылатый, горластый,

Красные … ласты

                        (гусь)

Целый день «уа-уа»,

Вот и все его … слова

                        (ребенок)

Какой это мастер

На стекла нанес

И листья и травы

И заросли роз?

                        (мороз)

За рекой они росли,

Их на праздник привезли

На веточках иголки

Что же это … елки.

С неба падают зимою,

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые … снежинки.

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это … снегири.

Ясными ночками

Гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она:

- Спать ложитесь, поздно!-

Потому что мать – Луна,

А дочурки … звезды.

Пять утят, пять опят

У Вити – опята, у Пети – утята.

Слыхали бобы о грибах,

Пошли бобы по грибы,

А грибы забрались под дубы

И остались бобы на бобах.

Для родителей в разделе

«Трудности русского языка» помещаются следующие слова:

царевна

царевны

царевен

читальня

читальни

читален

чулок

чулки

чулок

чудо

чудеса

чудес

-

шорты

шорт

щавель

-

щавеля

-

ясли

яслей

Свекла (не свекла)

свеклы

свекол

седло

седла

седел

селезень

селезни

селезней

село

села

сел

сережка

сережки

сережек

семя

семена

семян

спальня

спальни

спален

сплетня

сплетни

сплетен

сотня

сотни

сотен

судьба

судьбы

судеб

судья

судьи

судей

-

тефтели

тефтелей

туфля

туфли

туфель

носок

носки

носков

апельсин

апельсины

апельсинов

оладья

оладьи

оладий

мандарин

мандарины

мандаринов

блюдце

блюдца

блюдец

яблоко

яблоки

яблок

полотенце

полотенца

полотенец

простыня

простыни

простынь

место

места

мест

дело

дела

дел

-

обои

обоев

-

очки

очков

-

очистки

очистков

пельмень

пельмени

пельменей

петля

петли

петель

пламя

-

пламени

платье

платья

платьев

ремень

ремни

ремней

рожь

-

ржи

сабля

сабли

сабель

свадьба

свадьбы

свадеб

Не изменяются: пианино, кофе, какао, пальто, метро, кино, шоссе, эскимо, радио, повидло и т.д.

Литература:

  1. Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева  «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников»

Москва, «Просвещение»,1990.

  1. С.А.Миронова «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников»

Москва, «Просвещение»,1991.

  1. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР»

Москва, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий "Согласование множественного числа существительных с числительными в родительном падеже"

Занятие проводилось в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III ур.  Закреплялась лексика по темам " домашние животные", "зимующие птицы", "фрукты", дети знакомились с согласованием   у дете...

Конспект логопедического занятия по теме «Творительный падеж множественного числа существительных»

Конспект занятия для детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи по теме "Творительный падеж множественного числа существительных", целью которого является развитие лексико-грамматических средств языка....

Конспект логопедического занятия "Творительный падеж множественного числа имен существительных"

Цель занятия: формирование навыка образования существительных  творительного падежа множественного числа, используя различные типы окончаний данной падежной формы....

Особенности формирования падежных форм множественного числа существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования падежных форм множественного числа существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Материал для родителей - Употребление в речи родительного падежа множественного числа существительных

Употребление в речи родительного падежа множественного числа существительных...

Тема: «Коммуникативные игры - наиболее простой и эффективный способ развития навыка общения у детей дошкольного возраста»

Проблема общения и взаимодействия личностей очень важна в современном обществе. И развивать эти функции лучше всего с детства. И конечно, проще всего чему–то научить ребёнка в форме игры. Так мо...