Упражнения для пальцев рук, сопровождающие артикуляционные упражнения. ( для воспитателей)
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Маньковская Лариса Николаевна

Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artik._i_palchik_vmeste.docx267.65 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для пальцев рук, сопровождающие артикуляционные упражнения.

( для воспитателей)

          Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ (биоэнергопластика). Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику.

Лодочка

№ 1 «Лодочка»
Улыбнуться, показать нижние и верхние зубы, произнести и-и-и. Чередовать с упражнением №2.

Обе ладони соединены ребрами, подушечки средних, безымянных и мизинцев соединены, большие пальцы прижаты к ладоням.

Дудочка

№ 2 «Дудочка» 
Вытянуть губы вперед, произнести у-у-у... 
Чередовать с упражнением №1

Пальцы в щепотку

Пальцы собраны в щепотку

Лопата

№ 3 «Лопатка»
Приоткрыть рот, положить спокойный, широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в этом положении на счёт 1-5. Следить за губой, не подворачивать её. Пошлёпать язык губами пя-пя-пя, покусать зубами тя-тя-тя... Подуть на язык, прижав его верхней губой. Выдох плавный, долгий. Щёки не надувать.

Пальцы рук врозь

Пальцы рук врозь, веером

Солнышко

№ 4 «Солнышко»
Поднять широкий язык вверх, положить на верхнюю губу, обнажив нижние зубы, удержать (раз, два), опустить широкий язык на нижнюю губу (три, четыре)

Кисти рук вверх

Кисти рук вверх на момент поднятия языка на верхнюю губу, согнуть пальцы на угол 90 градусов к ладони на момент опускания языка на нижнюю губу.

Заборчик

№ 5 «Заборчик»
Губы в улыбке, зубы сближены, обнажены.

Ребра рук

Ребра рук соединены, пальцы сомкнуты; кисти рук расположены вертикально

Иголочка

№ 6 «Иголочка»
Приоткрыть рот, высунуть узкий, длинный язык далеко вперёд.

Пальцы собраны в щёпоть

Пальцы собраны в щёпоть

Чашечка

№ 7 «Чашечка» 
Приоткрыть рот, положить широкий, спокойный язык на нижнюю губу, края языка медленно поднять кверху. Удержать чашечку на счёт 1-5.

Соединить кисти рук

Соединить кисти рук ребрами, ладони вверх - «лепешка». Соединяя одноимённые пальцы рук, приподнять прижатые к ладоням большие пальцы.

Бублик

№ 8 «Бублик»
Губы образуют овал, обнажая зубы. Между зубами расстояние равное примерно 1-3 мм.

указательный, средний, безымянный пальцы

Соединять поочерёдно с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала одной рукой, потом двумя одновременно.

Качели

№ 9 «Качели»
Приоткрыть рот, улыбнуться, спрятать широкий язык за нижние зубы (раз, два), затем за верхние (три, четыре). Темп медленный.

руки вверх вниз

Движения кистью руки вверх вниз, сгибая в лучезапястном суставе.

варенье

№ 10 «Вкусное варенье»
Приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна!

Кисть руки

Кисть руки горизонтально, сгибать пальцы в ритм движению языка по губе в рот.

Орешки

№ 11 «Орешки»
Кончиком языка упираться в щёки изнутри поочерёдно. Губы сомкнуты.

Рука стоит на столе ребром

Рука стоит на столе ребром. Сгибать кисть в лучезапястном суставе вправо - влево. Обязательное условие: кисть руки сгибается в ту же сторону, в которую двигается язык.

Пароход

№ 12 «Пароход»
Приоткрыть рот, прикусить широкий край языка зубами. Включить голос: ы-ы-ы. Выключить, язык не убирать, повторить упражнение.

Обе ладони

Обе ладони поставлены на рёбра, кончики одноимённых пальцев соединены, а большие пальцы вытянуты вверх.

Чистим зубки

№ 13 «Чистим зубки»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая движения из стороны в сторону, потом снизу вверх. Кончик языка широкий, челюсть неподвижна.

Пальцы рук

Пальцы рук согнуты на 90 градусов к ладони, двигаются вправо - влево, синхронное языком.

Индюк

№ 14 «Индюк»
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу. «Поглаживать» губу языком движением вперёд-назад. Добавить голос (б-б-б). Выполнить в быстром темпе, медленном темпе, темп чередовать.

Руки ладонями вверх

Руки ладонями вверх горизонтально, двигая языком по губе в рот, сгибать пальцы. Ритм движений рук соответствует ритму движения языка.

Часики

№ 15 «Часики»
Рот приоткрыть, улыбнуться, выполнять движения языком вправо-
плево.

Указательный палец выпрямлен

Указательный палец выпрямлен, а все остальные согнуты и прижаты к ладони, двигать указательным пальнем в том же направлении, куда и язык (вправо-влево)

Лошадка

№ 16 «Лошадка»
Цоканье (щёлканье) языком.

ладонь на ребре от себя

Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху па неё накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху (уши).

Грибок

№ 17 «Грибок»
Губы в улыбке, показать зубы, приоткрыть рот, «приклеить» широкий язык к нёбу, и, не отпуская языка, широко открыть рот, удерживая язык на раз, два.

руки

Указательный палец - ножка гриба - приставляем к ладони другой руки - шляпке, под медленный счет меняем положение рук.

Барабан

№ 19 «Барабан»
Приоткрыть рот, улыбнуться. Завести кончик языка за верхние зубы и произнести д-д-д многократно. Выполнить медленно, затем быстро. Челюсть неподвижна.

Пальчики маршируют

Пальчики «маршируют» в ритм с ударами языка.
Указательный и средний пальцы (ноги) имитируют ходьбу, остальные пальцы согнуты и прижаты к ладони.

мяч в ворота

№ 20 «Забей мяч в ворота»
Положить широкий язык на нижнюю губу и подуть на поролоновый мячик плавной струей воздуха или резкой, отрывистой воздушной струей.

Щёлкать по мячику

Щёлкать по мячику (из поролона или ваты) поочерёдно указательным и другими пальцами от большого. Выполнять шелбаны сначала одной рукой, потом другой.

Лягушка

№ 21 «Лягушка»
Опустить челюсть на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного), кончик языка у нижних резцов, губы округлены, зафиксировать открытое положение и закрыть рот.

массаж рук

4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палеп прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх.

Горка

№ 22 «Горка»
Широко открыть рот; широкий язык опусти за нижние зубы, упираясь в них языком; плотно прижать боковые края к верхним коренным зубам

артикуляционная гимнастика

Кисти рук приподняты над столом, соединены поименные пальцы (подушечки одной руки на ногтях другой).
Мы пальцы согнули.
Соединили -
Высокую горку
Из пальцев сложили

Маляр

№ 23 «Маляр»
Улыбнуться, открыть рот, поднять язык к бугорочкам; водить кончиком языка, как кистью, по нёбу вперёд-назад; следить, чтоб кончик языка не высовывался изо рта, а губы и нижняя челюсть не двигались.

артикуляция

Движениями от кончиков пальцев до лучезапястного сустава и обратно «красить» потолок-ладонь одной руки кончиками пальцев другой, в одинаковом направлении с движением языка.
Продолжить другой рукой.

Змейка

№ 24 «Змейка»
Двигать узким языком из стороны в сторону, изо рта и обратно в рот.

руки и массаж

Пальцы плотно прижаты друг к другу, движения кистью из стороны в сторону, вперед-назад (при движении назад - со сгибанием пальцев под углом 90 градусов к ладони)

Язычок - счетовод

№ 25 «Язычок – счетовод»
Прикасаться кончиком языка поочередно к каждому зубу верхнего ряда, потом - нижнего.

пальцы загибыть

Загибать поочередно пальцы, молча считая-дотрагиваясь языком до каждого зуба. Загибать пальцы на одной, а затем и на другой руке.

Дождик

№ 26 «Дождик»
Стучать кончиком языка в бугорки за верхними зубами: Д-Д-Д... Контролировать толчки воздуха от каждого удара, не опускать кончик языка, стараясь достать до тучи-неба.

Ударять указательным пальцем

Ударять указательным и поочередно последующими пальцами одной руки, как капельками дождя, по ладони другой. Затем сменить положение рук. Движения выполнять в такт ударам языком.

Пила

№ 27 «Пила»
Приоткрыть рот, ударить кончиком языка за верхними резцами и, удерживая так язык, с силой подуть на него: Джж-Джж...

Самомассаж рук

Самомассаж рук (растирание): одна рука лежит на столе, ребро другой - на ней перпендикулярно, рука двигается ребром (пилой) от ногтей к запястью.

Кошка лакает молоко

№ 28 «Кошка лакает молоко»
Язык - чашечка, занести чашечку в рот, делать движения не спеша, не опуская кончик и боковые края языка.

Кошка из пальцев

«Кошка»: средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты вверх и округлены.

Гармошка

№ 29 «Гармошка»
Медленно щелкнуть языком и присосать его к нёбу; но опуская язык, закрывать и открывать рот (подъязычная уздечка растягивается, как меха гармошки).

руки на стол ладонями

Положить руки на стол ладонями вниз, пальцы сомкнуты. Раздвигать и соединять пальцы в ритм закрыванию и открыванию рта.
Мои ладошки,
Как гармошки.

Три ступеньки

№ 30 «Три ступеньки»
Сделать чашечку языком, дотрагиваться до верхней губы - 1 ступень, до верхних резцов - 2, до верхних бугорков - 3 ступень

Большой палец

Большой палец одной руки ложиться на большой палец другой, на него указательный одной и другой рук, кончики всех пальцев поочередно ложатся друг на друга - лесенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биоэнергопластика, сопровождающая артикуляционные упражнения

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Чтобы до...

Упражнения для пальцев рук, сопровождающие артикуляционные упражнения

Сопряженная гимнастика. Развитие мелкой и артикуляционной моторики....

Памятка для воспитателей по развитию мелкой моторики пальцев рук. Общие правила, упражнения, игры

Полноценное развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, а именно в 3-6 летнем возрасте, очень важно, поскольку от этого зависят речевые навыки, успехи в обучении и социализация....

Упражнения для пальцев рук, сопровождающие артикуляционные упражнения

Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ (биоэнергопластика). Совместные движени...

Упражнения для пальцев рук, сопровождающие артикуляционные упражнения

Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ (биоэнергопластика). Совместные движени...

Артикуляционные упражнения с движением пальцев рук.

Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллекту...