Логико-стилистические упражнения К.Д. Ушинского в работе с детьми с ОНР
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Баукова Ирина

Комплекс упражнений используемых в работе с детьми с ОНР, по развитию грамматического строя речи ( изменение по падежам).Данные упражнения в игоровой форме совершенствуют грамматический строй ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

К.Д.Ушинский-логико-стилистические упражнения из «родного слова» , которые я использую  в работе с детьми с ОНР.

№1.Части дома,  Экипажа,   Колеса,  Растения, Животного.

Мох  растение, а  булыжник   камень. - Сокол  птица, а   птица  животное. – Час

мера  времени, а  аршин  мера  длины.  – Январь  зимний   месяц,  а май?....- Кот

четвероногое   животное,  а  сверчок?...-  Мята  трава,   а  трава?...- Колесо  часть

экипажа,  а ступица?..   -   Пасть   часть  животного, а  корень?...

 

№2.Части  головы , Ступни,   Кисти.

Плечо   часть   руки, а  рука?...- Пятка  часть   ступни, а   ступня?...-Крыша  часть

дома, а  дом? … - Купол   часть   церкви,  а   церковь?  … - Локоть  часть руки, а

колено? …-Волк    хищный  зверь, а  орёл?  …-Спина   часть  туловища, а темя?.. –Декабрь  зимний   месяц,  а  октябрь?...

№3.Родство  и   Свойство

 

И дядя  и  тётя… . И  серебро,  и   медь… .  И  известь,  и  глина… .И  роза,   и

тюльпан… . И  незабудки,  и  ландыш… .  И  рожь,  и  пшеница… .  И сосна,  и

и мох… . И  кошка,  и  заяц… . И  пчела, и  муха… . И   лук,  и  морковь…  .И

вторник,  и  пятница…  .И  металлы,  и  камни…  .

№4.Чем    что   делают?

Топором   рубят,  а   пилой?...-  Ч то  дела ют   иглой?... пером?...  сохой… бо-

роной?...  удочкой?...  серпом?... гребнем?... граблями?.. косой?...ножом?...  

замком?... рулём?...  ложкой?... руками?... ногами?... ушами?... глазами?...  

ртом?...  языком?...

№5.Голоса   и   движения  животных.

Заяц   прыгает, а  ласточка?...  Червяк   ползает, а  рыба?...  Лошадь  бегает, а

змея?...  Гусеница  ползает,  а  кузнечик?... Корова  мычит,  а   лошадь?...  Со-

бака   лает,  а  кошка?... овца?...  свинья?... соловей?... голубь?... сорока?... во-

рона?...  воробей?... курица?... кукушка?... лягушка?... мышь?...муха?...

кузнечик?...

№6.Цвета   предметов.

Что   бывает   белого   цвета?  чёрного?  зелёного?  жёлтого? синего?  голубого?

красного? серого?  Какого  цвета  бывают  глаза  у  людей?  Какого волосы?

Какого   цвета  бывает  шерсть  у  лошадей?  Какие  цветки синие? Какие  жёл-

тые?  розовые?  белые?

№7.Форма     предметов.

Что   бывает  кругло   и   плоско?    что   длинно   и  что  коротко?  что  толсто  и  

что  тонко?   что   прямо  и   что  криво?    что  велико    что  мало?  что гладко  и

что  шероховато?   что  остро  и  что  тупо?

№8.Плотность,    тяжесть,   вкус.

Что   бывает   жидко?    густо?   твердо?   мягко?   чёрство?    хрупко?    упруго?

ломко?     тяжело?    легко?    Что  кисло?    сладко?    горько?   солоно?   пресно?

№9.

Линейка    пряма,   а   серп…?     Хорошая   бумага   гладка,  а   дурная ...?

Воск   мягок,   а   железо…?   Свинец    тяжел,  а  пух…?  Щавель    кисел, а полынь …?   Сталь   упруга,  а  стекло…?    Трава   зелёного   цвета,  а  небо…?

Золото   жёлто,   а   серебро…?   Молоко   бело,   а   чернила…?

№10.  Яблоки    бывают:

по  форме -  круглые  или  продолговатые:   по  цвету (жёлтые,  зелёные, красные,  розовые),   по  плотности   (твердые,   мягкие,  рассыпчатые),

по  вкусу (кислые,   сладкие,  кисло-сладкие).

Какова    груша:  по   форме?   по  цвету?   по  плотности?

Какова  вишня:   по  форме?  по цвету?     по вкусу?

Какова  морковь: по форме?  по цвету? по  вкусу?

Каков  серебряный     рубль: по  форме?   по цвету?  по  плотности?  по тяжести?

Каков     медный   пятак:  по форме?    по цвету?  по  плотности?  по  тяжести?

№11. Противоположные    качества:

Ваня    прилежен, а  Митя  ленив.  Лиза  послушна,  а   Соня…?  Костя  смел, а

Петя…?    Ваня   и   Митя   добры,  а   Соня  и  Гриша…?    Не   должно   быть

скрытным, но …?    Пусть   богатый   делится   с  …(с кем)?  Молодые   люди

должны   уважать ...(кого?)?    Не  должно   быть  расточительным,  но…?

Не  должно  быть  скупым,   но…?      Не   должно   быть  упрямым,   но…?

Не  должно   быть   грубым,   но…?     Не   должно  быть  трусливым,  но…?

№12.  Какую    посуду    делают    из   дерева?

Из    дерева    делают    деревянную    посуду.   Какую     посуду    делают   из   меди?    из    чугуна?     из   глины?  Какую   монету  чеканят   из   золота?

из  серебра?  из    меди?    Какое    платье   шьют   из   шёлка?   Какие   венки

вьют   из цветов?   Какие  в  окне  рамы?

№13 .Гнездо   птицы,  или  птичье   гнездо.

Хвост   лошади,    или   лошадиный    хвост.  Лапа    медведя?  или    …?  

Крыло    вороны,    или…?   Хвост   лисицы,  или…?  Книги    детей,  или…?

Грива   коня,  или…?   Пенье   соловья,  или…?  Дело  человека,  или…?.

Верность    собаки,   или…?  Мех  куницы,   или…?   Площадь  города, или…?

Звон   колокола,  или…?  Лапка   лягушки,  или…?  Рыба  из   Волги,  или…?

Воротник   из   меха   лисицы,  или…?

№14. Железо   тяжело,  но   свинец   ещё   тяжелее.

Лошадь   высока,  но  верблюд    ещё   выше.   Белка  хитра,  но    лисица  ещё

…?   Серебро     дорого,   но  золото  ещё…?  Медь  тверда,  но  железо…?

Нитки   тонки,  но  волос…?  Верёвка  толста,  а   канат…?   Сосна  крепка,  а

дуб…?   Груша   сладка,  а  мёд…?   Муха  мала,  а  мошка…?  Молоко  жидко,

а  вода…?  Нож   остёр, а  бритва…?  Месяц   светит  ярко,  а  солнце…?

Сосна   горит  жарко,  а  берёза…?    Река  глубока,  а  море…?   Церковь

наша   высока,  а  колокольня…?

№15.Что   делается   утром?

Солнце    всходит.   Становится  светло.  Птицы   просыпаются  и  поют, летают,

ищут  корма  и  вьют  гнёзда.   Крестьяне    встают,   одеваются,  молятся  богу,

завтракают  и  идут  на  работу.  Хозяйки  топят   печи  и  начинают  стряпать

обед.  Дети   берут   свои   книги  и   отправляются в  школу.

  Что    делалось     вчера   утром?    Что    будет    делаться   завтра   утром?

№16.Что    делалось   вчера    вечером?

        Солнце    садилось.   Птички   замолкали,   и   прятались  в  гнёзда.

Стада    возвращались   в  село.   Крестьяне    переставали   работать  и  шли

домой.  Дети    ложились   спать.

Что    делается      сегодня     вечером?

Что    будет     делаться      завтра     вечером?

№17.  Весна   теперь.

Реки   вскрываются.   Новая    трава  показывается.   Скот   выгоняют   в  поле.

Крестьяне    прячут     сани  и   ладят   телеги.

Что     делалось    весной   в   прошедшем   году?     Что   будет    делаться   в  будущем    году?

 

№18. Что  делалось   в  прошедшее  лето?

Дни   были   длинные   и   жаркие.  На  полях   созревал   хлеб.    Крестьяне

косили   и  жали.  Дети   бегали   в   лес  за    ягодами.

Что    делается    нынешним    летом?

Что     будет     делаться    будущим    летом?

№19.Будущая   осень.

Настанет   осень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка упражнений и игр для индивидуальной работы с детьми ОВЗ.

Цель: Развивать понимание обращенной речи, навыков продуктивного взаимодействия, самообслуживание, расширение и активизация словарного запаса, развитие познавательной деятельности.ЗадачиМесяцСодержани...

Дидактические игры и упражнения по изодеятельности, используемые в работе с детьми дошкольного возраста.

1. Рыбки плавают в ручейке (рыбки плавают в пруду)Задачи. Развивать эстетическое восприятие, вообра­жение, учить анализировать изображение по цвету. Под­бирать рыбок подходящего цвета (к...

Дидактические игры и упражнения по изодеятельности, используемые в работе с детьми дошкольного возраста

Области : познавательное,художественно-эстетическое и речевое развитие...

Мастер – класс «Игровые упражнения и дидактические игры при работе с детьми по ранней профориентации»

Мастер – класс «Игровые  упражнения и дидактические игры при работе с детьми по ранней профориентации»...

"Использование коммуникативных игр и упражнения для снятия агрессивности в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом.У нас  педагогов вызывают,  беспокоят устойчивые форм...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "УПРАЖНЕНИЯ-ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ МОЗГА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Мастер-класс для педагогов «Упражнения-тренажеры для мозга  в работе с детьми дошкольного возраста»Цель: познакомить педагогов с приемами нейрогимнастики, направленных на развити...