Цикл упражнений и игр по теме "родственные слова"
проект по логопедии на тему

была Разработана система работы над родственными слова, которые включали в себя дидактические игры и упражнения по использованию основных словообразовательных моделей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_zakrepleniya_formy_mnozhestvennogo_chisla.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для закрепления формы множественного числа:

1. Игра «Один - много».

Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа.

Ход: Логопед показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве.

Картинки: шар – шары, дом – дома, ведро – ведра и т.д.

Логопед показывает картинку и называет: шар.

- А у тебя, - спрашивает логопед, - что на картинке?

Ответ ребенка: У меня на картинке шары.

Таким образом предлагается назвать все картинки (5-6 картинок).

2. Игра «Лови и называй».

Логопед: Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов.

Эта игра напоминает нам правила игры «Один много».

Логопед бросает мяч ребенку, называя слово «дом»; ребенок возвращает мяч, называя слово «дома». Учить ребенка сочетать движение со словом. Логопед называет от пяти до восьми слов.

3. Образование формы множественного числа слов с использованием картинок, на которых изображен один предмет (машина, парта, сосна, гора, дуб, береза). При этом подбираются такие картинки, которые дают возможность образовывать форму множественного числа слов с окончанием «ы».

4. Игра «Измени слово». Логопед называет слово в единственном числе и бросает мяч одному из детей, который должен назвать форму множественного числа.

5. Придумывание слов, обозначающих несколько предметов.

Игры для формирования умения употреблять уменьшительно-ласкательные и пренебрежительно-увеличительные суффиксы.

1. Игра «Большой маленький».

Цель: выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения.

Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов.

Ход: Красные кружки – большой и маленький. Логопед предлагает назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг.

Логопед предлагает ребенку назвать кружки без слов «большой» и «маленький».

Это? – показывает на маленький кружок.

Ответ ребенка: кружок.

А это? – показывает логопед на большой круг.

Ответ ребенка: круг.

Логопед: Помоги мне, пожалуйста, надо разобрать картинки.

Маленькие предметы на картинках положить под кружочком, большие предметы – под кругом.

Логопед ставит перед ребенком поднос с картинками с изображением больших и маленьких предметов и следит за ходом выполнения ребенком задания.

Под маленьким кружком рисунки: елочка, шарик, мячик.

Под большим кругом рисунки: елка, шар, мяч.

Логопед предлагает назвать сначала большие предметы, а затем маленькие.

Ответ ребенка: елка, шар, мяч;

елочка, шарик, мячик.

2. Игра в употреблении уменьшительно-ласкательных и пренебрежительно-увеличительных суффиксов соревнование двух команд: Мальчика-с-пальчика и Ивана-богатыря:

Мальчик-с-пальчик

Иван-богатырь

 Иванушка -  Иван

 рубашечка -   рубашища

 сапожки- сапожища

 кармашек-карманище

 ремешок- ремнище

 топор -топорище

 сабелька - саблища

 нож- ножища

 ручка — ручища

 глазик -  глазище

 усики -  усищи

голосок -  голосище

 носик -  носище

 силушка -  силища.

Игра в образовании сложных слов – игра «Эхо».

листья падают – листопад сам ходит – самоход

снег падает – снегопад мед носит – медонос

вода падает – водопад звонит попусту – пустозвон

звезды падают – звездопад сено косит – сенокос

разводит сады – садовод везде ходит – вездеход

разводит лева – лесовод база для нефти – нефтебаза

перевозит лес – лесовоз ходит на атомной энергии – атомоход

сам летит – самолет пыль сосет – пылесос

воду возит – водовоз.

Игры :

  • «Чей голос».

Цель: учить детей различать взрослых и их детенышей по звукоподражанию, соотносить название взрослого животного и его детеныша, образовывать формы имен существительных.

Материалы: игрушки: мышь – мышонок, утка – утенок, лягушка – лягушонок, корова – теленок, кошка – котенок, лошадь – жеребенок, собака – щенок, гусь – гусенок.

Ход работы:

В гости к детям приходят звери. Дети должны отгадать, чей голос они услышали (-Мяу! Кто так говорит? (кошка), а кто мяукает тоненько (котенок)). Дети должны были правильно использовать суффиксы в названии детенышей животных.

  • «Назови меня ласково».

Цель: учить ребенка образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, называть предметы, животных ласково.

Материалы: игрушки: заяц, бегемот, слон, еж.

Ход работы:

Игра проводится индивидуально с каждым ребенком в тихой, спокойной обстановке. В гости к ребенку пришли заяц, бегемот, слон, еж. Они знакомятся с ребенком, называют его имя ласково и просят, чтобы и он назвал их ласково (слоник, зайчик, бегемотик, ежик). Затем ребенок называет части тела животного – игрушки и самого (нос – носик, рука – ручка, ручечка, лапа – лапка, хвост – хвостик, ухо – ушко и т. д.).

  • «Магазин одежды».

Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных, называть, из чего сделан тот или иной предмет.

Материал: вещи (одежда и обувь) шерстяные, кожаные, резиновые, меховые.

Ход работы:

Игра проводится фронтально. Детям предлагается посетить магазин одежды. Вещи лежат на витрине, дети рассматривают их, трогают и называют, из чего они сделаны (шапка из шерсти, сапоги из резины и т. д.) После чего каждый ребенок покупает себе вещь, называя ее полным ответом (Я хочу купить резиновые сапоги, шерстяной шарф и т. д.).

  • «Что из чего, какое?».

Цель: учить детей называть предметы, из какого материала они сделаны, образовывать прилагательные от существительных с помощью суффиксов –ян, –ан, -ов.

Материалы: картинки с изображением предметов и вещей (стул, стол, кровать, стакан, банка, ложка и т. д.)

Ход работы:

Игра проводится фронтально. Перед ребенком выкладываются картинки с изображением предметов, и предлагается назвать, из чего они сделаны. Например: «Скажи, из чего сделан стул (из дерева), значит какой он? (деревянный)».

  • «Угадай-ка».

Цель: учить детей точно использовать названия детенышей животных в единственном и множественном числе.

Материал: карточки с изображением животных и их детенышей (тигр – тигренок – тигрята; кошка – котенок - котята).

Ход работы:

Игра проводится индивидуально. Ребенку загадывается загадка и показывается картинка с изображением взрослого животного. Затем задается вопрос: «Скажи, а кто детеныш тигра?» (тигренок) – показывается картинка тигренка. «Один тигренок, а если их много? – показывается картинка с тигрятами – как мы скажем » (тигрята).

  • «День рожденья Пуха».

Цель: учить детей соотносить названия взрослых животных с названиями их детенышей, использовать эти слова в речи.

Материал: игрушки: белка с бельчатами, зайчиха с зайчатами, слониха со слонятами, лиса с лисятами и т. д.

Ход работы:

Игра проводится фронтально. На день рожденье к котенку Пуху пришли его друзья – малыши со своими мамашами. «Пришла свинья со своими малышами … (детям предлагается назвать детенышей свиньи) … поросятами». Мамы сели за стол пить чай, а дети затеяли игру в прятки. Педагог прячет игрушки за ширму. Котенок Пух ищет игрушки. Нашел Пух детенышей (педагог по очереди достает игрушки и предлагает детям назвать их). Например: нашел бельчат, слонят, щенят и т. д.

Цикл упражнений по теме "родственные слова"

1. Лексическая тема "Семья".

Цель: учить детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников.

Методические приемы: чтение стихотворения А.Якима Кто кому кто? Сопоставление понятий, используя картинки-портреты состава семьи.

Ход: Прочитать стихотворение А.Якима "Кто кому кто?"- Бабушка, бабушка, я чья дочка?

- Ты Федина дочь, моего сыночка.

- Мой папа большой, а совсем не сыночек

- Сыночек. Брат четырех моих дочек.

Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?

- Да разве у дочки мы были? У тёти!

- Тётю твою я в люльке качала…

- Бабушка, стой, объясни сначала,        Кто мне Наташа и два её братца.

- Ладно, попробуем разобраться:

Их мама, племянницы мужа сестра,

Маленькой ох была и шустра!

А ты им доводишься…Хитрое дело

- Бабушка, что-то у нас пригорело!

- Тьфу ты, пока я соображала,

Всё молоко из кастрюли сбежало.

Разъяснить детям родственные связи с помощью картинок-портретов.

дед - отец отца (матери);

отец - сын деда (бабушки);

Петя - сын отца (матери), внук деда (бабушки),

брат Кати        бабушка - мать отца (матери);

мать - дочь деда (бабушки);

Катя - дочь отца (матери), внучка деда (бабушки),

сестра Пети.

Задать детям вопросы:

- кем ты доводишься папе, маме?

- кто ты для бабушки, дедушки?

- кто у тебя родные сестры, братья?

- назови двоюродных братьев и сестер?

- кем являются для тебя родители твоих двоюродных братье и сестер?

- а ты для них кто?

Вывод: в семье мы все родственники.

2. Лексическая тема: "Домашние животные".

Цель: познакомит детей с родственными словами, способствуя уточнению значений слов; учить образовывать однокоренные слова, с помощью суффиксов "ик", "ищ".

Методические приемы: Рассказывание сказки "Три брата", с использованием плоскостных изображений гномов. Игровое упражнение "большой-маленький", с использованием силуэтных картинок.

Ход: Предложить детям послушать сказку "три брата":

   Жили-были три брата: гном, гномик и гномище. Гномик был маленький и худенький, а Гномище - высокий и толстый. Каждый брат имел свое жилье. У Гнома был дом, у Гномика-домик, а у Гномище-домище. Как вы думаете, какой был домик? (маленький), а домище? (большой).

Обратить внимание детей на то, что у маленького Гномика была волшебная частица "ик", а у Гномище - частица "ищ". И всё, к чему они добавляли эти частички, превращалось с помощью "ик" в маленькие предметы, а с помощью "ищ"-в большие.

Рассмотреть картинки домашних животных и назвать их: кот-котик-котище; козёл-козлик-козлище.

Игровое упражнение "маленький-большой". Детям предлагаются картинки с силуэтным изображением домашних животных и их частей с гномами. Если гномик маленький, то дети образуют слова с частицей "ик", а если гном большой-то с частицей "ищ".

Картинки-слова: кот, козёл, нос, глаз, ус…

Вывод: Гномы были братьями - они родственники? Вот и слова: гном-гномик-гномище, кот-котик-котище, нос-носик-носище… слова-родственники.

3. Лексическая тема: "Дикие животные".

Цель: продолжать знакомить с родственными словами; упражнять в навыках образования названий диких животных.

Методические приемы: рассматривание картины по сказке "Три медведя", вопросы по ней. Дидактическая игра "Собери звериную семью".

Ход: Детям предлагается рассмотреть картинки по сказке "Три медведя", вспомнить название сказки, как звали папу, маму, детёныша в этой сказке (папа-медведь Михаил Иванович, мама-медведица Настасья Петровна, детёныш-медвежонок Мишутка).

Правильно, три медведя - это медведь, медведица и медвежонок. В каждой лесной семье папа, мама и детеныш называются по-разному.

Дидактическая игра "Собери лесную семью".

Каждый ребёнок получает картинки с изображением сказочного животного. Дети собираются в "семью" и называют по картинкам папу, маму и детёныша животных:

Лис-лиса-лисёнок

Заяц-зайчиха-зайчонок

Волк-волчица-волчонок

Ёж-ежиха-ежонок

Вывод: В каждой лесной семье папа, мама и детеныш называются по-разному, но, очень, похоже. Животные в семье родственники? Вот и слова, обозначающие их - слова родственники.

4. Лексическая тема "Посуда".

Цель: продолжать упражнять в навыках словообразования; учить образовывать слова с помощью суффикса "ниц"- в значении вместилища (посуда).

Методические приемы: Дидактическая игра "Накроем стол для чаепития", игрушки - кукла, предметы посуды, продукты питания.

Ход: Логопед предлагает детям вместе составить рассказ про куклу Таню.

Кукла Таня ходила в магазин и купила…(хлеб, сахар, салфетки). Предметы называют сами дети. Решила Таня накрыть стол к чаепитию и позвать друзей. Стала кукла накрывать на стол, да что-то перепутала: хлеб положила в тарелку, салфетки в стаканчик, а сахар на блюдце.

- Ребята, Танюша не знает, что у каждой посуды своё предназначение и название:

из тарелки едят…(суп, кашу),

из стакана пьют…(воду, чай, молоко…),

а на блюдце ставят чашки и стаканы, чтобы не испачкать скатерть.

   А для хлеба, сахара и салфеток тоже есть специальная посуда:

для хлеба…(хлебница),

для салфеток…(салфетница),

для сахара…(сахарница).

Далее логопед предлагает детям ещё раз послушать эти слова. При этом логопед подчеркивает голосом (интонирует) суффикс "ниц".

Вывод: Сосуд, в котором что-либо хранится, часто называется словом, в котором есть частичка "ниц"

Словесная игра "Назови правильно".

- Как называется посуда, в которую кладут салат? (салатница).

- Как называется посуда, в которую кладут конфеты? (конфетница).

- Как называется посуда, в которую кладут сухарики? (сухарница).

5. Лексическая тема: "Зима".

Цель: совершенствовать навыки словообразования; способствовать самостоятельному подбору однокоренных слов.

Методические приемы: Рассматривание картинки о зиме, вопросы по ней.

Ход: На доске картинка "зима". Проводится беседа по картинке:

- Какое время года изображено на картинке? (зима).

- Каким словом можно ласково назвать зиму? (зимушка).

- А как можно назвать день зимой? (зимний).

- А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (зимующие).

- Каких зимующих птиц вы знаете?

- А как, по-другому сказать "остаются на зиму"? (зимовать).

Повторяют еще раз, все слова, названные детьми: зима, зимушка, зимний, зимующие, зимовать. - Какое слово есть во всех этих словах? (зима). Это слово главное. От него образовались все остальные слова.

Вывод: Все эти слова-слова родственники к слову "зима", так как в каждом новом слове есть общая частица - слово "зима".

Словесная игра "Подбери слово".

Про что можно сказать "зимний"… (день, лес, сад…), "зимняя"…(пора, погода, дорога, стужа…), "зимнее"… (небо, солнце, утро…).

6. Лексическая тема: "Домашние животные"

Цель: развивать языковое чутьё; способствовать умению отличать родственные слова от слов с похожим корнем (с похожей частью слова по звучанию).

Методические приемы: чтение сказки "Родственники", сопровождаемое показом картинок на фланелеграфе (гусеница, гусь, гусыня, гусята).

Ход: Чтение сказки "Родственники" сопровождаются плоскостными фигурками фланелеграфа:

- Вы кто такие?

- Я гусь, это - гусыня, это наши гусята. А ты кто?

- А я ваша тётя - гусеница.

Выясняется, что в словах (гусь, гусыня, гусята, гусеница) есть общая часть "Гус". Но все ли это слова родственники? Почему?

Вывод: Все эти слова похожи по звучанию, но не все они родственники, потому что гусь, гусыня, гусята - это домашние птицы, а гусеница - это насекомое.

7. Лексическая тема: "Осень".

Цель: продолжать знакомить детей с родственными словами, способствуя уточнению значений слов.

Методические приёмы: использование моделей в рисунках, д\и "прятки".

Ход: Детям показываются картинки, на которых изображены: лист, листик, листья, листопад, лиственный лес, лиственница. Указывая на картинку "лист", спрашиваем:

- что это? (лист);

- как мы назовем маленький лист? (листик);

- а если их много? (листья);

- как называется явление, когда с деревьев дружно падают листья? (листопад);

- если в лесу только лиственные деревья, то это какой лес? (лиственный);

- как называется дерево, которое сбрасывает свои хвоинки осенью, как все лиственные деревья? (лиственница).

Теперь посмотрите на другие картинки (дерево, лист, цветок, яблоко, гриб) и попробуйте догадаться, какое из этих слов спряталось во всех предыдущих словах: листик, листья, листопад, лиственный, лиственница? Слово - "лист".

Вывод: В звучании всех этих слов, есть слово "лист" и они одинаковы по смыслу. Это слова родственники.

Аналогично проводится работа со словом - "гриб".

- как мы назовём маленький гриб? (грибок).

- а если их много? (грибы).

- как называют человека, который собирает грибы? (грибник).

- как называют мелкий, летний дождь? (грибной).

- как называется суп, сваренный из грибов? (грибовница) и т.д.

8. Лексическая тема: "Дикие животные".

Цель: продолжать знакомить с родственными словами; упражнять в навыках словообразования; закреплять умение согласовывать притяжательные прилагательные с существительными в роде и числе.

Методические приёмы: Модель - схема, и\у "Звериная семья".

Ход: Посмотрите на эту модель. Это целая звериная семья. Представьте, что это тигриная семья. Папа тигр (большой кружок), мама тигрица (кружок поменьше), детёныш тигрёнок (маленький кружок), а если их несколько - то тигрята (несколько маленьких кружков). А это часть тела животного (маленький треугольник), например, тигриная лапа, тигриный хвост, тигриное ухо, то есть любая часть тела.

Вывод: В звучании всех этих слов (тигрица, тигрёнок, тигрята, тигриный) спряталось слово название животного "тигр" и они все относятся к одному животному. Значит это слова родственники.

9. Лексическая тема: "Зима".

Цель: совершенствовать навыки словообразования; способствовать умению находить родственные слова в тексте, выделять главное слово.

Методические приёмы: чтение стихотворения С. Погореловского "Снежная сказка",

обозначение каждого слова родственника - фишкой.

Ход: Чтение стихотворения "Снежная сказка".Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки,

В снежном переулке         Звонко носятся снежки,

Режут лёд снегурки.

А вокруг в снега одет

Весь простор безбрежный.

Чем не сказка белый свет -

Снежный - снежный - снежный!

Назовите из стихотворения "снежные" слова. Какое слово главное? (снег). Детям предлагается послушать стихотворение ещё раз и каждое "снежное" слово, услышанное ребёнком, обозначить фишкой. Далее идёт подсчёт фишек и определяется самый внимательный.

Вывод: Главное слово?... (снег). От него образованы все остальные слова (снега, снежные, снегири, снеговики, заснеженная, снежном, снежки, снегурки, снежный) - это слова родственники.

10. Лексическая тема: "Детский сад".

Цель: познакомить детей с терминами "корень", "слова родственники".

Методические приёмы: силуэтная модель на фланелеграфе, чтение стихотворения Е. Измайлова "Как растут слова?", д\и "словесный сад".

Ход: Чтение стихотворения Е. Измайлова "Как растут слова?"Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым -

Был он только словом.         Это слово, слово - корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло -

Стало много новых слов.

По ходу чтения стихотворения выкладывается силуэтная модель сада на фланелеграфе. В конце чтения четвёртой строки в корни деревьев выкладываются слова "сон", "глаз". После прочтения стихотворения детям предлагается прочитать слова, которые находятся в корне каждого дерева (сон, глаз). Далее детям предлагается прочитать слова написанные на листочках деревьев и поместить их в крону нужного дерева. Затем проверяем правильность выполнения задания.

Вывод: Слова: глаза, глазок, глазные - слова родственники, потому что у них один корень - слово "глаз". И слова: засоня, сонный, сонник - тоже слова родственники, так как у них один корень - слово "сон".

11. Лексическая тема: "Весна".

Цель: продолжать учить находить общую часть родственных слов; совершенствовать навыки словообразования, способствуя уточнению значений слов.

Методические приёмы: и\у "догадайся", разгадывание ребуса.

Ход: логопед показывает картинку леса: - что это? (лес). А здесь написано неполное слово, давайте его прочитаем - "ник". А теперь попробуем соединить картинку-слово "лес" с частью слова "ник" - что получится? (лес-ник). Кто знает, кто такой "лесник"? Да, это человек ухаживающий за лесом.

Логопед показывает вторую картинку леса: - что это? (лес). А здесь написано начало и конец слова, прочитаем их - "пере ... ок". вставим в серединку картинку - слово "лес" и прочитаем получившееся слово "пере-лес-ок". Что такое перелесок? Да, это небольшой редкий лес, отделённый полянами от других участков леса.

Логопед показывает третью картинку леса. - Что изображено на этой картинке? Действительно, тоже лес. А здесь написана часть слова, прочитайте её -"ной". Соединим картинку-слово "лес" с частью слова "ной". Какое слово у нас получилось? (лес-ной). А про что можно сказать "лесной"? (лесной шум, мох, зверёк, домик, гриб ...).

А теперь ещё раз посмотрите на эти слова, и скажите, какое слово есть во всех этих словах? Да, это слово "лес" - слово корень.

Вывод: Поэтому слова: лесник, перелесок, лесной слова родственники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексико - грамматические упражнения по теме "Многозначные слова"

Многозначные слова  - интересная и понятная тема для детей любого возраста. Ещё более значима эта тема тогда, когда ребёнок сам делает выводы, открывает для себа новое и важное. Есть замечательна...

Цикл упражнений для формирования образной речи

Цикл упражнений для формирования образной речи...

Цикл упражнений для развития интеллектуальной сфкры

Материал для формирования познавательных процессов дошкольников...

Цикл занятий по теме: "Вежливые слова. Речевой этикет"

Занятия разработаны с использованием интернет-источников....

Памятка для родителей "Цикл упражнений для развития фонематического слуха у дошкольников с СНР"

Цикл упражнений для развития фонематического слуха у дошкольников....

Цикл упражнений "Этюдный тренаж для детей"

Этюдный тренаж - это работа актера над собой. Этюды и упражнения помогают малышам развить память, внимание, воображение, умение двигаться на сцене, общаться с партнерами....