Цикл упражнений для формирования образной речи
консультация по логопедии на тему

Цикл упражнений для формирования образной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_uprazhneniy_dlya_formirovaniya_obraznoy_rechi.docx152.48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

детский сад №1758 общеразвивающего вида

ДОКЛАД

Тема: «Цикл упражнений для формирования образной речи»

 (старший возраст)

Учитель-логопед:

Костюкова И. В.

г. Москва

2011г.

УМНУЮ РЕЧЬ ПРИЯТНО ПОСЛУШАТЬ

Наблюдения показывают: речь детей, как правило, бедна и невыразительна, в ней много шаблонных выражений и слов-«сорняков». Почему? Дети, как губка, впитывают в себя речь окружающих их взрослых как дома, так и в дошкольных учреждениях, а также речь, которую они слышат в рекламных роликах и современных мультфильмах.

Все это ведет к потере индивидуальности, эмоциональности, непосредственности в речи и миропонимании.

Наш язык богат образными оборотами. Правильное и уместное их использование придает речи своеобразие, выразительность, меткость. Уверены: развитие образной речи является важной составной частью социализации дошкольников: ребенок, владеющий ее основами, быстрее наладит контакты даже в незнакомом обществе. В жизни дети могут услышать синонимы, антонимы, крылатые выражения, фразеологические обороты, но они не всегда понимают их значение, а значит, не используют их в своей речи.

Наша задача - познакомить детей с ними и научить понимать их переносное значение.

Игры, предлагаемые ниже, помогают дошкольникам узнавать значение новых слов, определять лексическое значение слова в зависимости от контекста, понимать некоторые многозначные слова, подбирать синонимы и антонимы, составлять с ними предложения и короткие связные тексты; объяснять эмоциональное состояние человека, подбирая соответствующие слова и выражения; осмысливать и объяснять происхождение некоторых слов; самостоятельно образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок; различать стилистические оттенки слов, употреблять их в соответствии с контекстом; овладевать навыками речевого этикета, умением составлять описательные и повествовательные тексты.

Цикл упражнений для формирования образной речи

Что мы делали?

Цель. Учить употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени, в повелительном наклонении.

Взрослый произносит четверостишие, дети выполняют соответствующие движения.

Мы сначала будем хлопать,

А затем мы будем топать,

А сейчас мы повернемся

И все вместе засмеемся.

Затем дети отвечают на вопросы.

  • Что мы делали сначала? (Хлопали.)
  • А затем что мы делали? (Топали.)
  • Что мы еще сделали? (Повернулись, засмеялись.)

Дети встают в круг, в центр которого взрослый приглашает любого ребенка.

Педагог. Что ты сначала будешь делать? (Я сначала буду хлопать.) Что делает Ира? (Хлопает.)

Далее он задает вопросы и про другие действия. Дети отвечают, что Ира топает, поворачивается, смеется и т.п. Взрослый предлагает детям дать Ире задание выполнить то или иное движение, напоминает, что обращаться к девочке надо вежливо, ласково: «Ирочка, попрыгай, пожалуйста! Ириша, подойди к двери» и т.п.

Ты кто?

Цель. Учить правильно употреблять глаголы, называть признаки предметов.

К детям приходит говорящая кукла Таня, она читает
стихотворение А. Барто:

У меня живет козленок,

Я сама его пасу.

Я козленка в сад зеленый

Рано утром отнесу.

Он заблудится в саду,

Я сама его найду.

Педагог. О ком говорит Таня? (О козленке.) Что она о нем рассказала? (Ответы.) Что Таня делала? (Читала стихи, рассказывала.) Что она сейчас делает? (Сидит, машет рукой.) Сначала вы слышали Танин голос: она говорила, а теперь она... (молчит, замолчала).

Как вы думаете, что Таня умеет делать? (Ответы.) А теперь расскажите ей, что вы умеете делать. (Рисовать, мыть посуду, играть, гулять и т.п.)

У Тани был козленок, а у вас будут другие животные. Сейчас я вам раздам картинки, и вы превратитесь в животных, которые на них нарисованы.

Дети рассматривают картинки.

Педагог. Ты кто? (Собачка, слоненок, волчонок, тигренок и т.п.) Какой ты, тигренок? (Полосатый, пушистый, красивый.) Что ты умеешь делать? (Рычать, играть, резвиться.)

Таким образом опрашиваются все играющие. В случае затруднения взрослый привлекает к ответам других детей.

Что делает Буратино?

Цель. Учить употреблять форму повелительного наклонения глаголов.

В гости к детям приходит Буратино.

Буратино. Поиграйте со мной, пожалуйста! Я буду давать вам задания, вы их выполняйте, а потом я сделаю все, о чем вы меня попросите. Или сделаем наоборот: сначала вы предложите мне что-то сделать, а потом я вас попрошу выполнить мои просьбы.

Педагог (подсказывает). Попросите Буратино поскакать (поскачи!), попрыгать (попрыгай!), потанцевать (потанцуй!), помахать рукой (помаши рукой!). И т.п.

Затем Буратино дает задания детям и в первую очередь называет слова, которые вызывали у них затруднения (поскачи, помаши и т.п.). Эти задания могут давать и любые другие персонажи (кукла, Незнайка, другие дети, взрослые).

Кто играет с Таней?

Цель. Учить называть признаки и действия предмета, пользоваться вежливой формой обращения, осмыслить значения слова гладить.

В гости к кукле Тане приходит котенок. Дети рассматривают его и отвечают на вопросы.

  • Какой котенок?
  • Что умеет делать котенок?
  • Что он будет делать, если его погладить?

Педагог. Котенок убежал. Ласково попросите его вернуться. (Котик, дорогой, вернись к нам, пожалуйста!) Вернулся котенок. Обрадовалась Таня, решила его погладить. Что делает Таня? (Гладит.) Кого? (Котенка.) Что делает котенок, когда его гладят? (Выгибает спинку, весело мурлычет.)

Решил котенок пойти на улицу погулять, а Таня говорит: «Надо платье и маечку погладить».

  • Что ей для этого нужно? (Утюг.)
  • Для чего нужен утюг? (Чтобы гладить.)
  • Что можно гладить утюгом? Как все это  назвать одним словом? (Одежда.)

Погладила Таня свою одежду, надела, повязала котенку на шею выглаженный бантик. Погладила Таня котенка, он радостно замяукал, и они пошли гулять (см. рис. 1,2).

• Кого погладила Таня? Что можно погладить? Кого еще можно погладить? (Собачку, девочку, зайчика и т.д.)

Таня веселая и грустная

Цель. Учить подбирать антонимы к прилагательным и глаголам.

Педагог. Пришла Таня с прогулки грустная - котенок убежал. Села она и... (заплакала, загрустила). Если Таня грустит, какая она? (Грустная, печальная, расстроенная.) Если Таня грустная, она... (грустит). А если она расстроенная? (Расстраивается.) Печальная? (Печалится.)

Раздается стук в дверь.

Педагог. Это котенок! Что он сделал? (Вернулся.) Сначала он... (убежал), а потом... (вернулся). Посмотрите на Таню.

Она сразу... (повеселела, развеселилась, обрадовалась). Если она повеселела, то какая стала? (Веселая.) Если Таня обрадовалась, то какая стала? (Радостная.) Придумайте рассказ о Тане, о том, как она сначала была грустной, а потом веселой. Только не говорите про котенка, а сочините новую историю про Таню.

Рассказывают двое детей по очереди. Первый ребенок - о том, что случилось с Таней (заблудилась в лесу, потеряла ключ от дома, сломала любимую игрушку), а второй продолжает рассказ, придумывая ситуацию, которая развеселила Таню (см. рис. 3).

Найди ручку

Цель. Учить составлять предложения со словом ручка, употребляя его в разных значениях.

Дети отвечают на вопросы, которые задает взрослый, заканчивают начатые им предложения.

Педагог.

  • Таня начинает гладить утюгом. Чем берет Таня утюг? (Рукой, ручкой.) А за что она держит утюг? (За ручку.)
  • У меня рука большая, а у Тани? (Маленькая.) Как мы называем ласково руку ребенка? (Ручка.) Какие еще предметы называются словом ручка? (Которыми пишут.)
  • А теперь объясните, что я буду делать. (Кладет ручку на стол, берет чашку, держит ее за ручку.) (Кладете, берете, держите.)
  • Какие ручки вы видите в комнате? Какие ручки встречались вам дома? (Ручка у двери, сумки, сковородки, холодильника, шкафа, вилки и т.п.)
  • Заканчивайте предложения, которые я начну. Ручкой можно... (писать). Ручку можно на стол... (положить). За ручку можно чашку... (держать, брать, взять). У кастрюли две... (ручки).

• Для чего нужна ручка? (Ответы.) Вспомните: что сказала Таня, когда пришла к вам? (Здравствуйте.) А теперь что она делает? (Прощается, машет ручкой, говорит: «До свидания!».)

Расскажи про ручку

Цель. Учить составлять рассказы со словом ручка.

Педагог. Кукла Таня спрашивает у детей, какие предметы в их доме имеют ручки, для чего нужны ручки. Дети могут называть ручки кастрюли, кружки, сковороды, зонтика (см. рис. 4). Таня предлагает придумать историю про какую-нибудь ручку, например про ручку зонтика: если она сломается, что может произойти?

Дети рассказывают.

Таня рассказывает свою историю про ручку, которая сначала смирно лежала на столе, а потом встала и стала писать на листе бумаги про детей, которые умеют... (Дети подсказывают: «Петь, плясать, играть, смеяться, заниматься». И т.п.)

Можно предложить детям провести соревнование: кто больше назовет предметов, у которых есть ручки?

Найди ножку

Цель. Учить составлять предложения с многозначным словом ножка; помогать осмыслить разные значения этого слова.

Кукла Таня говорит детям, что она знает еще одно слово, которым называют разные предметы. Это слово «ножка».

Педагог. А теперь скажите: что мы называем словом «ножка»? (Ножка стула, стола, дивана, шкафа; ножка куклы, гриба.) Скажите про ножку так, чтобы мы поняли, про что вы говорите. (У стула сломалась ножка. У стола ножки крепкие. У грибов ножки бывают толстые и тонкие.) Кто больше назовет предметов, у которых есть ножка?

Почему так называют?

Цель. Объяснить происхождение (этимологию) некоторых слов.

Кукла Таня загадывает детям загадку.

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я... (подосиновик).

Педагог. Почему гриб называется подосиновик? (Потому что растет под осиной.)

А если гриб растет под березой, как он называется? (Подберезовик.)

Вспомните, как называется цветок, который растет под снегом. (Подснежник.)

Почему шапку называют ушанкой? (Она надевается на уши.)

Откуда появилось слово «снегопад»? (Снег падает.)

Подбери другие слова

Цель. Учить образовывать слова от слова снег.

Кукла Таня загадывает загадки про снег.

Скатерть бела весь мир одела.

***

Все белым-бело сегодня

И светло, хоть солнца нет.

С неба сыплется холодный,

Белый-белый мягкий... (снег).

Педагог. Какие еще слова вы знаете, в которых слышится «снег»,
«снеж»?
(Снегурочка, снеговик, снегопад, снежинка, снежный и др.)

Что мы знаем про слово «игла»?

Цель. Познакомить с разными значениями слова игла.

Кукла Таня загадывает детям загадки.

Под соснами, под елками ползет

Клубок с иголками. (Еж.)

***

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель.)

Про какие иголки говорится в первой загадке? А во второй?

Какие иголки еще вы знаете? (Швейная иголка, иголка у сосны и т.п.)

Детям показывают картинки, на которых нарисованы разные иголки.

Педагог. Какая это иголка? Для чего она нужна? Что ею можно делать?

Придумайте короткий рассказ об иголке: какая она? что с нею можно делать? А мы угадаем, про какую иголку вы рассказываете.

Для чего нужна игла? Какая она?

Цель. Учить называть признаки и действия предмета; расширять представления о многозначных словах.

Кукла Таня просит вспомнить, какие иголки дети знают, для чего они нужны, как используются.

Педагог. Чем можно шить? Чем можно вышивать? Кто из зверей защищается иголками от врагов? Что означает слово «колется»? Что еще может вас уколоть? И т.п. (Ответы.)

Детям показывают две картинки: на одной нарисована еловая ветка, на другой сосновая. Задают вопросы (см. рис. 5, 6).

  • Чем отличаются иголки сосны от иголок ели? (У первой они длинные, у второй короткие.)
  • Чем похожи все иголки? (Они тонкие, острые, гладкие, колючие.)
  • Какие вы знаете иглы? (Швейные, медицинские, еловые, сосновые.)

Отгадайте загадку:

Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки,

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Еж.)

  • Кто из вас знает еще загадки про ежа? про иголку? про ель?

Словно елка,

весь в иголках.

Это кто? (Еж.)

Придумайте рассказ на тему «Приключения иголки». Отгадайте еще одну загадку:

Шуба - иголки;

Свернется он - колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это? (Еж.)

У кого такой предмет?

Цель. Учить воспринимать слово как особый объект действительности, отделять слово от предмета, обозначаемого им, уточнять значения слов.

Педагог. Называет слова, а ребенок, у которого окажется соответствующая картинка, поднимает ее и показывает всем.

Вариант игры. Дети называют изображенные на картинках предметы, явления и подбирают обобщающее слово (шкаф, стул, стол, кровать, диван - мебель).

Бывает - не бывает

Цель. Учить вслушиваться в звучание слов и стараться мысленно представить, что они обозначают, уточнять значения слов.

Педагог. Незнайка говорит, что зря над ним смеются, зря думают, что он якобы ничего не знает и не умеет. Вот как раз он-то знает, что бывает и чего не бывает, а ребята не знают. Рассказывает разные небылицы. Дети должны заметить ошибки и объяснить, почему так нельзя говорить.

  • Собака под дверью мяукает. Собака дом сторожит.
  • Девочка зимой на лыжах катается. Мальчик летом по воде на санках едет.
  • Трактор по небу летит. Трактор землю пашет.
  • Кит в аквариуме плавает.

Кто сумеет похвалить?

Цель. Учить подбирать прилагательные к существительным, согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже.

Педагог. Буратино принес нам много разных картинок. Я буду их показывать, а вы - хвалить то, что нарисовано. Например, я покажу картинку, на которой нарисовано яблоко. Можно так похвалить яблоко: яблоко вкусное или яблоко румяное. А хлеб как можно похвалить? (Хлеб мягкий.) Правильно, а тому, кто похвалит лучше всех, Буратино подарит картинку.

Лексический материал. Собака, молоко, пальто, мама, дом, конфета, чай, лиса, заяц, мальчик и др.

Примерные ответы. Собака умная, молоко вкусное, пальто красивое, мама добрая, дом высокий, конфета сладкая, чай горячий, лиса рыжая, заяц серенький, мальчик трудолюбивый и т.п.

Какой, какая, какое?

Цель. Учить подбирать определения к предмету, явлению.

Педагог. Называет какой-нибудь предмет, а дети по очереди - как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.

Белка - пушистая, рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

Пальто - теплое, зимнее, новое, старое, длинное, короткое, красное.

Мама - добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая, веселая, грустная.

Мяч - резиновый, круглый, большой, синий.

Дом - деревянный, каменный, панельный, высокий, низкий, старый, заброшенный, пустой, новый, двухэтажный, многоэтажный.

Угадай и нарисуй

Цель. Учить рисовать предмет по словесному описанию отдельных его частей.

Педагог. Приходит Карлсон с чудесным мешочком. Говорит, что в нем лежат разные интересные предметы, про которые он сейчас будет загадывать загадки. Дети должны отгадать загадки и нарисовать эти предметы.

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть - нет головы. (Гриб.)

***

На голове пуговка, В носу решето,

Одна рука, да и та на спине. (Чайник.)

***

На спинке иголки.

Длинные и колкие,

А свернется он в клубок -

Нет ни головы, ни ног. (Еж.)

***

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь.)

Примечание: детям предлагаются от одной до пяти загадок на одну тему или на разные темы. Загадки взяты из книги: Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М., 1985.

Задумай слово

Цель. Учить систематизировать представления о значении слов, выражать свои мысли в краткой форме, подбирать слова - названия предметов.

Ребенок задумывает слово, которое все знают, но не называет его, а только рассказывает, что оно обозначает, т.е. какой это предмет, что с ним можно делать или что он делает. Остальные участники игры отгадывают, что это за слово, например:

  • Он пушистый, лакает молоко, мурлычет. (Котенок.)
  • Он кукарекает. (Петух.)
  • Она металлическая, ею можно есть суп, кашу. (Ложка.)
  • Она оранжевая, длинная, вкусная. (Морковка.)
  • Оно белое, плывет по небу. (Облако.)

Закончи предложение и подбери к нему картинку

Цель. Учить заканчивать высказывание, начатое взрослым, подбирать подходящие слова, согласовывать их с другими словами в предложении.

Предметные картинки. Мяч, рыба, лягушка, кость, тапочки, карандаш, яйцо, платье, пальто, кофта, книга, газета, журнал, елка, дом, диван.

Педагог. Начинает фразу, ребенок заканчивает ее, выбрав предварительно среди картинок подходящую по содержанию, например:

Девочка рисует... (елку, дом, диван).

Папа читает... (книгу, журнал, газету).

Собака грызет... (кость, тапочки, карандаш).

Мальчик ловит... (мяч, рыбу, лягушку).

Курица снесла... (яйцо).

Мама стирает... (платье, пальто, кофту).

Назови ласково

Цель. Учить подбирать в уменьшительно-ласкательной форме слова, обозначающие людей, животных, предметы, игрушки.

Педагог. Вас зовут по-разному: Лена, Саша, Алеша, Оля... Можно еще называть вас ласково: Лена, Леночка, Ленуля, Аленушка, Ленуся. Все это одинаковые по значению слова, только ласковые. Давайте поиграем в игру «Назови ласково». Я буду называть животное или человека, а вы говорите ласковые слова.

Заяц - зайчонок, зайчишка, зайка, за-юшка.

Бабушка - бабулечка, бабуля, бабулень-ка.

Мама - мамочка, маменька, мамуля, матушка.

Лиса - лисичка, лисонька.

Дочь - дочка, доченька, дочурка.

Какое что бывает?

Цель. Учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение.

Педагог.  Детям предлагает рассказать Незнайке, что бывает:

  • зеленым - огурец, крокодил, листья, трава, ель, краска, военная машина, нитки;
  • широким - река, дорога, лента, бульвар, улица;
  • новым - шуба, валенки, платье, пальто, игрушка, дом, автомобиль, журнал, мебель;
  • маленьким - котенок, мышка, лисенок, хомячок, брат, мальчик;
  • вкусным - конфета, пирог, варенье, сок, чай, пирожное, торт;
  • пушистым - белка, кошка, пух, елка, волосы, кофта, шарф, лиса;
  • холодным - чай, молоко, снег, лед, погода, ветер, зима, комната, перчатки, солнце, мороженое, сосулька, компот;
  • высоким - дом, башня, человек, сапоги, потолок, температура;
  • круглым - стол, мяч, апельсин, яблоко, голова, лицо, глаза, солнце, помидор.

Что умеют делать звери?

Цель. Учить составлять словосочетания.

Дети превращаются в зверей. Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно получает картинку с изображением данного зверя.

Примерные варианты рассказов.

  • Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю запасы: орехи собираю, грибы сушу.
  • Я медведь. Вперевалочку хожу, мед ищу, ульи ворошу.
  • Я рыба. Плаваю, живу в реках, озерах, морях, люблю червячков.
  • Я кошка. Бегаю и прыгаю. Люблю молоко и рыбу.
  • Я заяц. Быстро скачу, люблю грызть морковку.
  • Я собака. Дом сторожу, на охоту хожу, на коврике сплю.

Примечание. Для расширения семантического поля, включения знакомых слов в новый контекст взрослый с помощью вопросов может уточнять знания детей, например:

  • Рыба, где ты живешь? в море или в озере? Ты живешь в море, значит, ты рыба морская. А если рыба живет в реке, то как ее можно назвать? (Речная.)
  • Зайчик, что ты еще умеешь делать? (Убегать от лисы, прятаться от волка, шевелить ушами, сидеть.)

Кто знает другое слово?

Цель. Учить подбирать синонимы к заданному слову.

Педагог. Объясняет детям, что об одном и том же можно сказать разными словами, но похожими, близкими по смыслу, т.е. синонимами, например:

  • работать - трудиться;
  • метель - вьюга, буран, пурга;
  • смешной - забавный, потешный, комичный;
  • грустный - невеселый, печальный, нерадостный, скучный, опечаленный.

Далее взрослый называет слова, а дети подбирают к ним синонимы.

Помоги Петрушке выбрать слово

Цель. Учить из двух-трех синонимов выбирать слово, наиболее точно по смыслу подходящее к контексту.

Педагог. К детям приходит расстроенный Петрушка, рассказывает, что начал писать письмо другу, но не знает, какое слово лучше подобрать, и просит помочь ему.

Саша живет в... доме (близко расположенном, соседнем).

В лесу... шорох (раздался, прозвучал, послышался).

Девочка и мальчик вошли в... лес (сумрачный, сказочный, дремучий).

Заяц, белочка... (прыгают, скачут).

Сына долго не было дома, и мама... (беспокоилась, волновалась).

После каждого выступления Петрушки дети громко... (хлопали в ладоши, аплодировали).

О чем я сказала?

Цель. Учить различать несколько значений одного слова, сравнивать их, находить общее и различное.

Предметные картинки. Лук, чеснок, кукла, девочка, сумка, шкаф, корзина, зонт, чайник, корабль, елка, шприц и др.

Педагог. Есть слова, близкие и противоположные по смыслу, а есть слова, которые мы употребляем часто и называем ими совсем разные предметы.

Головка - так ласково можно назвать голову человека, девочки, куклы. У куклы маленькая головка. У девочки на головке красный бант. А еще так назвать можно круглую оконечность чего-либо, например головка лука, головка чеснока, головка ракеты.

Иголка - у шприца, ели, сосны, ежа. А еще есть швейная иголка и вязальная иголка.

Звонок - у велосипеда, у чайника, дверной звонок.

Нос - у человека, животных, самолета, корабля.

Ушко - у куклы, кошки, иглы.

Ножка - у стула, гриба, ребенка, шкафа.

Ручка - у ребенка, мебели, двери, чайника, чемодана. Еще так называют то, чем мы пишем.

Можно предложить детям такие слова: молния, глазок, горлышко, язычок, крыло, сильный, слабый, румяный, льет, летит, идет, бьет, крепкий, дорогой и др. Потом дети составляют предложения с вышеназванными словами. (Гриб вырос с крепкой ножкой. У собаки черный нос. И т.п.)

Вариант игры. Различать в слове несколько значений, находить похожие слова в соответствии с контекстом, речевой ситуацией, находить общее и различное в значениях слов.

Педагог. Послушайте, что я сейчас скажу. Бежит собака. Бежит ручеек. Бежит вода из крана. Я сказала об одном и том же? Почему о разном? Как сказать о собаке по-другому? Собака... (мчится, несется, летит, бежит). Ручеек бежит... (течет, струится, журчит, разговаривает). Бежит вода из крана... (льется, струится, течет, идет, хлещет). Плывет утка. Плывет человек. Плывет корабль. Плывет облако (см. рис. 7).

Превращения

Цель. Учить употреблять слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Материал. Два набора картинок, разных по содержанию: «заколдованные» (грязные ботинки, грязная посуда, неубранная постель, девочка плачет, мальчик ломает постройку из кубиков) и «расколдованные» (чистые ботинки, чистая посуда, убранная постель, девочка смеется, мальчик строит).

Детям предлагают расколдовать картинки, которые заколдовал злой волшебник. Сделать это просто: надо накрыть заколдованную картинку расколдованной. Например, поверх картинки «Грязная посуда» положить картинку «Чистая посуда» или «Мальчик помогает маме».

О чем еще так говорят?

Цель. Уточнить значения многозначных слов.

Педагог. Карлсон произносит словосочетание, в котором одно из двух слов многозначное. Дети должны подобрать к этому слову другие с учетом его многозначности.

Словесный материал.

Идет - мальчик, дождь, снег, зима, собака, время, дым, автобус.

Играет - девочка, мальчик, кошка, дудочка, солнце.

Горький (-ая, -ое, -ие) - перец, лук, огурец, лекарство, горе, редька, обида, слезы.

Разные слова

Цель. Учить подбирать по смыслу слово к заданному, объяснять смысловую связь между ними.

Педагог. Произносит слово, ребенок называет слово, которое по смыслу связано с названным. Если играет группа детей, то каждому ребенку предлагают одно-два слова; если играет один ребенок, то количество слов можно довести до десяти. По условию игры дети должны называть слова быстро.

Полезно побуждать ребенка объяснять его выбор. Например: «Я говорю "кошка", а ты мне что скажешь?». (Мышка. Они не дружат.)

Что это значит?

Цель. Учить сочетать слова по смыслу, углублять представления о прямом и переносном значениях слов.

Педагог. Произносит словосочетания. Дети определяют, можно ли так сказать, и объясняют смысл этих выражений.

Свежий хлеб - мягкий, только что испеченный.

Свежая рубашка - чистая, выглаженная, выстиранная.

Свежая газета - новая, только что купленная (см. рис. 8).

Дополни предложение

Цель. Учить расширять представления о правильном соединении слов в предложении или словосочетании.

Педагог (помещая на фланелеграф фигурку девочки). Давайте придумаем про эту девочку историю. Как зовут девочку? Хорошо, Оля. Оля просит кого? (Маму, брата, сестру, продавца, врача, воспитателя.) Просит что? (Дать ей конфету, краски, карандаши, игрушку.) Просит как? (Вежливо, настойчиво, ласково, грубо.) (По мере того как дети называют слова, выставляет на фланелеграфе соответствующие картинки.) Оля могла просить еще чего? (Совета, помощи, прощения.) Оля попросила брата принести альбом. Куда? (В школу, детский сад, домой, в парк.) Положить его куда? (В стол, портфель, на стол, полку, в шкаф).

Отправляемся в отпуск

Цель. Учить понимать оттенки значений слов, овладевать представлениями об изменении значений слова с изменением приставки, суффикса.

На фланелеграфе - изображение машины.

Педагог. Давайте поможем нашим друзьям. Вот Петрушка сидит в машине и едет в отпуск. Он решил в деревню... (поехать). Ехал, ехал и к яме... (подъехал). Петрушка не растерялся и яму... (объехал), потом через мост... (переехал) и по ровной дороге быстро... (поехал). Через день он в деревню... (приехал).

А Карлсон хочет лететь на самолете. Карлсон решил... (лететь) на море. Но по пути хотел к Петрушке... (залететь), отдохнуть, позагорать и потом снова... (лететь). Он должен горы... (перелететь, облететь) и в Сочи... (прилететь) в тот же день. Хорошо отдыхать летом!

Скажи по-другому

Цель. Учить понимать переносное значение слов и словосочетаний, подбирать к ним близкие по смыслу слова.

Взрослый произносит устойчивое словосочетание; выясняет, как ребенок понимает его смысл; предлагает передать этот смысл другими словами.

Педагог. Что значит «растет не по дням, а по часам»? Как сказать по-другому? Подберите слова, близкие по смыслу этому выражению. Подберите слова, противоположные по смыслу этому выражению.

Можно использовать такие фразеологизмы: как снег на голову, ахнуть не успел, летит как угорелый, зарубить на носу, надуть губы.

Речевые ситуации

Речевые ситуации побуждают к активизации представлений, заставляют в уме совершать словесно-логические операции (находить нужное слово).

  1. Заболел Олег. Доктор прописал ему лекарство. Мальчик пьет лекарство с трудом, морщится. Как вы думаете почему? Какое лекарство? (Горькое.) Что еще бывает горьким? (Обида, слезы.) Света пьет сок и улыбается. Как вы думаете почему? Какой сок? (Сладкий, вкусный.) Про что еще можно сказать «сладкий»? (Про чай, кофе.) Сладкая, вкусная, красная... Так можно сказать про морковь или про помидор? (Про морковь.) А как надо сказать про помидор? (Вкусный, красный.)
  2. Рыжая белочка и серенький зайчишка были друзьями. Каждый день они прибегали на полянку и угощали друг друга. Белочка приносила шишки, орехи, ягоды, а зайчик - морковку, капусту. Потом они весело играли. Как можно сказать, какие были зверята? Как их можно назвать? (Добрые, ласковые, отзывчивые, добродушные, чуткие, душевные.) Если они весело играли, какое у них было настроение? (Веселое, радостное, оживленное.)
  3. Сегодня в детском саду праздник. Вова нарядился, взял флажки, шары, и они пошли с мамой в детский сад. Как они пошли? Почему они так пошли? Какими будут ребята на празднике? А если люди работали, устали, то как они идут домой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование образной речи

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ. Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значит...

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАЛЫМИ ФОРМАМИ ФОЛЬКЛОРА.

В статье описано влияние малых форм фольклора на развитие образной речи....

К вопросу о формирование образной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с волшебной сказкой

В развитии речи дошкольников огромное значение имеет художественная литература. Особенно волшебная сказка имеет  значение в формировании образной речи дошкольников....

Особенности формирования образной речи детей старшего дошкольного возраста.

Статья посвящена особенностям формирования образной речи дошкольников....

Семинар-практикум "Использование дидактических игр и упражнений в развитии образной речи детей".

Дидактические игры и упражнения являются эффективным средством решения задач развития образной речи....

Формирование образности речи у детей с нарушением речи.

В программе «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФН» под редакцией Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной особое место отводится развитию связной речи.По утверждению Е. Асоповой, речь – это с....

Дидактические игры и упражнения на развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста

В картотеке представлены дидактические игры и упражнения, направленные на развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста...