ДОМАШНИЕ ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ
материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Иванова Жанна Михайловна

Коллекция домашних обучающих игр вели­ка. В ней – игры нашего детства и то, что при­носит малыш из школы, от друзей. Любозна­тельные родители пополняют ее и в библиоте­ке, отбирая из значительного свитка то, что необходимо именно вашему ребенку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yanvar_ivanova_zh.m._domashnie_obuchayushchie_igry.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 99

«ДЕТСКИЙ САД  КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ТОП-ТОП»

663300, Красноярский край, г. Норильск, ул. Хантайская, д.25, тел. (3919) 43-34-60

ДОМАШНИЕ ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ

Материал подготовила учитель-логопед Иванова Жанна Михайловна

Дети любят играть в слова. Общеизвестна цепочка слов, когда последняя буква одного слова становится начальной другого: яйцо – окно – обман – наряд...

Основное правило игры: называются только имена существительные, нарицательные, единственного числа. Дидактические богатства этой немудреной игры огромны. Она развивает фонематический слух (от греч. Fonema – «звук»), облегчая формирование грамотного письма. А так же позволяет  упражняться в применении ряда правил (правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных), способствует запоминанию орфографии словарных слов и расширяет лексический запас. Достоинство этой игры ещё и в том, что она учит упорядочивать умственную деятельность – слова берем не наобум, а из соответствующего предметного окружения (улица, кухня, одежда, мебель и т. п.). Важно внимание, ведь повторы не допускаются. Если играем дома, держим под рукой словарики, поощряя обращение к ним, – еще плюс игре: учит быстро ориентироваться в орфографическом словаре, закрепляет знание алфавита. Немаловажно и то, что в этой игре взрослый всегда может создать малышу ситуацию успеха – дать одержать победу.

Неплохо играть и в антонимы, синонимы, содействуя обогащению словаря ребенка, развитию языкового чутья, многокрасочности видения мира и выражения чувств. В антонимы – слова, противоположные по значению, – «играют» прилагательные (светлый – темный, холодный – горячий, злой – добрый и т. п.). Ведущим в этой игре поначалу выступает взрослый, задавая начальное слово пары, а в следующий раз передавайте инициативу малышу. Естественно, он будет стремиться к буквальному повторению пар, ранее заданных вами. Будучи ведомым в игре, расширяйте речевой кругозор малыша. Ведь антонимом слова «горячий» в зависимости от контекста – словесного окружения – может быть не только «холодный», но и «теплый» (день), «ледяной» (взгляд), «прохладный» (разговор); «злой» – «мягкий» (человек), «нежный» (зверек), «хороший» (учитель) и др. Ведя игру, намеренно повторяйте два-три раза одно и то же слово, с тем чтобы ребенок постигал синонимическое богатство речи. В слове таится не только смысл, но и потенциальная эмоция – особенно в прилагательных, обозначающих признак предмета. Играйте в антонимы так, чтобы малыш искал позитивно окрашенное слово...

Игра в антонимы подготовит ребенка к более сложной – в синонимы. Здесь необходим подбор слов и выражений, близких по смыслу. «Играют» существительные, глаголы, прилагательные. Берем слово и к нему находим близкие по смыслу слова и выражения. Поиграем в синонимы с автором удивительной книжки о словотворчестве для детей и родителей «Сорок слов из простокваши» А.Смирновым.

Вот слово «дурачиться». Дурачиться можно по-разному: и шутить, и дурить, и забавляться, а также ломаться, паясничать, скоморошничать, озорничать, проказничать, чудить, ребячиться, выпендриваться, выкаблучиваться, отчебучивать. Няня Акулина Филипповна, вспоминает автор, говорила в таких случаях: «Вот укуривает, анчутик!» Вы же добавите в этот ряд слово «кривляться» и... Можно играть устно: называем попеременно, кто первый запнется, тот проиграл. Еще лучше — с бумагой и карандашом: каждый на своем листочке пишет основное слово, к нему в столбик синонимический ряд. Понятно, кто выиграет. Листочки не выбрасывайте! Так вырастает собственный домашний словарь синонимов – надежное подспорье ребенка при написании любого рода сочинений. Если есть возможность, поставьте на домашнюю книжную полку любой настоящий «Словарь синонимов», пригодится не только для игры – для жизни. Замечу, что игра в синонимы помогает родителям осваивать на уровне понимания школьный сленг (жаргон, арго, т. е. специфические слова, употребляемые в речи тех или иных возрастных, социальных, профессиональных групп).

...«Кто такой Парадокс?» – спросил однажды внук, прилежный зритель еще не забытой нами телепередачи «Очевидное – невероятное». Не удивилась, вспомнив ее эпиграф о друге гения. Объяснила, что слово это означает своеобразное мнение, остроумное суждение, расходящееся с общепринятым представлением о чем-нибудь, противоречащее – иногда только внешне – здравому смыслу, или неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям. «А-а, понимаю, это когда я обжегся искусственным льдом у мороженщицы? Лед был... горячий! А что, еще такое бывает?» И стали мы играть в парадоксы. Оказывается, день может быть не только белым, но и черным, а ночь — белой, плакса — веселым, слезы — сладкими, а смех — печальным, горьким (очень помогли нам антонимы — синонимы).

Правила игры свободные: хотите – спрашивайте друг у друга, каким может быть тот или иной предмет или явление. А можно по очереди сразу называть нечто парадоксальное. Непременное только одно условие – пытаться объяснить, что стоит за парадоксом. Возникло у нас однажды «горькое варенье»: «А помнишь, ты здорово обожглась, когда его варила?»

Зачем играть в парадоксы? Острит ум и слух, чувство юмора развивает, обогащает восприятие, учит переносу смысла, образности речи, воспитывает вкус к слову.

Напомню и еще одну игру в слова:

Если взять большое слово,

Вынуть буквы, раз и два.

А потом собрать их снова,

Выйдут новые слова.

В эти новые слова играют с удовольствием все от мала до велика. Для первоклассника это может быть игра с разрезной азбукой, для ребенка постарше – с карандашом и бумагой.

Правила: новое слово составляется только из тех букв, которые есть в главном слове; и гласные, и согласные в новом слове повторяются столько раз, сколько они содержатся в слове главном; все новые слова – существительные единственного числа в именительном падеже. Новые слова записываем в столбик — легче подводить итоги. Играющих – сколько угодно. Выигрывает тот, чьи новые слова не повторяются у других игроков.

Искусство этой игры – в подборе главных слов, из букв которых строим новые. Здесь стараемся выбирать сложные, многокоренные слова... У Алексея Смирнова, чью книжку с интригующим названием я упоминала, из «простокваши» получилось не сорок, а целых двести слов! Попробуйте и вы. В этой игре хорошо под рукой держать толковый (т. е. толкующий, объясняющий значение) словарь русского языка. И не только с целью расширения языкового кругозора. Малыш будет комбинировать буквы, слоги, спрашивая вас, есть ли такое слово, – отправляйтесь к словарю вместе.

Поколения российских школяров играли в еще одну с виду бессмысленную игру: слоги перемежались одним и тем же вставным слогом (не, до, любым другим), создавая, особенно при быстрой речи, забавную тарабарщину. Не-та-не-кая не-иг-не-ра и звалась белиберда (вздор, бессмыслица, чепуха). Белибердой пользовались тогда, когда нужно было при школьном народе срочно сообщить особо секретную информацию. Шифр же (вставной слог) оговаривался возможными собеседниками заранее и, конечно, был тайной. Игра эта, кроме настройки фонематического слуха, безупречно отрабатывала технику грамотного переноса слов.

Не забудем и про «города». Хорошая игра!

Ее правила – та же цепочка слов, но географическая. Не только города, но и цепочки стран, рек, морей, гор можно выстроить. Учебная польза такой игры очевидна, и чем раньше в нее начинать играть, тем естественнее расширится природоведческий кругозор ребенка. Советую не слишком полагаться на собственный географический запас – в мире много перемен, да и забывается «неактуальная география» достаточно быстро. Не карта и не глобус играют вместе с нами, а карманный (т. е. малого формата) «Атлас мира», его особенность – в «Указателе географических названий», где в алфавитном порядке размещено все, что имеется на картах атласа.

Коллекция домашних обучающих игр велика. В ней – игры нашего детства и то, что приносит малыш из школы, от друзей. Любознательные родители пополняют ее и в библиотеке, отбирая из значительного свитка то, что необходимо именно вашему ребенку.

...Любят ли в вашем доме отгадывать кроссворды? Между прочим, тоже хорошая дидактическая игра. Не случайно в последние годы учебные кроссворды (и составление, и разгадывание) активно входят в практику школьного обучения. Все знают, что кроссворд помогает самоутвердиться в эрудиции и расширяет ее. Обучающие возможности кроссворда для малыша гораздо шире. Учит аккуратности – буквы в клеточки разборчиво вписать карандашом, стереть резинкой не подошедший вариант, не забыть вычеркнуть отгаданное. Учит упорядочивать деятельность – отгадывать в системе пересечения слов, не шарахаясь из угла в угол, грамотность развивает, приучает пользоваться орфографическим словарем (не спешите подсказывать!), иначе грамматическая ошибка заведет в тупик.

Классический кроссворд приобщает к культуре терминологического определения (особенно при составлении собственных головоломок). А закрепление понятий «вертикаль – горизонталь»? Не говорю уж о сосредоточении внимания, о расширении его объема... Да и общение с папой, дедушкой (кроссвордомания наших мужчин общеизвестна) – не последнее достоинство этой игры.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающая игра-презентация: «Развитие лексического строя речи по теме: «Домашние животные"

Обучающая игра-презентация: «Развитие лексического строя речи по теме: «Домашние животные» предназначена для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми среднего дошкольного возраста. Для проведения...

Обучающая игра-презентация: «Развитие грамматического строя речи по теме: «Домашние животные» предназначена для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Обучающая игра-презентация: «Развитие грамматического строя речи по теме: «Домашние животные» предназначена для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми среднего и старшего дошкольного возр...

ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА Как непрерывное образование в экологическом воспитании детей Сюжетно-ролевая игра.

В публикации рассматриваются различные подходы к организации сюжетной игры и игры с правилами в дошкольном образовательном учреждении. Существуют два возможных пути организации игры ребенка в детском ...

ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА Как непрерывное образование в экологическом воспитании детей Сюжетно-ролевая игра.

В публикации рассматриваются различные подходы к организации сюжетной игры и игры с правилами в дошкольном образовательном учреждении. Существуют два возможных пути организации игры ребенка в детском ...

Детские, развивающие и обучающие игры на улице, игры для детей в школе и в детском саду

           Подборка 15 детских, развивающих и обучающих игр на улице для детей в школе и в детском саду...

Дидактические и обучающие игры «Дидактические игры своими руками»

Дидактические игры – это разновидность игр в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и раз...

Домашняя игротека: игры, обучающие счету

Домашняя игротека: игры, обучающие счету...