Домашние обучающие игры.
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Кодирова Анна Сергеевна

Обучающие игры для дошкольников должны научить детей планировать, прогнозировать, разрабатывать стратегии и решать разнообразные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon domashnie_obuchayushchie_igry.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Дети любят играть в слова. Общеизвестна цепочка слов, когда последняя буква одного слова становится начальной буквой другого: яйцо – обман – наряд… Основное правило: называются только имена существительные, нарицательные, единственного числа. Дидактические богатства этой немудреной игры огромны. Она развивает фонематический слух, облегчая формирование грамотного письма. Позволяет, походя упражняться в применении ряда правил (правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных), способствует запоминанию орфографии словарных слов и расширяет лексический запас. Важно внимание, ведь повторы не допускаются. Если играем дома, держим под рукой словарики, поощряя обращение к ним, - еще плюс игре: учит быстро ориентироваться в орфографическом словаре, закрепляет знание алфавита. Немаловажно и то, что в этой игре взрослый всегда может создать малышу ситуацию успеха – дать одержать победу.

        Неплохо играть и в антонимы, синонимы, содействуя обогащению словаря ребенка, развитию языкового чутья, многокрасочности видения мира и выражения чувств. В антонимы – слова, противоположные по значению, - «играют» прилагательные (светлый – темный, холодный – горячий, злой – добрый и т.п.). Ведущим в этой игре поначалу выступает взрослый, задает начальное слово пары, а в следующий раз передавайте инициативу малышу. Естественно, он будет стремиться к буквальному повторению пар, ранее заданных вами. Будучи ведомым в игре, расширяйте речевой кругозор малыша. Ведь антоним слова «горячий» в зависимости от контекста – словесного окружения – может быть не только «холодный», но и «ледяной» (взгляд), «прохладный» (разговор); «злой» - «мягкий» (человек), «нежный» (зверек), «хороший» (учитель) и др. Ведя игру, намеренно повторяйте два-три раза одно и, то, же слово, с тем, чтобы ребенок постигал синонимическое богатство речи.

        Игра в антонимы подготовит ребенка к более сложной – в синонимы. Здесь необходим подбор слов и выражений, близких по смыслу. «Играют» существительные, глаголы, прилагательные. Берем слово и к нему находим близкие по смыслу слова и выражения. Поиграем в синонимы с автором удивительной книжки о словотворчестве для детей и родителей «Сорок слов из простокваши» А.Смирновым вот слово «дурачиться». Дурачиться можно по-разному: и шутить. И забавляться. Паясничать, скоморошничать, озорничать, проказничать. Чудить, ребячиться, выпендриваться, выкаблучиваться, отчебучивать… Можно играть устно: называем попеременно, кто первый запнется, тот проиграл. Еще лучше - с бумагой и карандашом: каждый на своем листочке пишет основное слово, к нему в столбик синонимический ряд. Листочки не выбрасывайте! Так вырастает собственный домашний словарь синонимов – надежное подспорье ребенка при написании любого рода сочинений. Если есть возможность, поставьте на домашнюю книжную полку любой настоящий «Словарь синонимов», пригодится не только для игры – для жизни.

        Можно поиграть в парадоксы. Слово «парадокс» означает своеобразное мнение, остроумное суждение, расходящееся с общепринятым представлением о чем-нибудь, противоречащее – иногда только внешне – здравому смыслу, или неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям. Оказывается, день может быть не только белым, но и черным, а ночь – белой, плакса – веселым, слезы – сладкими, а смех – печальным, горьким. Правила игры свободные: хотите – спрашивайте друг у друга, каким может быть тот или иной предмет или явление. А можно по очереди сразу называть нечто парадоксально. Непременное только одно условие – пытаться объяснить, что стоит за парадоксом. Зачем играть в парадоксы? острит ум и слух, чувство юмора развивает, обогащает восприятие, учит переносу смысла, образности речи, воспитывает вкус к слову.

        Напомним еще одну игру в слова.

Если взять большое слово.

Вынуть буквы, раз и два.

А потом собрать их снова,

Выйдут новые слова.

        В эти новые слова играют с удовольствием все от мала до велика. Для дошкольника это может быть игра с разрезной азбукой, для ребенка постарше – с карандашом и бумагой. Правила: новое слово составляется только из тех букв, которые есть в главном слове; и гласные, и согласные в новом слове повторяются столько раз, сколько они содержатся в слове главном; все новые слова – существительные единственного числа в именительном падеже. Новые слова записываем в столбик – легче подводить итоги. Играющих – сколько угодно. Выигрывает тот, чьи новые слова не повторяются у других игроков. Искусство этой игры – в подборе главных слов, из букв которых строим новые. Здесь стараемся выбирать сложные, многокоренные слова. У Алексея Смирнова (автор книги «Сорок слов из простокваши») из «простокваши» получилось не сорок, а целых двести слов! Попробуйте и вы. В этой игре хорошо под рукой держать толковый словарь русского языка. И не только с целью расширения языкового кругозора. Малыш будет комбинировать буквы, слоги, спрашивая вас, есть ли такое слово, - отправляйтесь к словарю вместе.

        Не забудем и про «города». Хорошая игра! Ее правила – та же цепочка слов, но географическая. Не только города, но и цепочки стран, рек, морей, гор можно выстроить. Учебная польза такой игры очевидна, и чем раньше в нее начинать играть, тем естественнее расширится природоведческий кругозор ребенка. Советуем не слишком полагаться на собственный географический запас – в мире много перемен, да и забывается «неактуальная география» достаточно быстро. Вам поможет карманный «Атлас мира», его особенность – в «Указателе географических названий», где в алфавитном порядке размещено все, что имеется на картах атласа.

        …Любят ли в вашем доме отгадывать кроссворды? Между прочим, тоже хорошая дидактическая игра. Не случайно в последние годы учебные кроссворды (и составление, и разгадывание) активно входят в практику школьного обучения. Все знают, что кроссворд помогает самоутвердиться в эрудиции и расширяет ее. Обучающие возможности кроссворда для малыша гораздо шире. Учит аккуратности – буквы в клеточки разборчиво вписать карандашом, стереть резинкой не подошедший вариант, не забыть вычеркнуть отгаданное. Учит упорядочивать деятельность – отгадывать в системе пересечения слов, не шарахаясь из угла в угол, грамотность развивает, приучает пользоваться орфографическим словарем (не спешите подсказывать!), иначе грамматическая ошибка заведет в тупик. Классический кроссворд приобщает к культуре терминологического определения (особенно при составлении собственных головоломок). А закрепление понятий «вертикаль – горизонталь»? не говоря уже о сосредоточении внимания, о расширении его объема.… Да и общение с папой, дедушкой – не последнее достоинство этой игры.

        И еще об одном аспекте домашних дидактических игр. Большинство из них, так или иначе, связаны с чтением справочной литературы. Помимо знакомства с увлекательным миром «вселенной в алфавитном порядке», это и упражнение в технике чтения. Тексты необъемны, лаконичны. А самое главное, чтение мотивируется не повинностью, а азартом поиска. Почувствуйте разницу. Ведь охота и впрямь пуще неволи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающая игра-презентация: «Развитие лексического строя речи по теме: «Домашние животные"

Обучающая игра-презентация: «Развитие лексического строя речи по теме: «Домашние животные» предназначена для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми среднего дошкольного возраста. Для проведения...

Обучающая игра-презентация: «Развитие грамматического строя речи по теме: «Домашние животные» предназначена для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Обучающая игра-презентация: «Развитие грамматического строя речи по теме: «Домашние животные» предназначена для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми среднего и старшего дошкольного возр...

ДОМАШНИЕ ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ

Коллекция домашних обучающих игр вели­ка. В ней – игры нашего детства и то, что при­носит малыш из школы, от друзей. Любозна­тельные родители пополняют ее и в библиоте­ке, отбирая из значительного сви...

ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА Как непрерывное образование в экологическом воспитании детей Сюжетно-ролевая игра.

В публикации рассматриваются различные подходы к организации сюжетной игры и игры с правилами в дошкольном образовательном учреждении. Существуют два возможных пути организации игры ребенка в детском ...

Детские, развивающие и обучающие игры на улице, игры для детей в школе и в детском саду

           Подборка 15 детских, развивающих и обучающих игр на улице для детей в школе и в детском саду...

Дидактические и обучающие игры «Дидактические игры своими руками»

Дидактические игры – это разновидность игр в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и раз...

Домашняя игротека: игры, обучающие счету

Домашняя игротека: игры, обучающие счету...