Использование непроизвольного внимания в коррекционном процессе
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Калашникова Светлана Сергеевна

Как привлечь внимание ребенка на этапе автоматизации звука? Можно использовать прием отвлечения внимания!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_priema_otvlecheniya.docx15.36 КБ

Предварительный просмотр:

После подготовительных упражнений проводится работа по автоматизации ставящегося звука в слогах, словах и предложениях. При работе с дошкольниками этот процесс может оказаться очень длительным по разным причинам: недостаточное развитие артикуляционной моторики, фонематического восприятия, нарушения звуко-слоговой структуры слова,  нарушение неречевых психических процессов. 

В своей  индивидуальной работе  с поставленными звуками я попыталась использовать прием намеренного отвлечения внимания детей. Такая система отработки произношения:

  1. Способствует снижению мышечного и эмоционального напряжения. Дети не поймут слова «не напрягайся», «расслабься», «не напрягай кисти рук», проще сказать: «Не поднимай плечи», «давай  пальчиками проведем кораблик среди скал»  и т.д.
  2. Способствует непроизвольному сосредоточению внимания на интересующем нас звуке.
  3. Незаметно соблюдается длительность звучания необходимого звука, что помогает тренировать язык и вырабатывать устойчивый стереотип.
  4. Способствует более быстрому введению звука в самостоятельную речь. Ведь ребенок в процессе произнесения звука (слогах, предложениях, самостоятельной речи) не строго сосредоточен на нем.
  5.  Повышает заинтересованность детей к занятиям.

При этом необходимо помнить, что во время занятий не должно быть негативно окрашенных событий, слов. Тогда желаемая концентрация внимания будет достигнута не за счет постоянных одергиваний со стороны взрослого, а благодаря добровольному желанию ребенка выполнить интересное условие.

Казалось бы, мы должны постепенно уходить от непроизвольного внимания, которое преобладает у детей 5-7 лет, к воспитанию устойчивого произвольного. Да, это так. Но что делать, если словесная деятельность у детей вызывает утомление, а отвлекаются они на эмоционально окрашенные действия? Просто можно попытаться не тормозить отвлечение детей на посторонние дела, а, наоборот, использовать эту физиологическую особенность и стимулировать дальнейшее развитие ребенка.

Чтобы сделать индивидуальные занятия по формированию правильного звукопроизношения более интересными, эффективными, результативными, я использую игры, которые, с одной стороны, отвлекают, с другой стороны, выполняют ряд важных задач.

  1.  «Необычные повторялки».  Для ребенка крайне необычна инструкция типа: «Ты можешь воспользоваться всеми этими предметами, как пожелаешь( построить что-то, выложить интересную картину, просто поиграть –все, что придумаешь), только прислушивайся ко мне и повторяй за мной так, как научились».  При автоматизации звука в словах
  2. «Тактильные дорожки». Ребенок  произносит поставленный звук (как бы «надавливая» на него) и одновременно ведет поочередно пальчиками руки по дорожке с разным тактильным материалом.  Дорожки прямые, волнистые, круговые, зигзагообразные.
  3. Использование нестандартного оборудования (длинные бигуди, ленточки). Выполнение по принципу «тактильных дорожек»
  4. «Бусики» нравятся и девочкам и мальчикам, которые признаются порой, что  так «надавливать» на звук интереснее и легче. Упражнение очень простое. Выбираются любые бусы. Если они цветные, то слоги можно произносить, например, от красной до красной бусинки. Или «пройти» только по оранжевым бусинкам.

Решается несколько задач: автоматизация изолированного звука, пальчиковый самомассаж, развитие тактильного восприятия, развитие тактильно-слуховой памяти, развитие слухового восприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе

Обобщение педагогического опыта по  использованию здоровьесберегающих технологий в практике учителя-логопеда дошкольного учреждения....

Использование наглядно-игровых средств в коррекционном процессе. Презентация наглядных пособий по развитию речи.

В статье представлен материал учителя-логопеда МБДОУ Д/с № 43 Божевой Т.М. "Презентация наглядных пособий по развитию речи"  с городского методического мероприятия "Панорама педаго...

"Использование игровой технологии в коррекционном процессе"(из опыта работы)

Основная цель коррекционно-развивающей деятельности на логопедическом пункте — сочетание работы по формированию произносительной стороны речи и работы по совершенствованию фонематических процессов. Дл...

« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ, СПОСОБСТВУЮЩИХ АКТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ КОМПЕНСАТОРНЫХ МЕХАНИЗМОВ».

Организация системы логопедического воздействия строилось на принципах доступности, гуманности, индивидуального дифференцированного подхода, последовательности и систематичности и др. В процессе занят...

Использование образовательных технологий в коррекционном процессе

Какие современные технологии использует учитель - логопед при организации коррекционно-педагогической деятельности...

Использование дидактических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста по развитию внимания и произвольности (Арцишевская И.Л., Колесникова Е.В.)

Данная игровая технология позволяет повысить уровень развития внимания и произвольности у детей дошкольного возраста...

"Непроизвольное внимание и условия его развития"

Внимание детей, особенно младшего дошкольного возраста, в целом непроизвольное, т.е. возникает без осознания ее цели. Непроизвольное внимание - вид внимания, который возникает независимо от сознательн...