«Использование АМО в развитие связной монологической речи у детей с ОНР по технологии Ткаченко Т.А.»
статья по логопедии на тему

Волокитина Ольга Михайловна

 Изучение допущенных детьми аграмматизмов в различных видах рассказа пока­зало наличие большого числа ошибок на употребление предлогов и предложно-падежных конструкций, т.е. при передаче пространственных, временных и других отношений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Использование АМО в развитие связной монологической речи у детей с ОНР по технологии  Ткаченко Т.А.»

Работа над темой начата 2011 году

Предполагается закончить работу над темой:  2016 году

2011- 2012, 2012- 2013  учебных годах  реализовывала  программу логопедического сопровождения «МЫ», на которую 2010 году получила рецензию от к. п.н. Папиной Марины Николаевны. В этой программе    была  выстроена система фронтальной работы и индивидуального сопровождения детей с ОНР с применением активных методов обучения детей связной монологической речи. Применялись технологии многих авторов и систем.

 В рамках реализации ФГТ ДО, ФГОС ДОУ 2013-2014, 2014-2015 учебных годах участвовала    в работе творческой группы учителей-логопедов МБДОУ  по разработке: «Рабочих  программа» образовательной области «Речевое развитие»   базового  вида образовательной деятельности  «Развитие речи» в которой  раздел связная речь, так же нашел свое отражение, 60 % материала было подобрано с учетом рекомендаций Филичевой и Чиркиной. 40 % рабочей программы в соответствии ФГОС ДО отводится на возможность использования в работе авторских  технологий. Для меня стал вопрос, какую авторскую технологию, возможно, использовать при формировании связной монологической  речи.  

Я остановила свой выбор на технологии Т.А. Ткаченко, специалиста практика с 40 летним опытом работы, в которой очень подробно    разработана    системе.

Цель самообразования по теме: «Изучить опыт Т.А.Ткаченко по разделу связная речь,  систематизировать и использовать на практике»

Задачи самообразования.

1. Изучить и определить методы исследования связной речи у детей с ОНР.

2. Изучить технологию Т.А. Ткаченко.

3. Провести диагностическую работу,  выявить и систематизировать преобладающие нарушения в связной речи детей  группы.

4. Составить рабочие  программы  для  старших логопедических группах по разделу «связная речь» с применением технологии Т.А. Ткаченко по развитию связной монологической речи.

5. Проанализировать и оформить результаты произведенной диагностики  в конце учебного года.

6. Сделать соответствующие выводы.

Деятельность по реализации темы:

изучила литературу

Ткаченко Т.А. «Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста 5- 7 лет» М.: Издательство «Ювента» – 2007 год.

Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша / Ил. В. Трубицына, Ю. Трубицыной. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 136 с: ил.

 Ткаченко Т. А. «Логические упражнения для развития речи» М.: «Книголюб – 2005 год 56 стр.

Разработала «Рабочую программа» индивидуального сопровождения по  разделу связная речь для  старшей  группы  и  в начале учебного года 2014 -15 для  подготовительной группы.

Выступила в рамках городского МО  докладом: 30.04.2014.   «Особенности развития  связной речи  у детей   с общим недоразвитием речи»

Использованы  следующие активные формы, методы  приемы работы при реализации темы: в индивидуальной и групповой  работе применялись наглядные, словесные, практические методы.

Проведено исследование результатов по следующему диагностическому комплекту: Для исследования уровня развития связной монологической речи была применена методика бальной оценки В.П.Глухова, В.К.Воробьева,   при этом использовался наглядный материал из соответствующих пособий Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой и А.В. Соболевой, О.Е. Грибовой и Т.П. Бессоновой, О.Н. Усановой и др.

Получен следующий результат по работе над темой

I Этап   подготовительный /сентябрь 2012 май  2013/.

     Дошкольникам с ОНР особенно тяжело даются умения создавать  замысел связного высказывания с опорой и без опоры на исходный задчи. Были  выделены  четыре уровня особенностей связного высказывания:

Таблица 1. 1.

Особенности связного высказывания детей 4-5 лет на первом году обучения.

I- уровень «псевдосообщений»;

80  %

II- уровень продолжения на основе второстепенных смыслов;

10 %

III- уровень краткого завершения начала рассказа;

10 %

IV-  уровень развития замысла зачина.

0 %

Результаты  I I  Этап   основной /сентябрь 2013  май 2014 учебный год/

Таблица 1. 2.

Уровень сформированности  фразовых высказываний у детей 5-6 лет.

Удовлетворительный уровень

5 баллов

  Средний

4 балла

Недостаточный  уровень

3 балла

Низкий уровень

2 балла

Задание выполнено неадекватно

1 балл

1. Составление фраз по

картинкам с изображением

простых действий

14,28

        

             28,56

28,56

               

        42,84

28,56

             

         14,28

14,28

        14,28

      14,28

-

2. Составление фраз-высказываний по 3-м предметным   картинкам

0

                       

             28,56

28,56

           28,56

28,56

                   

           28,56

28,56

          14,28

14,28

   

                 0

3. Пересказ

0

                     

            21,42

28,56

          28,56

14,28

           14,28

14,28

           21,42

42,84

           21,42

4. Рассказ по серии сюжетных картинок

0

             14,28

14,28

           21,42

14,28

           21,42

14,28

                                       

           21,42

49,98

        21,42

5. Рассказ по картине  

0

                   

            28,56

21,42

           14,28

14,28

     

           28,56

28,56

             

           14,28

 35,7

        14,28

6. Рассказ-описание

14,28

        

          35,7

14,28

                 

           21,42

14,28

        

           21,42

28,56

             

          14,28

28,56

        

               0

Результаты  I I I  Этап   основной /сентябрь 2014  май 2015 учебный год/

Таблица 1. 4

Уровень сформированности  фразовых высказываний у детей 6-7 лет.

Удовлетворительный уровень

5 баллов

  Средний

4 балла

Недостаточный  уровень

3 балла

Низкий уровень

2 балла

Задание выполнено неадекватно

1 балл

1. Составление фраз по

картинкам с изображением

простых действий

49,98

        

             

28,56

               

21,42

               

 0

         

      0

 

2. Составление фраз-высказываний по 3-м предметным   картинкам

64,26

            

21,42             

21,42

               

0

               

 0

 

3. Пересказ

21,42

 

21,42

         

28,56         

21,42

14,28

             

4. Рассказ по серии сюжетных картинок

21,42

21,42

21,42

         

21,42

         

14,28

         

4. Рассказ по картине  

49,98

           

14,28

                 

21,42

             

14,28

             

 0

         

6. Рассказ-описание

42,84

         

21,42

         

21,42

         

14,28

               

0

         

Выводы:

1. Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой деятельности у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование и словоизменение, связная речь недостаточна развита. Выделяют четыре уровня речевого развития детей с ОНР;

 2. Экспрессивная речь детей с ОНР может служить средством общения лишь в особых условиях, требующих постоянной помощи и побуждения в виде дополнительных вопросов, подсказок, оценочных и поощрительных суждений со стороны логопеда, родителей и пр.

  3. Дети с ОНР любого уровня речевого развития не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Коррекция речи для них длительный процесс, одной из главных задач которого является формирование у детей с ОНР связной монологической речи.

     Обобщая, можно сделать вывод, что изучение допущенных детьми аграмматизмов в различных видах рассказа показало наличие большого числа ошибок на употребление предлогов и предложно-падежных конструкций, т.е. при передаче пространственных, временных и других отношений. Значительное число ошибок было связано с употреблением глагольных форм. Наибольшее число составили ошибки в построении предложений, что особенно проявлялось при употреблении распространенных и сложных предложений. При выполнении заданий творческого характера существенно возрастало число ошибок на построение предложений и употребление глагольных словоформ – видовых форм, форм множественного числа настоящего и прошедшего времени, приставочных глаголов и др. Это может быть обусловлено отсутствием практики в употреблении соответствующих глагольных форм у детей с речевым недоразвитием, а также переключением внимания с оформления высказывания на решение творческой задачи.

решены следующие задачи:  программные задачи в старшей логопедической группе по разделу связная речь были  решены в полном объеме.

Предполагаю продолжить работу над темой в 2014-2015 году  в следующих направлениях: составить  и реализовать  Рабочую программу  «Развитие речи» по направлению речевое развитие по разделу связная речь в подготовительной группе с применением технологии Т.А. Ткаченко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект.Развитие связной монологической речи у детей с общим недоразвитие речи дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей.

Целью данного проекта является развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи  дошкольного возраста посредством составления описательных рассказов с помощью схем – моделей. В проектной ...

Проект «Развитие связной монологической речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей»

Цель  проекта – внедрение метода развития связной речи у детей-дошкольников с ОНР III уровня с помощью составления описательных рассказов на основе визуальных схем-моделей...

Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и общим недоразвитием речи

Особенности содержания занятия, выбор приемов и способов развития связной монологической речи  должны определяться степенью речевого недоразвития, зрительного нарушения, возрастными психолого-пед...

Использование пейзажной живописи в развитии связной монологической речи у детей с ОНР

Рассматривая пейзажную картину ребенок дошкольного возраста способен воспринимать как образы, изображенные на картине, так и средства художественной выразительности, при этом, обращая внимание на...

Мастер-класс «Использование мнемотехники и элементов технологии ТРИЗ как средства развития связной (монологической) речи у детей старшего дошкольного возраста»

Данный материал  представляет из себя практический мастер-класс по использованию технологии ТРИЗ для развития речи детей старшего дошкольного возраста....

Развитие связной (монологической) речи у детей с нарушением зрения и речи посредством творческих технологий

Развитие речи у детей с нарушением зрения происходит в основном так же, как и у нормально видящих. Однако динамика развития речи, овладение чувственной ее стороной, смысловой ее наполненностью у детей...