«Использование АМО в развитие связной монологической речи у детей с ОНР по технологии Ткаченко Т.А.»
статья по логопедии на тему
Изучение допущенных детьми аграмматизмов в различных видах рассказа показало наличие большого числа ошибок на употребление предлогов и предложно-падежных конструкций, т.е. при передаче пространственных, временных и других отношений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование АМО в развитие связной монологической речи у детей с ОНР по технологии Ткаченко Т.А.»
Работа над темой начата 2011 году
Предполагается закончить работу над темой: 2016 году
2011- 2012, 2012- 2013 учебных годах реализовывала программу логопедического сопровождения «МЫ», на которую 2010 году получила рецензию от к. п.н. Папиной Марины Николаевны. В этой программе была выстроена система фронтальной работы и индивидуального сопровождения детей с ОНР с применением активных методов обучения детей связной монологической речи. Применялись технологии многих авторов и систем.
В рамках реализации ФГТ ДО, ФГОС ДОУ 2013-2014, 2014-2015 учебных годах участвовала в работе творческой группы учителей-логопедов МБДОУ по разработке: «Рабочих программа» образовательной области «Речевое развитие» базового вида образовательной деятельности «Развитие речи» в которой раздел связная речь, так же нашел свое отражение, 60 % материала было подобрано с учетом рекомендаций Филичевой и Чиркиной. 40 % рабочей программы в соответствии ФГОС ДО отводится на возможность использования в работе авторских технологий. Для меня стал вопрос, какую авторскую технологию, возможно, использовать при формировании связной монологической речи.
Я остановила свой выбор на технологии Т.А. Ткаченко, специалиста практика с 40 летним опытом работы, в которой очень подробно разработана системе.
Цель самообразования по теме: «Изучить опыт Т.А.Ткаченко по разделу связная речь, систематизировать и использовать на практике»
Задачи самообразования.
1. Изучить и определить методы исследования связной речи у детей с ОНР.
2. Изучить технологию Т.А. Ткаченко.
3. Провести диагностическую работу, выявить и систематизировать преобладающие нарушения в связной речи детей группы.
4. Составить рабочие программы для старших логопедических группах по разделу «связная речь» с применением технологии Т.А. Ткаченко по развитию связной монологической речи.
5. Проанализировать и оформить результаты произведенной диагностики в конце учебного года.
6. Сделать соответствующие выводы.
Деятельность по реализации темы:
изучила литературу
Ткаченко Т.А. «Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста 5- 7 лет» М.: Издательство «Ювента» – 2007 год.
Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша / Ил. В. Трубицына, Ю. Трубицыной. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 136 с: ил.
Ткаченко Т. А. «Логические упражнения для развития речи» М.: «Книголюб – 2005 год 56 стр.
Разработала «Рабочую программа» индивидуального сопровождения по разделу связная речь для старшей группы и в начале учебного года 2014 -15 для подготовительной группы.
Выступила в рамках городского МО докладом: 30.04.2014. «Особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи»
Использованы следующие активные формы, методы приемы работы при реализации темы: в индивидуальной и групповой работе применялись наглядные, словесные, практические методы.
Проведено исследование результатов по следующему диагностическому комплекту: Для исследования уровня развития связной монологической речи была применена методика бальной оценки В.П.Глухова, В.К.Воробьева, при этом использовался наглядный материал из соответствующих пособий Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой и А.В. Соболевой, О.Е. Грибовой и Т.П. Бессоновой, О.Н. Усановой и др.
Получен следующий результат по работе над темой
I Этап подготовительный /сентябрь 2012 май 2013/.
Дошкольникам с ОНР особенно тяжело даются умения создавать замысел связного высказывания с опорой и без опоры на исходный задчи. Были выделены четыре уровня особенностей связного высказывания:
Таблица 1. 1.
Особенности связного высказывания детей 4-5 лет на первом году обучения.
I- уровень «псевдосообщений»; | 80 % |
II- уровень продолжения на основе второстепенных смыслов; | 10 % |
III- уровень краткого завершения начала рассказа; | 10 % |
IV- уровень развития замысла зачина. | 0 % |
Результаты I I Этап основной /сентябрь 2013 май 2014 учебный год/
Таблица 1. 2.
Уровень сформированности фразовых высказываний у детей 5-6 лет.
Удовлетворительный уровень 5 баллов | Средний 4 балла | Недостаточный уровень 3 балла | Низкий уровень 2 балла | Задание выполнено неадекватно 1 балл | |
1. Составление фраз по картинкам с изображением простых действий | 14,28
28,56 | 28,56
42,84 | 28,56
14,28 | 14,28 14,28 | 14,28 - |
2. Составление фраз-высказываний по 3-м предметным картинкам | 0
28,56 | 28,56 28,56 | 28,56
28,56 | 28,56 14,28 | 14,28
0 |
3. Пересказ | 0
21,42 | 28,56 28,56 | 14,28 14,28 | 14,28 21,42 | 42,84 21,42 |
4. Рассказ по серии сюжетных картинок | 0 14,28 | 14,28 21,42 | 14,28 21,42 | 14,28
21,42 | 49,98 21,42 |
5. Рассказ по картине | 0
28,56 | 21,42 14,28 | 14,28
28,56 | 28,56
14,28 | 35,7 14,28 |
6. Рассказ-описание | 14,28
35,7 | 14,28
21,42 | 14,28
21,42 | 28,56
14,28 | 28,56
0 |
Результаты I I I Этап основной /сентябрь 2014 май 2015 учебный год/
Таблица 1. 4
Уровень сформированности фразовых высказываний у детей 6-7 лет.
Удовлетворительный уровень 5 баллов | Средний 4 балла | Недостаточный уровень 3 балла | Низкий уровень 2 балла | Задание выполнено неадекватно 1 балл | |
1. Составление фраз по картинкам с изображением простых действий | 49,98
| 28,56
| 21,42
| 0
| 0
|
2. Составление фраз-высказываний по 3-м предметным картинкам | 64,26
| 21,42 | 21,42
| 0
| 0
|
3. Пересказ | 21,42
| 21,42
| 28,56 | 21,42 | 14,28
|
4. Рассказ по серии сюжетных картинок | 21,42 | 21,42 | 21,42
| 21,42
| 14,28
|
4. Рассказ по картине | 49,98
| 14,28
| 21,42
| 14,28
| 0
|
6. Рассказ-описание | 42,84
| 21,42
| 21,42
| 14,28
| 0
|
Выводы:
1. Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой деятельности у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование и словоизменение, связная речь недостаточна развита. Выделяют четыре уровня речевого развития детей с ОНР;
2. Экспрессивная речь детей с ОНР может служить средством общения лишь в особых условиях, требующих постоянной помощи и побуждения в виде дополнительных вопросов, подсказок, оценочных и поощрительных суждений со стороны логопеда, родителей и пр.
3. Дети с ОНР любого уровня речевого развития не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Коррекция речи для них длительный процесс, одной из главных задач которого является формирование у детей с ОНР связной монологической речи.
Обобщая, можно сделать вывод, что изучение допущенных детьми аграмматизмов в различных видах рассказа показало наличие большого числа ошибок на употребление предлогов и предложно-падежных конструкций, т.е. при передаче пространственных, временных и других отношений. Значительное число ошибок было связано с употреблением глагольных форм. Наибольшее число составили ошибки в построении предложений, что особенно проявлялось при употреблении распространенных и сложных предложений. При выполнении заданий творческого характера существенно возрастало число ошибок на построение предложений и употребление глагольных словоформ – видовых форм, форм множественного числа настоящего и прошедшего времени, приставочных глаголов и др. Это может быть обусловлено отсутствием практики в употреблении соответствующих глагольных форм у детей с речевым недоразвитием, а также переключением внимания с оформления высказывания на решение творческой задачи.
решены следующие задачи: программные задачи в старшей логопедической группе по разделу связная речь были решены в полном объеме.
Предполагаю продолжить работу над темой в 2014-2015 году в следующих направлениях: составить и реализовать Рабочую программу «Развитие речи» по направлению речевое развитие по разделу связная речь в подготовительной группе с применением технологии Т.А. Ткаченко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект.Развитие связной монологической речи у детей с общим недоразвитие речи дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей.
Целью данного проекта является развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста посредством составления описательных рассказов с помощью схем – моделей. В проектной ...
"Использование моделей в развитии связной монологической речи"
Проект с детьми старшего возраста...
Проект «Развитие связной монологической речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей»
Цель проекта – внедрение метода развития связной речи у детей-дошкольников с ОНР III уровня с помощью составления описательных рассказов на основе визуальных схем-моделей...
Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и общим недоразвитием речи
Особенности содержания занятия, выбор приемов и способов развития связной монологической речи должны определяться степенью речевого недоразвития, зрительного нарушения, возрастными психолого-пед...
Использование пейзажной живописи в развитии связной монологической речи у детей с ОНР
Рассматривая пейзажную картину ребенок дошкольного возраста способен воспринимать как образы, изображенные на картине, так и средства художественной выразительности, при этом, обращая внимание на...
Мастер-класс «Использование мнемотехники и элементов технологии ТРИЗ как средства развития связной (монологической) речи у детей старшего дошкольного возраста»
Данный материал представляет из себя практический мастер-класс по использованию технологии ТРИЗ для развития речи детей старшего дошкольного возраста....
Развитие связной (монологической) речи у детей с нарушением зрения и речи посредством творческих технологий
Развитие речи у детей с нарушением зрения происходит в основном так же, как и у нормально видящих. Однако динамика развития речи, овладение чувственной ее стороной, смысловой ее наполненностью у детей...