презентация Нарушение связной речи у детей с ЗПР
методическая разработка (логопедия) по теме

Чиркина Екатерина Николаевна

Нарушение  связной речи у детей с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chirkina.pptx70.72 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нарушение связной речи у детей с ЗПР Подготовила студентка 5 курса группы КЗ Чиркина Е. Н.

Слайд 2

В настоящее время дефектологами накоплены некоторые данные о речевой деятельности детей с ЗПР. Часть из них касается монологической речи. На значительные трудности детей данной категории в речевом оформлении своих действий, на неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи, указывают в своих работах Г. И. Жарекова (1977) и А. Д. Кошелева (1972). В исследованиях А. Д. Кошелевой показано, что не только при глубокой задержке развития, но и при легких ее формах имеются такие видимые нарушения речевой деятельности, как речевая инактивность , рассогласованность речевой и предметной деятельности . Р.Д.Тригер , как одну из особенностей речи этих детей, выделяет недостаточность словообразовательных процессов (1972).

Слайд 3

Е.С.Слепович (1981), изучая особенности монологической речи у старших дошкольников с ЗПР, отмечает, что речь у этой категории детей в основном носит ситуативный характер . Это выражается в большом количестве личных и указательных местоимений, частом использовании прямой речи, усиливающих повторениях. В старшем дошкольном возрасте у детей с ЗПР только начинается переход к контекстной речи. Наряду с этими особенностями Е.С.Слепович выделяет ограниченность словарного запаса у этих детей, особенно существительных с узким, конкретным значением, а также прилагательных. http://festival.1september.ru

Слайд 4

Особенности проведения занятий по формированию связной речи у детей с ЗПР Основными задачами данных занятий для детей с ЗПР являются повышение уровня сенсорного и умственного развития, а также обогащение и систематизация словаря, развитие устной диалогической и монологической речи. Восполнение пробелов предшествующего развития и дальнейшее накопление знаний, и развитие речевых навыков. Развитие связной речи у детей ЗПР является трудным процессом, требующим использования особых методических приемов. Дети должны научиться не только пользоваться определенными словами и выражениями, но они должны вооружиться средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни.

Слайд 5

Дети с ЗПР быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания, часто не могут довести начатую работу. Все эти и многие другие особенности психических процессов детей не могут не сказываться на состоянии и ходе развития их речи. В коррекционно-логопедической работе в специальном детском саду для детей с ЗПР основное внимание уделяется: формированию монологической речи; обучению детей составлению предложений (по демонстрируемым действиям, по опорным словам, образцам) и обучению рассказыванию разного вида.

Слайд 6

П риемы развития связной речи у детей с ЗПР. Рассказ по демонстрируемым действиям – это прием учит ребенка внимательно наблюдать, сохранять в памяти последовательность увиденных действий, подбирать к ним точные грамматические категории. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа . В этом виде пересказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками (игрушками). Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин – это умение формируется на основе вышеперечисленного. При использовании этого метода работы педагог должен учитывать возможности образной памяти детей, способности устанавливать логические связи и отношения. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Это самый сложный вид рассказывания. Здесь труднее обеспечить план высказывания из-за отсутствия образца. Только вопросный план педагога поможет детям обеспечить последовательность этапов изложения. Однако в тоже время отсутствие образца позволяет начать очень трудную, но столь необходимую работу над творческим рассказыванием.

Слайд 7

Примерное планирование целей и задач по развитию связной речи на период обучения Коррекционные задачи: – Обогащение зрительных представлений. – Развитие внимания. – Стимуляция познавательной активности (задания на поиск). – Создание условий для полноценного взаимодействия через систему специальных игр и упражнений. – Включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций (согласование числительных с существительными, прилагательными, существительных с прилагательными). – Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления за счет обучения приемами умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка и т.д.). – Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации. – Развитие направленного восприятия речи педагога и внимания детей к речи других детей. – Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

Слайд 8

Образовательные задачи: – Учить высказывать и обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения – Формирование мотивации учебной деятельности, ориентированную на активизацию познавательных интересов. – Формирование навыков построения связных монологических высказываний. – Усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств ее выражения. – Формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога; закрепление навыков в составлении ответов на вопросы в виде развернутых предложений. – Формирование умений адекватно передавать в речи изображенные на картинках простые действия. – Усвоение ряда языковых, прежде всего лексических (слова-определения, глагольная лексика и т.д.), необходимых для составления речевых высказываний. – Практическое овладение простыми синтаксическими моделями фраз, составляемых на основе непосредственного восприятия и имеющихся представлений; формирование умственных операций, связанных с овладением фразовой речью – умений соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания . http://50ds.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие речи у детей 3-4 лет"

Презентация поможет провести родительское собрание в младшей группе...

Презентация.Формирование речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики

Задачи: * развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук;*повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив   их в занимательную игру;*сочетать игры и упражнения для тренировки...

Презентация - Развитие речи у детей с ТНР на материале произведений А.С.Пушкина

Развитие речи у детей с ТНРна материале  произведений А.С.Пушкина«У лукоморья дуб зеленый…» — строки, знакомые каждому с детства. Волшебный мир пушкинских сказок настольк...

Презентация. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях....

Презентация " «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования языковых игр и упражнений» "

В презентации проиллюстрированы коллективные и индивидуальные  формы работы  на занятиях по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....

Презентация. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях...