«Коррекция речевых нарушений на коллективных занятиях по рисованию» (старшая группа)
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) на тему

Суханова Светлана Витальевна

В работу входит структура проведения коллективных занятий по рисованию в старшей логопедической группе, перспективный план коллективных занятий по рисованию на год, на квартал. Подобраны по темам занятий пальчиковые гимнастики, психогимнастики, динамические паузы. Приведён план занятия по рисованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_kollektiv._zanyatiy_po_risovaniyu.docx51.63 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение      

                                                                          детский сад комбинированного вида №6 «Антошка» г. Павлово

         «Коррекция речевых нарушений на коллективных занятиях по рисованию»  (старшая группа)  

         Целенаправленное развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации средствами коллективных занятий по рисованию даёт значительную динамику в их формировании у детей, посещающих логопедическую группу. Занятия по изодеятельности представляют эффективное средство  развития речи у дошкольников. Развитие речи у детей в процессе изодеятельности осуществляется в нескольких направлениях:

               - обогащение словаря дошкольников терминами, которые первоначально используются ими, как правило, на занятиях по изодеятельности,

                 а  затем входят в активный словарный запас;

               - осуществляется становление и развитие речи, как средства общения;

               - совершенствуется регулирующая функция речи

       Деятельность с бумагой, ножицами, красками, карандашами – это не только сенсорно – двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. Этим и определяется её связь с коррекционным обучением.

     Коллективные занятия – это импровизация, игра, путешествие, сказка, поэтому предполагается строить их по следующей структуре. Этапы названы условно, их количество может варьироваться в зависимости от цели, темы занятия, темпа работы детей.

                                                                                        Структура проведения занятия

Настрой перед занятием:    

  • приветствие  
  • психогимнастика
  • дыхательная гимнастика

Вводная часть:

  • мотивация
  • использование персонажа
  • объяснение
  • показ

Основная часть:

  • коллективная работа
  • активное экспериментирование
  • динамические упражнения для расслабления различных групп мышц
  • пальчиковая гимнастика
  • музыкальное сопровождение
  • индивидуальная работа
  • дифферинцированный подход

Заключительная часть:

  • анализ детской работы
  • эмоциональная поддержка продукта детской деятельности
  • психофизическая разгрузка (упражнения на релаксацию)

                                         Перспективный план коллективных занятий по рисованию на год

месяц 

тема НОД 

                                              Задачи:

Сентябрь 

Что такое лето? 

Учить отражать свои впечатления о лете в рисунке. Учить передавать форму предметов,  их строение и соотношение по величине. Закреплять умение рисовать различными изобразительными материалами.

Развивать композиционные умения, мелкую моторику рук,  творческое воображение.

Вызвать эмоциональную отзывчивость при восприятии образов.  Формировать навыки коллективной работы.

Октябрь 

Птицы волшебного сада 

Учить детей создавать индивидуальные художественные образы.  Учить украшать рисунок  декоративным узором,  подбирая соответствующую цветовую гамму.

Развивать воображение  детей,  побуждая их к созданию фантазийных образов. Развивать активность в поисках способов изображения  сказочного образа.

Воспитывать у детей желание трудиться совместно.  Воспитывать бережное  отношение к птицам. 

Ноябрь 

Осенний ковер 

Учить детей изменять общее настроение картины посредством использования различных оттенков.  Учить передавать в рисунке цветовые сочетания, характерные для осени.

Формировать навыки  влажного  тонирования  бумаги акварелью,  а также отпечатывание раскрашенных краской засушенных листьев.

Воспитывать у детей интерес к коллективным формам деятельности.

Декабрь 

Зима в лесу 

Учить детей передавать разные по строению,  форме деревья,  кусты (старые деревья с толстым стволом,  изогнутые, наклонённые).

Развивать у детей эстетическое восприятие,  самостоятельность в придумывании темы  для рисования зимнего леса.

Воспитывать любовь к природе, желание передавать её красоту в рисунке.  Вызвать интерес к коллективной деятельности.

Январь

Зимние развлечения

Учить детей изображать человека в зимней одежде, соблюдая пропорции, передавая элементарные действия детей с лыжами, санками, снежками, простые движения рук и ног.

Развивать у детей наблюдательность, умение запоминать и отражать в рисунке впечатления.

Формировать навыки групповой сплочённости и совместной деятельности. Воспитывать стремление доводить замысел до конца.

Февраль

Кони на лугу

Учить передавать в рисунке характерные особенности животных, передавая относительную величину и пропорцию частей туловища животного.

Развивать слитные, лёгкие движения при рисовании контура животного, зрительный  контроль за  движением.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к искусству, природе, животным. Воспитывать желание дарить радость другим, коллективизм.

Март

Зоопарк

Учить детей отражать в рисунке свои впечатления, побуждая к самостоятельному нахождению выразительных средств. Продолжать учить рисовать животного, соблюдая пропорции и цветовое соотношение.

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. Развивать творческий интерес к различным техникам в рисовании (шерсть животного – жёсткой кистью).

Воспитывать чувство прекрасного, любовь и бережное отношение ко всему живому.

Апрель

Апрель, апрель на дворе капель

Учить детей осмысливать и реализовывать собственный художественный замысел, используя полученные знания и умения. Закрепить и обогатить знания о времени года – весне.

Развивать композиционные умения (рисование по всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных отношений).  Развивать чувство цвета.

Воспитывать дружеские взаимоотношения, интерес  и любовь к природе, замечать её изменения и передавать их в рисунке доступными изобразительными средствами.

Май

Весенние цветы

Учить детей художественно отражать предметы и явления окружающей действительности. Упражнять в рисовании по мокрому слою бумаги.

Развивать эстетическое восприятие, умение передавать красоту цветов, их строение, колорит. Развивать фантазию, воображение, уверенность в себе и своих возможностях.

Воспитывать у детей интерес к природе, желание изображать её. Воспитывать умение согласовывать свои действия с работой товарищей.

                  Перспективный план коллективных занятий по рисованию на квартал

Месяц 

      НОД

               Совместная деятельность 

Самостоятельная деятельность 

Работа с родителями 

сентябрь 

Что такое лето? 

- Наблюдения на прогулке за природой

- Экскурсия в ближайший парк, зелёную зону

- Разучивание стихов о лете

- Чтение Г.Ладонщиков «Про себя и про рeбят»

- Словесная игра «Подбери слово», «Лето, оно какое

- Психогимнастика «Лето»

- Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»

- Рассматривание иллюстраций о лете, сюжетных картинок

- Рисование по трафаретам

- Наст. - печ. игры «Сложи картинку», лото «Ягоды и грибы»

- СХД «Как я провёл лето» (рисование)

  • Оформление фотогалереи «Вот оно какое наше лето»

октябрь 

Птицы волшебного сада 

- Придумывание описательных загадок о птицах

- Д/и «Что лишнее»; п/и «Перелёт птиц»

- Чтение Г.Снегирёв «Ласточка»,    В.Бианки «Синичкин календарь»

- Муз. д/и  «Птичка и птенчики»

- Наблюдения за птицами во время прогулок

- Словесная  игра «Мяч бросай и птиц называй»

- Пальчиковая гимнастика «Птицы»

- СХД «Отгадай загадку и нарисуй отгадку»

- Рассматривание энциклопедии «Мир животных» раздел «Птицы»

- Обведение шаблонов птиц и их штриховка

- Упражнение «Дорисуй картинку»

  • Подобрать сказки с иллюстрациями сказочных птиц

ноябрь 

Осенний ковёр 

- Чтение Э.Шим «От чего осень грустна»

- Д/и «Когда это бывает»; «С какого дерева лист»

- Дыхательная гимнастика «Подуй на листок»

- Словесная игра «Ответь на вопросы»

- Слушание песни Потапенко «Листопад»; Слонов «Золотая осень»

- Рассматривание репродукции картины «Золотая осень» Левитана

- Рассматривание репродукций и иллюстраций об осени

- Рассматривание листьев различных деревьев

- Наст. - печатная игра «Что напутал художник»

- П/и «Мальчики бегут к берёзке, девочки к клёну»

- СХД «Старичок-лесовичок» (из природного материала)

- Артикуляционная гимн. «Листопад»

  • Экскурсия в лес, сбор осенних листьев, природного материала
  • Подобрать картинки и фотографии для альбома «Золотая осень»

Пальчиковая гимнастика

Что такое лето?

«Здравствуй»  Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!  Мы живем в одном краю -  всех я вас приветствую! (пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками).

Птицы волшебного сада

«Птицы»  Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцев),  сала дам синичке. (4раза - «режущие» движения одной ладони по другой). Приготовлю крошки хлебушка немножко (пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга). Эти крошки – голубям, эти крошки – воробьям (вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью, то же – левой рукой). Галки да вороны, ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»)

Осенний ковёр

«Осень»   Раз,  два, три, четыре, пять (загибают пальчики, начиная с большого), будем  листья собирать.  Листья березы,  листья рябины, листики тополя, листья осины, листики дуба (загибают пальчики, начиная с большого)  мы  соберем (сжимают и разжимают кулачки),  маме осенний букет отнесем («шагают» по столу).

Зима в лесу

«Снежок»  Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого). Мы с тобой снежок слепили («лепят» меняя положение ладоней). Круглый крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают   ладони) и совсем-совсем не сладкий (грозят пальчиком). Раз подбросим, два поймаем (смотрят вверх, подбрасывая  воображаемый снежок). Три уроним (роняют воображаемый снежок). И сломаем (топают ногой).

Зимние развлечения

«На ёлке»  Мы на елке веселились, (ритмичные хлопки в ладоши) И плясали, и резвились (удары кулачками). После добрый Дед Мороз нам подарки преподнес («шагают» средним и указательным пальчиками по столу).  Дал большущие пакеты («рисуют» руками большой круг). В них же вкусные предметы:  (ритмичные хлопки в ладоши) конфеты в бумажках синих, орешки рядом с ними, груша, яблоко, один золотистый мандарин (загибают пальчики, начиная с большого)

Кони на лугу

«Лошадка»  Одной рукой я травку рву, (выполнять хватательные движения поочередно левой и правой руками). Другой рукой я тоже рву. Я травкой накормлю коня (вытянуть руки вперед). Вот сколько пальцев у меня! (повернуть ладонями вверх) 

Зоопарк

«Есть у каждого свой дом» У лисы в лесу глухом есть нора – надёжный дом (дети загибают пальцы на руках – по одному пальцу на каждое двустишие). Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели. Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу. Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу. Есть у каждого свой дом (соединяют пальцы в форме крыши над головой). Всем тепло, уютно в нём (ударяют кулачками друг о друга)

Апрель, апрель на дворе капель

«Вышел дождик на прогулку» Раз, два, три, четыре, пять, вышел дождик погулять (удары по столу пальчиками). Шел неспешно, по привычке, а куда ему спешить? («Шагают» пальчиками) Вдруг читает на табличке: «По газону не ходить!» (удары ладонями по столу). Дождь вздохнул тихонько: - ОХ!  (хлопок ладошками) и ушел, газон засох (хлопки ладонями по столу)

Весенние цветы

«Цветок»  Утром рано он закрыт (кисти рук плотно сомкнуты). Но к полудню ближе раскрывает лепестки, красоту их вижу (ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают бутон, кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок). К вечеру цветок опять закрывает  венчик (кисти рук возвращаются в исходное положение, пальцы сомкнуты, образуя закрывшийся цветок). И теперь он будет спать до утра, как птенчик (кладут кисти рук под щеку, имитируя сон).

Психогимнастика

Что такое лето?

«Лето»:  Покажите, что лето жаркое, мы пойдём на речку, плещемся в воде, покажите, что она прохладная. Будем нашу речку мы переплывать? Поплыли!  Взяли удочки, будем ловить рыбу. Клюёт, тянем. Покажите, какую рыбу поймали! А теперь взяли корзиночки, наклоняемся, собираем ягоды. Изобразите, какие вкусные ягоды вы собрали, а вот попалась – кислая!

Птицы волшебного сада

«Птицы»:  Мы с вами попали в волшебный сад. Изобразите радость птиц, живущих в этом саду. У них есть птенчики, покажите, как они высовывают головку из гнезда, затем правое и левое крылышко. Мама кормит их, они ловят клювом корм. Наелись, заснули. Их разбудила чужая птица, они испугались, задрожали. Но нашли в себе силы расправить крылья и улететь.

Осенний ковёр

«Прогулка в лес»:  Дети, я приглашаю вас погулять по осеннему лесу. Посмотрите, какая красота. Выразим своё восхищение! Прислушаемся, поют ли птицы в осеннем лесу? Подул ветерок, вы - деревья, как они закачались? Вы превратились в листочки, ветер закружил вас в воздухе, поднял вверх высоко в небо и вы летите, медленно приземляясь на траву.  

Зима в лесу

«Деревья»:  Тихо в лесу, большие и маленькие деревья стоят неподвижно. Полетел снежок, деревья всеми своими веточками ловят снежинки. Но снегу налетело столько, что веточки прогнулись под тяжестью, опустились. Усилился ветер, деревья качаются, давайте будем держаться веточками друг за друга, чтобы деревья не вырвало с корнем. Ветер стих, веточки расцепились.

Зимние развлечения

«Зимние развлечения»:  Сегодня ясный зимний денёк, встаём на лыжи и вперёд! Отправляемся гулять. Как много снега, слепим снеговика? Катаем снежки. У кого выше снеговик?  А сейчас лепим маленькие  снежки и бросаем их друг в друга. Заморозили щёки, нос, руки – греем, растираем. Поехали на коньках по кругу, выполняем танцевальные движения на коньках. Нам тепло, мы рады морозной зиме!

Кони на лугу

«Домашние животные»:  Изобразить щенка, который мокнет под дождем. Детям жалко его. Изобразить провинившегося кота, которого наказала хозяйка. Показать, как уныло они бредут по улице, какое грустное у них настроение. Улыбнуться, улыбка поднимет им настроение. Изобразить игривого жеребёнка, как он весело скачет по двору, но вот испугался огромного пса, как прижимается к маме.

Зоопарк

«Цирк»: дети, мы с вами оказались на арене цирка. Изобразите зебру, которая скачет по круглой арене. А сейчас вы слоны, которые хоботом крутят кольцо. Превратились в медведей, катающихся на коньках. А сейчас вы рассердившиеся тигры, которые не хотят выполнять задание дрессировщика. Покажите довольную обезьяну, которую угостили бананом.

Апрель, апрель на дворе капель

«Ласковое солнце»:  Детям предлагается представить, что солнце согревает лицо, руки, вам приятно, оно ласковое, доброе, как мама. Спряталось солнце. Подул холодный ветер, вам холодно (напрячься). Опять засверкало солнышко, щекочет вас за ушком, гладит по головке, вы довольны – расслабились.

Весенние цветы

«Весенние цветы»:   Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные весенние цветы. Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны. Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем. Приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из-под опущенных век, улыбнитесь, медленно поворачивайте голову вправо-влево. 

Динамическая пауза

Что такое лето?

«Угадайте, где мы были?» Набежала тучка (бегут по кругу друг за другом), прокатился гром (три прыжка на носочках), хлынул дождик тёплый (бегут по кругу) звонким серебром (прыжки на носочках). Прозвенел над нами (бегут по кругу) и пропал вдали (прыжки на носочках). Дома не сидится, мы гулять пошли (маршируют, высоко поднимая колени). Взять сачок не позабыли (маршируют, взяв воображаемый сачок на плечо). Угадайте, где мы были (останавливаются, встают лицом в круг, разводят руками)? Были мы за речкою, на том берегу (бегут по кругу, взявшись за руки), на большом душистом заливном лугу (меняют направление движения). Бабочек ловили и венки плели (изображают действия). На душистом сене отдохнуть легли (ложатся на спину, расслабляются)

Птицы волшебного сада

«Перелёт птиц» Грач качался в гамаке (наклоны в сторону), гуси - в волнах на реке (наклоны вперёд – назад). Мимо голуби летели (покачивание руками) и на веточку присели (приседания). Веточка качается (покачивание руками) неплохо получается.

Осенний ковёр

«Осенью»  Вдруг закрыли небо тучи (поднимаются на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки), начал капать дождь колючий (прыгают на носочках, руки на поясе), долго дождик будет плакать, разведёт повсюду слякоть (приседают, руки на поясе). Грязь и лужи на дороге, поднимай повыше ноги (идут по кругу, высоко поднимая колени).

Зима в лесу

«В гостях у зимы»  Выпал беленький снежок. Соберёмся мы в кружок (дети становятся в круг). Снег, снег, белый снег, засыпает он нас всех (машут руками перед собой). Не боимся мы пороши, ловим снег – хлопок в ладоши («ловят»). Руки в стороны, по швам – снега хватит вам и нам (разводят руки в стороны, опускают по швам).

Зимние развлечения

«Снеговик» Раз рука, два рука, (сначала показывают правую руку, потом левую) лепим мы снеговика, (круговые движения ладонями рук).  Мы скатаем снежный ком – вот такой! (показывают руками ком), а потом поменьше ком – вот такой! (показывают руками ком поменьше). А наверх поставим мы - маленький комок. (соединяют кончики пальцев обеих рук в форме шара). И готов снеговичок, (надувают щёки) очень милый толстячок! (улыбаются, быстро моргают глазами)

Кони на лугу

«На лугу» Перед нами луг широкий (разводят руки широко в стороны). А над нами дуб высокий (поднимаются на носки, поднимая руки вверх). А над нами сосны, ели головами зашумели (ритмично делают наклоны в стороны, покачивая поднятыми вверх руками). Грянул гром (делают хлопок), сосна упала (наклоны вперёд и вниз, опуская руки), только ветками качала (ритмично покачивают опущенными руками).

Зоопарк

«Кого встретил Колобок?» Колобок, колобок, колобок – румяный бок (идут в полуприседе, поставив руки на пояс). По дорожке он катился и назад не воротился (бегут на носочках, руки на поясе). Встретил мишку, волка, зайку (встав лицом в круг, изображают медведя, волка, зайца). Всем играл на балалайке (изображают как играют на балалайке). У лисы пел на носу (пляшут вприсядку). Больше нет его в лесу (разводят руками)

Апрель, апрель на дворе капель

«Клён»  Дует ветер нам в лицо: (дети машут руками к себе) закачалось деревцо (руки вверх - наклоны). Ветерок всё тише, тише, (постепенно приседают) деревцо всё выше, выше... (встают). Ветер тихо клён качает, вправо-влево наклоняет. Раз - наклон,  два – наклон (наклоны вправо, влево), зашумел листвою клён (руки вверху,  машут  руками)

Весенние цветы

«Васильки» Утром солнышко проснулось, улыбнулось, потянулось. Раскрывают лепестки голубые васильки. Ветер в поле прилетел, закружился, засвистел, закачались васильки, голубые лепестки. Дождь на облаке приплыл, всё вокруг он намочил. Пьют водичку васильки, голубые лепестки. Вот и вечер пришёл, солнце с неба увёл, закрывают лепестки голубые васильки (дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями)

План занятия по рисованию на тему: «Что такое лето?»

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за природой; экскурсия в ближайший парк;  рассматривание иллюстраций;  разучивание   стихов о лете;  оформление фотогалереи: «Вот оно какое наше лето»; тонирование листа бумаги.

Задачи: 

Образовательные: Учить отражать свои впечатления о лете в рисунке. Учить передавать форму предметов их строение  и соотношение по величине. Закреплять умение рисовать различными изобразительными материалами.

Развивающие: Развивать композиционные умения, мелкую моторику рук, творческое воображение.

Воспитательные:  Вызвать эмоциональную отзывчивость при восприятии образов. Формировать  навыки коллективной работы.

Материал:  Длинное полотно тонированной бумаги  (обои),  отдельные листы разных размеров, гуашь,  фломастеры, восковые мелки,  кисточки, салфетки, ножницы, музыкальное сопровождение: грамзапись «Вот оно какое наше лето»

Проведение занятия:

Настрой: Психогимнастика «Лето»  

Вводная часть: Беседа о том, что делали летом, чем занимались; пальчиковая гимнастика «Здравствуй»

Основная часть: Рисование детьми элементов общей работы под музыку из м/ф  «Дед Мороз и лето»; индивидуальная работа, динамическая пауза «Угадайте, где мы были», вырезывание элементов работы и расположение  их на общем листе.

Заключительная часть: Анализ (отметить правильность расположения элементов, яркость красок, настроение); предложить продолжить работу над картиной ещё некоторое время для дальнейшего её пополнения (рисование ягод пальчиками, грибов - обрывками цветного скотча, наклеивание листочков, травинок, вспомнить и почитать стихи о лете).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент нетрадиционной совместной деятельности детей и родителей на логопедических занятиях. Тема: "Виды работ при коррекции речевых нарушений" е

Фрагмент нетрадиционной совместной деятельностидетей и родителей на логопедических занятиях.Тема: «Виды работ при коррекции речевых нарушений».Цель:- развитие координации речи с движением, работ...

Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья, на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"

Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Рабата содержит следующие рахделы: возможности использования, содержание театрализованной деятельности в детском саду и в группе компенсирующей направленности, виды театрализованных игр, приемы работы...

Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...

Статья: «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

   Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, мы пришли к выводу, что необходимо использовать методы, приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развер...