Детско-родительский проект «ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ»
статья (логопедия, старшая группа) по теме

Детско-родительский проект «По дороге к АЗБУКЕ» нацелен на решение задач по предупреждению дисграфии и дислексии, открывает ребенку путь в первоначальное обучение грамоте. В проекте представлены материалы по организации совместной деятельности логопеда с детьми, родителями, педагогами ДОУ, социальными партнерами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

                                            МАДОУ д/с «Березка» г.п. Зеленоборск,

                                  Тюменской области, ХМАО-Югра

                                                                  Гагарина Елена Анатольевна, учитель-логопед

 

Детско-родительский проект

«ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ»

Пояснительная записка

       В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимо вести целенаправленную работу по предупреждению ошибок чтения и письма в дошкольном возрасте.

           К участию в проекте были приглашены дети старшей группы «Лучик» МАДОУ д/с «Березка», их родители и педагоги дошкольного учреждения. Данный проект долгосрочный и рассчитан на два года обучения.

          Детско-родительский проект «ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ» нацелен на решение задач по предупреждению дисграфии и дислексии, открывает ребенку путь в первоначальное обучение грамоте. Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первоначальное значение уделяется таким речевым характеристикам как развитый речевой слух, четкая артикуляция звуков родного языка, знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой.

          Так же обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно- волевых и эстетических качеств личности.

         Дошкольники- маленькие фантазеры и открыватели. Они творят мир вокруг. Их находки и открытия по характеру поиска и проявления инициативы вполне соотносимы с творческими достижениями взрослых. Наш проект предполагает раскрытие творческих возможностей и проявление инициативы и познавательной активности не только детей, но и родителей.

         Материал, представленный в проекте, имеет общеобразовательную направленность, что позволяет использовать его при обучении детей,  как с речевыми нарушениями, так и с нормальным речевым развитием.

В ходе реализации проекта мы увидим:

  • творческое взаимодействие детей и родителей направленное на общее развитие дошкольников;
  • психологическую готовность родителей в понимании своего ребенка, заботы о нем владение его возможностей, талантов;
  • закрепление знаний о буквах;
  • формирование и совершенствование звуковой стороны речи.

        Совместная работа учителя- логопеда, родителей и детей создает
благоприятные условия для успешной подготовки детей к обучению в школе и их полноценному личностному развитию.

Вид проекта: творческий

Цель:  Развитие речи и познавательных способностей детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями.

Задачи:

    -   Развивать творческое воображение, память, мышление.

    -   Развивать фонематический слух и восприятие.

    -   Развивать звуко-буквенный анализ.

    -   Развивать интерес и способность к чтению.

    -   Активизировать и обогащать словарный запас дошкольников.

    -   Развивать коммуникативные способности.

    -   Закреплять знания о буквах.

    -   Повышать заинтересованность родителей в результатах образовательной

        и воспитательной работы с детьми.  

    -  Активизировать педагогический потенциал родителей.

Предполагаемый результат.

      Проект:

   -  Разовьет познавательную активность детей, интерес к знаниям, любознательность;

   -  позволит закрепить представления детей о фонетической стороне слова;

   -  разовьет различные стороны психической деятельности: внимание, мышление, память, речь;

   -  поможет раскрыть творческие способности детей;

   -  разовьет коммуникативные навыки, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи;

   -  повысит интерес родителей к образовательной работе в ДОУ;

   

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный.

Выявление проблемы. Определение цели и задач.

Организация работы над проектом.

2 этап. Основной.

Практическая деятельность по решению проблем.

3 этап. Заключительный.

Презентация  мини- музея «Моя любимая буква».

Логопедический досуг для детей и родителей «ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ».

Участники проекта:

-  дети старшего дошкольного возраста;

-  учитель-логопед;

-  воспитатели групп;

-  родители;

-  музыкальный руководитель;

-  педагог по изобразительному искусству;

- «Межпоселенческая библиотека»

- СДК «Русь».

Формы работы:

-  занятия: лепка, рисование, ручной труд, познавательное развитие, подготовка к обучению грамоте, музыкальное.

-  экскурсии (библиотека, школа)

-  игры: словесные, сюжетно-ролевые, дидактические.

-  конкурсы: семейный конкурс дизайнерского творчества «Здравствуй, буква!», «Умники и умницы», конкурс мини-музеев в ДОУ.

-  речевые праздники.

-  презентация мини-музея «Моя любимая буква»

-  работа с родителями: семинары-практикумы, консультации, анкетирование, КВН.

Схема реализации проекта « ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ» через разные виды деятельности

Разделы

программы

Виды детской деятельности

Игровая деятельность

  1. Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», День рождения буквы»
  2. Дидактические игры: «Звонкий – глухой», «Игротека», «Подбери и назови», «Звуковое лото», «Найди общий звук», «Звукоедик», «Упрямые звуковички», «Живая модель», «Исправь букву», «Звуковая цепочка», «Звуковые и слоговые кубики», система упражнений Е.Н.Рыжанкова, В.А.Ракитина  «Пальчиковая азбука».

Речь и речевое развитие

  1. Составление рассказов на тему: «Моя любимая буква», «Путешествие в Звукоград, Буквоград», «Как мы делали букву».
  2. Сочинение стихотворений, загадок о буквах.
  3. Сотворчество детей и родителей по теме проекта.

Художественная литература

  1. Чтение: Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»; В.Крупин «Первый букварь»; В.Драгунский «Заколдованная буква».
  2. Заучивание стихотворений: С. Михалков «Лесная академия»; В.Берестов «Читалочка», «Гласные тянутся к песенке звонкой…»; С.Маршак «Ты эти буквы заучи…»; Б.Заходер «Песенка-азбука».
  3. Загадки на тему: «Чтение, письмо»

Изобразительная деятельность

    1.  Рисование на тему: «Путешествие в библиотеку»,

    2.  Оформление выставок: «Ну-ка буквы, встаньте в

         ряд!», «Такая разная «Азбука»

    3.  Лепка  из соленого теста на тему: «Буквы твоего    

         имени».

    4.  Аппликация на тему: «Надела буква праздничный

         наряд».

    5.  Сотворчество детей с родителями по теме                        

          проекта.

Учебная деятельность

  1. Познавательные занятия.
  2. Подготовка к обучению грамоте.
  3. Цикл занятий по компьютерным программам: «Уроки азбуки», «Баба-Яга учится читать».
  4. Беседа: «Об истории азбук и букварей».
  5. Экскурсии: «Путешествие в книжное царство»

 «Скоро в школу мы пойдем!»

  1. Создание альбомов «От звука к слову»
  2. Цикл образовательных и развлекательных видеопрограмм для детей «Уроки тетушки Совы», «Азбука-малышка».

Музыка

  1. Разучивание песен: «Азбука», «Урок» (игровая - шуточная).

Проведение праздника «ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ»

Взаимодействие с родителями

  1. Анкетирование « Готов ли ваш ребенок к школе»
  2. Сотворчество детей и родителей в оформлении мини-музея «Моя любимая буква»
  3. Участие в конкурсе дизайнерского творчества «Здравствуй, буква!»
  4. Семинары практикумы по темам: «Все о городе звуков», «Играем – фонематический слух развиваем», «Готовим  ребенка к школе», «Подготовка руки ребенка к письму», «Во что играют наши дети».
  5. Консультации по темам: «Учите, играя», «Что и как читать ребенку»
  6. Презентация мини-музея «Моя любимая буква»

      <Рисунок 1>

  1. Участие в логопедическом досуге «ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ».

 

Заключение.

     Результаты работы над проектом показали:

- у детей расширился словарный запас;

- сформировались фонематические процессы, т.е. дети научились слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка,

- научились ориентироваться в звуко-буквенном составе слов с различной слоговой конструкцией, работать со схемами слов и разрезной азбукой;

- развился интерес и способность к чтению,

      В ходе работы над проектом мы пришли к выводу, что данный вид деятельности объединяет не только детей и педагогов дошкольного учреждения общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, но и родителей. Родители чаще стали интересоваться успехами своих детей, предлагать свою помощь. Они превратились из пассивных наблюдателей в активных участников воспитательно-образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городской фестиваль детских и детско-родительских творческих проектов "Семейный калейдоскоп". Номинация "Лето в Мурманске"

Проект "Активный отдых". Актуальность, цель, задачи, этапы работы, выступления участников проекта.Результат : фоторепортаж, слайд-шоу "Активный отдых летом в Мурманске".Итог : сертификат в номинации "...

Педагогический проект Городской фестиваль детских и детско-родительских творческих проектов «Мой любимый город Мурманск». Номинация Фестиваля: «Я люблю тебя мой город! Твои улочки, дома…»

Повышение эффективности детско-родительских отношений и самооценки вклада родителей в воспитание и обучение ребенка; в увлекательной форме познакомить детей дошкольного возраста с малой родиной – райо...

Совместное мероприятие для детей и родителей в рамках детско-родительского клуба "Счастливая семья" «Дорогами сказок».

Содействовать мотивации к чтению русских народных сказок, сплочению коллектива, а также вызвать радостные чувства...

Долгосрочный проект «По дороге к азбуке».

Цель проекта: сформировать у детей логопедической группы положительное отношение к предстоящему обучению в школе....

Детско - родительский проект "По дороге к азбуке"

Детско-родительский проект «ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ» нацелен на решение задач по предупреждению дисграфии и дислексии, открывает ребенку путь в первоначальное обучение грамоте.Готовность р...

Детско-родительская арт-встреча "По дороге к знаниям"

В целях профилактики школьной тревожности и укрепления детско-родительских отношений психологам ДОУ предлагается конспект детско-родительской арт-втречи "По дороге к знаниям" ....

Логопедический проект: " По дороге к Азбуке"

Логопедический проект: "По дороге к Азбуке"...