Конспект коррекционно-развивающего занятия "Волшебные звуки леса"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Карелина Валерия Владимировна

«Автоматизация звука [Р] в движении и пальчиковых играх»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_nnod_volshebnye_zvuki_lesa.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №33 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Конспект коррекционно-развивающего занятия

 «Волшебные звуки леса»

Подготовительная группа

(с использованием  игровых и информационно-коммуникативных технологии)

                                                                                        Учитель-логопед:

                                                                         Карелина

                  Валерия Владимировна.

 

Санкт-Петербург

2014


Конспект подгрупповой непрерывной непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы с диагнозом НПОЗ.

Учитель-логопед: Карелина Валерия Владимировна.

Логопедическая тема:

«Автоматизация звука [Р]»

Цель ННОД:

«Автоматизация звука [Р] в движении и пальчиковых играх»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • развитие артикуляторной и мимической моторики;
  • обогащение активного словаря прилагательными;
  • развитие общей моторики с использованием приемов логоритмики;
  • развитие умения работать над правильным распределением дыхания;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • закрепление умения автоматизировать звук [Р] в изолированном виде, слогах, словах, предложениях, используя пальчиковые игры;
  • уточнение характеристики звука [Р];
  • закрепление понятия «слог» с использованием чистоговорок;
  • закрепление понятия «предлог» как отдельного слова;
  • совершенствование навыков координации движения и речи;
  • развитие умения работать над силой голоса, чувством ритма.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие эстетического восприятия природы;
  • развитие зрительного внимания, памяти, слухового восприятия, наблюдательности;
  • развитие творческого воображения, подражательности;
  • развитие ассоциативного мышления.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание познавательного интереса, заботливого отношения к природе;
  • воспитание личностных качеств ребёнка(активность, сознание, усидчивость);
  • воспитание самоконтроля и самокоррекции;
  • воспитание умения работать в коллективе.

Используемые технологии:

  • образовательно-игровые;
  • информационно-коммуникативные;
  • личностно-ориентированные.

Материалы и оборудование:

Зеркала,

Набор «Следы медведя»,

Игрушка «Снежный ком»,

Карточки – слоги,

Карточки – чистоговорки,

Конверт с письмами,

Компьютер (с подготовленными слайдами),

Цифровой проектор,

Призы.

Ход деятельности:

Деятельность логопеда

Деятельность детей

I. Организационно-подготовительная часть:

Пальчиковая игра «Утречко»

-Доброе утро!

-Ребята, все проснулись?

-А, значит, мы начинаем «Утречко»

-Утро настало…

-Эй, братец Федя!

-Вставай….

-Вставай .…

-Вставай….

-Вставай….

-И….

-Все проснулись, потянулись, улыбнулись!

1. Введение в тему.

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас и наших гостей в зимний, сказочный лес.

-В декабре, в декабре….

(Слайд 1)

-Наше путешествие будет интересным, если мы вспомним, изобразим лесных жителей и расскажем о волшебных звуках леса.

-Вот подарки для лесных друзей!

-А для вас, ребята, загадка!

                           Непоседа пёстрая,

      Птица длиннохвостая,

                           Птица говорливая,

                           Самая болтливая.

(Слайд 2)

2. Обогащение активного словаря прилагательными.

-Загадку слушали внимательно?

-Сорока- птица какая?

-Молодцы, присядьте на пенёчки.

3. Мотивация к деятельности.

-Ребята! Сорока прилетела с посланием от нашего друга Лесовичка.

(Слайд 3)

-Что же он пишет?

-«Ах, как хочу узнать я, главный звук, который вы учили…. Прошу, друзья, вас рассказать и показать, чтоб всех моих зверей и птиц в лесную школу записать!»

-Ребята, поможем Лесовичку?

4. Обогащение словаря.

-В зимний лес тогда мы попадем, когда волшебные слова мы подберем!

(Слайд 4 с музыкальным сопровождением)

-Лес какой?

5. Развивать глубокий вдох и плавный, медленный выдох.

-Хорошо в зимнем лесу!

-Вдох- через нос….

-Выдох- через рот….

-Хорошо!

6. Артикуляционная моторика.

-Пёстрый дятел

-Тук-да-Тук….

(Слайд 5)

-Слышим мы знакомой звук!

-В волшебное зеркало вы посмотрите и как дятел постучите!

-Молодцы!

7. Развитие общей моторики с использованием приемов логоритмики.

-Ребята!

-Ой, мороз, пурга и вьюга!

(Слайд 6 с музыкальным сопровождением)

-Заблудились мы в лесу?

-Покричим?

-Выходите на пригорок, будем греться мы сейчас!

8. Обогащение словаря.

-Все звери и птицы в лесу приготовились к зиме.

-Ребята, послушайте и расскажите, как медведь рычит!

(Слайд 7 с озвучиванием)

-Как медведь рычит?

-Как медведица рычит?

-А медвежата, как рычат?

-Молодцы!

II. Основная часть деятельности:

1. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

 Автоматизация звука [Р] в изолированном виде.

-По следам медведя-косолапого пройдём, помогая пальчиками – дружно звук споём!

-Каждая встреча пальчиков с большим – это ЗВУК!

2. Развитие творческого воображения, подражательности.

Автоматизация звука [Р] в слогах.

-А теперь, покажем сказку, как рычит медведь, медведица и медвежата!

-Приготовили наши пальчики, и каждый персонаж говорит только свой слог!

-Каждая встреча пальчиков с большим – это СЛОГ!

-Молодцы, как вы рычали!

-Главный звук мы повторяли!

-Чтобы звери, птицы, все вокруг – могли услышать этот звук!

3. Уточнение акустико-артикуляторной характеристики звука [Р].

-Ребята, звук [Р] – согласный или гласный?

-Глухой или звонкий?

-Мягкий или твёрдый?

-Отлично!

4. Автоматизация звука [Р] на материале чистоговорок. Закрепление понятия «предлог», как отдельного слова.

-Ребята, на карточках: картинка, слог.

-Внимательно посмотрите и чистоговорки говорите, выделяя в них предлог!

-А помогут нам наши пальчики!

-Молодцы!

5. Совершенствовать навыки координации движения и речи. Развитие умения работать над силой голоса.

-Ребята, возле ёлочки зелёной скачут, каркают….

(Слайд 8)

-Выходите, расскажите!

6. Автоматизация звука [Р] в словах.

-А теперь, ребята, отгадайте, и лесных друзей узнайте!

-Хрум, хрум!

(Слайд 9)

-Каждая встреча пальчиков с большим – это СЛОВО!

-Хрум, хрум!

-Что за шум?

 -Фыр, фыр!

-Кто же мышку испугал?

(Слайд 10)

-Молодцы!

Обогащение словаря (Игра «Один-много»)

-Ребята, мы волшебники немного?

-Был один, а станет….

-Снежный ком лови….

-Бобрёнок

                                    -Рысёнок

 -Воронёнок

                                    -Тигрёнок

  -Барсучонок

                                    -Кротёнок

-Молодцы, ребята!

7. Развитие связной речи, её выразительности.

-Повторим весёлые, забавные стихи:

«Чёрный кротик» и «Бобры»

-А наши пальчики нам помогут!

8.Развитие умения работать над чувством ритма. Автоматизация звука [Р] в предложениях.

-Ребята, а теперь, каждая встреча пальчиков с большим – это ПРЕДЛОЖЕНИЕ!

-Что учили в декабре? 

-Молодцы!

III. Итог деятельности.

-Ребята, а вот и сорока нас встречает….

(Слайд 2)

-С посланием от нашего друга Лесовичка!

-Что же он пишет?

-«Пишу я книгу про зверей, и жду подсказок от друзей. Мне звери, птицы рассказали, что главный звук вы дружно повторяли!»

-Вороны каркали?

-Ежата фыркали?

-А мышки, что за шум?

-Молодцы, присядьте на пенёчки.

-Ребята, Лесовичок вас благодарит, ведь теперь лесную школу может он открыть! А наше занятие как по-другому можно назвать?

-Вспомните стихотворение «Рисунки на стекле».

Пальчиковая игра «Рисунки на стекле»

-Порычи скорей дружочек….→

-Слово умное….→

-Да, ребята, наше занятие – это урок!

-Вы сегодня справились со всеми заданиями, нам помогли наши пальчики, гибкие и сильные!

-Главный звук мы повторяли?

-А теперь, спешу вам сообщить, что сорока принесла подарки от нашего друга Лесовичка: карандаши, блокнот для записей и рисунков своих наблюдений в природе, а от лесных друзей – угощения.

-Ребята, все молодцы! Скажем….ДО СВИДАНИЯ!

Дети приветствуют логопеда.

-Солнышко встало!

-Разбуди соседей!

-Большак!

-Указка!

-Серёдка!

-Сиротка!

-Крошка-Митрошка!

-Привет, ладошки!

(Речь с  движением)

-Все деревья в серебре!

(Речь с движением)

-Сорока.

-Пестрая.

-Длиннохвостая.

-Говорливая.

-Болтливая.

(Ответы детей)

-Да.

-Красивый.

-Сказочный.

-Дремучий.

-Зимний.

(Ответы детей)

(Дети выполняют за логопедом)

-Д-Д-Д-Д-Д…

(Дети выполняют упражнение «Дятел»)

-А-у, А-у, А-у….

-Мы погреемся немножко,

-Мы похлопаем в ладошки,

-Ножки тоже мы погреем,

-Мы потопаем скорее.

-Рукавички мы наденем,

-Не боимся мы метели.

-Мы с морозом подружились,

-Как снежинки закружились.

(Речь с движением)

-Громко.

-Важно.

-Сердито….

(Ответы детей)

-Спокойно.

-Тихо.

-Нежно.

-Заботливо….

(Ответы детей)

-Весело.

-Звонко.

-Задорно.

-Игриво….

(Ответы детей)

-Р-Р-Р-Р-Р….

(Дети повторяют за логопедом)

-Ры-Ры-Ры-Ры….

-Ра-Ра-Ра-Ра….

-Ро-Ро-Ро-Ро….

-Ру-Ру-Ру-Ру….

-Ри-Ри-Ри-Ри….

-Ре-Ре-Ре-Ре….

-Согласный.

-Звонкий.

-И мягкий, и твёрдый.

-Ры-Ры-Ры-Ры,

-У – реки – живут – бобры.

-Ра-Ра-Ра-Ра,

-В - лесу – зимняя – пора.

-Ри-Ри-Ри-Ри,

-К – нам – летят – снегири.

-Ре-Ре-Ре-Ре,

-Ёжик – спит – в – норе.

-Ри-Ри-Ри-Ри,

-На – ветку – сели – снегири.

-Ре-Ре-Ре-Ре,

-Мышка – спряталась – в – норе.

-Вороны

(Выполняют два ребёнка из подгруппы)

-Из-за корочки подрались!

-Каррр, Каррр.

(Речь с движением)

-Во всё горло разорались!

-Каррр, Каррр.

(Речь с движением)

-Мышка!

-Мышка маленькая в норке,

-Тихо грызла хлеба корку.

-Это мышка в норке,

-Хлебные ест корки.

-Хрум, хрум!

(Речь с движением)

-Ежата.

-Иголочки острые сильно дрожат,

-У ежихи и ежат.

-Фыр, фыр!

(Речь с движением)

-Много!

-Слово говори!

-Бобрята.

-Рысята.

-Воронята.

-Тигрята.

-Барсучата.

-Кротята.

-Чёрный кротик вырыл норку,

-Проглотил от булки корку.

-У реки живут бобры,

-Бобры добры, бобры бодры.

-Много снега на дворе!

-Все деревья в серебре!

-На кормушке во дворе!

-Много птичек в декабре!

-Карр, карр.

-Фыр, фыр.

-Хрум, хрум.

(Речь с движением)

-Мы дохнули на стекло….

-Написали букву «О».

-Снова пальчиком веду….

-Получилась буква «У».

-Палочка,  вверху кружочек…

-Р-р-р-р-р-р-р….

-Если букву «К» добавить….

-Слово я смогу составить.

-Урок!

-Это пальчик мне помог.

(Дети выполняют за логопедом)

-Да.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия: Постановка звука [ш]

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия...

Конспект коррекционно-развивающей деятельности с ребёнком с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, обусловленным стёртой формой дизартрии.Тема:«Поможем жуку. Автоматизация звука [Ж] в словах и предложениях».

Конспект коррекционно-развивающей деятельности для детей с ФФНР ,обусловленным стёртой формой дизартрии. Автоматизация звука Ж в словах и предложениях.Для  детей 5-6 лет....

Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности: "Автоматизация звука Р".

Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности на тему: "Автоматизация звука Р"....

Конспект коррекционно-развивающей работы с детьми старшей группы "Прогулка в осеннем лесу"

МБДОУ «Детский сад № 146» г. Чебоксары           Конспект коррекционно-развивающей деятельностипо образовательной области «Комм...

Конспект коррекционно - развивающего занятия на тему: «Приключения в Фиолетовом лесу» с детьми с тяжелыми нарушениями речи в возрасте 5 – 6 лет

Занятие проведено с использованием игровой предметно – пространственной  среды «Фиолетовый лес" и игрового комплекта «МиниЛарчик»...

Конспект коррекционно - развивающего занятия "Дифференциация звуков [л]-[л\'] в словах на материале «Поселок Волоконовка»

Группа детей по структуре дефекта: ОНР (ІII уровень речевого развития).Возраст: 6 лет.Тема: Дифференциация звуков [л]-[л'] в словах на материале темы «Поселок Волоконовка»Приоритетная ...